Историческое развитие экономической функции государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 11:15, контрольная работа

Описание работы

Государственное регулирование экономики является специфической формой реализации экономической функции государства в условиях индустриального хозяйствования. Возникновение этой формы обусловлено объективным историческим развитием экономики, с одной стороны, и эволюцией самой экономической функции государства – с другой стороны.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 38.62 Кб (Скачать)

В период бурного  хозяйственного подъёма в XI – XIII в  Западной Европе происходит стремительное  развитие ремёсел, городов, торговли. В  результате Крестовых походов восстанавливаются её связи со странами Востока. Как следствие в XV веке начинают складываться национальные рынки, что создает предпосылки формирования в Западной Европе национальных государств и национальных хозяйств. Появление национальных государств обусловливает значительное повышение роли государственности в экономическом развитии народов Европы, что сыграло роль важного фактора  ускорения наращивания у них национальных богатств и экономического благосостояния.

Именно централизованные национальные государства Европы сыграли  решающую роль в организации экспедиций, осуществивших Великие гографические  открытия и освоивших новые земли  в Америке, Азии, Африке. Это привело  к формированию в XVI – XVII веках мирового рынка, в котором европейские  державы заняли доминирующее положение. Реализованная европейскими государствами  в период первоначального накопления экономическая политика протекционизма на базе теоретической концепции  меркантилизма  дала мощный толчок развитию в них мануфактур, судостроения, торговли. Это окончательно к концу  XVIII века закрепило за ними данное положение.

Период первоначального  накопления капитала (XV – XVIII в.в.), сопровождаемый созданием и развитием централизованных национальных государств с сильной  королевской властью, поставил задачу государственного финансового управления – изыскания источников доходов  для обеспечения растущих расходов государства. С решением этой задачи в западноевропейских странах связывалось  обеспечение материального благополучия народа – «курицы в горшке».

Исследуя пути решения  данной задачи, представители меркантилизма  впервые выдвинули проблему теоретического обоснования путей рационального  хозяйствования, направляемого государственной  экономической политикой. Как следствие  европейская экономическая мысль  в своём развитии делает качественный скачок. В результате этого скачка центр экономических исследований смещается от домашнего хозяйства  к анализу способов обеспечения  процветания государства как  национальной общности. Перед словом «экономия» ставится  политическая, в результате чего экономическая  теория начинает рассматриваться как  наука об экономике национальных государств.

При этом под богатством понимались деньги (золото), а под  богатыми государствами те, которые  накопили большое количество денег. Такое представление о богатом  государстве легло в основу экономической  политики, господствующей в Европе с XVI в.  до второй половины  XVIII в. В связи с этим главной экономической  целью государства признавалось накопление денег, а главным средством  решения данной задачи – внешняя  торговля, которая рассматривалась  основной сферой реализации экономической  политики государства.

Исследуя пути решения  экономических задач, которые ставила  хозяйственная практика эпохи первоначального  накопления, меркантилизм в своём  развитии прошел два этапа: ранний и  поздний.

На первом (раннем) этапе его рекомендации носили примитивный  характер и сводились к политике обеспечения положительного денежного  баланса, направленной на удержание  денег в стране путем запрещения их вывоза за границу законодательными путями.

Так как при развитии международного обмена не выпускать  деньги из страны становилось все  более затруднительным, на смену  денежного баланса приходит торговый баланс, распространение концепции  которого ознаменовало второй (поздний) этап меркантилизма. Эта концепция рекомендовала более гибкую экономическую политику, заключающуюся в развитии производства экспорта  и в обеспечении превышения вывоза товаров над импортом.

Выгодный торговый баланс складывается, если страна вывозит  товаров на большую сумму, чем  ввозит. Таким образом желательность  экспорта и импорта определялась различиями в ценах. Выгодней вывозить готовые продукты и ввозить дешевое  сырьё. Поэтому правительство должно стимулировать развитие мануфактурного производства в стране и ограничивать экспорт из неё сырья.

На базе данных теоретических  положений были выработаны следующие  инструменты экономической политики государства: тарифная политика протекционизма, привилегии отечественным торговым компаниям, колониальная политика, регулирование  заработной платы и цен на продукты питания, защита мелкого производителя  от нарождающегося крупного.

Введение меркантилистской экономической политики ознаменовало смену фискального характера  таможенных сборов покровительством обрабатывающей промышленности со стороны государства. Руководящим началом меркантилизма  становится протекционизм – система  мероприятий, направленных на защиту национальной промышленности от иностранной конкуренции  для ускорения роста производительности национального труда.

Государственное вмешательство  в экономику европейских стран  на базе теории меркантилизма оказало  важное и в то же время неоднозначное  воздействие на их хозяйственное  развитие. Оно, безусловно, содействовало  интенсификации накопления капитала и  формированию предпосылок промышленного  переворота в них.

Но в тоже время  усиление покровительства промышленности, работающей на экспорт, неизбежно сказывалось  на благосостоянии крестьян и ремесленников, так как осуществлялся во многом за их счет. Определенным образом это  отражалось и на положении дворянства, так как рост мануфактурного производства неизбежно усиливал в стране позиции  буржуазии.

Поэтому роль национальных государств в экономическом развитии различных европейских стран  того периода оказалась далеко не однозначной и во многом противоречивой. Успех экономической политики меркантилизма  во решающей мере определялся её сбалансированностью  относительно интересов различных  слоёв населения, текущих и стратегических задач национального хозяйственного развития, а также позиций государства  в стране.

В Англии меркантилистская экономическая политика на основе теории денежного баланса была широко развёрнута при Елизавете I. Это дало импульс  превращению страны в XVI веке в мировую  державу с мощным флотом и обширной торговлей. Но к концу столетия на основе анализа деятельности привилегированной  торговой Ост-Индийской компании в  стране становится понятным, что эти  меры задерживают развитие сбыта  английских товаров.

В начале XVII века в  Англии в экономической политике происходит переход к концепции  торгового баланса. Как следствие  разрешается вывоз денег из страны, но при условии организации меновых  процессов таким образом, что  деньги вернуться в страну в большем  количестве.

Центр тяжести государственного вмешательства в национальную экономику  был перенесен с задерживания денег в стране на расширение выгодной внешней торговли с использованием тарифной политики. Вывоз сырья (особенно шерсти) был запрещен, а вывоз  готовых изделий поощрялся государственными субсидиями. При этом Англия стремилась захватывать все новые колонии, ограничивая доступ иностранных товаров высокими ввозными пошлинами. Система торгового баланса получила свою реализацию в Навигационном акте Кромвеля, принятом парламентом в 1651 году и действовавшем до 1849 года. Согласно этому акту, действовавшем против Голландии, товары из Азии, Африки и Америки разрешалось ввозить в Англию и её владения только на английских кораблях.

К началу XVIII века Англия становится первой морской и торговой империей с колониями во многих частях света, купцы которой монополизировали работорговлю.

Во Франции меркантилизм получил широкое применение во второй половине XVII века при министре Людовика XIV Кольбере. Внедренная им система  мер получила название «кольберизм».

Кольбер, следуя системе  активного торгового баланса, добивался  увеличения государственных доходов  за счет поощрения обрабатывающей промышленности ссудами, субсидиями, привилегиями, монополиями, а также расширения вывоза готовой  продукции и сокращения ввоза  из-за границы продуктов. Были введены  пошлины на корабли, входившие во французские порты, премии французским  судостроителям. Правительство активно  способствовало развитию транспорта, созданию торговых компаний, завоеванию колоний. Оно ввело систему мер  по регулированию хлебной торговли с целью удешевления хлеба  и продуктов питания. Производство было подчинено строжайшей регламентации.

В результате этой экономической  политики во Франции к концу XVII века складывается крупное мануфактурное  производство и государственное  предпринимательство, получают развитие государственные монополии и, в  отличие от Англии, внедряется система  мер по удешевлению труда, что  дает соответствующий толчок хозяйственному развитию страны.

Но при этом чрезмерные налоги в интересах субсидирования мануфактур обусловливают разорение  мелких производителей, искусственное  снижение цен на продукты земледелия привело к забрасыванию земель и  обнищанию одной десятой населения  страны в конце XVII – начале XVIII века. Введенные во Франции запретительные тарифы на вывоз продуктов тяжело отразились в регионах, где они  производились, и привели к тарифной войне с Голландией и Англией, в результате чего был разрушен прежний  свободный товарообмен с этими  странами.

Испанское государство  благодаря колониальным завоеваниям  в XVII веке становится крупнейшей мировой  державой. Но проводимая им в угоду  дворянству экономическая политика, препятствующая развитию мануфактурного производства и торговли, привела  к закрытию многих мануфактур, сокращению внутренней торговли, запустению дорог.

Как следствие, не смотря на громадный приток золота и серебра  из Америки, испанская монархия была вынуждена прибегать к займам в германских и итальянских банках и даже объявлять себя банкротом  в ряде случаев. В результате такой  экономической стратегии государства  в XVIII веке Испания превращается во второстепенную европейскую державу.

Ослабление централизованной государственной власти в Польше (Речи Посполитой) в XVII веке привело  в конце XVIII века  к распаду  польского государства, что во многом затормозило её хозяйственное развитие. Отсутствие единых национальных государств в Германии и Италии до конца второй трети XIX века объективно сдержало развертывание  в них сначала мануфактурного производства, а затем промышленного  переворота.

Колониальная зависимость  Северо-Американских штатов от Англии, которая запретила колонистам свободную  торговлю, вывоз изделий из шерсти, ввоз товаров из других стран (1763 г.), установила завышенные пошлины на чай, фрукты, стекло, вино, масло и другие товары (1766 г.), объективно задержала  их экономическое развитие в XVIII веке.

Великие географические открытия и перемещение эпицентра  международной торговли в Атлантический  и Индийский океаны объективно сместили Россию на периферию мирового торгового  и экономического развития, лишив  её роли важнейшего связывающего звена  между Европой и Азией. В то же время «революция цен» и процессы урбанизации в Европе объективно дали импульс расширению европейского спроса на российскую сельскохозяйственную продукцию. Усиление в этих условиях централизованного российского  государства оказало своеобразное воздействие на хозяйственное развитие страны. 

С одной стороны, укрепление самодержавия привело к  повторному закрепощению населения  страны и сдерживанию развития в  ней процессов демократизации, что  в определенной мере оторвало российское общественно-экономическое развитие от европейского.

С другой стороны, наличие  в России централизованного государства  позволило ей присоединить в XVI  веке территории в Поволжье, на Урале, в  Западной Сибири.  Это создало  мощный ресурсный потенциал её последующего экономического развития.

Сохранение самостоятельности  российского государства не позволило  включить Россию в сферу польского  влияния в период «смутного времени». Если бы она оказалась в зависимости  от Польши, то скорее всего XVII  век  стал бы для неё периодом не хозяйственного восстановления  и накопления сил, а втягивания под польским протекторатом  в бесконечные разорительные  европейские войны этого столетия. Только в ходе Тридцатилетней войны  в Польше были разграблены все  города и погибла половина населения. В Германии в это время было сожжено 20 тысяч городов и деревень и погибли 2/3 населения.

В России же в XVII веке удалось завершить образование  общенационального рынка, организовать первые мануфактуры, создать единую денежную систему, принять в 1680 году первый государственный бюджет, наладить устойчивые внешнеторговые связи с  Западом через Архангельск. Опираясь на эти достижения и используя  протекционизм и активное вмешательство  государства в экономику, Петр I и  его приемники в первой половине XVIII века смогли превратить Россию в  мощную европейскую державу с  развитым мануфактурным производством. Если в конце XVII века в России насчитывалось  только 20 мануфактур, то в середине 20 годов XVIII века их было 205, а в 1760 году – более 600.

Завершение промышленного  переворота к середине XIX века в Англии делает эти страну промышленным лидером  в Европе и мировой экономике. Это дает ей бесспорные конкурентные преимущества в международной торговле, что обусловливает поворот Англии от меркантилизма к либеральной  экономической политике. В результате в ней начинает обосновываться, а  затем и реализовываться свертывание  роли государства в экономике.

В это время страны, задержавшиеся с развертыванием промышленного переворота, начинают все острее осознавать необходимость  защиты национальной промышленности. Концепция формирования и реализации национальной промышленной политики в  середине XIX века особенно активно начинает разрабатываться в Германии в  форме исторической школы экономической  теории.  Родоначальник этой теории немецкий экономист Лист выдвинул идею, что экономическая политика государства должна исходить из особенностей исторических условий, в которых развивается хозяйство страны.

Информация о работе Историческое развитие экономической функции государства