Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 14:11, реферат
С древнейших времен человек ведет переписку с себе подобными. Глиняные таблички, берестяные грамоты, письма на пергаменте. Неважно на чем, но человек старался высказать свои мысли и чаяния посредством письма. Наверняка уже тогда существовали деловые письма, с помощью которых человек осуществлял обмен информацией, делал предложения и вел переговорное общение.
Введение
1 История русского делового письма
1.1 Приказное делопроизводство
1.2 Коллежское делопроизводство
1.3 Министерское делопроизводство
1.4 Делопроизводство в советский период
2 Классификация деловых писем
3 Виды деловых писем
3.1 Виды некоммерческих деловых писем
3.1.1 Письмо - просьба
3.1.2 Сопроводительное письмо
3.1.3 Письмо - сообщение
3.1.4 Письмо - подтверждение
3.1.5 Письмо - напоминание
3.1.6 Письмо - приглашение
3.1.7 Письмо - благодарность
3.1.8 Поздравительное письмо
3.1.9 Письмо - соболезнование
3.1.10 Гарантийное письмо
3.2 Виды коммерческих деловых писем
3.2.1 Запрос и ответ на него
3.2.2 Оферта и ответ на нее
3.2.3 Письмо - заказ
3.2.4 Письмо - претензия (рекламация) и ответ на него
Заключение
Список использованных источников
-
письма, не требующие письма-ответа
(письмо-предупреждение; письмо-напоминание;
письмо-приглашение; письмо-
По структурным признакам деловые письма делятся на регламентированные (стандартные) и нерегламентированные.
Регламентированные письма составляются по определенному
образцу (это касается не только стандартных
аспектов содержания, но и формата бумаги,
состава реквизитов и т.д.). Регламентированное
письмо решает типичные вопросы регулярных
экономико-правовых ситуаций и реализуется
в виде стандартных синтаксических конструкций. Нерегламентирован
По тематическому признаку проводится условное разделение корреспонденции на деловую и коммерческую.
Считается, что переписка, которая оформляет экономические, правовые, финансовые и все другие формы деятельности предприятия, называетсяделовой корреспонденцией. Многообразие форм и тематических разновидностей деловых писем отражает многообразие рассматриваемых в них вопросов - от коротких сообщений, расписок, приглашений до многостраничных протоколов. А переписка по вопросам материально-технического снабжения и сбыта относится к коммерческой корреспонденции.
По признаку адресата деловые письма делятся на обычные и циркулярные. Циркулярное письмо направляется из одного источника в несколько адресов, как правило, подчиненных инстанций (организаций).
По форме отправления можно выделить наряду с традиционным почтовым отправлением электронную деловую корреспонденцию и факсовые отправления. При этом электронная почта и телефакс используются для решения оперативных вопросов. Письма, имеющие большое юридическое значение - договоры, предложения (оферта), рекламация и т.п., - высылаются обычными почтовыми отправлениями.
По композиционным особенностям деловые письма делятся на одноаспектные и многоаспектные.
Одноаспектное письмо рассматривает одну проблему, вопрос, а многоаспектное - несколько.
Многоаспектное письмо может содержать предложение, просьбу и напоминание одновременно. Многоаспектным считается письмо, содержащее однотипные и разнотипные аспекты - просьбы, сообщения, предложения. Каждый аспект формируется речевым действием: просьбой, сообщением, предупреждением, приглашением и т.п.
3 ВИДЫ ДЕЛОВЫХ ПИСЕМ
3.1 Виды некоммерческих деловых писем
3.1.1 Письмо - просьба
В письме-просьбе излагается какая-либо просьба, при этом в ней подчеркивается заинтересованность организации в ее исполнении.
Количество ситуаций, вызывающих необходимость обращения с просьбой от имени юридического лица, не поддается учету: получение информации, высылка каталогов, прейскурантов, образцов продукции, согласование действий, побуждение к какому-либо действию и т.д.
Физическими лицами в форме просьбы пишутся заявления, неофициальные служебные записки.
Почти все многоаспектные письма содержат просьбу. Нередко одно деловое письмо содержит несколько просьб - однотипных актов, представляющих также многоаспектную структуру.
Просьба может излагаться от первого лица единственного числа («Прошу…»); от первого лица множественного числа («Просим…»); от третьего лица единственного числа («Фирма просит…») и от третьего лица множественного числа. Письмо - просьба может и не содержать ключевого слова «просим». Оно может начинаться с атрибута вежливости «пожалуйста» («Пожалуйста, сообщите нам о…»). Иногда просьба выражается словами пожелания («Мы хотели бы получить…»).
3.1.2 Сопроводительное письмо
Сопроводительное письмо составляется для сообщения адресату о направлении каких-либо документов или материальных ценностей (например, о посылке контрактов, спецификаций, каталогов, протоколов, образцов товара, грузов). Подобного рода письмо оправдывает себя в тех случаях, когда содержит дополнительные разъяснения к приложенному документу. В них указывается, для чего направлен основной документ, что с ним нужно делать и в какие сроки (например, принять к сведению, подписать, заверить печатью и возвратить и т.д.). В этом письме адресата информируют также о том, что за данными документами последуют и другие.
3.1.3 Письмо - сообщение
Такие письма отправляются при необходимости сообщения (извещения, уведомления, информирования) о каких-либо событиях или фактах, представляющих взаимный интерес (например, сообщение о прибытии делегации, назначение деловой встречи, посещении завода-поставщика, проведении переговоров, об отгрузке товаров и т.п. Такие письма наиболее ярко представляют жанровую разновидность информационного письма.
Объем информационного письма может варьировать от размеров обычной справки, состоящей из одного предложения, до сообщения, занимающего несколько страниц.
К
разновидностям информационных писем
относят рекламно-
3.1.4 Письмо - подтверждение
Направление письма - подтверждения является одним из проявлений этической культуры деловых людей. В этих письмах подтверждается получение документов, материалов-писем, телексов, спецификаций, прейскурантов, каталогов, образцов изделий, а также телеграммы или состоявшегося телефонного разговора. Такое письмо избавляет от сомнений в том, что послание дошло до адресата.
В отдельных случаях необходимо изложить вкратце содержание того письма или документа, на который ссылаются, чтобы было ясно, о каком документе идет речь.
Ключевым словом письма - подтверждения является слово «подтверждаем» или фразы - клише типа: «Мы получили Ваше письмо, в котором Вы сообщаете…», «Мы получили Ваш заказ…», «Подтверждаем получение Вашего письма от…(за №…) со всеми приложениями…», «Настоящим подтверждаем, что нами получено Ваше письмо от…(за №…) и сообщаем…»
Письмо - подтверждение (Приложение 2) может заканчиваться просьбой, предложением, пожеланием и т.д.
3.1.5 Письмо - напоминание
Письмо - напоминание (Приложение 3) следует направлять тогда, когда не удается с помощью переговоров или личного контакта получить необходимый ответ или добиться принятия нужного решения. Письмо - напоминание, как правило, состоит из двух логических элементов: напоминания о выполнении принятых решений, договоренностей и указания мер, которые будут приняты в случае их невыполнения.
Ключевыми письма - напоминания являются слова, образованные от глагола «напоминать». Например: «Мы вынуждены напомнить Вам о …», «Настоящим еще раз напоминаем …».
Помета
«вторично», помещаемая на поле письма,
уже указывает на факт напоминания.
Такая помета ставиться в тех
случаях, когда отправитель допускает
возможность, что адресат еще
не получил письма, адресованного
ранее, по не зависящим от него причинам.
В этих случаях дословно воспроизводится
текст отправленного ранее
Кроме напоминания в таких письмах часто содержатся требования выполнить те или иные обязательства.
Стандартные выражения письма - напоминания:
- Напоминаем, что…
-
Вторично ставим Вас в
- Считаем, необходимым еще раз обратить Ваше внимание…
-
По истечении… срока наше
3.1.6 Письмо - приглашение
Направляется
по случаю проведения различных официальных
мероприятий (совещаний, заседаний, конференций,
семинаров, собраний, выставок и др.),
а также деловых приемов (завтраков,
обедов, фуршетов и т.д.). При обсуждении
на деловых заседаниях каких-то проектов
они направляются вместе с письмом
для ознакомления или изучения. В
приглашениях на заседания указываются
дата, место их проведения и повестка
дня с должностями, званиями и
фамилиями докладчиков и
Письмо-приглашение может быть адресовано конкретному лицу, или нескольким лицам, или массовому адресату. При официальном приглашении большого количества людей используются как полностью готовые, так и тексты-трафареты. Однако, следует иметь в виду, что приглашение, направляемое конкретному лицу, должно отправляться по почте, особенно в торжественных случаях. В остальных же случаях можно использовать факс и Интернет. Ключевым словом таких писем является слово «приглашаем», а этикетные формы: «Просим принять участие …», «Имеем честь пригласить …».
Реагированием на приглашения на конференции, семинары, официальные деловые приемы являются письма-ответы. В них сообщается, что адресат с благодарностью принимает приглашение, если же он вынужден отказаться, то указывает причину отказа.
3.1.7 Письмо - благодарность
Данное письмо направляется для выражения благодарности за что-либо (например, за полученное письмо, каталог, приглашение, участие в каком-либо мероприятии, спонсорскую помощь, гостеприимство и т.п.). Чаще всего подобные письма имеют персональную адресацию. Написание их обусловлено требованиями этикета и совершенно необходимо с точки зрения перспективного сотрудничества.
Ключевыми словами таких писем являются: «благодарим», «благодарю», а этическими формами: «Мы признательны Вам …», «Выражаем Вам нашу благодарность …», «Я хотел бы поблагодарить Вас за …».
Благодарность может сочетаться с пожеланиями, напоминаниями и т.д.
3.1.8 Поздравительное письмо
Эти письма составляются по случаю национальных праздников, юбилеев фирм или отдельных деловых людей, избрания или назначения на должность и т.д.
Стереотипными этикетными формами поздравления являются: «Поздравляем Вас …», «Разрешите поздравить Вас …», «Примите наши приветствия и поздравления …». Поздравления сочетаются с добрыми пожеланиями (успехов, крепкого здоровья, благополучия процветания и т.п.). В этих письмах могут содержаться благодарности за тесное сотрудничество, выражение надежд на налаживание или продолжение сотрудничества.
3.1.9 Письмо - соболезнование
В
письмах-соболезнованиях
3.1.10 Гарантийное письмо
В данных письмах подтверждаются условия делового сотрудничества, даются обещания, берутся обязательства.
Письмо-гарантия
часто содержит не только заверение
в каком-то действии (например, плата
за выполненную работу, сроки ее
выполнения, качество выполнения работ,
качество товара, сроки его поставки,
оплата полученной продукции и т.п.),
но и сообщение о сроке, на который
распространяется гарантия, об обязательствах
фирмы или делового человека в
случае обнаружения дефектов в товаре,
нежелательных последствий
Эти
аспекты могут составить
Ключевыми словами в них являются слова «гарантируем», «фирма гарантирует». Гарантийные письма носят, подчеркнуто юридический характер, соответствую по статусу документам договорного характера.
3.2 Виды коммерческих деловых писем
Коммерческие письма составляют
3.2.1 Запрос и ответ на него
Письмо - запрос направляется в тех случаях, когда невозможно решить вопрос лично или по телефону. Оно обычно используется в деловых взаимоотношениях между различными юридическими лицами, имеющими свой расчетный счет в банке.
Как правило, запрос состоит из двух частей: введения, в котором в повествовательной форме излагается существо вопроса, и заключения, в котором ставятся те вопросы, на которые ожидается ответ адресата. При необходимости в текст письма вводятся ссылки на устную договоренность, достигнутые решения, прежние письма, нормативные акты.