Историческое развитие экономической функции государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 11:15, контрольная работа

Описание работы

Государственное регулирование экономики является специфической формой реализации экономической функции государства в условиях индустриального хозяйствования. Возникновение этой формы обусловлено объективным историческим развитием экономики, с одной стороны, и эволюцией самой экономической функции государства – с другой стороны.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 38.62 Кб (Скачать)
 
 
 

Вопрос № 1. Историческое развитие экономической функции  государства 

Государственное регулирование  экономики является специфической  формой реализации экономической функции  государства в условиях индустриального  хозяйствования. Возникновение этой формы обусловлено объективным  историческим развитием экономики, с одной стороны, и эволюцией  самой экономической функции  государства – с другой стороны.

В своем хозяйственном  развитии, насчитывающем около миллиона лет, общество прошло две основные эпохи: присваивающего хозяйства (до XI-го тыс. до н.э.) и производящего хозяйства (последние 10 –12 тыс. лет).

Переход к хозяйствованию с развитым производством, который  был обусловлен появлением металлургических технологий и металлических орудий труда,  позволил резко поднять  производительность труда. Как следствие  происходит утверждение патриархата, возникновение частной собственности, парной семьи, имущественной дифференциации. Кровнородственная община превращается в территориальную, или сельскую. Появляются прибавочный продукт  и институт рабства. Родоплеменное  самоуправление сменяется военной  демократией, которая подготовила  базу возникновения ранних государств.

Генезис ранних государственных  образований сопровождался зарождением  у них специфических экономических  функций, посредством реализации которых  они начинают осуществлять своё воздействие  на хозяйственную эволюцию родоплеменного общества, способствуя его разложению и трансформации в рабовладельческое  общество.

Развитие производства и применения металлических орудий, а также общественных институтов, способствующих использованию появившегося прибавочного продукта для расширения товарообмена и накопления имущества, обусловили возникновение примерно 5,5 тыс. лет назад рабовладельческого типа экономики, просуществовавшего около  четырех тысячелетий и охватившего  регионы Ближнего, Среднего и Дальнего Востока, а также всего Средиземноморья.

Становление рабовладельческой  экономики в свою очередь обусловило возникновение первых государств на Древнем Востоке примерно в середине IV тыс. до н. э. сначала в Египте и  Месопотамии, а затем в Персии, Индии, Китае. На рубеже III – II тыс. до н. э. появляются древнегреческие государства, а в середине VIII в.  до н.  э. возникает  древнеримское государство.

Появление и развитие института государства дало толчок, с одной стороны, возникновению  и эволюции государственного способа  хозяйствования, который позволил организовать общественные работы в сфере ирригации  земледелия, упорядочить зарождающиеся  товарно-денежные связи и имущественные  отношения, создать и распространить буквенную письменность как основу учета экономической деятельности. С другой стороны, происходит активизация  экономической функции государства, что объективно превращает его в  важный фактор хозяйственного развития народов.

Эволюция экономической  функции государства в эпоху  древних веков обусловливает  свершение управленческих революции  в сфере регулирования хозяйственных  процессов.

Первая такая революция  произошла 4 – 5 тыс. лет назад в  период формирования рабовладельческих  государств. Она была связана с  превращением касты священников (жрецов) в касту религиозных функционеров, которые помимо соблюдения и исполнения ритуалов стали также заведовать сбором налогов, управлять государственной  казной, распределять государственный  бюджет, ведать имущественными делами.

Вторая управленческая революция произошла в начале II тыс. до н. э. Она  была связана с  деятельностью вавилонского правителя  Хаммурапи, который посредством  введения свода законов внедрил  административную систему управления экономикой. С помощью этой системы  регулирование хозяйственных процессов  впервые стало осуществляться не по личному произволу или племенному праву, а на основе единообразных  написанных законов.

Третья управленческая революция в сфере государственного хозяйствования произошла в начале VII в. до н.э. Она была связана с  внедрением в область контроля и  учета экономической деятельности системы цветных ярлыков вавилонским  правителем Навуходоноссором. Подобный метод контроля позволял достаточно точно устанавливать как долго  находилась на фабрике та или иная партия сырья, персональную ответственность  производителей и достаточно эффективно следить за качеством продукции.

В системе государственного управления происходит разделение функций  между ведомствами: военным, финансовым и общественных работ. При этом ведущее  положение постепенно переходит  к ведомству общественных работ, которое занималось строительством и поддержанием оросительных систем, дорог, храмов и т. д.

Военное и финансовое ведомства становятся в известном  смысле его дополнением. Военное  ведомство поставляет рабов для  публичных работ. Финансовое ведомство  изыскивает средства, необходимые для  содержания армии и управленческого  аппарата и пропитания рабочей силы, занятой на общественных работах.

Введение государственного хозяйствования дало мощный импульс  прогрессу производительных сил  рабовладельческих обществ, превратив  их в эпицентры мирового экономического и социального развития своего времени. Но при этом на определенных этапах они неизбежно становились фактором торможения этого развития в своих  странах.

Строительство гигантских пирамид, храмов и других сооружений, не имеющих хозяйственного значения, а также проведение активной завоевательной политики требовали крайнего перенапряжения экономики и вели к расточению огромных людских и материальных ресурсов и, в конечном счете -  к  истощению страны. Разрастание бюрократии неизбежно приводило к тому, что  она выходила из под контроля общества и начинала противопоставлять свои корпоративные интересы общественным. Стремление государства унифицировать  и взять под всеобъемлющий  контроль все хозяйственные процессы и связи неизбежно вело к торможению нововведений, предприимчивости, развития товарного обращения.

В развитии государственного хозяйствования в древние века с  самого начала обозначились две модели: азиатская (древневосточная) и античная (Греция и Рим). Эти модели имели  много общего, но при этом определенным образом отличались друг от друга.

Древневосточная модель (азиатская) опиралась на систему  ирригации как важнейший фактор хозяйственного развития страны на базе командно-распорядительной системы  регулирования экономики. Организационно-хозяйственную  основу общественного воспроизводства  составляли сельские территориальные общины, находящиеся под полным деспотичным контролем главы государства и его бюрократического аппарата. Производство носило натуральный характер, рыночные отношения имели слабое развитие. Рабство имело в основном патриархальный характер.

Античная модель (древнеевропейская) опиралась на развитие земледелия, скотоводства и ремесла. Организационно-хозяйственную основу  её функционирования образовывали крестьянские хозяйства и ремесленные мастерские, а затем крупные землевладения  – латифундии. Производство носило в основном натуральный характер при слабом развитии товарно-денежного  обмена и рыночных отношений. Взаимодействие государства и частных хозяйств в сфере экономики имело относительно демократичный характер при нарастании тенденций усиления деспотичности  влияния государства на экономические  процессы.

Данные модели в  определённой мере отражали на протяжении последующей экономической истории  своеобразные тенденции развития государственного хозяйствования.

Наряду с государственным  способом хозяйствования в древние  века зарождаются также традиционный способ на базе семейного (домашнего) производства, имеющего натуральный характер, и  рыночный способ хозяйствования на базе товарного производства и развития товарно-денежных отношений. Этому  способствовало развитие денежно-монетной системы, возникшей в  VII в. до н.  э.  в Лидии  (Малая Азия).

Возникновение и  развитие государственного хозяйствования в системе общественного хозяйства  древних веков явилось обусловленным  потребностями объективного экономического развития. Государственное вмешательство, с одной стороны, сыграло роль фактора ускорения этого развития. Но, с другой стороны, при определенных обстоятельствах оно оказывалось  способным тормозить социально-экономическое  развитие стран. Поэтому проблема государства  в экономике с самого начала объективно становится проблемой сбалансированности роли и места государства в  хозяйственном функционировании общества.

В тоже время нельзя не признать важнейшую роль государства  в экономической эволюции стран  древнего мира и влияния опыта  реализации этой функции на последующее  социально-экономическое развитие человеческого общества.

Древнеегипетское  государство как суверенное политическое образование просуществовало более 2 тысячелетий до 1085 года до н. э. После  этого египетское общество развивалось  под властью ливийцев, ассирийцев, персов, греков, римлян. В 395 году Египет становится провинцией Византии, в 619 году его захватывают персы, 639 году –  арабы, с 1517 года до начала XX века он под  властью турок. Но  сформированная, в том числе и с помощью  древнеегипетской государственности  система хозяйствования, социальных взаимоотношений и культуры управления объективно обеспечивала ему необходимые  основы самосохранения и развития, хотя он и отставал в нём от ведущих  региональных и мировых держав.

Заложенные в Древние  века основы государственного влияния  на хозяйственное и социальное развитие в Китае, Индии, Персии позволили  этим странам достаточно устойчиво  развиваться на протяжении минувших тысячелетий, несмотря на те катаклизмы, которые неоднократно их потрясали  за это время.

Древнегреческое государство  как суверенное образование просуществовало  около 700 лет (с XI в. до н.э. до IV в. до н.  э.), Древнеримское государство –  более 1200 лет (с 753 года до н.э. – до 476 года н.э.).  Заложенные ими основы регулирования экономических отношений в обществе во многом определили хозяйственную эволюцию европейских государств в Средние века и Новое время, что впослествии обеспечило им соответствующие лидирующие позиции в мировом технологическом и социально-экономическом развити.

В то же время многие народы древности, так и несумевшие создать свою государственность, оказались  заторможёнными в своем хозяйственном  и социальном развити. В результате этого они не смогли занять своего места в мировой истории. 

Обобщенный в трудах ученых древности опыт государственного управления в том числе и хозяйственной  жизни, накопленный государствами  древнего мира, объективно образовал  теоретико-методологическую базу развития экономической функции государства  в последующие столетия средневековья  и нового времени, сохраняя своё значение и в наши дни.

Эпоха развития феодальной экономики, охватывающая средние века, объективно связана с соответствующей  эволюцией феодального государства  и его роли в хозяйственном  развитии средневековых стран. В  процессе этой эволюции феодальная государственность  проходит этапы становления раннефеодальных  государств, феодальной раздробленности  и появления централизованных национальных государств.

В период раннего  и зрелого средневековья роль государства в экономическом  развитии заметно падает по сравнению  с античным периодом. Но и в это  время объективно выделяются “оседлая”  и “кочевая” феодальные государственности, каждая из которых оказала специфическое  воздействие на хозяйственное развитие свои народов.

“Оседлый” феодализм  получил развитие в большинстве  стран Европы и Азии. Его хозяйственная  система основывалась на собственности  на землю, используемую под пашню.  Государственный механизм этого  феодализма способствовал развитию городов, ремесла, торговли, науки и  техники.

“Кочевой” феодализм  сложился в степных просторах  Восточной Европы и Азии (Монголы, Половцы, Хазары). Он основывался на собственности на огромные стада  скота и пастбищные участки земли, на экстенсивном ведении животноводства. Государственность этого феодализма тормозила развитие обработки земли  и ремесла, нацеливая усилия своих  народов на использование занятых  участков до полного истощения и  расширение захватов новых земель под  пастбища. Это приводило к повлению огромных кочевых империи, которые  неизбежно распадались под ударами  более технически оснащенных оседлых  народов с их развитыми ремёслами.

Традиции сверхцентрализации и диспотизма, свойственные эволюции  государственности стран Средневекового Востока объективно затормозили  в них развитие предприимчивости, торговли, науки и техники. Это  в последующем обусловило отставание данных стран в своём хозяйственном  прогрессе от европейских народов. В то же время наращивание элементов  демократизма в государственности  и праве Средневековой Европы объективно создало предпосылки  интенсификации развития в ней ремесла, торговли, предприимчивости, университетов  и науки. Это позволило западноевропейским государствам в последствии обогнать страны Востока в развертывании  сначала мануфактурного производства, а затем и промышленного переворота.

Информация о работе Историческое развитие экономической функции государства