Источники, направления и эффективность капитальных вложений в сельском хозяйстве Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 13:28, курсовая работа

Описание работы

О состоянии дел в экономике весьма уверенно можно судить по характеру процессов, происходящих в инвестиционной сфере. Она является индикатором, указывающим на общее положение внутри страны, размер национального дохода, привлекательность для других государств. Термин "инвестиции" имеет несколько значений. Он означает покупку акций или облигаций с расчетом на некоторые финансовые результаты; им обозначаются также реальные активы, например машины, которые требуются для производства и продажи некоего товара. В самом широком смысле инвестиции обеспечивают механизм, необходимый для финансирования, роста и развития экономики страны.Целью моей курсовой работы является рассмотрение инвестиций и капитальных вложений в сельское хозяйство, эффективность их использования. Эта тема меня заинтересовала своей актуальностью, т.к. в такой стране как Белоруссия, капитальные вложения играют важную роль в развитии среднего и крупного бизнеса. Предприятия не могут самостоятельно выбраться из кризиса, а государство не имеет достаточно средств на субсидирование и инвестирование в эти предприятия. Таким образом, если государство заинтересовано в стабильной и сильной экономике, то оно должно на законодательном и исполнительном уровнях создать благоприятный инвестиционный климат. Ведь сельское хозяйство - основополагающая отрасль в любой экономике, которая изначально является малоприбыльной и малопривлекательной для инвестиций, но от развития сельского хозяйства зависит развитие всей экономики. Поэтому вопрос инвестиций в сельское хозяйство, является ключевым в развитии экономики нашей страны.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ КАПИТАЛЬНЫХ ВЛОЖЕНИЙ И ИНВЕСТИЦИЙ
1.1. СТРУКТУРА И ЗНАЧЕНИЕ КАПИТАЛЬНЫХ ВЛОЖЕНИЙ
1.2. ВИДЫ ИНВЕСТИЦИЙ
2. ИНВЕСТИРОВАНИЕ В ЭКОНОМИКУ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1 ФОРМЫ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.2 МЕСТО И РОЛЬ ИНВЕСТИЦИЙ В РАЗВИТИИ И ПОВЫШЕНИИ
2.3. ЭФФЕКТИВНОСТИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
2.4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ИСТОЧНИКИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ В АГРАРНЫЙ СЕКТОР
3. СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО РБ: ВЫБОР ПУТИ
3.1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ОПЫТ ИНВЕСТИРОВАНИЯ В АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
4. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИНВЕСТИЦИЙ И КАПИТАЛЬНЫХ ВЛОЖЕНИЙ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

курсовая ГОТОВА.docx

— 125.41 Кб (Скачать)

       Приоритетным  направлением инвестиционной политики на ближайшую перспективу должна стать и поддержка инвестиций в секторе малого и среднего предпринимательства. При этом важно инвестиционный спрос, создаваемый при государственной  поддержке малого и среднего предпринимательства, ориентировать на отечественных  производителей специализированного  оборудования для малых форм бизнеса.

       В условиях инвестиционного кризиса, несомненно, оправданна установка на формирование мощных вертикально-интегрированных  промышленных конгломератов во главе  с банками при сохранении определенных масштабов государственного участия. Такая организационная структура  повышает возможности аккумулирования  финансово-кредитных ресурсов и  их концентрации в приоритетных точках роста, создает инвестиционную базу активной структурной политики.

       Однако  сложившиеся формы организации  финансово-промышленных групп не всегда соответствуют реализации этой стратегии, прежде всего из-за отсутствия должного отбора и привлечения инвесторов из числа представителей отечественного и иностранного капитала. Чтобы финансово-промышленные группы могли стать локомотивом  инвестиционного процесса, необходимо:

       Во-первых правовое обеспечение гарантий выполнения инвестиционных обязательств, принимаемых  банками и иными инвесторами  при покупке акций производственных компаний на инвестиционных конкурсах  и при любых других формах приобретения акций в собственность. [5; 52-60]

       Во-вторых, нужна четкая регламентация объема и условий объединения финансовых ресурсов предприятий, входящих в состав финансово-промышленных групп, в зависимости  от направлений их использования.

       Оживление инвестиционной активности является непременным  условием выхода предприятий АПК  на устойчивую траекторию экономического роста.  

     2.3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ  И ИСТОЧНИКИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ  ИНВЕСТИЦИЙ В АГРАРНЫЙ  СЕКТОР

     Сложившуюся ситуацию можно определить именно как  кризис, потому что возникло противоречие между необходимостью структурной  перестройки АПК, для которой  нужны инвестиции, и низким уровнем  инвестиций (и крайне высокой ценой  на инвестиционные ресурсы), которые  делают практически любое финансовое вложение средств невыгодным, исходя из текущих оценок.

       Активизация инвестиционной деятельности является не только основным условием вывода сельского  хозяйства из глубокого кризиса, но и становится важнейшим определяющим фактором дальнейшего его развития. Требуется не только реформирование общественного уклада на селе путем  институциональных преобразований, что являлось приоритетом в начальный  период аграрной реформы, но и привлечение  в аграрный сектор крупномасштабных инвестиций. Остро в них нуждаются  практически все сферы и отрасли  АПК, будь то сельское хозяйство, перерабатывающая промышленность, фондопроизводящие  отрасли или жилищная сфера села. Поэтому создание предпосылок для  массового притока инвестиций в  аграрный сектор должно стать важнейшим  элементом стратегии государственной  аграрной политики на современном этапе. Прежде всего, необходимо обеспечить на государственном уровне формирование благоприятной, экономически эквивалентной  рыночной среды, в которой экономика  становится восприимчивой к инвестициям, а у субъектов хозяйствования появляются и расширяются инвестиционные возможности для обновления основного капитала и его наращивания за счет собственных и привлеченных средств, включая и иностранный капитал. Это в значительной мере может быть достигнуто путем внедрения нового, адекватного рыночной системе экономического механизма хозяйствования, учитывающего специфику сельского хозяйства. [7; 22-28]

       Наличие воспроизводственного кризиса и  медленное становление рыночных отношений обусловливает необходимость  усиления роли государства в регулировании  инвестиционной деятельности. Несмотря на то, что при переходе к рынку  роль государства в экономике  сужается. Поэтому разработка инвестиционной политики и ее активное проведение должны остаться в качестве важнейшего направления государственного регулирования.

       Инвестиционная  политика в системе АПК должна быть подчинена задачам структурной  перестройки экономики и направлена на обеспечение сбалансированного  и гармоничного развития всех звеньев  комплекса, на обновление производственного  потенциала, повышение эффективности  его использования на основе внедрения  в практику достижений научно-технического прогресса, освоения ресурсосберегающих технологий, модернизации и реконструкции  производства.

       В условиях рыночных отношений государство  должно оказывать регулирующее воздействие  на инвестиционный процесс путем  обеспечения научно обоснованного  ценообразования, проведения гибкой кредитной, налоговой и амортизационной  политики, расширения возможностей лизинга, стимулирования предпринимательской  деятельности и предоставления льгот  инвесторам при приватизации, целевого государственного финансирования, выделения  приоритетных направлений инвестирования и капиталовложения, составления  индикативных планов капитальных вложений. На региональном уровне, и особенно на уровне предприятий, необходимо составлять бизнес-планы, в которых дается обоснование  инвестиционной деятельности и источников ее финансирования, а также оценка проектных решений.

       Для осуществления нормального воспроизводственного процесса требуется восстановить инвестиционный потенциал предприятий. Для этого  необходимо повысить роль их собственных  источников — амортизации и прибыли, что возможно при устранении диспаритета  цен на продукцию сельского хозяйства  и потребляемые им материально-технические  ресурсы, уменьшении налогового давления, реструктуризации долгов, включая их списание и пролонгацию.

       В целях стимулирования инвестиционной деятельности в сельском хозяйстве  не облагается налогом прибыль, направляемая на покупку новой техники и  капитальное строительство. Целесообразно также не облагать налогом прибыль, полученную от некоторых видов несельскохозяйственной деятельности, связанных с производством строительных материалов. Необходимо придать действенность амортизационной политике: периодически проводить индексацию восстановительной стоимости основных фондов и амортизационных отчислений, активно применять ускоренную амортизацию, ввести режим специального хранения и расходования средств амортизационного фонда.

       В условиях продолжающегося кризиса  в аграрном секторе сохраняется  необходимость более активного  государственного регулирования не только путем применения стимулирующих  мер, но и прямого вложения капитала. Государственные средства должны направляться, прежде всего, на восстановление технического потенциала на селе; завершение строительства  по ранее начатым объектам, предусмотренным  целевыми программами; укрепление материально-технической  базы сельскохозяйственной науки, семеноводства, племенного дела, а также базы хранения, как в сельском хозяйстве, так  и в перерабатывающих отраслях; строительство  жилья на селе; поддержку малого бизнеса; финансирование направлений  деятельности, где активность индивидуальных инвесторов будет наименьшей: ликвидация последствий от аварий, стихийных  бедствий, экологических катастроф, создание объектов и систем, обеспечивающих экологическую безопасность производства. [7; 29-33]

       Целесообразна государственная поддержка лизинга  как одного из направлений специализированной системы сельскохозяйственного  кредита. Необходимо повысить роль государственного целевого бюджетного фонда поддержки  производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия в  финансировании приобретения технических  средств и оборудования, активно  использовать целевую кредитную  линию, мобилизовать местные источники  финансирования.

       На  нынешнем этапе крайне важно осуществить  техническое перевооружение и реконструкцию  животноводческих ферм и комплексов, а также обновление парка машинами качественно нового поколения.

       Инвестиционную  политику в ближайшие годы надо осуществлять на основе следующих принципов:

       — последовательной децентрализации  инвестиционного процесса, увеличения доли собственных средств предприятий  в общем объеме капитальных вложений, повышения роли амортизационных  отчислений как одного из источников финансирования инвестиций;

       — размещения государственных инвестиций на производственные цели на конкурсной основе;

       — возвратности централизованных капитальных  вложений;

       —расширения практики совместного государственно-коммерческого  финансирования проектов;

       —усиления государственного контроля за целевым  расходованием средств государственного бюджета, направленных на инвестиции;

       — расширения практики страхования и  гарантирования поддерживаемых государством инвестиционных проектов;

       — стимулирования иностранных инвестиций.

         Необходимо отметить, что при  сложившемся соотношении цен  на сельскохозяйственную и промышленную  продукцию в предстоящие годы  капитальные вложения за счет  собственных средств смогут осуществлять  лишь отдельные предприятия, финансирование  инвестиций из государственного  и региональных бюджетов в  ближайшие годы не улучшит  состояние производственного потенциала  сельского хозяйства и всего  АПК. 

       Кроме того, в ближайшее время на государственном  уровне следует принять меры, направленные на создание благоприятных условий  для роста банковских инвестиций в АПК. В числе мер по преодолению  кризиса финансово-кредитной системы  на первый план надо поставить упорядочение взаиморасчетов между предприятиями, создание системы страхования и  т. д.

       В целом необходимо отметить, что новые  подходы к решению проблем  инвестиционной политики создадут предпосылки  для стабилизации производственного  потенциала сельского хозяйства  и возрождения АПК. Только интенсификации сельскохозяйственного производства на основе внедрения новой системы  машин, прогрессивных технологий позволит выйти на новый уровень производства продукции, а, следовательно, и на более  высокий уровень заработной платы, обеспечивающей сельскому населению  достойный уровень жизни.[7;33-41]

       Важным  фактором восстановления экономики  аграрного сектора и стимулирования экономического роста является государственная  кредитная политика, которая должна быть логическим продолжением государственной  поддержки субъектов хозяйствования путем предоставления кредитов по льготным процентным ставкам с их дифференциацией  по таким признакам, как уровень  плодородия земель, доля собственных  средств в сметной стоимости  строительства объекта, удельный вес  выручки подсобных промыслов  и перерабатывающих производств  во всей стоимости реализованной  сельскохозяйственным предприятием продукции; открытия новых и пролонгации  действую), их целевых кредитов для  вновь строящихся объектов, имеющих  народнохозяйственное значение; введение ипотеки на основе залога недвижимости, включая землю. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. СЕЛЬСКОЕ  ХОЗЯЙСТВО РБ: ВЫБОР  ПУТИ

        Сегодня, когда в мире начали проявляться  угрожающие признаки продовольственного кризиса, правительства всех стран  вынуждены обратить особое внимание на развитие сельского хозяйства. Этот вопрос вынесен на обсуждение самых  высоких форумов, в том числе  и таких, как ФАО — продовольственная  организация ООН. На фоне мировых  кризисных явлений ярче видятся  плюсы и минусы аграрной политики любой страны. И мы можем объективнее  оценить тот курс, которым сейчас идет сельское хозяйство Беларуси, определить задачи на ближайшее будущее  и отдаленную перспективу.

               В советское время в Беларуси сельскому хозяйству уделялось большое внимание. Укреплялась материально–техническая база, повышалось плодородие почвы, что обеспечивало высокие показатели не только в рамках СССР, но и на мировом уровне. Так, в 1990 — 1991 годах республика в расчете на душу населения производила мяса и молока больше, чем Германия, Франция, Великобритания, а зерна — на треть больше, чем в среднем страны Европейского сообщества. Беларусь тогда занимала первое место в мире по производству картофеля и льноволокна.

        В дореформенный период республика поставляла в союзный фонд до 1 млн. тонн картофеля, 200 тыс. тонн мясных и  более 2 млн. тонн молочных продуктов. Один работник сельского хозяйства обеспечивал  продуктами питания свыше 20 человек.

       После распада СССР в Беларуси, как и  в большинстве других союзных  республик, начались кардинальные преобразования аграрной сферы экономики. В их основе лежали непроверенные практикой  сомнительные идеологические постулаты: смена форм собственности, приватизация и разгосударствление, фермеризация, либерализация цен и внешней  торговли, отказ государства от регулирования  экономических процессов, от государственной  поддержки сельского хозяйства. За 5 лет аграрных преобразований многое из достигнутого было разрушено: объем  инвестиций сократился в 8,3 раза, а их доля в общих инвестициях уменьшилась  с 28,8 до 8,5 процента. Деградировал производственный потенциал отрасли, сокращались  основные и оборотные фонды, росла  изношенность технических средств, сокращалась численность работников сельского хозяйства. Все это  ускоряло спад производства.

Информация о работе Источники, направления и эффективность капитальных вложений в сельском хозяйстве Республики Беларусь