Историческое развитие экономической функции государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 11:15, контрольная работа

Описание работы

Государственное регулирование экономики является специфической формой реализации экономической функции государства в условиях индустриального хозяйствования. Возникновение этой формы обусловлено объективным историческим развитием экономики, с одной стороны, и эволюцией самой экономической функции государства – с другой стороны.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 38.62 Кб (Скачать)

При неравномерности  экономического развития различных  государств, страны, стоящие на более  высоких ступенях развития, затрудняют развитие технологически передовых  отраслей в более отсталых государствах. Чтобы преодолеть отставание, необходимо развивать отрасли, в которых  производительность труда в данный момент ниже, чем за границей. Это  требует применения протекционизма в необходимых соотношениях.

При этом Лист выдвинул мысль о том, что любое решение  экономической политики государства  должно приниматься не только с точки  зрения рентабельности данного производства, но и с точки зрения длительных и косвенных последствий этого  решения, то есть общей народнохозяйственной эффективности.

Реализуемая в Германии государственная промышленная политика во второй половине XIX века дает мощный импульс развитию отраслей национальной индустрии, что позволяет ей к  концу столетия превзойти Англию в промышленном развитии. При этом активизация вторжения немецких товаров на мировые рынки приводит к появлению в Англии требований перейти от свободной торговли к  протекционизму.

Идеи использования  государственного вмешательства в  экономику для преодоления промышленного  отставания во второй половине XIX века находят отклик и получают реализацию также в России, США, Японии и других странах.

Осуществление индустриализации к концу XIX века делает актуальной проблему государственного регулирования социальных отношений и социальной защиты населения. До индустриализации, когда большая  часть населения была занята сельским хозяйством и самообеспечивалась, требования социальной помощи трудящимся можно  было игнорировать. Но в новых социально-экономических  условиях, особенно в период кризисов, такие требования становится  не возможно не замечать.

Как следствие на рубеже XIX – XX веков в США возникает  течение институционализма, исследующее  социально-экономические факторы (институты) хозяйственного развития стран и  инструменты социального контроля общества над экономикой. На базе этих исследований закладываются основы концепции государства всеобщего  благоденствия.

Таким образом к  началу XX века в индустриальных стран  накапливается значительный опыт практической реализации и теоретического анализа  реализации экономической функции  государства в процессе его регулирующего  вмешательства в национальное хозяйственное  развитие. Вступление промышленных стран  в первой половине ХХ века в высокоиндустриальную стадию своего развития в условиях мировых войн и мировых экономических  кризисов заставило их, опираясь на данный опыт, качественно поднять  уровень государственного управления своего социально-экономического развития.

В настоящее время  не вызывает сомнения, что в существующих социально-экономических системах необходимо государственное регулирование. Ясно также, что границы этого  регулирования в современной  рыночной экономике значительно  уже, чем в административно-командной, планово-распределительной экономике. Однако экономическая роль современного государства сильнее, чем, например, при рыночной системе свободной  конкуренции XVIII – XIX  вв.

Государственное регулирование  экономики сложилось не сразу. Оно  является результатом исторического  прогресса общества, охватывающего  длительный период. В этой связи  живой интерес вызывает генезис  этого регулирования, важнейшие  экономические теории и взгляды, обосновывающие его формы, методы и  программы, социально- экономические  последствия и эффективность. Без  такого исторического подхода нельзя представить себе в полной мере государственное  регулирование современной экономики  и перспективы его развития.

В XV – XVII  веках, когда  активно шло становление рыночных отношений, возникла первая буржуазная экономическая школа меркантилистов, выражавших интересы купеческого капитала (У.Стаффорд, Т.Мен, А.Монкретьен, А.Ордин-Нащокин, И.Посошков, В.Татищев).

Идеи меркантилистов, которые превыше всего ставили  накопление денег и положительный  торговый баланс, исходили из необходимости  государственного регулирования торговли и мануфактурной промышленности в стране. Следует заметить, что  учение меркантилистов долго использовалось при выработке государственной  протекционистской политики во многих странах, в частности, в XVII веке в  Англии, в России при Петре I, в  Германии в XVIII веке.

Плодотворность и  живучесть идей меркантилизма не означает, однако, их абсолютной монополии  в экономической теории и практике. В дальнейшем, с развитием промышленности и рынка при свободной конкуренции  нарождающаяся буржуазия повела упорную борьбу с государственным  вмешательством, связанными с ним  ограничениями и феодальными  пережитками, рассматривая все это  как тормоз в своей деятельности.

Учение меркантилистов, предоставлявшее государству неограниченную власть и в сфере экономической, где оно, содействуя развитию промышленности и торговли, регламентируя жизнь  и деятельность подданных, должно было сделать их богатыми и счастливыми, господствовало в условиях нарождающегося капитализма. Новые формы промышленности требовали поддержки, но когда они  выросли и окрепли, система регламентации  и опеки стала для них обременительной  и вызвала протест.

Во Франции, где  меркантилизм имел наиболее крайние  формы, такая реакция сказалась  раньше и сильнее. Накануне 1680 г. один из депутатов от купечества (Франсуа  Лежандр) в разговоре с Ж.Б. Кольбером (министром финансов Франции) произнес знаменитую фразу: «Laisser nous faire– дайте  нам самим действовать», которая  позднее становится лозунгом физиократов.

Стремящееся регламентировать все отношения подданных правительство  оказалось неспособным удовлетворительно  справиться с этой задачей. Содержание двора поглощало огромные сумы, дефицит  бюджета стал хроническим явлением, долги Франции достигли огромных размеров, казна была пуста, процветало взяточничество чиновников. Большая  часть денег, собранных с налогоплательщиков, шла на покрытие издержек взимания.

Аристократия и  духовенство, которые владели двумя  третями земли, не несли прямых налогов  и обладали рядом привилегий, от чего возрастала тяжесть бремени  простого народа. Поголовный налог  и многочисленные феодальные повинности поглощали до 82% валового дохода крестьян. Покровительствуя обрабатывающей промышленности, правительство по преимуществу землевладельческой Франции мало заботилось о сельском хозяйстве, и деревенское население  в конце XVIII в. испытывало постоянный голод.

В таких условиях необходимой предпосылкой прогресса  должно было стать сужение сферы  деятельности государства, ограничение  его вмешательства в экономическую  жизнь, что нашло свое отражение в учении физиократов. Их доктрина была оценена современниками одним словом – «свобода».

Ф. Кенэ и его ученики  исходили из идеи о космическом порядке, универсальной гармонии, которой  одинаково подчинены материя  и человечество. Государство не должно мешать действию законов, создающих  естественный порядок, наиболее выгодный человеческому роду, устанавливающих  естественное право всех людей. Эти  вечные, неизменные законы подчиняют  себе всякого разумного человека.

Государство должно способствовать пониманию этих законов  посредством организации просвещения, должно соблюдать и охранять их, но его попытки вмешиваться в  сложный механизм общественной жизни  лишь портят благой порядок, установленный  Богом. Пусть порядок и честность  установятся в администрации, пусть  предоставят каждой вещи ее естественное течение, тогда-увидят выполнение всех принципов по самому внутреннему  порядку вещей.

Правительство должно убирать преграды с пути, предоставляя полную свободу конкуренции. Люди добры  по природе и благородны. Возможность  осуществлять свои желания в условиях «свободной и безграничной конкуренции» создает гармонию, наилучший порядок, возможный на земле. Это применимо  к отношениям не только внутри государства, но и к отношениям с другими  странами.

Естественная торговая политика – это свободная и  безграничная конкуренция, доставляющая каждой нации наиболее возможное  число покупателей и продавцов, чтобы обеспечить им самую выгодную цену в продажах и покупках.

Таковы взгляды  физиократов на роль государства, предоставляющие  собой совершенно новое понимание  его задач и целей. Физиократы были первыми последовательными  представителями индивидуализма и  либерализма в области экономики.

Одна из ведущих  идей работы английского экономиста У. Петти (1623 – 1687) «Политическая арифметика», связывающая его с принципами классической политэкономии, – идея естественного порядка и пагубности нарушений его государственной  властью. Недостаток государственного управления по Петти заключается  в том, что «слишком многое из того, что должно было бы управляться лишь природой, древними обычаями и всеобщим соглашением, подпадало под регулирование  закона». У. Петти резко выступает  против государственной регламентации, если она «противоречит законам  природы». На государство он возлагал важные функции по обеспечению полного  использования рабочей силы, а  также по повышению ее качества. Петти предлагает за счет государственных  средств обеспечить бродяг и нищих  работой по постройке дорог, возведению мостов и плотин, разработке рудников.

В соответствии со своими взглядами на роль государства в  экономике У. Петти в « трактате о налогах и сборах» таким  образом регламентирует целевые  расходы государства: 1) военные расходы, 2) содержание управления, 3) расходы  на церковь, 4) расходы на школы и  университеты, на образование, 5) содержание детей (сирот) и инвалидов, 6) расходы  на дороги, судоходные реки, водопроводы, мосты, порты, другие предметы, нужные для блага пользования всех».

Пришедшие на смену  меркантилизма в конце XVIII века идеи экономического либерализма были наиболее полно и глубоко обоснованы в  трудах классика английской политической экономии А.Смита, особенно в его  знаменитой книге «Исследование  о природе и причинах богатства  народов» (1776 г.). Выступая за безусловное рыночное саморегулирование экономики, он считал, что « невидимая рука» рынка без всякого государственного вмешательства заставит предпринимателей, исходя из личного материального интереса и стремления к прибыли, производить нужный для общества товар.

А.Смит считал, что  экономика будет функционировать  тем эффективнее, чем слабее будет  ее государственное регулирование. Данная позиция имела в условиях свободной конкуренции известную  объективную основу, поскольку в  этот период свою функцию рыночный механизм выполнял наиболее эффективно.

Экономическое учение А. Смита (1723 – 1790) представляет собой  вторую фазу развития «теории свободной  конкуренции», начало которой было положено физиократами.

А. Смит был профессором  нравственной философии, проникнутой  идеями естественного права, и подобно  физиократам перенес идеи индивидуализма и свободы из области философии  и права в область политической экономии. А. Смит был глубоко убежден, что Божество стремится создать  всеобщую гармонию человеческой жизни: в области морали – путем присущего  человеку чувства симпатии; в области  материальных отношений – путем  разумного эгоизма. «Эгоизм, говорит  он, – колесо, которое ставит часы общества на экономическую гармонию и счастье».

Этот основной двигатель  человеческих поступков с помощью  свободной конкуренции непременно приведет к лучшим результатам частной  производительности и к гармонии общих интересов. Эгоистические  интересы отдельных лиц будут  обуздываться интересами всех других членов общества. Свобода хозяйственной  деятельности составляет необходимое  условие успешности последней.

Цели и задачи государства А. Смит понимает так  же, как физиократы. Государство  должно как можно меньше вмешиваться  в деятельность частных лиц, ибо  оно не в состоянии изменить естественные законы, на которых основана эта  деятельность. В противоположность  меркантилистам А. Смит считал подлинными обязанностями государства охрану мира, защиту личности и собственности, делая исключения для тех случаев, когда государственная деятельность целесообразнее частной: государственные  расходы на строительство железных дорог, расходы на народные школы, религиозные  учреждения и публичные сооружения.

Последователи А. Смита  развили его индивидуалистические идеи, которые в разных странах  приняли различные оттенки.

В Англии существенный вклад в развитие экономического либерализма внес Д. Рикардо, в целом  завершивший формирование универсальной  концепции классической политической экономии.

Во Франции, где  интересы правительства и населения  постоянно противопоставлялись, где  шла ожесточенная борьба между правительством и народом, идеи о невмешательстве  государства в жизнь граждан, об ограничении круга его деятельности были доведены до крайности. Ж.Б. Сэй (1767-1832) писал, что «самое лучшее управление – то, которое наименее деятельно». По мнению Ж.Б. Сэя, «наилучший из всех финансовых планов – это расходовать  возможно меньше, а наилучший из всех налогов – это наименьший». Поэтому он энергично выступает  против вмешательства государства  во всех случаях, когда оно идет во вред «естественному ходу вещей».

Информация о работе Историческое развитие экономической функции государства