Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 11:15, контрольная работа
Государственное регулирование экономики является специфической формой реализации экономической функции государства в условиях индустриального хозяйствования. Возникновение этой формы обусловлено объективным историческим развитием экономики, с одной стороны, и эволюцией самой экономической функции государства – с другой стороны.
При неравномерности экономического развития различных государств, страны, стоящие на более высоких ступенях развития, затрудняют развитие технологически передовых отраслей в более отсталых государствах. Чтобы преодолеть отставание, необходимо развивать отрасли, в которых производительность труда в данный момент ниже, чем за границей. Это требует применения протекционизма в необходимых соотношениях.
При этом Лист выдвинул мысль о том, что любое решение экономической политики государства должно приниматься не только с точки зрения рентабельности данного производства, но и с точки зрения длительных и косвенных последствий этого решения, то есть общей народнохозяйственной эффективности.
Реализуемая в Германии государственная промышленная политика во второй половине XIX века дает мощный импульс развитию отраслей национальной индустрии, что позволяет ей к концу столетия превзойти Англию в промышленном развитии. При этом активизация вторжения немецких товаров на мировые рынки приводит к появлению в Англии требований перейти от свободной торговли к протекционизму.
Идеи использования
государственного вмешательства в
экономику для преодоления
Осуществление индустриализации
к концу XIX века делает актуальной проблему
государственного регулирования социальных
отношений и социальной защиты населения.
До индустриализации, когда большая
часть населения была занята сельским
хозяйством и самообеспечивалась, требования
социальной помощи трудящимся можно
было игнорировать. Но в новых социально-
Как следствие на
рубеже XIX – XX веков в США возникает
течение институционализма, исследующее
социально-экономические
Таким образом к началу XX века в индустриальных стран накапливается значительный опыт практической реализации и теоретического анализа реализации экономической функции государства в процессе его регулирующего вмешательства в национальное хозяйственное развитие. Вступление промышленных стран в первой половине ХХ века в высокоиндустриальную стадию своего развития в условиях мировых войн и мировых экономических кризисов заставило их, опираясь на данный опыт, качественно поднять уровень государственного управления своего социально-экономического развития.
В настоящее время
не вызывает сомнения, что в существующих
социально-экономических
Государственное регулирование
экономики сложилось не сразу. Оно
является результатом исторического
прогресса общества, охватывающего
длительный период. В этой связи
живой интерес вызывает генезис
этого регулирования, важнейшие
экономические теории и взгляды,
обосновывающие его формы, методы и
программы, социально- экономические
последствия и эффективность. Без
такого исторического подхода нельзя
представить себе в полной мере государственное
регулирование современной
В XV – XVII веках, когда
активно шло становление
Идеи меркантилистов, которые превыше всего ставили накопление денег и положительный торговый баланс, исходили из необходимости государственного регулирования торговли и мануфактурной промышленности в стране. Следует заметить, что учение меркантилистов долго использовалось при выработке государственной протекционистской политики во многих странах, в частности, в XVII веке в Англии, в России при Петре I, в Германии в XVIII веке.
Плодотворность и
живучесть идей меркантилизма не
означает, однако, их абсолютной монополии
в экономической теории и практике.
В дальнейшем, с развитием промышленности
и рынка при свободной
Учение меркантилистов,
предоставлявшее государству
Во Франции, где меркантилизм имел наиболее крайние формы, такая реакция сказалась раньше и сильнее. Накануне 1680 г. один из депутатов от купечества (Франсуа Лежандр) в разговоре с Ж.Б. Кольбером (министром финансов Франции) произнес знаменитую фразу: «Laisser nous faire– дайте нам самим действовать», которая позднее становится лозунгом физиократов.
Стремящееся регламентировать
все отношения подданных
Аристократия и духовенство, которые владели двумя третями земли, не несли прямых налогов и обладали рядом привилегий, от чего возрастала тяжесть бремени простого народа. Поголовный налог и многочисленные феодальные повинности поглощали до 82% валового дохода крестьян. Покровительствуя обрабатывающей промышленности, правительство по преимуществу землевладельческой Франции мало заботилось о сельском хозяйстве, и деревенское население в конце XVIII в. испытывало постоянный голод.
В таких условиях
необходимой предпосылкой прогресса
должно было стать сужение сферы
деятельности государства, ограничение
его вмешательства в
Ф. Кенэ и его ученики исходили из идеи о космическом порядке, универсальной гармонии, которой одинаково подчинены материя и человечество. Государство не должно мешать действию законов, создающих естественный порядок, наиболее выгодный человеческому роду, устанавливающих естественное право всех людей. Эти вечные, неизменные законы подчиняют себе всякого разумного человека.
Государство должно
способствовать пониманию этих законов
посредством организации
Правительство должно убирать преграды с пути, предоставляя полную свободу конкуренции. Люди добры по природе и благородны. Возможность осуществлять свои желания в условиях «свободной и безграничной конкуренции» создает гармонию, наилучший порядок, возможный на земле. Это применимо к отношениям не только внутри государства, но и к отношениям с другими странами.
Естественная торговая политика – это свободная и безграничная конкуренция, доставляющая каждой нации наиболее возможное число покупателей и продавцов, чтобы обеспечить им самую выгодную цену в продажах и покупках.
Таковы взгляды
физиократов на роль государства, предоставляющие
собой совершенно новое понимание
его задач и целей. Физиократы
были первыми последовательными
представителями индивидуализма и
либерализма в области
Одна из ведущих
идей работы английского экономиста
У. Петти (1623 – 1687) «Политическая арифметика»,
связывающая его с принципами
классической политэкономии, – идея
естественного порядка и
В соответствии со своими взглядами на роль государства в экономике У. Петти в « трактате о налогах и сборах» таким образом регламентирует целевые расходы государства: 1) военные расходы, 2) содержание управления, 3) расходы на церковь, 4) расходы на школы и университеты, на образование, 5) содержание детей (сирот) и инвалидов, 6) расходы на дороги, судоходные реки, водопроводы, мосты, порты, другие предметы, нужные для блага пользования всех».
Пришедшие на смену меркантилизма в конце XVIII века идеи экономического либерализма были наиболее полно и глубоко обоснованы в трудах классика английской политической экономии А.Смита, особенно в его знаменитой книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.). Выступая за безусловное рыночное саморегулирование экономики, он считал, что « невидимая рука» рынка без всякого государственного вмешательства заставит предпринимателей, исходя из личного материального интереса и стремления к прибыли, производить нужный для общества товар.
А.Смит считал, что
экономика будет
Экономическое учение А. Смита (1723 – 1790) представляет собой вторую фазу развития «теории свободной конкуренции», начало которой было положено физиократами.
А. Смит был профессором нравственной философии, проникнутой идеями естественного права, и подобно физиократам перенес идеи индивидуализма и свободы из области философии и права в область политической экономии. А. Смит был глубоко убежден, что Божество стремится создать всеобщую гармонию человеческой жизни: в области морали – путем присущего человеку чувства симпатии; в области материальных отношений – путем разумного эгоизма. «Эгоизм, говорит он, – колесо, которое ставит часы общества на экономическую гармонию и счастье».
Этот основной двигатель
человеческих поступков с помощью
свободной конкуренции
Цели и задачи
государства А. Смит понимает так
же, как физиократы. Государство
должно как можно меньше вмешиваться
в деятельность частных лиц, ибо
оно не в состоянии изменить естественные
законы, на которых основана эта
деятельность. В противоположность
меркантилистам А. Смит считал подлинными
обязанностями государства
Последователи А. Смита
развили его
В Англии существенный вклад в развитие экономического либерализма внес Д. Рикардо, в целом завершивший формирование универсальной концепции классической политической экономии.
Во Франции, где
интересы правительства и населения
постоянно противопоставлялись, где
шла ожесточенная борьба между правительством
и народом, идеи о невмешательстве
государства в жизнь граждан,
об ограничении круга его
Информация о работе Историческое развитие экономической функции государства