Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 21:48, курсовая работа
Цель работы: определение факторов формирования, экономической сущности, основных функций. Возникновение и развитие государственного бюджета Республики Беларусь.
Автор работы подтверждает, что приведенный в ней аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические приложения сопровождаются ссылками на их авторов.
Введение ………………………………………………………………………... 4
Государственный бюджет ………………………………………………….. 5
Факторы формирования ………………………………………………. 7
Экономическая сущность ……………………………………………... 7
Функции бюджета ……………………………………………………... 9
История возникновение бюджета……………………………………...….. 11
Княжеская казна ……………………………………………………….. 11
Государственная казна Великого Княжества Литовского…..……… 11
Формирование ГБ дореволюционной Беларуси .…………………… 12
Государственный бюджет БССР………………………………………. 14
Первый государственный бюджет Республики Беларусь…………… 16
Бюджетное устройство и бюджетная политика РБ………………….. 17
3 Анализ государственного бюджета РБ за 2011-2012 года ……………... 21
Заключение …………………………………………………………………….. 26
Список использованных источников ………………………………………… 28
Приложение 1………………………………………………………………….. 29
Приложение 2………………………………………………………………….. 30
Приложение 3………………………………………………………………….. 31
Темпы роста государственных расходов в 1995–1999 гг. были практически равны темпам роста государственных доходов. Медленнее росли расходы на отрасли хозяйства: за 1995–1999 гг. они увеличились в 12,4 раза. Расходы на социально-культурные мероприятия и социальную защиту увеличились в соответствующем периоде в 16,8 раз, на науку – в 15,6 раз, на управление – в 16,7 раз. Структурные изменения в расходной части бюджета выразились прежде всего в сокращении удельного роста затрат на отрасли хозяйства при одновременном увеличении расходов на социально-культурные мероприятия. Видно, что наметилась устойчивая тенденция социальной направленности расходов бюджета.
В результате проводимой бюджетной политики происходит перераспределение бюджетных ресурсов между уровнями бюджетной системы. В 1996–1999 гг. наблюдается увеличение доли местных бюджетов в консолидированном бюджете страны с 51,7 до 55,4 %.
Качественные и структурные изменения в доходах и расходах бюджета отражают основные направления бюджетно-налоговой политики государства и состояние рыночных процессов. В условиях бюджетного дефицита одной из основных задач является аккумуляция средств в государственный бюджет для обеспечения программ и мероприятий, предусмотренных в расходной части бюджета.
Таким образом, за многовековой период своего развития менялись форма и содержание бюджетного фонда, его качественные и количественные характеристики, что обусловлено решением возникающих государственных задач и требует дальнейшего реформирования бюджета Республики Беларусь, а именно:
• совершенствования системы государственных доходов, обоснованности доходной части ГБ на основе реформирования налоговой системы и структуры платежей в бюджет;
• оптимизации расходной части бюджета на базе высокоэффективных вложений по приоритетным направлениям;
• повышение качественного уровня бюджетного планирования, реформирование системы межбюджетных отношений, применение эффективных форм и методов бюджетного регулирования;
• снижение бюджетного дефицита ГБ за счет выпуска займов, доходов от операций ценных бумаг и других внутренних источников;
• разработка основных направлений бюджетной политики.
2.6 Бюджетное устройство и бюджетная политика Республики Беларусь
Организация, принципы построения бюджетной системы, существующие межбюджетные отношения, бюджетное право и бюджетный процесс определяют содержание понятия «бюджетное устройство». Бюджетная система государства представляет собой совокупность всех видов бюджетов страны, основанную на системе экономических отношений и юридических нормах. Бюджетная система занимает центральное место в бюджетном устройстве и основывается на принципах единства, самостоятельности, гласности, полноты и реальности всех бюджетов. Вышеуказанные принципы находят свое отражение в законе «О бюджетной системе Республики Беларусь», в соответствии с которым формируется бюджетная система государства.
В бюджетную систему как самостоятельные звенья включаются: республиканский и местные бюджеты всех уровней (областные, городские, районные бюджеты в городах, сельские и поселковые). Вместе с тем различают: первичный (сельские, поселковые, городские без районного деления, районы в городах), базовый (городские с районным делением, районные Советы) и областной территориальные уровни бюджетной системы (областные Советы).
Порядок распределения доходов и расходов между отдельными видами и уровнями бюджетов определяется решением следующих задач:
• сбалансированность доходной и расходной частей каждого из бюджетов;
• заинтересованность местных органов власти в выполнении планов поступлений общегосударственных доходов и расходов;
• равномерность поступлений доходов в ГБ;
• приоритетность республиканского бюджета в финансировании программ и мероприятий.
В основу распределения положены следующие принципы:
1. Принцип значимости, который предполагает зачисление доходов в республиканский и местные бюджеты, а также определяет закрепленные, собственные и регулирующие виды доходов за соответствующими бюджетами.
2. Принцип подчиненности, в соответствии с которым подведомственные предприятия перечисляют налоги и другие виды доходов в соответствующие бюджеты.
3. Принцип территориальности – значительная часть доходов и налогов зачисляется в бюджет по территориальной принадлежности плательщиков.
Доминирующее значение в бюджетной системе Республики Беларусь имеет республиканский бюджет, где аккумулируется более половины бюджетных ресурсов государства, а также перераспределяются финансовые ресурсы между областями республики, выделяются дотации, субсидии и субвенции местным бюджетам. Средства республиканского бюджета направляются на капиталовложения по объектам, относящиеся к республиканской собственности, природоохранные мероприятия, включая и мероприятия по ликвидации катастрофы на ЧАЭС, содержание аппарата управления, армии, образование резервных фондов и другие мероприятия общегосударственной значимости.
Доходы местных бюджетов формируются за счет собственных (закрепленных) доходов и налогов, отчислений от общереспубликанских доходов и налогов, дополнительных источников доходов, устанавливаемых местными Советами, дотаций, субвенций из республиканского бюджета. Минимальный размер местных бюджетов определяется на основе норматива бюджетной обеспеченности на одного жителя, иных социальных нормативов исходя из текущей экономической ситуации в регионах республики. Особенностью местных бюджетов является высокий уровень расходов на социально-культурные мероприятия (около 50 %). Средства местных бюджетов расходуются на капиталовложения по объектам, относящиеся к коммунальной собственности, на региональные мероприятия по социальной защите населения, содержание местных органов управления, благоустройство городов и т. д. В местные бюджеты Республики Беларусь в 2004 г. включены средства местных целевых бюджетных фондов охраны природы, дорожных, жилищно-инвестиционных фондов, а также часть средств государственного фонда содействия занятости и средства внебюджетных фондов, создаваемых в соответствии с законодательством Республики Беларусь местными Советами депутатов или исполнительными и распорядительными органами.
Бюджетный процесс – регламентированная Конституцией Республики Беларусь, актами Президента Республики Беларусь и другими нормативными актами деятельность государственных органов по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов. Республиканский бюджет утверждается законом Республики Беларусь, местные бюджеты – решениями местных Советов депутатов. Счетный период включает финансовый (бюджетный) год и льготный период после его окончания, составляющий один месяц, в течение которого завершаются операции по обязательствам, принятым в период исполнения бюджета за прошедший финансовый (бюджетный) год.
Составление проектов республиканского
и местных бюджетов осуществляется
в целях определения объема денежных
средств, необходимых для выполнения
функций государственных органов
Республики Беларусь и органов местного
управления и самоуправления, экономического
и социального развития Республики
Беларусь или соответствующих административно-
Министерством экономики, Министерством финансов и Национальным банком Республики Беларусь ежегодно до 1 августа года, предшествующего планируемому финансовому (бюджетному) году, разрабатываются параметры прогноза социально-экономического развития республики, которые представляются на рассмотрение Правительства Республики Беларусь, а после одобрения Правительством – на рассмотрение Президента Республики Беларусь. Министерство статистики и анализа Республики Беларусь и его органы представляют Министерству финансов, местным исполнительным и распорядительным органам статистическую информацию, необходимую для разработки прогнозов социально-экономического развития, проектов бюджетов.
Национальный банк Республики Беларусь представляет в Министерство финансов информацию, необходимую для подготовки проекта республиканского и местных бюджетов. При этом расходы бюджетов формируются с учетом прогнозируемых доходов. Министерством финансов и местными финансовыми органами соответственно определяются прогнозные показатели по доходам и расходам республиканских и местных бюджетов.
Министерство финансов на основе проектов республиканского бюджета и города Минска составляет Проект консолидированного бюджета Республики Беларусь. Проекты республиканского и консолидированного бюджетов Республики Беларусь, а также местных бюджетов на предстоящий финансовый (бюджетный) год и предложения по сбалансированию бюджетов вносятся соответственно на рассмотрение Правительства Республики Беларусь и местных исполнительных и распорядительных органов. Рассмотренные и одобренные Правительство Республики Беларусь проекты республиканского и консолидированного бюджетов Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год представляются на рассмотрение Президента Республики Беларусь. При необходимости внесения изменений и дополнений в акт законодательства Республики Беларусь, регулирующие порядок налогообложения, Президент Республики Беларусь выносит на рассмотрение в Парламент Республики Беларусь проекты соответствующих законов либо до принятия проекта закона о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год, либо одновременно с этим проектом. Проект закона о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год рассматривается Парламентом Республики Беларусь в соответствии с Конституцией Республики Беларусь.
3. Анализ государственного бюджета РБ за 2011-2012 года
В 2012 году объем валового внутреннего продукта составил 163 трлн. Рублей и увеличился в сопоставимых ценах на 7,6% по сравнению с 2011 годом. Производство промышленной продукции возросло на 11,3%, составив 161,9 трлн. Рублей. При этом запасы готовой продукции промышленности на складах на 1 января 2012 года составили 5 трлн. Рублей, или 49,5% к среднемесячному объему производства промышленной продукции (на 1 января 2012 года они составляли 67,9% среднемесячного объема производства продукции).
Экспорт товаров и услуг в 2012 году увеличился по сравнению с 2011 годом на 20%, импорт товаров и услуг – на 22,6%.
Прибыль от реализации продукции, товаров, работ, услуг (без субъектов малого предпринимательства) за 2012 год возросла по сравнению с 2011 годом на 31,4% в номинальном выражении, или на 21,9% в реальном выражении (скорректировано на индекс потребительских цен), прибыль до налогообложения – на 31,5 и 22,6% соответственно.
Индекс потребительских цен за 2012 год составил 109,9%, или в среднемесячном исчислении – 100,8%. В среднем за год инфляция на потребительском рынке составила 107,8%.
С 1 января 2012 года Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь выведен из состава республиканского бюджета. Его показатели на 2012 год утверждены Законом Республики Беларусь от 29 декабря 2011 года №70-З «О бюджете государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь на 2012 год». В целях сопоставимости данных показатели республиканского и консолидированного бюджетов за 2011 год также приведены без ФСЗН.
В 2012 году доходы консолидированного бюджета составили 48,8 трлн. рублей, что на 4,3% больше, чем в 2011 году (в реальном выражении, скорректированные на индекс потребительских цен, меньше на 3,2%). Динамика поступления доходов приведена на рисунке 1. Удельный вес доходов консолидированного бюджета в ВВП сократился с 34% в 2011 году до 29,9% в 2012 году.
Рис. 1. Динамика поступления доходов консолидированного бюджета
Основными доходными источниками остаются налог на добавленную стоимость, доходы от внешнеэкономической деятельности, налог на прибыль и акцизы, поступления по которым возросли по сравнению с 2011 годом. Наиболее значительно увеличились поступления налога на добавленную стоимость – на 24,6%, налога на прибыль – на 12,3%, акцизов – на 10,9% в реальном выражении, приложение 1.
Доля НДС, налога на прибыль, акцизов, налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности в доходах консолидированного бюджета составила 65,5%. При этом 33,3% всех поступлений в бюджет обеспечено за счет налога на добавленную стоимость, 11,8% - налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности, табл. 4.
Таблица 4
Динамика структуры доходов консолидированного бюджета
в 2011-2012 гг., %
Показатели |
2011 год |
2012 год |
1. Налоговые доходы – всего |
88,4 |
92 |
в том числе: |
||
|
20,6 |
24,2 |
в т.ч. - подоходный налог |
9,2 |
11,0 |
|
3,5 |
3,8 |
|
42,6 |
47,1 |
в т.ч. – НДС |
25,6 |
33,3 |
- акцизы |
7,8 |
8,9 |
|
17,1 |
11,8 |
2. Неналоговые доходы |
11,4 |
7,8 |
3. Безвозмездные поступления |
0,2 |
0,2 |
Итого доходов |
100,0 |
100,0 |
Задолженность по платежам в бюджет и государственные целевые бюджетные фонды по состоянию на 1 января 2012 года составила 32 млрд. рублей и уменьшилась по сравнению с началом года на 50,3% в реальном выражении. Отношение недоимки к годовым доходам консолидированного бюджета сократилось с 0,13% на 1.01.2011 г. До 0,07% на 1.01.2012 г.
Расходы консолидированного бюджета в 2012 году профинансированы в сумме 53 трлн. Рублей. По сравнению с 2011 годом расходы в реальном выражении уменьшились на 0,1%.
Расходы консолидированного бюджета в разрезе функциональной классификации увеличились по всем разделам, кроме «Национальной экономики» и «Охраны окружающей среды». Наиболее значительно (в реальном выражении) возросли расходы по разделам «Социальная политика» – на 13,7%, «Общегосударственные расходы» - на 17,4% (в том числе расходы на Государственную инвестиционную программу – на 12,1%), «Образование» - на 14,4%, «Здравоохранение» - на 12%. Финансирование по разделу «Национальная экономика» сократилось на 29,6%.
Информация о работе История возникновения и развития государственного бюджета Беларуси