Источники, направления и эффективность капитальных вложений в сельском хозяйстве Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 13:28, курсовая работа

Описание работы

О состоянии дел в экономике весьма уверенно можно судить по характеру процессов, происходящих в инвестиционной сфере. Она является индикатором, указывающим на общее положение внутри страны, размер национального дохода, привлекательность для других государств. Термин "инвестиции" имеет несколько значений. Он означает покупку акций или облигаций с расчетом на некоторые финансовые результаты; им обозначаются также реальные активы, например машины, которые требуются для производства и продажи некоего товара. В самом широком смысле инвестиции обеспечивают механизм, необходимый для финансирования, роста и развития экономики страны.Целью моей курсовой работы является рассмотрение инвестиций и капитальных вложений в сельское хозяйство, эффективность их использования. Эта тема меня заинтересовала своей актуальностью, т.к. в такой стране как Белоруссия, капитальные вложения играют важную роль в развитии среднего и крупного бизнеса. Предприятия не могут самостоятельно выбраться из кризиса, а государство не имеет достаточно средств на субсидирование и инвестирование в эти предприятия. Таким образом, если государство заинтересовано в стабильной и сильной экономике, то оно должно на законодательном и исполнительном уровнях создать благоприятный инвестиционный климат. Ведь сельское хозяйство - основополагающая отрасль в любой экономике, которая изначально является малоприбыльной и малопривлекательной для инвестиций, но от развития сельского хозяйства зависит развитие всей экономики. Поэтому вопрос инвестиций в сельское хозяйство, является ключевым в развитии экономики нашей страны.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ КАПИТАЛЬНЫХ ВЛОЖЕНИЙ И ИНВЕСТИЦИЙ
1.1. СТРУКТУРА И ЗНАЧЕНИЕ КАПИТАЛЬНЫХ ВЛОЖЕНИЙ
1.2. ВИДЫ ИНВЕСТИЦИЙ
2. ИНВЕСТИРОВАНИЕ В ЭКОНОМИКУ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1 ФОРМЫ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.2 МЕСТО И РОЛЬ ИНВЕСТИЦИЙ В РАЗВИТИИ И ПОВЫШЕНИИ
2.3. ЭФФЕКТИВНОСТИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
2.4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ИСТОЧНИКИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ В АГРАРНЫЙ СЕКТОР
3. СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО РБ: ВЫБОР ПУТИ
3.1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ОПЫТ ИНВЕСТИРОВАНИЯ В АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
4. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИНВЕСТИЦИЙ И КАПИТАЛЬНЫХ ВЛОЖЕНИЙ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

курсовая ГОТОВА.docx

— 125.41 Кб (Скачать)

       Во  второй половине 90–х годов темпы  разрушения агропромышленного производства несколько сократились. Однако кризисная ситуация в отрасли продолжала нарастать.

       Остановить  спад было непросто. Заложенный радикальными реформаторами процесс, как говорится, уже пошел. Многое было разрушено. А  восстанавливать, как известно, труднее, чем ломать. Особенно в сельском хозяйстве, где неумолимо действуют  природные, биологические законы, и  последствия развала в животноводстве, например, приходится преодолевать десятилетиями. К тому же сказывалась общая кризисная  ситуация в экономике. Надо было восстанавливать  промышленное производство, без которого сельское хозяйство на современный  уровень не поднимешь. Государственная  казна к середине 90–х годов оскудела, средства из нее шли в основном на подъем промышленности. Естественно, за счет деревни: цены на промышленную продукцию росли быстрее, чем на сельскохозяйственную. [2; 285-300]

       Существовавшая  система ценообразования углубляла  межотраслевой диспаритет. Закупочные цены не покрывали среднеотраслевые издержки по производству продукции  животноводства. Нарастали взаимные неплатежи юридических лиц и  задолженность, которая в расчете  на одно сельскохозяйственное предприятие  составила в начале 2001 года около 215 млн. руб., а доля убыточных организаций  в отрасли — 59,3%. Индекс объема продукции  сельского хозяйства опустился  до 71%, а доля инвестиций в основной капитал сельского хозяйства  до 6,8% в 2000 г. и 4,9% в 2001 году.

       Чтобы разорвать порочный круг, в котором  оказался агропромышленный комплекс Беларуси, нужны были не отдельные, не половинчатые, а самые решительные кардинальные меры. Была разработана и одобрена указом Президента программа совершенствования  агропромышленного комплекса Республики Беларусь на 2001 — 2005 годы. Совет Министров  принял постановление о дополнительных мерах по ее реализации. Среди них  важнейшие: углубленная специализация  производства и концентрация средств  на приоритетных направлениях; совершенствование  экономического механизма хозяйствования; технико–технологическое переоснащение сельскохозяйственного производства; кооперация и интеграция средств производства и капитала взаимосвязанных структур АПК, что позволяло преодолеть разобщенность предприятий в вопросах производства, переработки и сбыта продукции, объединить их экономические интересы.

       Было  предложено десять моделей реструктуризации сельскохозяйственных организаций, находящихся  в критическом положении. На местах дали полное право выбора целесообразных форм реформирования. Конкретный вариант  определялся с учетом условий  каждого хозяйства.

       Противники  крупного производства считали, что  в условиях общественной собственности  невозможно повысить мотивацию к  труду, что только мелкое частное  предпринимательство способно хозяйствовать  эффективно, разумно использовать производственные ресурсы, сделать непосредственных производителей причастными к управлению хозяйственными делами. Без этого, считали  они, не может быть рационального  обновления общества, возрождения села, раскрепощения экономики и необходимой  динамики в ее развитии. Не будучи собственниками земли, других средств производства, — говорили они, — сельский производитель  становится подневольным и не может  по своему усмотрению распоряжаться  полученной продукцией, а для этого  каждый земледелец должен быть землевладельцем. По их мнению, только в этом случае можно  создать общество социальной справедливости, где земля будет принадлежать тем, кто ее обрабатывает, а земледелец по своему усмотрению распоряжаться произведенным продуктом. Их не смущало, что этот путь ведет к примитивному натуральному хозяйству.

       Специалисты сельского хозяйства, большинство  крестьян были убеждены в том, что  наилучший путь развития сельского  хозяйства это организационно–экономическое укрепление колхозов и совхозов, сельскохозяйственных кооперативов, агрокомбинатов и агрофирм. Только на основе крупно-товарного производства можно выйти из кризиса, создать эффективное, конкурентоспособное производство, спасти деревню от разрухи.

       В Беларуси выбрали оптимальный вариант, взяв курс преимущественно на крупные коллективные формы хозяйствования. При этом учитывался не только отечественный, но и зарубежный опыт. [5; 60-68]

       Зарубежная  практика убедительно подтверждает высокую эффективность производства сельскохозяйственной продукции именно на крупных фермах. Мелкие фермы  США, несмотря на существенную государственную  помощь, не могут конкурировать с  крупными, использующими миллионные капиталы, и многие из них разоряются. С развитием научно–технического  прогресса дифференциация эффективности  производства углубляется, а потому идет вымывание мелких ферм как неспособных  рационально использовать капиталоемкие  индустриальные технологии.

       Аналогичные процессы идут и в Европе. В 2001 году я с группой специалистов нашего СПК посетил ряд сельскохозяйственных кооперативов, агрофирм Германии. Особенно интересным для нас был опыт реформирования хозяйств восточных земель.

       После присоединения Восточная Германия приняла принципы и правовые нормы, которые были на Западе. Будущий  правовой статус коллективных хозяйств вызвал живое обсуждение как среди  их членов, так и в среде политиков  и ученых.

       Федеральное правительство было убеждено, что  большинство членов кооперативов изымут свою землю и займутся фермерским хозяйством. Этому способствовала правительственная  программа, стимулирующая создание частных семейных ферм путем дотаций, государственных кредитов, коммерческих ссуд под льготные проценты и поручительства. Молодым начинающим фермерам выдавали безвозмездные субсидии в сумме 24 тыс. марок и льготные кредиты. Кроме государственной поддержки, фермеры получили право на возврат  из коллективного хозяйства своего имущества. Четко прослеживалась не только материальная, но и политическая поддержка фермерских хозяйств.

       Однако  надежда на массовый выход не оправдалась, большинство крестьян отвергло курс на фермеризацию, предпочло продолжать совместную работу в коллективе.

       Несмотря  на то что сельхозкооперативы были поставлены в жесткие условия, их финансовое положение год от года становилось прочнее и устойчивее. Приспособившись к новым условиям, они стали вести достаточно эффективное  производство, постепенно становились  высокоэффективными, конкурентоспособными предприятиями. Находясь в гораздо  худших условиях, чем западные фермеры (слабая материально–техническая база, огромные прошлые долги, хуже природно–климатические условия и т.д.), производственные кооперативы за 10 с небольшим  лет сделали впечатляющий рывок  по всем направлениям: резко возросла продуктивность полей и ферм, сократилась  материалоемкость продукции, в разы выросла производительность труда, повысилась эффективность и конкурентоспособность  хозяйств. Многие из кооперативов стали  даже более эффективными по сравнению  с фермерскими хозяйствами западных земель.

       Даже  фермеры западных земель стали понимать, что коллективная форма организации  сельскохозяйственного производства более эффективна и является для  них серьезным конкурентом. Эта  боязнь подталкивает их к объединению, а многие фермеры восточных земель просятся в кооперативы, которые  зарекомендовали себя высокоэффективными товаропроизводителями. Модель Восточной  Германии начинает внедряться в других странах Западной Европы.

       Конечно, в определенной степени сказались  глобальные факторы. У них произошло  объединение страны, у нас —  развал, разрыв единого общесоюзного хозяйственного организма, в т.ч. агропромышленного. Естественно, там заметную роль сыграли  большие вложения Западной Германии.

       Но  не это стало главной причиной кардинальных изменений в аграрной сфере экономики. Главным условием успеха было то, что при реформировании агропромышленного комплекса был  взят курс на самую эффективную организационно–хозяйственную форму — кооперацию, предотвратившую дробление земли и всех основных ресурсов, которые определяют уровень хозяйствования.[2; 300-315]

       Изучение  тенденций развития сельского хозяйства  западных стран, а также опыт работы белорусских колхозов и совхозов позволили республике выбрать правильный путь, ориентированный преимущественно  на крупное высокотехнологичное  производство. И это принесло заметные результаты.

       Объем производства сельскохозяйственных предприятий  и организаций достиг 60,4% всей сельхозпродукции, и они быстро наращивают экономический  потенциал. Мероприятия, проведенные  Правительством по реализации программы  совершенствования агропромышленного  комплекса, позволили существенно  улучшить положение в сельском хозяйстве. Аграрная сфера стала важнейшей отраслью экономики Беларуси.

       За  время действия программы к 2005 году рентабельность сельскохозяйственных предприятий выросла до 13 процентов, практически до нуля сократилась  их убыточность. За анализируемый период производство зерна увеличилось  на 1.270 тысяч тонн, или на 24,6%, в  т.ч. в сельскохозяйственных организациях — на 1.145 тыс. тонн, реализация скота  и птицы в живом весе соответственно: на 14% и на 20%, производство молока —  на 17,5% и 40,5%.

       Рост  производства растениеводческой и  животноводческой продукции происходил в основном за счет интенсивных факторов, т.е. роста продуктивности полей  и ферм. Например, урожайность зерновых и зернобобовых выросла с 19,7 до 27,8 ц с га, надой на корову увеличился за 5 лет на 1.277 кг и составил 3.687 кг, среднесуточный привес на выращивании  и откорме крупного рогатого скота  вырос с 383 до 501 г, свиней — с 399 до 446 г.

       Такой скачок роста производства и повышение  его эффективности вызван рядом  важных государственных мероприятий  как организационно–экономического, так и финансового плана. В  частности, успешно реализовались  намеченные в программе меры по специализации  и интенсификации отрасли, совершенствованию  управления комплексом отраслей, входящих в АПК, укреплению кадров. На 17%, или  до 29 ц к. ед. на 1 корову, повысился  уровень кормления.

       Важное  место в развитии сельского хозяйства  имеет финансовая поддержка сельского  хозяйства. На финансирование мероприятий  в области агропромышленного  производства направляется около 10% от расходной части консолидированного бюджета страны.

       В настоящее время в республике принята и реализуется Государственная  программа возрождения и развития села на 2005 — 2010 годы. Основные ее цели — возрождение и развитие села на основе укрепления аграрной экономики, повышение доходов сельского  населения, улучшение социально–бытового и инженерного обустройства сельских населенных пунктов, сохранение и оздоровление экологии в них и рациональное использование инвестиций.

       Большая работа предусматривается в смежных  с сельским хозяйством отраслях. В  частности, к 2010 году намечено реконструировать технически и технологически переоснастить  все действующие мясокомбинаты  и молочные заводы.

       Важность  проблемы требует государственной  поддержки развития социальной сферы  и инженерной инфраструктуры на селе, формирования конкурентоспособного агропромышленного производства, а также несельскохозяйственных видов деятельности в сельской местности, расширения рынка труда.

       Основу  централизованных расходов по поддержке  сельского хозяйства составляют трансферты на реструктуризацию производства, повышение доходов производителей. А именно: субсидии на удешевление  стоимости сельскохозяйственной техники, льготирование банковского процента по кредитованию лизинга сельскохозяйственной техники и на переоснащение предприятий  перерабатывающей промышленности, дотации  на модернизацию и техническое переоснащение  животноводческих комплексов, дотации  к ценам на реализованную продукцию  и др.

       В 2007 году в расчете на 1 га пашни  внесение минеральных удобрений  составило 246 килограммов действующего вещества. Была расширена система  лизинговых операций, способствующих решению проблемы технического перевооружения агропромышленного производства.

       Бюджетное и централизованное финансирование имеет программно–целевой характер и направляется на:

  • проведение мероприятий по воспроизводству и улучшению плодородия почв, землеустройству, поддержанию мелиоративных систем, природоохранных работ;
  • организацию племенного дела в животноводстве и птицеводстве, ведение элитного семеноводства, производство гибридных семян;
  • осуществление научных исследований в области производства, создание новых технологий, сельскохозяйственной техники и оборудования;
  • организацию профессиональной подготовки, повышение квалификации и переквалификации работников по специальностям в области сельского хозяйства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции и продовольствия, формирование и функционирование маркетинга и других рыночных институтов в агропромышленном производстве.

Информация о работе Источники, направления и эффективность капитальных вложений в сельском хозяйстве Республики Беларусь