Источники, направления и эффективность капитальных вложений в сельском хозяйстве Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 13:28, курсовая работа

Описание работы

О состоянии дел в экономике весьма уверенно можно судить по характеру процессов, происходящих в инвестиционной сфере. Она является индикатором, указывающим на общее положение внутри страны, размер национального дохода, привлекательность для других государств. Термин "инвестиции" имеет несколько значений. Он означает покупку акций или облигаций с расчетом на некоторые финансовые результаты; им обозначаются также реальные активы, например машины, которые требуются для производства и продажи некоего товара. В самом широком смысле инвестиции обеспечивают механизм, необходимый для финансирования, роста и развития экономики страны.Целью моей курсовой работы является рассмотрение инвестиций и капитальных вложений в сельское хозяйство, эффективность их использования. Эта тема меня заинтересовала своей актуальностью, т.к. в такой стране как Белоруссия, капитальные вложения играют важную роль в развитии среднего и крупного бизнеса. Предприятия не могут самостоятельно выбраться из кризиса, а государство не имеет достаточно средств на субсидирование и инвестирование в эти предприятия. Таким образом, если государство заинтересовано в стабильной и сильной экономике, то оно должно на законодательном и исполнительном уровнях создать благоприятный инвестиционный климат. Ведь сельское хозяйство - основополагающая отрасль в любой экономике, которая изначально является малоприбыльной и малопривлекательной для инвестиций, но от развития сельского хозяйства зависит развитие всей экономики. Поэтому вопрос инвестиций в сельское хозяйство, является ключевым в развитии экономики нашей страны.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ КАПИТАЛЬНЫХ ВЛОЖЕНИЙ И ИНВЕСТИЦИЙ
1.1. СТРУКТУРА И ЗНАЧЕНИЕ КАПИТАЛЬНЫХ ВЛОЖЕНИЙ
1.2. ВИДЫ ИНВЕСТИЦИЙ
2. ИНВЕСТИРОВАНИЕ В ЭКОНОМИКУ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1 ФОРМЫ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.2 МЕСТО И РОЛЬ ИНВЕСТИЦИЙ В РАЗВИТИИ И ПОВЫШЕНИИ
2.3. ЭФФЕКТИВНОСТИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
2.4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ИСТОЧНИКИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ В АГРАРНЫЙ СЕКТОР
3. СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО РБ: ВЫБОР ПУТИ
3.1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ОПЫТ ИНВЕСТИРОВАНИЯ В АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
4. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИНВЕСТИЦИЙ И КАПИТАЛЬНЫХ ВЛОЖЕНИЙ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

курсовая ГОТОВА.docx

— 125.41 Кб (Скачать)

       Важное  значение в программе отводится  жилищной политике на селе. Для этого  были разработаны комплексные схемы  обеспечения жильем работников, проживающих  в сельской местности, с учетом потребности  в трудовых ресурсах. Расширилось  кредитование строительства жилья, продолжается практика поддержки строительства  индивидуальных жилых домов.

       Все это имеет важное значение в деле ускорения темпов роста производства продовольствия и повышения его  эффективности. Можно сказать, что, несмотря на определенные трудности, вызванные  в основном повышением цен на энергоносители, и недоработки в реализации отдельных  положений Государственной программы  возрождения и развития села, агропромышленный комплекс страны находится в стадии устойчивого подъема. Наблюдается активизация товаропроизводителей всех форм хозяйствования, происходит наращивание объемов производства и сбыта продукции, увеличиваются размеры инвестиций в обновлении технико–технологической базы, аграрная сфера приобретает черты стабильного развития.

       Составной частью стратегии развития АПК являются отрасли, перерабатывающие сельскохозяйственное сырье, ориентированные на производство конкурентоспособных продовольственных  товаров в ассортименте и объемах, достаточных для удовлетворения спроса на собственном рынке и  для стабильного наращивания  экспортного потенциала.

       Основными направлениями развития перерабатывающих отраслей являются интенсификация производства, расширение ассортимента, повышение  качества продукции, прежде всего за счет внедрения достижений научно–технического  перевооружения предприятий. [2; 315-320]

       В 2007 году рост валовой продукции сельского  хозяйства относительно уровня прошлого года составил 9 процентов. В целом  по республике было собрано 7,2 млн. тонн зерновых и зернобобовых культур, что  на 1.294 тысячи тонн выше уровня 2006 года. Валовой сбор сахарной свеклы составил 3,6 млн. тонн при урожайности 387 центнеров  с гектара.

       Более динамично развивалось животноводство, где практически все показатели имели тенденцию к росту. Так, в 2007 году производство скота и птицы  в живом весе выросло на 4,9 процента и составило 1.176 тысяч тонн. При  этом среднесуточные привесы на выращивании  и откорме достигли по КРС — 521 и по свиньям — 468 граммов. Средний  вес одной головы крупного рогатого скота, поставленной на мясокомбинаты, возрос до 435 килограммов. Производство молока достигло 5.909 тысяч тонн, а  средний надой на корову — 4.117 килограммов.

       За 2007 год объем инвестиций составил 3.514 млрд. рублей, их доля в общих  инвестициях по народному хозяйству  достигла 14,6 процента.

       Оценивая  ситуацию в нашем хозяйстве и  во всем аграрном комплексе республики, я снова и снова прихожу  к мысли о том, что Беларусь выбрала оптимальный стратегический курс развития сельского хозяйства. Преимущества этого курса особенно видны сейчас, когда мировой продовольственный  кризис начинает принимать угрожающие размеры. И мы, руководители, специалисты, труженики села, как и работники  всего агропромышленного комплекса, обязаны использовать эти преимущества, чтобы повысить эффективность производства, поднять экономику хозяйств на новый уровень. Важность этой задачи трудно переоценить. 
 

    1. ПРАВОВОЕ  РЕГУЛИРОВАНИЕ И  ОПЫТ ИНВЕСТИРОВАНИЯ В АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.
 

     На  сегодняшний день проводится много  съездов, семинаров, собраний в правительстве.  Цель - содействие правовыми и организационными методами привлечению инвестиций в агропромышленный комплекс Республики Беларусь (далее — АПК), улучшение инвестиционного имиджа, перспективности и привлекательности этого сектора экономики, достижение устойчивого развития и последовательного повышения эффективности агропромышленного производства, увеличение объемов производства сельскохозяйственной продукции путем совершенствования системы хозяйствования субъектов предпринимательской деятельности в аграрной сфере и организационной структуры АПК.

       Особое  внимание уделено правовому регулированию  отношений в сельском хозяйстве. Отмечено, что развитие законодательства осуществляется в векторе предоставления гарантий инвесторам, направляющим средства в АПК, путем предоставления отсрочки исполнения определенных видов обязательств (Указ Президента Республики Беларусь от 19 марта 2004 года № 138 «О некоторых  мерах по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных организаций  и привлечению инвестиций в сельскохозяйственное производство»), дополнительных возможностей осуществления предпринимательства  в данном секторе экономики (Указ Президента Республики Беларусь от 14 июня 2004 года № 280 «О порядке и условиях продажи юридическим лицам предприятий  как имущественных комплексов убыточных  сельскохозяйственных организаций»), реализации прав работников сельскохозяйственных предприятий в социальной сфере. [6; 36-40]

       Правовые  механизмы регулирования также  распространяются на обеспечение требований стабильности и гарантированности.

       Представителями белорусской стороны замечено, что  реформирование АПК возможно вследствие совершенствования системы хозяйствования и организации АПК в его  основных сферах: сельском хозяйстве, переработке и обслуживании в  условиях кооперации и интеграции; формировании региональной аграрной политики; технико-технологическом развитии отрасли.

       Отмечено, что Республика Беларусь имеет свой потенциал для проведения эффективных  реформ, развития и роста сельского  хозяйства, привлечения дополнительных инвестиций как внутренних, так и  иностранных. Большое значение в  развитии сельскохозяйственных предприятий  имеют средства государственного бюджета, в то же время финансовые возможности  бюджета не безграничны. В данной ситуации большую роль играют внешние  инвестиции. В качестве основных форм привлечения иностранного капитала используются иностранные кредиты (кредиты под гарантии Правительства  Республики Беларусь или кредиты  под гарантию белорусских банков), прямые иностранные инвестиции. Прямые иностранные инвестиции в сельское хозяйство Республики Беларусь пока еще незначительны. В то же время  они могут стать одним из главных  рычагов модернизации производства, снижения его издержек, возобновления  экономического роста. Сегодня на базе многих хозяйств созданы совместные предприятия в различных отраслях агропромышленного комплекса, таких  как мясо-молочная, консервная, перерабатывающая, сельскохозяйственное машиностроение. В системе агропромышленного  комплекса зарегистрировано 21 предприятие  с участием иностранного капитала, из них 13 совместных предприятий и 8 иностранных предприятий.

       За  последнее десятилетие в сельскохозяйственные и перерабатывающие предприятия  привлечено кредитных средств на сумму около 350 миллионов долларов США. В результате проведена реконструкция  и частично обновлено технологическое  оборудование на ряде перерабатывающих предприятий, поставлены зерно— и кормоуборочная техника для сельскохозяйственных предприятий, машинокомплекты для  производства комбайнов на РУП «  Лидагропроммаш». [6;40-44]

       С начала 90-х годов ФРГ оказывает  помощь и поддержку процесса трансформации  в Республике Беларусь. Осуществлено более 100 проектов с вкладом немецкой стороны в размере около 40 миллионов  евро. Наиболее содержательными и  результативными были проекты в  области предпринимательского, аграрного  и финансового секторов, обучения и повышения квалификации специалистов и руководителей предприятий. Это сотрудничество продолжается и в настоящее время.

       Двусторонние  немецко-белорусские отношения с  начала 90-х годов неуклонно развивались  и укреплялись. За этот период ФРГ  стала главным торговым партнером  Республики Беларусь среди стран  дальнего зарубежья. Товарооборот между  нашими странами составил в 2003 году около 1,2 миллиарда евро. В 2003 году на долю ФРГ приходилось почти 6 процентов  внешнеторгового оборота Республики Беларусь (только товарооборот с Российской Федерацией был больше и превысил 58 процентов). В структуре немецкого экспорта в Республику Беларусь более 70 процентов поставок — это готовые изделия, в первую очередь, инвестиционные товары, необходимые для модернизации белорусской экономики, что создает основы устойчивого экономического роста в будущем. Это поставки оборудования, в том числе для пищевой и перерабатывающей отраслей промышленности, сельскохозяйственной техники. Это также поставки необходимых для эффективного ведения современного сельскохозяйственного производства: семян овощных культур, кукурузы, средств защиты растений и минеральных удобрений и других.

       Действующим источником внешних кредитных ресурсов, которыми пользуются предприятия и  хозяйства АПК, является кредитная  линия ФРГ. На развитие и модернизацию белорусских предприятий в течение  последних 10 лет в рамках экспортных кредитных линий ФРГ под гарантии правительства РБ и поручительства страховой компании «Гермес АГ»  белорусским предприятиям предоставлены  кредиты на сумму около 600 миллионов  евро. Более 90 белорусских предприятий  смогли провести модернизацию и расширение производства, обновление основных фондов. В 2001 году для обеспечения страховой  поддержки по сделкам с белорусскими предприятиями был открыт годовой  плафонд в рамках кредитной линии  ГЕРМЕС в размере 100 миллионов немецких марок. С 2002 года плафонд увеличен до 75 миллионов евро в год.

       За  счет кредитов Федеративной Республики Германии в Республику Беларусь поставлялось технологическое оборудование для  пищевой и перерабатывающей промышленности известными немецкими фирмами «Блема», «Нагема», «Хема», «ББГ Лейпциг», «Кюльавтомат», что способствовало переоснащению  действующих и организации новых  производств. Ряд предприятий пищевой  и перерабатывающей отраслей промышленности, входящих в АПК, реконструированы, к  примеру, АО «Городейский сахарный комбинат», Витебская кондитерская фабрика, РУП  «Гомельский жировой комбинат», а в городе Лида на РУП «Лидагропроммаш» организована сборка комбайнов «Case». В 2003 году на закупку техники привлечено около 30 миллионов долларов США, а  в текущем году для проведения технического перевооружения птицеводческих предприятий республики планируется  привлечь 8,5 миллионов долларов США  кредитных средств ФРГ. [3;186-200]

       В результате проведения семинара участники  пришли к мнению о том, что реформу  в АПК необходимо продолжать более  активно, необходимо улучшать правовые основы функционирования новых форм хозяйствования в АПК, применять  новые методы и использовать опыт и помощь иностранных коллег, а  также реализовывать предоставляемые государством возможности. В результате будет решена задача улучшения инвестирования в АПК Республики Беларусь.

       В Беларуси проводится целенаправленная работа по ускоренному развитию экономики путем привлечения инвестиций в развитие экспортоориентированных производств, АПК, малых и средних городов, логистической сферы, высоких технологий. Проделана огромная работа по реформированию нормативной правовой базы в сторону либерализации экономики, снижения уровня ее административного регулирования, улучшения условий ведения бизнеса и создания благоприятного инвестиционного климата. В прошлом году поступление иностранных инвестиций в Беларусь составило 9,3 миллиарда долларов (в 1,4 раза больше, чем в 2008 году), в том числе прямых - 4,8 миллиарда долларов. Наибольший объем прямых иностранных инвестиций в 2009 году поступил из России, Швейцарии, Кипра, Германии. Доля инвестиций из стран СНГ продолжает оставаться определяющей - 65,4 процента. 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИНВЕСТИЦИЙ И КАПИТАЛЬНЫХ  ВЛОЖЕНИЙ.
 

       Необходимость быстрого технического и технологического переоснащения предприятий, повышение конкурентоспособности их продукции непосредственно связаны с инвестированием.

       Инвестированные ресурсы зачастую используются неэффективно, и, как следствие, возникает проблема "долгостроев", задолженности по кредитам. Данная практика инвестирования ведет к расточительству финансовых ресурсов. Происходит связывание денежных средств, которые могли бы быть направлены в более эффективные производства и проекты. Поэтому в данных условиях особую актуальность приобретает проблема оценки инвестиционных проектов.

       Современные методы оценки инвестиционного проекта  предполагают всесторонность, объективность анализа, повышенные требования к расчетам. Рассмотрим наиболее важные составляющие данной оценки:

       => порядок расчёта и оценки финансовых коэффициентов эффективности;

       => анализ движения наличных денег;

Информация о работе Источники, направления и эффективность капитальных вложений в сельском хозяйстве Республики Беларусь