История возникновения и развития государственного бюджета Беларуси

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 21:48, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: определение факторов формирования, экономической сущности, основных функций. Возникновение и развитие государственного бюджета Республики Беларусь.

Автор работы подтверждает, что приведенный в ней аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические приложения сопровождаются ссылками на их авторов.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………... 4
Государственный бюджет ………………………………………………….. 5
Факторы формирования ………………………………………………. 7
Экономическая сущность ……………………………………………... 7
Функции бюджета ……………………………………………………... 9
История возникновение бюджета……………………………………...….. 11
Княжеская казна ……………………………………………………….. 11

Государственная казна Великого Княжества Литовского…..……… 11
Формирование ГБ дореволюционной Беларуси .…………………… 12
Государственный бюджет БССР………………………………………. 14
Первый государственный бюджет Республики Беларусь…………… 16
Бюджетное устройство и бюджетная политика РБ………………….. 17
3 Анализ государственного бюджета РБ за 2011-2012 года ……………... 21
Заключение …………………………………………………………………….. 26
Список использованных источников ………………………………………… 28
Приложение 1………………………………………………………………….. 29
Приложение 2………………………………………………………………….. 30
Приложение 3………………………………………………………………….. 31

Работа содержит 1 файл

23.doc

— 333.50 Кб (Скачать)

Бюджетные взаимоотношения после  утверждения бюджетного плана как  закона страны принимают форму государственных  обязательств. Поэтому предусмотренные в нем принципы формирования доходов, цели и объекты финансирования становятся выражением финансовой политики государства и являются обязательными для всех субъектов, вовлеченных в бюджетный процесс.

Все это позволяет определять бюджет как систему специфических финансовых отношений, связанных с формированием и использованием бюджетного фонда для обеспечения функций государства на определенных этапах общественного развития.

Бюджетные отношения сопровождают движение множества денежных потоков, связанных с образованием и использованием бюджетного фонда. Управляя этими потоками, государство выстраивает бюджетные отношения в соответствии с проводимой бюджетной политикой, т.е. придает им определенные формы: налоги, сборы, трансферты и др. Бюджет становится важным элементом в системе государственного регулирования экономических и социальных процессов.

 

  1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА

 

 

Возникновение бюджета Беларуси связано  с историей развития белорусского государства и формированием княжеской казны белорусских волостей. Доходы казны формировались за счет дани, доходов от крепостных работников и имущества. Расходы шли на содержание двора, дружины. С развитием торговли существенным источником стали торговые пошлины и контрибуции с побежденных народов.

 

 

2.1 Княжеская казна

 

 

С укреплением феодального землевладения появляются и феодальные повинности: дань, оброк продуктами, денежный оброк, барщина. В X–XII вв. в Древнерусском государстве были заложены основы формирования бюджетной системы. Кроме того, определялась многоступенчатая система формирования доходов: на уровне государства, отдельных княжеств и внутри них.

В конце XIII – начале XIV в. Образовалось Великое княжество Литовское, в состав которого входили белорусские, украинские, русские земли. Основными источниками государственных доходов являлись домены и доходы с земли.

Доходы государства подразделялись на добровольные (дары), договорные или частноправовые (доходы от государственного имущества, регалии), принудительные (налоги, пошлины и т. Д.), на постоянные и чрезвычайные. Особое место в данной системе платежей занимали регалии как переходная ступень от домениального хозяйства (доменов) к налоговой системе. К крупным регалиям относились соляная, табачная, лесная, речная, горная, монетная и др. Регалии положили начало возникновению косвенных налогов.

 

 

2.2 Государственная казна Великого Княжества Литовского

 

 

Государственная казна Великого княжества  Литовского состояла из натуральных  и денежных податей и платежей, суммы разницы между доходами, поступающими в государственную казну, и доходами, остающимися в распоряжении отдельных территорий, землевладельцев, а также налоговых и неналоговых платежей. Формирование местных государственных доходов способствовало развитию городов и ремесел. Важная роль отводилась Полоцку и Витебску, которые являлись центрами торговли, где создавалась городская казна, являясь прообразом городского бюджета.

Во второй половине XV в. Образовалась Речь Посполитая с единой денежной системой. Доходы государственной казны данного государства формировались за счет увеличения доли денежных платежей и доходов от городов.

XVIII в. Ознаменовался процессом воссоединения белорусских земель с Российской империей, что послужило развитию мануфактурного производства, фабричной промышленности и появлению нового административного деления, которое связано с образованием губерний.

 

 

2.3 Формирование государственного бюджета дореволюционной Беларуси

 

 

В состав дореволюционной Беларуси входили пять губерний Северо-Западного  края – Минская, Могилевская, Виленская, Витебская и Гродненская. Лишенная государственной самостоятельности Беларусь не имела своего бюджета, однако участвовала в формировании доходов государственного бюджета России. Для того периода характерным являлось составление двух видов бюджетов: обыкновенного и чрезвычайного. Обыкновенный бюджет формировался из традиционных, относительно постоянных доходов и направлялся на финансирование расходов, связанных с осуществлением основных функций государства. За счет чрезвычайного бюджета погашался государственный долг, покрывались убытки, вызванные войной, стихийными бедствиями и т. Д. Главными источниками его образования были внутренние и внешние займы. Основная часть обыкновенных государственных доходов пяти западных губерний поступала в виде косвенных налогов: от казенной винной монополии, государственных имуществ, пошлин. Почти половину государство получало от винной монополии. Акцизами облагались спички, табачные изделия, напитки и др. Указанные доходы вместе превышали 2/3 общей суммы доходов. Царское правительство не применяло подоходное обложение, и все прямые налоги относились к категории реальных налогов: поземельный, с недвижимости, квартирный, промысловый, с денежных капиталов. Таким образом, обложению подвергались не доходы, а имущество, и налоговые отношения государства с крупными владельцами земли строились на той же основе, что и с крестьянами, владеющими несколькими десятинами.

Темпы роста государственных доходов  на территории Беларуси до начала первой мировой войны были ниже, чем в  целом по России. Это связано с некоторыми особенностями в развитии белорусского региона, где отсутствовали крупные обороты в промышленности и торговле. При едином для всей России финансовом законодательстве доходная база государственного бюджета в Беларуси оказалась слабее, чем в более развитых в промышленном отношении районах.

Государственные расходы в дореволюционной  Беларуси также характеризовались некоторыми особенностями. В состав расходов государственного бюджета входили военные, на содержание государственных железных дорог, органов государственного управления, юстиции и контроля, министерства финансов, хозяйственных министерств, министерства просвещения и другие расходы. При этом в составе расходов полностью отсутствовали расходы на здравоохранение, не считая расходов на содержание военных госпиталей и тюремных больниц. Государство полностью переложило эти расходы на местные бюджеты. Система местных бюджетов включала земские, городские и мирские бюджеты. Основные доходы бюджета в белорусских губерниях формировались за счет косвенного обложения (преимущественно малоимущего населения). Вводился в данный период сбор на «местные нужды», получивший название «земский сбор». Земские доходы делились на окладные (с недвижимого имущества, в первую очередь с земель) и неокладные (пошлины, платежи с документов на право торговли, проценты на собственные капиталы и др.). Некоторые губернии получали правительственные субсидии, которые в отдельные годы достигали четвертой части всей суммы их доходов. Низшим звеном бюджетной системы были мирские (волостные и сельские) бюджеты, которые формировались в основном за счет сборов с крестьян. Эти средства расходовались на выплату жалований волостным и сельским должностным лицам, содержание общественных зданий, сооружений и пр. Большинство бюджетов сводилось с дефицитом, который покрывался за счет займов.

Таким образом, бюджетная система  дореволюционной Беларуси включает в себя следующие звенья отраженные в таблице 3.

Таблица 3.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Средства  земских бюджетов направлялись на строительство и содержание дорог, органов управления, медицину, народное образование и др. Неиспользованные средства дорожных капиталов вкладывались в облигации  государственных  займов  и  впоследствии  направлялись  на покрытие разницы между государственными расходами и доходами. На долю местных бюджетов приходилось менее 1/16 всех бюджетных расходов.

С  началом  первой  мировой  войны  в  государственном  бюджете  резко сократились расходы на мирные нужды и обыкновенные доходы. Основным  источником  покрытия  военных  расходов  стала  эмиссия бумажных денег. Война вызвала резкое увеличение расходов земств и городов. Это потребовало усиления обложения недвижимого имущества. Но  огромные  размеры  недоимки  по  земским  платежам  привели  к небывалому  росту  дефицита  бюджета  земских и  городских  управ,  которые  все  в большей мере были  вынуждены обращаться  за  ссудами к 16 банкам  и  государству. Накануне  революции 1917  г.  Земские  и  городские управы оказались, по существу, банкротами.

 

 

2.4 Государственный бюджет  БССР

 

 

Белорусская Советская Социалистическая Республика была образована в 1919 г. И формально имела право на самостоятельный бюджет. Однако из-за военных действий и оккупации, натурализации хозяйства и отмены  денежных  налогов  бюджет  республики  не  составлялся.  Первый бюджет БССР был составлен в 1921 г., но исполнен с огромным дефицитом. За счет эмиссии покрывалась 92 % всех расходов.

С  образованием  Союза  Советских  Социалистических  Республик Государственный  бюджет  БССР  вошел  в  состав  бюджетной  системы единого  государства. Широко  разветвленная  сеть  бюджетов  местных Советов  существовала самостоятельно, но была наделена собственными  источниками  доходов,  получала  надбавки,  дотации  на  покрытие разницы  в доходах и расходах,  а  также  субвенции (целевые  средства) при  долевом  участии  собственных  средств.  Организация  различных видов  бюджетов  и  порядок  их  становления  регулировались  законодательными актами государства. Следует заметить, что основные направления дальнейшей бюджетной политики БССР во многом определялись решениями и постановлениями центрального правительства.

В структуре бюджетных доходов  начинают преобладать поступления  от  народного  хозяйства  в  виде  промыслового  налога,  платы  за пользование  государственными  угодьями, подоходного налога,  отчислений  от  прибыли  и  др.  Важными  доходными  источниками  стали  и прямые  налоги,  акцизы. Основными  статьями  бюджетных  расходов  в 20-х гг. ХХ в. Становятся расходы на народное хозяйство и социально культурные мероприятия. Эта тенденция в развитии расходов бюджета сохраняется и в дальнейшем. В 30-е гг. в доходной части бюджета произошли  серьезные  изменения,  вызванные  проведением  налоговой  реформы с целью упорядочения существующих налоговых платежей (насчитывалось около 70 видов налогов). Результатом проведения налоговой  реформы  стали:  введение  двухуровневой  системы  изъятия  части полученных доходов и налога с оборота, который  заменил 53 существовавших ранее платежа. Была построена система платежей в бюджет: множественность  платежей  уступила  место  двухканальной  системе изъятия  доходов  предприятия  в  бюджет.  Для  государственных  предприятий устанавливались налог с оборота и отчисления от прибыли, а для кооперативных организаций – налог с оборота и подоходный налог. В результате налоговой реформы бюджет в целом получил устойчивый, регулярный источник  доходов (налог  с оборота),  а  государство –  возможность  неограниченного  контроля  над  финансово-хозяйственной деятельностью предприятий и организаций. Однако в Беларуси с относительно  низким  уровнем  развития  экономики  сохранилась  потреб  17ность в дотациях из союзного бюджета. Сужение круга источников доходов  местных  Советов  в  результате  налоговой  реформы  привело  к тому, что все большая часть их расходов покрывалась за счет общегосударственных доходов. 

Вторая мировая война нанесла огромный ущерб республике: производство  страны  было  отброшено  на 30  лет  назад.  Государственный бюджет 1946 г. Был по финансовым параметрам намного больше довоенного 1940 г., а источников поступления денежных средств не хватало. Доходы  ГБ формировались  в  основном  за  счет  налогов  с  оборота (48 %),  отчислений  с  прибыли (15 %),  налогов  с  населения (13,5 %), местных  налогов,  отчислений  от  займов.  В данный  период  наблюдалось  увеличение  расходов  по  финансированию  народного  хозяйства, промышленности,  сельского  хозяйства,  жилищно-коммунального  хозяйства. 

В 50–60-х  гг. ХХ в. основными налоговыми источниками являлись налог с оборота (50,2 %),  отчисления  с прибыли,  подоходный  налог (с колхозников,  потребительской кооперации  и общественных  организаций), местные налоги и сборы, государственные займы и денежные лотереи. В 70–80-х гг. основными источниками доходов стали налог с оборота и платежи с прибыли. С середины 80-х гг. большая часть собранных доходов (более 90 % всех доходов), поступающих от отраслей народного хозяйства,  направлялась  обратно  в  виде  финансирования  расходов  на народное  хозяйство. Бюджетный  дефицит в данный период  стал  характерной чертой для всего СССР. Конец 80 – начало 90-х гг. характеризуется перестройкой хозяйственной системы.

 

 

 

2.5 Первый государственный бюджет Республики Беларусь

 

 

Первый государственный бюджет Республики Беларусь был утвержден на 1991г.

В бюджетную систему страны вносились  следующие изменения:

•  передавались в собственность  Республики Беларусь все предприятия, находящиеся на ее территории;

•  определялся комплекс мер  по социальной защите населения страны;

•  формировалось национальное  налоговое законодательство,  был введен чрезвычайный налог, связанный с ликвидацией последствий на ЧАЭС, отменен налог с оборота;

•  формировалась новая  система налогообложения с учетом опыта европейских стран: увеличивалось количество косвенных налогов, вводились НДС, экологический налог, платежи за землю, налог на экспорт и импорт, совершенствовалась подоходная система обложения, расширился круг подакцизных товаров и т. Д.

Приоритетными  направлениями  системы  расходов государства стали АПК,  социальная  защита  населения,  наукоемкое  производство.  Возрастание  роли  бюджета  в  условиях  переходной  экономики и связанное с ним дальнейшее совершенствование бюджетного и налогового законодательства в последующие годы вызвали изменения в составе и структуре доходов  и  расходов  бюджета.  За  период  с 1995  по 1996  г. Доходы  бюджета  в  целом  увеличились  в 17  раз. Однако  темпы  роста отдельных доходных источников были разными. Так, налог на прибыль и доходы вырос в 7,7 раза, налоги с населения – в 20,3 раза. Колоссального  увеличения  достигли  косвенные  налоги:  налог  на  добавленную стоимость вырос к 1999 г. По сравнению с 1995 г. В 18,1 раза, акцизы – в 42,7  раза,  что в 2,5  раза  выше  темпов  роста бюджета  за  соответствующий  период.  Это  лишь  подтверждает  тенденцию  на  ускоренное развитие  косвенного  налогообложения  для  создания  доходной  базы бюджета. Ниже  средних  в  анализируемом  периоде  были  темпы  роста налогов на собственность: они увеличились лишь в 9,9 раза. В 12,1 раза выросли платежи за  пользование природными  ресурсами.  В связи с отсутствием сдвигов в плане рыночных реформ поступления от выкупа акционирования,  реализации  государственной  собственности  в 1999 г. Увеличились в 2,3 раза по сравнению с 1996 г. Значительные изменения, связанные с переориентацией бюджетной политики  в  условиях  переходной  экономики,  произошли  в  расходной части бюджета. Объем расходов государственного бюджета за период с 1992 по 1999 г. Увеличился в 20 раз, а за последние пять лет – в 16,6 раза.

Информация о работе История возникновения и развития государственного бюджета Беларуси