История возникновения и развития государственного бюджета Беларуси

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 21:48, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: определение факторов формирования, экономической сущности, основных функций. Возникновение и развитие государственного бюджета Республики Беларусь.

Автор работы подтверждает, что приведенный в ней аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические приложения сопровождаются ссылками на их авторов.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………... 4
Государственный бюджет ………………………………………………….. 5
Факторы формирования ………………………………………………. 7
Экономическая сущность ……………………………………………... 7
Функции бюджета ……………………………………………………... 9
История возникновение бюджета……………………………………...….. 11
Княжеская казна ……………………………………………………….. 11

Государственная казна Великого Княжества Литовского…..……… 11
Формирование ГБ дореволюционной Беларуси .…………………… 12
Государственный бюджет БССР………………………………………. 14
Первый государственный бюджет Республики Беларусь…………… 16
Бюджетное устройство и бюджетная политика РБ………………….. 17
3 Анализ государственного бюджета РБ за 2011-2012 года ……………... 21
Заключение …………………………………………………………………….. 26
Список использованных источников ………………………………………… 28
Приложение 1………………………………………………………………….. 29
Приложение 2………………………………………………………………….. 30
Приложение 3………………………………………………………………….. 31

Работа содержит 1 файл

23.doc

— 333.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

БОБРУЙСКИЙ  ФИЛИАЛ

 

 

Кафедра экономики и управления

                                                                            

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

                  по дисциплине:  Макроэкономика

                  на тему:  История возникновения и развития

                                   государственного бюджета Беларуси

  

 

 

 

Студент

Маркетинг, 2 курс, МЗ122 ссо                                                         П.О.Владыко

 

Руководитель             Н.П.Винницкая                                                                          

 

 

 

 

 

 

БОБРУЙСК 2013

РЕФЕРАТ

 

Курсовая работа: 31с., 4 таб., 2 рис., 18 источников, 3 приложения.

 

История возникновения и развития государственного бюджета Беларуси

 

 

 

 

 

Предметом исследования являются возникновение и развитие государственного бюджета Республики Беларусь.

Цель работы: определение факторов формирования, экономической сущности, основных функций. Возникновение и развитие государственного бюджета Республики Беларусь.

 

Автор работы подтверждает, что приведенный в ней аналитический  материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические приложения сопровождаются ссылками на их авторов.

 

 

 

 

 

 

______________________ П.О.Владыко

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение ………………………………………………………………………...  4

  1. Государственный бюджет ………………………………………………….. 5
    1.   Факторы формирования ……………………………………………….   7
  •   Экономическая сущность ……………………………………………...   7
  •   Функции бюджета ……………………………………………………...  9
  • История возникновение бюджета……………………………………...…..  11
    1.   Княжеская казна ……………………………………………………….. 11
     
      1.   Государственная казна Великого Княжества Литовского…..……… 11
  •   Формирование ГБ дореволюционной Беларуси .…………………… 12
  • Государственный бюджет БССР………………………………………. 14
  • Первый государственный бюджет Республики Беларусь…………… 16
  • Бюджетное устройство и бюджетная политика РБ………………….. 17
  • 3     Анализ государственного бюджета РБ за 2011-2012 года ……………... 21

    Заключение  …………………………………………………………………….. 26

    Список использованных источников ………………………………………… 28

    Приложение 1…………………………………………………………………..  29

    Приложение 2…………………………………………………………………..  30

    Приложение 3…………………………………………………………………..  31


     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Введение

     

    Бюджет призван играть ключевую роль в регулировании системы  экономических отношений. Ввиду особой важности государственного бюджета для всех сфер экономической жизни его составление, утверждение и выполнение происходят на уровне законов. Вместе с тем сам бюджет государства является законом.

    План сбора доходов  и использования расходов имеет  практически каждый экономический  институт (предприятие, фирма, отрасль  экономики, банк, экономические и финансовые фонды т. п.). Бюджеты имеют и все социально-политические институты (госорганизации, политические партии и т.п.).

    Обязательным условием функционирования любого государства  является формирование бюджета, который выступает не только финансовой базой, но и мощным рычагом государственного регулирования экономики.

    Бюджеты развитых государств отражают экономические, социальные и  политические процессы, происходящие в обществе. Современное рыночное государство стремится воздействовать на все стороны общественного воспроизводства через систему налогов, сборов, приоритеты в финансировании. С этой целью используются различные формы и методы бюджетного регулирования.

    Определяя бюджетную  политику, государство отдает предпочтение тем или другим из них, в зависимости от задач конкретного периода. Следовательно, бюджет государства проходит те же этапы развития, что и государство, претерпевая количественные и качественные изменения.

    Государственный бюджет — документ, расписывающий доходы и расходы конкретного государства, как правило, за год (с 1 января до 31 декабря).

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    1. Государственный бюджет

     

     

    Государственный бюджет – это система экономических отношений, опосредованная через аккумулирование централизованных и децентрализованных денежных фондов. По своей экономической природе государственный бюджет – это экономическая категория, отражающая совокупность экономических отношений по поводу формирования, распределения и использования централизованного фонда финансовых ресурсов государства (финансовый план государства). Внешними признаком государственного бюджета является его форма, определяемая как финансовый план, фонд финансовых ресурсов государства. Экономическое назначение государственного бюджета рассматривается через распределительную (перераспределительную) и контрольную функции. Первая связана с концентрацией денежных средств у государства с целью удовлетворения общегосударственных потребностей. Вторая – с определением своевременности, полноты поступления финансовых ресурсов в распоряжение государства.

    Все источники поступлений  в бюджет можно сгруппировать  по таким важнейшим признакам, как: форма изъятия платежей; субъекты их уплаты; сфера деятельности, отрасль, ведомство; объект обложения и др. Соответственно по форме, методам изъятия и содержанию все доходы бюджета можно разделить на налоговые и неналоговые. Платежи, имеющие налоговую форму отличаются более жесткой регламентацией нормативов изъятия денежных средств в распоряжение государства, чем неналоговые платежи, которые позволяют государству вальвировать размерами изъятия денежных средств. При переходе к рынку увеличивается доля налоговых платежей в общем объеме бюджетов. Это вызвано спецификой рыночных отношений.

    Основным объектом бюджетного перераспределения является чистый доход (или часть стоимости совокупного общественного продукта и национального богатства). Основу контрольной функции составляет движение бюджетных ресурсов в соответствии с показателями бюджетных поступлений и расходов (Таблица 1.).

     

     

    Таблица 1.

     

     

     

    Центральным показателем  государственного бюджета является величина его доходов. Сумма доходов  определяет расходы государства  на развитие экономики, темпы экономического роста и уровня благосостояния страны. Сопоставление доходов государственного бюджета с его расходами позволяет определить сумму и уровень дефицита. Такая роль доходов государственного бюджета в жизни общества и государства обуславливает необходимость совершенствование методологии их формирования и прогнозирования разработки новых подходов в этом направлении.

    Через бюджет проходят значительные финансовые потоки, он непосредственно влияет на формирование важных экономических показателей (Таблица 2)

     

    Таблица 2.

     

     

     

      1.  Факторы формирования

     

     

      На содержание государственного бюджета влияют объективные и субъективные факторы. К первой группе относятся характер производственных отношений, уровень развития производительных сил, отношения собственности, природные, экономические и социальные особенности развития каждой взятой в отдельности страны. Вторую группу формируют тип государства, политика правительства, внешняя и внутренняя экономическая ситуация в стране.

     

     

      1. Экономическая сущность

     

     

    Экономическая сущность госбюджета проявляется в активном влиянии на общественное производство посредством налогов, системы финансирования отраслей народного хозяйства.

    Бюджет зародился на ранних этапах общественного развития не как финансовая категория, а в виде особой системы общественных отношений, связанных с мобилизацией определенных доходов в форме материальных ценностей для создания бюджетного фонда (государственной казны) и осуществлением государственных расходов. Трансформация бюджета в финансовую категорию происходила постепенно с развитием государства и товарно-денежных отношений. Изначально формирование бюджетного фонда связано с объективной необходимостью совместного удовлетворения общественных потребностей посредством государства.

    Процесс трансформации бюджета  в финансовую категорию происходил одновременно с развитием общества, государства и товарно-денежных отношений, в этих условиях бюджет формируется как фонд денежных средств.

    Существование бюджетных отношений вне государства невозможно, поскольку их функционирование предопределено объективной необходимостью удовлетворения общественных потребностей посредством государства.

    В то же время, выступая формой существования объективных финансовых отношений и выполняя особую роль по удовлетворению общегосударственных потребностей, бюджет может рассматриваться как самостоятельная категория. Ее экономическая сущность состоит в объективно функционирующих специфических денежных отношениях, складывающихся у государства с предприятиями, организациями и населением.

    Непосредственно финансовые отношения  не являются объектом нашего исследования, но для более глубокого раскрытия природы бюджета считаем необходимым определить специфику бюджетных отношений в системе финансовых отношений.

    К сущностным особенностям бюджетных  отношений как части финансовых принято относить их денежный характер, поскольку бюджетные отношения опосредуют движение части финансовых ресурсов, связанных с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, а также тот факт, что бюджетные отношения носят вторичный, перераспределительный характер. Они участвуют в перераспределении главным образом чистого дохода путем изъятия части его в виде налогов и неналоговых платежей для формирования государственных доходов и финансирования общегосударственных мероприятий. Однако для понятия специфики бюджетных отношений требуется более глубокая характеристика их сущностных особенностей:

    - бюджетные отношения опосредуют  безвозмездное движение стоимости в виде взимаемых налогов, сборов, неналоговых доходов, а также бюджетного финансирования, не сопровождающихся обязательным, немедленным возвратом средств, их возмещением;

    - объектом   бюджетного   перераспределения   может   выступать   (кроме чистого дохода) и часть стоимости необходимого продукта;

    - сфера    действия    бюджетных    отношений    ограничивается    рамками бюджетного процесса, так как отношения возникают лишь при формировании, распределении и использовании бюджетных средств;

    - участниками   бюджетных   отношений   выступают:   государство   в лице органов власти различных уровней и предприятия, организации, учреждения, население, т.е. все участники общественного производства,

    - при уплате платежей или использовании бюджетных ресурсов;

    - бюджетные   отношения   формируют   центральное   звено   финансовой системы благодаря широкому спектру, дает государство стремиться учитывать потребности   расширенного   воспроизводства,   и   через   бюджетные   расходы, формируют    пропорции    перераспределения    финансовых    ресурсов    между подразделениями общественного производства, отрасли территориями и т.д.;

    - бюджетные    отношения    строго    регламентируются    бюджетным    и налоговым законодательством.

    Учет специфики, отмеченных выше сущностных особенностей бюджетных отношений, на наш взгляд, должен находить отражение в определении бюджета. Особый акцент, который часто делается в понимании бюджета как финансового плана государства, формы образования и расходования денежных средств, фонда денежных средств и др., больше ориентирован на внешнюю его сущность. В частности, в процессе своего функционирования бюджетные отношения материализуются в бюджетном фонде, но бюджетный фонд выступает лишь как материальная форма, а не сущностное выражение бюджета.

     

     

      1. Функции бюджета

     

     

    Бюджетный план является организационной  формой воплощения бюджетных отношений и принимает силу закона. В бюджетном плане отражаются доходы государства, направления, и пропорции распределения решающей части централизованных финансовых ресурсов на конкретный финансовый период (год), размер дефицита бюджета, основные направления финансовой политики страны.

    Составление, рассмотрение, утверждение  и исполнение бюджетного плана соответствуют  этапам бюджетного процесса и регламентируются законодательством. Утвержденный бюджетный план принимает силу закона. В ходе его исполнения формируется бюджетный фонд.

    Устанавливаемые в бюджетном плане  взаимоотношения по платежам и ассигнованиям  обладают всеобщностью и охватывают, по существу, всю национальную экономику  и основную массу финансовых ресурсов государства, оказывая тем самым активное воздействие на процесс их образования и использования. Несмотря на то, что бюджет перераспределяет не весь чистый доход, создаваемый экономическими субъектами, он воздействует на общие размеры накоплений, оказывая тем самым влияние на принятие субъектами хозяйствования решений, касающихся их текущей хозяйственной деятельности. В этом проявляется распределительная функция бюджета.

    Вместе с тем, отражая реальное движение бюджетных ресурсов и происходящие экономические процессы через систему показателей по доходам и расходам государства, бюджет объективно выполняет контрольную функцию.

    Бюджетный контроль представлен следующими видами резервной  и аналитической  деятельности:  контроль  над  выполнением  основного финансового плана страны –  государственного бюджета по доходам и расходам;  сбор, накопление финансовой информации, в  том числе результатов налогового контроля, анализ этой информации и разработка предложений по дополнительному привлечению финансовых ресурсов в  бюджет;  обеспечение  эффективного,  рационального  расходования средств  государственного  бюджета  путем  совершенствования  нормирования  расходов,  контроля  над  выполнением  установленных  норм  и нормативов  расходов;  искоренение  и  профилактика  непроизводственных,  нецелевых  расходов,  бесхозяйственности,  растрат  и  хищений. Бюджетный контроль осуществляется на предприятиях, в учреждениях и организациях, финансируемых из бюджета, а также на предприятиях негосударственного  сектора,  которые  осуществляют  работы,  оказывают услуги, проводят мероприятия, финансируемые из бюджета.

    Информация о работе История возникновения и развития государственного бюджета Беларуси