Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 16:44, контрольная работа
Изучение экономической истории позволяет увидеть развитие человеческой цивилизации в ретроспективе, понять основы и экономическую сущность основных общественно-экономических формаций.
В IV – III тысячелетиях до н.э. появились первые государства. Их называют государствами Древнего Востока. Это Шумер, Вавилон, Ассирия, Древнекитайское царство и т.д.
Первым обществом неравенства, где существовала эксплуатация, был рабовладельческий строй. Смена первобытно – общинного строя рабовладельческим началась на Востоке в IV тысячелетии до н.э.
Формирование классового общества и государства в античном мире - в Древней Греции и в Древнем Риме шло независимым от стран Древнего Востока путем. В отличие от стран Востока государства на юге сформировались позже – в конце II тысячелетия до н.э., хотя территории Древней Греции и Древнего Рима были заселены уже в эпоху палеолита. Античные государства были созданы в интересах укрепления господства рабовладельцев, они способствовали классовой организации свободных граждан, противостоящей рабам, формированию общества, в котором богатство и частная собственность покоились на эксплуатации громадной массы рабов. Различие между свободными и рабами, низведенными до положения "говорящих орудий", в античном обществе проявлялось более резко, чем в древневосточном мире. Экономика Древней Греции и Древнего Рима основывалась на труде рабов, являвшихся главными производителями материальных благ. В таком обществе объектом систематической эксплуатации могли быть только иноплеменники, стоящие вне общины. Поэтому формирование рабовладельческого строя было связано с крупными войнами и территориальными захватами, обеспечивавшими большой приток пленных, которые пополняли число рабов, и награбленных материальных ценностей.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Фазы эволюции и варианты развития рабовладения 5
2. Цивилизация Древнего Востока 9
2.1 История развития Древнего Египта 10
2.2 История развития Шумерского государства 15
2.3 История развития Вавилона 19
3. Хозяйственные формы Древней Греции и Древнего Рима 22
3.1 Развитие Древней Греции 22
3.2 Развитие Древнего Рима 27
ВЫВОД 33
Список используемой литературы 35
В последние столетия царствования Рима его территория была охвачена восстаниями. Наряду с рабскими восстаниями важное место занимала борьба в среде свободных — между богатыми и бедными (например, в Риме борьба плебеев с патрициями за гражданские права). В среде свободных против богатых боролись промежуточные классы и социальные слои, которые входили в социальную структуру рабовладельческого строя, — многочисленные свободные крестьяне, являвшиеся полноправными членами общины, ремесленники и др. Обогащаясь или разоряясь, они переходили в класс рабовладельцев или класс рабов.
Рабовладельческая система хозяйствования исчерпала себя. Кризис выразился в снижении объемов сельского хозяйства и ремесленного производства, сферы товарного обращения, усилении разорения хозяйств мелких производителей - свободных крестьян и ремесленников, упадке крупных рабовладельческих хозяйств. Жесткая эксплуатация рабов, а также невозможность бесконечного пополнения их рядов в связи с прекращением крупных победоносных войн, сделали проблему воспроизводства рабочей силы в Риме очень острой. [3]
Рабовладельческий способ производства становился экономически невыгодным и, в силу этого, в конце концов, должен был уступить место др. способу производства. В результате в V в. н.э. Римская Империя пала под ударами варваров. На ее руинах со временем возникла европейская христианская цивилизация.
2. Цивилизация Древнего
Востока.
На стадии поздней первобытной общины формируются основы рабовладельческого способа производства. Однако установлено, что одни страны сразу переходят к феодализму, минуя рабовладение, а другие сначала переходят к рабовладельческому обществу, затем к феодализму. Хронологически это выглядят следующим образом: Европа с конца III тыс. до н.э. до конца IV в. н.э., страны Востока - с конца XVII тыс. до н.э. до конца VI в. н.э. (Азия и Африка).
От первобытнообщинного общества к феодальному сразу переходят восточные славяне, германские племена, пастушеские племена Азии и арабы. От первобытнообщинного общества к рабовладельческому и от него к феодальному переходят Древний Египет, страны Передней и Малой Азии, Древняя Индия, Древний Китай, Древняя Греция; Древняя Италия.
Обычно выделяют азиатский и античный способы производства. Азиатский способ производства развивается в Шумере, Ассирии, Вавилоне, Древнем Египте, Древней Индии и Древнем Китае, античный способ производств – в Древней Греции и Древнем Риме.
Что касается азиатского способа производства, представленного древневосточными цивилизациями, то оно имеет ряд общих признаков. Среди них можно выделить следующие:
1. Рабы не составляли главную производительную силу общества, т.е. производством материальных благ в сельском хозяйстве и других сферах занимались люди, считавшиеся свободными.
2. Земля находилась не в частной, а в государственной или государственно-общинной собственности.
Появившиеся в IV-Ш тысячелетиях до н.э. первые государства сложились на землях с жарким климатом, в долинах рек с плодородными наносными почвами: Нила, Тигра и Евфрата, Инда и Ганга, Хуанхэ и Янцзы. Обычно их называют государствами Древнего Востока. Это Шумер, Вавилон, Ассирия, Древнекитайское царство. Особое место среди них занимает Древний Египет, история которого насчитывает более трех тысячелетий. Теплый климат в сочетании с плодородными, легко обрабатываемыми почвами, возможность ее орошения позволяли получать значительные урожаи даже при низком агрокультурном и техническом уровне земледелия.
Формирование нового общества началось здесь до начала «железной революции», на основе палеолитической техники и орудий труда. Семья египетского крестьянина, например, получала втрое больше продовольствия, чем было необходимо для удовлетворения ее потребностей. А именно прибавочный продукт являлся главным условием рождения цивилизации.
А
теперь рассмотрим более подробно устройство
быта и развитие рабовладельческого строя
в ряде государств.
2.1 История развития Древнего Египта.
Наиболее типичным обществом азиатского типа являлся Древний Египет. Древнейшие поселения скотоводов и земледельцев в долине Нила возникли в V-IV тысячелетиях до н.э. Поливное земледелие здесь достигло больших успехов. В это время была изобретена деревянная соха. Охотничий промысел был вытеснен скотоводством. Египтяне научились отливать из меди топоры, ножи, кинжалы, сосуды, наконечники для стрел. Но, главное, в это время начала развиваться бассейновая система орошения, которую могли создать лишь крупные земельные общины. Из среды общинников выделилась племенная знать. Выполняя роль организатора работ и распорядителя земель, она со временем захватила власть.
Выделение общинной верхушки, усиливавшаяся дифференциация сельского населения способствовали появлению первых государств, которые в Египте назывались по-гречески номами. На рубеже IV-III тысячелетий до н.э. из ранее враждовавших Верхне - и Нижнеегипетского царств было создано единое государство - Древний Египет.
Египет занимал выгодное географическое положение. Средиземное море соединяло его с Передней Азией, Кипром, островами Эгейского моря и материковой Грецией. Нил являлся важной судоходной артерией. Египет располагал полезными ископаемыми. Среди них было много различных пород камня. В стране добывали гранит, диорит, базальт, алебастр, известняк, песчаник. В самом Египте металлов не было, однако, они находились в прилегающих к нему областях: на Синайском полуострове - медь, на побережье Красного моря - цинк и свинец, в Малой Азии - серебро и железо, в пустыне между Нилом и Красным морем - золото. [7]
Хозяйственную основу Египта составляло поливное (ирригационное) земледелие, представлявшее собой соединение ирригационных сооружений и поливных работ с примитивной техникой обработки земли. Землю обрабатывали мотыгой и примитивным плугом. Сеяли ячмень, пшеницу, лен. Сельское хозяйство носило специализированный характер. Верхний Египет стал центром земледелия, а Нижний – скотоводства, садоводства и виноградарства. Еще в глубокой древности в Египте сложилась ирригационная система, делившая поля на «верхние» и «нижние». «Нижними» назывались поля, затопляемые во время разлива Нила, на них строили земляные запруды (дамбы) для сохранения воды. На верхние поля, куда во время разлива вода не доходила, ее приходилось поднимать при помощи «журавлей-шадуфов» и водяных колес. Ремонт дамб, очистка каналов, регулирование последовательности многократного полива полей, полевые работы, связанные с режимом орошения, -все это могло существовать лишь при жестком соблюдении графика, при постоянном контроле и управлении из единого центра, осуществляемых государством. Древневосточное государство, таким образом, возникло из необходимости объединения сил земледельцев-общинников для строительства оросительных систем.
Отличительной чертой восточного типа хозяйства являлась государственная собственность на землю и ирригационные сооружения. Фараоны, общинная знать (монархи) занимали господствующее экономическое положение. В царских, храмовых и частных хозяйствах трудились рабы и зависимые общинники. В период голода храмы открывали для земледельцев свои зернохранилища, а общинники за это должны были работать на «полях бога».
Царское хозяйство было достаточно развитым. Фараоны контролировали храмовые хозяйства, конфисковывали общинные пустоши. Расширение государственного хозяйства сопровождалось раздачей земель сановникам. Появились хозяйства вельмож. Их земли обрабатывали «рабочие отряды», которым выделялся тягловый скот, семена для посева.
Государство, объединив людей, сохранило прежнюю общинную обязанность - вести общее хозяйство, превратив ее в государственную трудовую повинность. Посредством общественных работ восточные правители подчинили себе свободных общинников. В этих условиях труд рабов играл второстепенную роль - он носил «домашний характер». Рабы исполняли в основном обязанности слуг. Лишь в последний период истории Древнего Египта - в VI, II вв. до н.э. - рабов начали использовать в качестве ткачей, гончаров и т.д. В «азиатских» общинах не было необходимости в дополнительной рабочей силе. Напротив, там существовал избыток трудовых ресурсов. В период прекращения сельскохозяйственных работ, связанных с разливом рек, население нужно было чем-то занять. Поэтому, не случайно, почти все древневосточные государства вели строительство грандиозных культовых и светских сооружений - пирамид в Египте, башен-зиккуратов, висячих садов в Месопотамии. В условиях избыточности трудовых ресурсов применение труда рабов в сельскохозяйственном производстве было бессмысленным.
Земледельцы-общинники - это даровая рабочая сила, которую не нужно покупать, кормить, одевать. Труд этих людей можно было расходовать очень расточительно. В отличие от рабов античных государств, которые находились в собственности отдельных рабовладельцев и использовались в частных интересах, эта огромная трудовая армия применялась централизованно для государственных (общественных) работ: при строительстве оросительных систем, дорог, культовых сооружений. Ведение, управление этими работами требовали мощного государственного аппарата. В Древнем Египте регулярно проводились переписи населения и хозяйства, в основном для распределения трудовой повинности.
Каждый крестьянин должен был определенную часть года отработать на государственных работах – на полях фараона и храмов, строительстве оросительных систем, пирамид и храмов. Трудовые повинности в пользу фараона имели огромное значение для экономики Древнего Египта. Существовало даже «ведомство поставщика людей» с тюрьмой для уклонявшихся от повинностей. Государственные повинности распространялись на все население. Выполнение работ контролировалось особыми чиновниками - «счетчиками людей». Кроме того, существовало разветвленное ведомство по сбору налогов. Особая роль государства с громадным аппаратом управления обусловила особый тип бюрократии. Макс Вебер не без остроумия отмечал, что в Египте бюрократическая централизация никогда не могла бы достичь той степени совершенства, которой она достигла, без естественного разлива Нила.
Для Египта, как и для других «восточных обществ», характерна высокая степень централизации экономики: централизованно распределялась основная масса произведенного продукта; чиновники учитывали урожай и количество скота; общинники, работавшие на ирригационных и строительных объектах, получали инструмент и провиант из государственных хранилищ.
Управление ирригационной системой в восточных странах носило сверхцентрализованный и деспотический характер. Более того, верховные правители считались живыми богами на земле. Этим объясняется чрезвычайная экономическая роль, которую выполняли храмы, жрецы, хранившие и интерпретировавшие информацию по управлению ирригационными системами. Все эти особенности «азиатского способа производства» сохранялись на Востоке очень долго.
Восточные общества - это общества с жесткой иерархией. Собственность и власть в Древнем Египте были слиты воедино. На вершине пирамиды находился фараон. Его абсолютная, деспотическая власть освящалась религией.
Все чиновники целиком находились в зависимости от фараона, получая от него жалованье деньгами или натурой. Нередко жалованье было единственным источником их дохода. Часть чиновников и военачальников владела земельными участками, дворцами, слугами, но лишь до тех пор, пока состояла на службе. Фараон мог лишить их этих благ, если они становились ему неугодными. Социальное положение, богатство зависели не от природных качеств, профессионализма, предприимчивости, деловитости человека, а от близости к вершине пирамиды.
Государственным характером хозяйства определялось и положение земледельца. Он жил в собственном доме с семьей и вел хозяйство, но даже зерно для посева, рабочий скот для обработки земли он получал на время от государства. Выращенный урожай фактически находился в распоряжении государства: земледельцу оставляли ровно столько, сколько было необходимо для жизни его семьи. Большая часть шла на государственные склады.