Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 16:44, контрольная работа
Изучение экономической истории позволяет увидеть развитие человеческой цивилизации в ретроспективе, понять основы и экономическую сущность основных общественно-экономических формаций.
В IV – III тысячелетиях до н.э. появились первые государства. Их называют государствами Древнего Востока. Это Шумер, Вавилон, Ассирия, Древнекитайское царство и т.д.
Первым обществом неравенства, где существовала эксплуатация, был рабовладельческий строй. Смена первобытно – общинного строя рабовладельческим началась на Востоке в IV тысячелетии до н.э.
Формирование классового общества и государства в античном мире - в Древней Греции и в Древнем Риме шло независимым от стран Древнего Востока путем. В отличие от стран Востока государства на юге сформировались позже – в конце II тысячелетия до н.э., хотя территории Древней Греции и Древнего Рима были заселены уже в эпоху палеолита. Античные государства были созданы в интересах укрепления господства рабовладельцев, они способствовали классовой организации свободных граждан, противостоящей рабам, формированию общества, в котором богатство и частная собственность покоились на эксплуатации громадной массы рабов. Различие между свободными и рабами, низведенными до положения "говорящих орудий", в античном обществе проявлялось более резко, чем в древневосточном мире. Экономика Древней Греции и Древнего Рима основывалась на труде рабов, являвшихся главными производителями материальных благ. В таком обществе объектом систематической эксплуатации могли быть только иноплеменники, стоящие вне общины. Поэтому формирование рабовладельческого строя было связано с крупными войнами и территориальными захватами, обеспечивавшими большой приток пленных, которые пополняли число рабов, и награбленных материальных ценностей.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Фазы эволюции и варианты развития рабовладения 5
2. Цивилизация Древнего Востока 9
2.1 История развития Древнего Египта 10
2.2 История развития Шумерского государства 15
2.3 История развития Вавилона 19
3. Хозяйственные формы Древней Греции и Древнего Рима 22
3.1 Развитие Древней Греции 22
3.2 Развитие Древнего Рима 27
ВЫВОД 33
Список используемой литературы 35
Наряду с земледелием успешно развиваются скотоводство. Кроме того, в Египте появляется и новая, не известная до тех пор отрасль экономики - пчеловодство.
Ремесло носило централизованный характер. Нужно отметить, что в ремесле в течение долгого времени металл не вытеснял камень. Египтяне знали бронзу, но она была материалом для украшений и оружия, а не для изготовления орудий труда. В конце истории Древнего Египта появилось железо, считавшееся драгоценным металлом. Кроме ремесленника, работавшего дома или в собственной мастерской, существовали крупные государственные предприятия с подетальным разделением труда. Помимо стекольных, текстильных, гончарных мастерских имелись дворы «молольщиц муки», хлебопекарни, «общественные кухни», выпускавшие готовую пищу, которой, например, кормили строителей пирамид. [6]
Важной отраслью экономики становится строительное дело. Его уровень был настолько высок, что потребовал разработки новых пород камня. Особенно грандиозными были египетские пирамиды III-VI династий (2800-2400 гг. до н.э.). Самым высоким сооружением в мире до появления Эйфелевой башни была пирамида Хеопса. Её строительство продолжалось 20 лет. В Египте, где в это время не знали колеса, не использовали при строительстве даже такой простой подъемный механизм, как блок, сооружались не только подобные пирамиды, но и целые поминальные храмы и даже «города». Строительными материалами были каменные блоки, которые извлекались каменными, значительно реже медными и бронзовыми орудиями. Камень шлифовали камнем и песком. Огромные камни тащили, впрягшись в лямки, люди и с помощью простейших рычагов поднимали их наверх.
Высокий уровень был присущ производству вооружения. Этому в немалой степени способствовало использование бронзы и железа. На поле битвы нужно было иметь не только стальное вооружение, но и боевые двуколки, запряженные парой лошадей. В двуколке за щитами находились возница и два лучника. Колесницы выполняли роль маневренных войск, т. е. были «танками» своего времени. Усиленно развивается деревообработка, успехи которой привели к получению фанеры.
Возникают мастерские по изготовлению колесниц и даже больших кораблей. Появляется искусство мумификации, которое достигло непревзойденною уровня.
Успехи хозяйственного развития способствовали росту торговли. Юг Египта поставлял скот, а север - зерно. Кроме того, стали эксплуатироваться завоеванные территории Ливии, Нубии, Синая. Египетские купцы покупали там медь, золото, эмаль, слоновую кость, кожи, шерсть, древесину. Египтяне получали олово и свинец из Малой Азии, а медь с Кипра. Разбогатевшее купечество занималось ростовщичеством. Немало богатств поступало в виде военных трофеев или дани, взимаемой с побежденных народов.
Значительным вкладом Египта в мировую культуру стало изготовление папируса, предназначенного для письма. Применение папируса способствовало широкому распространению письменности и надолго пережило древнеегипетскую цивилизацию, оказав значительное влияние на греко-римскую и средневековую культуру. [1]
Огосударствление экономики, тотальная регламентация общественной жизни, ее бюрократизация были связаны с важнейшей чертой египетского, восточного общества в целом - стремлением к стабильности и неизменности во всем: экономике, социально-культурной и политической жизни. Подобно тому, как без общины не могла выжить отдельная семья, так и сами общины не могли обойтись без государства, поэтому они были кровно заинтересованы в консервации отношений с верховной властью. Сохранению в незыблемости, неизменном состоянии всей системы общественных отношений подчинялась материальная и духовная деятельность людей. Поддержанию стабильности восточного общества служили деспотизм правителей, религия, обычаи и законы.
Стремление
к неизменности наложило отпечаток на
развитие труда и человека в Древнем Египте.
Экономика почти не развивалась, постоянно
воспроизводя прежние формы и отношения.
Такое положение в экономике называется
стагнацией.
2.2 История развития Шумерского государства.
Это одна из древнейших цивилизаций Ближнего Востока, существовавшая в конце 4 — начале 2 тыс. до н. э. в Южном Двуречье, области нижнего течения Тигра и Евфрата, на юге современного Ирака.
До заселения низовий Тигра и Евфрата здесь простирались мертвые пустыни, начинавшиеся почти от их берегов на севере страны, и безлесные степи, выжженные солнцем. Практически здесь не было ни дерева, ни металла, ни минералов, ни строительного камня. Первобытные общины довольствовались дарами природы. Однако шумеры не могли с этим смириться. Они осушили болота и топи, создали сеть оросительных каналов, наиболее крупные из которых стали использовать для судоходства. Благодаря своему «земледельческому таланту» они превратили мертвые земли в цветущий сад и создали многоотраслевую экономику, основной отраслью которой стало земледелие.
Земля была царской, храмовой и собственностью территориальной общины. Сначала царь не занимал ведущих экономических позиций. К середине III тыс. он становится конкурирующей, а затем и равной храму силой, позднее господствующей в экономике страны. Храмовая земля делилась на три категории: собственно храмовая земля; земля, раздававшаяся храмовому персоналу за службу в наследственное пользование, и земля, сдававшаяся в аренду с уплатой определенной части урожая. Обычно эта доля составляла 1/3. По мере развития экономики эта форма стала применяться чаще. Землю в аренду стали сдавать и царь, и состоятельные землевладельцы. Земля передавалась в индивидуальное владение большим семьям, часть из которых несколько позже превратилась в состоятельных землевладельцев. Землю обрабатывали, главным образом, «люди храма» (сельскохозяйственные рабочие). Низшую ступень иерархической лестницы занимали рабы, принадлежавшие дворцу, храму и свободным землевладельцам.
Храм же по существу превратился в центр, который руководил экономикой страны. В поле работали группами под присмотром надсмотрщика, наделенного определенными полномочиями представителя храмовой администрации, или опытного начальника. Весь урожай свозился в зернохранилища храма. Затем из него и из соответствующих складов земледельцы получали продовольствие, одежду и другие средства существования.
Сначала земледелие было основано на ручном труде с использованием единого орудия - мотыги. Потом земледельцы перешли к обработке земли плугом, который тащили волы и ослы. Существовал храмовой склад сельскохозяйственного инвентаря, получивший название «дом плугов». Из него земледельцы получали плуги, мотыги, семена и корм для волов и ослов. [3]
Основой благосостояния шумеров наряду с земледелием становятся и скотоводство. Разводили овец, коров (ради молока, мяса, шерсти), свиней, быков, ослов в качестве упряжных животных, домашнюю птицу. Заботам скотоводов были поручены стада бога (храма) и стада царя (дворца). Помимо этого они содержали и собственный скот. За свой труд они также получали продовольственный паек.
Усиленно развиваются ремесла: камнерезное, кузнечное, столярное, ювелирное, гончарное дело. Совершенствуются выпечка хлеба, варка пива, строительство домов. Особое место в экономике занимает судостроение. Появляются более узкие профессии резчики по камню и металлу, граверы, ткачи и др. Шумеры активно применяли медь, овладели методами литья, клепки и паяния. Причем многие мастерские создавались прямо при храме. Всему велся строгий учет. Все, что производилось и выдавалось со складов и зернохранилищ, тщательно регистрировалось. Велся учет даже отходов.
Сырье для некоторых видов ремесел доставляли из других стран. Местное сырье составляли глина, тростник, шерсть, кожа. Из тростника ремесленники изготавливали плетеные изделия, пользовавшиеся большим спросом. Кстати, хлеб, муку, зерно и даже документы они хранили в специальных плетеных корзинах.
Что касается ткачества, то оно стало развиваться лишь во второй половине III тыс. Сначала из шерсти изготавливали весьма простую и скромную одежду. Испокон веков в храмах прядением занимались женщины, прежде всего рабыни. Основной рабочей силой они были и в ткацких мастерских. В конце II тыс. появляются ткачи различной квалификации, а одежда становится более замысловатой. В кожевенных мастерских изготавливалась обувь (сандалии), стулья, обивка для повозок, упряжь, мешки и др.
Создание мощной системы ирригационных каналов способствовало развитию судостроения, что в свою очередь обусловило и развитие внешней торговли. В связи с этим в Шумере строили огромное количество судов всевозможного назначения.
В древнем Шумере внутреннего рынка практически не существовало. Население внутри отдельных городов-государств получало все необходимое посредством выдач, без каких-либо обменных операций. Что касается внешней торговли, то ее усиленному росту способствовали купцы. Сначала они вывозили излишки производства в другие города и страны и ввозили сырье. Затем в действие вступил закон, согласно которому купцы стали платить налог с заключенных сделок. Причем храмы тщательно следили за тем, чтобы каждая сделка оформлялась письменными документами. Каждый акт купли-продажи фиксировался на глиняных табличках, заверенных оттисками печатей обеих сторон, а также печатью чиновника. Документы хранились в храме. [5]
Сделки совершались на базарах. Начиная со второй половины III тыс. здесь покупали продукты, одежду, домашнюю утварь. Для оформления документов приглашался писец. Оптовая торговля велась непосредственно на пристанях, где товары находились на кораблях. Вывозили зерно, шерсть, финики. Ввозили золото, камни, серебро и др. Торговля велась оживленно и со многими отдаленными странами.
С развитием производительных сил в шумерийском обществе, с ростом производительности труда появляется прибавочный продукт. Одну из древнейших форм рабства мы находим ещё в патриархальной семье. На наличие этих скрытых видов рабства, впервые возникающих в семье, указывает целый ряд шумерийских документов. Древнейшее семейное право, зафиксированное в шумерийском кодексе, разрешало отцу продавать в рабство своих детей. И это было не мёртвой буквой закона, а вполне реальным правом, постоянно осуществлявшимся в семейном быту. Родители часто продавали своих детей в рабство, причём условия такой продажи записывались в особых документах, сохранившихся до нашего времени. Некоторой маскировкой этой продажи был обычай усыновления чужого ребенка, что нередко закреплялось в особом документе. Усыновляющий платил отцу усыновлённого определённую сумму в качестве платы за усыновление. Таким образом, это усыновление было скрытой формой продажи ребёнка. Характерной чертой патриархальной семьи в древней Месопотамии является неполноправное положение женщины, усугубленное обычаем многоженства. Дочерей нередко продавали в рабство, на что указывает встречающиеся в документах термин: “цена жены”. Развитию рабства в сильной степени способствовала долговая кабала. Во многих документах фиксируются ссуды, в частности, зерном, которые вынуждены были брать бедняки у богачей. Само собой разумеется, что бедняки часто не имели средств, чтобы своевременно вернуть ссуду вместе с наросшими процентами. Запутавшись в долгах, бедняк нередко становился жертвой ростовщика. Ему угрожало неминуемое рабство.
Но древнейшим и важнейшим источником рабства были упорные войны, которые постоянно вели между собой сперва родоплеменные союзы, а затем и отдельные государства Шумера и Аккада, а также более крупные государственные образования с соседними народами. Эти войны, в первую очередь, приводили к захвату большого количества пленных, обычно превращавшихся в рабов. Этот факт нашёл своё отражение в шумерийской письменности. Слово “раб” писалось при помощи сложного знака, который должен был обозначать понятие “человек из горной страны”. Очевидно, пленников, захваченных в войнах с восточными горными племенами, обычно превращали в рабов. Рабов в Шумере называли “саг”, что значит “штука”, а в Аккаде “арду”, что означает “опустившийся”, или “решу” — “голова”. Это указывает на то, что в Месопотамии в третьем тысячелетии до н. э. становятся довольно отчётливыми формы рабовладельческой эксплуатации и что на свободных людей, обращённых в рабство, в полной мере смотрят как на рабов, приравнивая их к товару или скоту, считая их по штукам или по головам. [7]
Судя
по сохранившимся документам, рабов
довольно часто продавали. Стоимость
раба колебалась от 14 до 20 шекелей серебром
(117—168 г серебра). Имущественное
расслоение, происходившее внутри сельских
общин, приводило к постепенному распаду
общинного строя. Рост производительных
сил, развитие торговли и рабства, наконец,
грабительские войны способствовали выделению
из всей массы общинников небольшой группы
рабовладельческой аристократии. Наряду
с этим наименее обеспеченные слои общинников
постепенно разорялись, превращались
в бедняков и даже в рабов. Этот процесс
расслоения общин нашел своё отражение
и в языке. Появляются древнейшие социальные
термины, служившие для обозначения как
богачей, так и бедняков. Аристократы,
владевшие рабами и отчасти землёй, называются
“большими людьми” (лугаль), которым противостоят
“маленькие люди”, т.е. свободные малоимущие
члены сельских общин. Это древнейшее
классовое общество возникает на развалинах
родового строя. Ему присуще примитивное,
ещё не развитое рабство. Рабовладельцы
эксплуатируют труд рабов, а также свободных
бедняков. Непримиримые классовые противоречия
приводят к образованию государства. Рабовладельцы
нуждаются в аппарате господства, чтобы
удержать в повиновении значительные
массы бедняков и рабов.
2.3 История развития Вавилона.
Вавилонское государство образовалось в первой половине II тыс. до н.э. Наибольшего расцвета оно достигло при царе Хаммурапи.