Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 11:15, контрольная работа
Государственное регулирование экономики является специфической формой реализации экономической функции государства в условиях индустриального хозяйствования. Возникновение этой формы обусловлено объективным историческим развитием экономики, с одной стороны, и эволюцией самой экономической функции государства – с другой стороны.
Когда государство само становится производителем, оно обязательно, говорит Ж.Б. Сэй, будет дурным фабрикантом и торговцем. «Глава государства делает много хорошего уже тем, что не делает ничего дурного».
Ф. Бастиа (1801 – 1850) считал, что нужно довести бюджет до нуля, что государство не должно вмешиваться в экономическую борьбу, охранять отдельные группы населения: «Это означало бы – противодействовать свободе и ограничивать прогресс нации».
П. Леруа-Болье, исследуя
задачи и функции государства
и книге «Современное государство
и его функции» (1883), развивает
эту идею и приходит к выводу,
что государство непригодно для
выполнения хозяйственных функций.
Его аргументы: отсутствие инициативы
и изобретательности в
Последующий этап в развитии политэкономии связан с постепенным отходом от взглядов А. Смита на роль государства в экономике.
Последний из представителей
английской классической политэкономии
Д.С. Милль (1806 – 1873) понимал, что система
свободной конкуренции не может
обеспечить решения ряда экономических
проблем, касающихся гарантии индивиду
достаточной прибыли. В пятой
книге «Основ политической экономии»
он анализирует экономическую роль
государства и возлагает на него
функции, без выполнения которых
невозможен экономический и социальный
прогресс. Государство должно взять
на себя расходы по созданию инфраструктуры,
развитию науки и т. д. Большое
значение Д.С. Милль придавал государственной
системе социального
Интересна эволюция
взглядов Ж. Сисмонди (1773 – 1842), который
из ярого сторонника государственного
невмешательства превратился в
его оппонента. Проанализировав
экономический строй
В соответствии с
провозглашенным принципом
А.Смит имел многочисленных последователей, относящихся к субъективному неоклассическому направлению политической экономии, которое возникло в 70-х годах XIX века. Его основатели – известные экономисты: К.Менгер, Ф.Визер, Е.Бем-Баверк, У.Джевонс, Л.Вальрас, В.Парето, Дж.Б.Кларк и А.Маршалл. Они пытались определить оптимальный режим работы хозяйственных единиц при свободной конкуренции, условия экономического равновесия рыночной системы.
При этом исходили из
того, что свободная конкуренция
и адекватное ей ценообразование
обеспечивают равновесие между спросом
и предложением, производством' и
потреблением, а всякое государственное
вмешательство нарушает равновесие.
Государству неоклассики
Однако экономическая
практика уже в XIX веке выявила и
в XX веке убедительно подтвердила, что
рыночный механизм (при всем его
совершенстве) не свободен от недостатков
и противоречий, не обеспечивает эффективное
использование ограниченных ресурсов.
Саморегулирующаяся рыночная система
далеко не всегда дает правильное и
эффективное решение коренной проблемы:
«что», «как», «для кого» производить,
чтобы удовлетворять
Информация о работе Историческое развитие экономической функции государства