Источники, направления и эффективность капитальных вложений в сельском хозяйстве Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 13:28, курсовая работа

Описание работы

О состоянии дел в экономике весьма уверенно можно судить по характеру процессов, происходящих в инвестиционной сфере. Она является индикатором, указывающим на общее положение внутри страны, размер национального дохода, привлекательность для других государств. Термин "инвестиции" имеет несколько значений. Он означает покупку акций или облигаций с расчетом на некоторые финансовые результаты; им обозначаются также реальные активы, например машины, которые требуются для производства и продажи некоего товара. В самом широком смысле инвестиции обеспечивают механизм, необходимый для финансирования, роста и развития экономики страны.Целью моей курсовой работы является рассмотрение инвестиций и капитальных вложений в сельское хозяйство, эффективность их использования. Эта тема меня заинтересовала своей актуальностью, т.к. в такой стране как Белоруссия, капитальные вложения играют важную роль в развитии среднего и крупного бизнеса. Предприятия не могут самостоятельно выбраться из кризиса, а государство не имеет достаточно средств на субсидирование и инвестирование в эти предприятия. Таким образом, если государство заинтересовано в стабильной и сильной экономике, то оно должно на законодательном и исполнительном уровнях создать благоприятный инвестиционный климат. Ведь сельское хозяйство - основополагающая отрасль в любой экономике, которая изначально является малоприбыльной и малопривлекательной для инвестиций, но от развития сельского хозяйства зависит развитие всей экономики. Поэтому вопрос инвестиций в сельское хозяйство, является ключевым в развитии экономики нашей страны.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ КАПИТАЛЬНЫХ ВЛОЖЕНИЙ И ИНВЕСТИЦИЙ
1.1. СТРУКТУРА И ЗНАЧЕНИЕ КАПИТАЛЬНЫХ ВЛОЖЕНИЙ
1.2. ВИДЫ ИНВЕСТИЦИЙ
2. ИНВЕСТИРОВАНИЕ В ЭКОНОМИКУ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1 ФОРМЫ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.2 МЕСТО И РОЛЬ ИНВЕСТИЦИЙ В РАЗВИТИИ И ПОВЫШЕНИИ
2.3. ЭФФЕКТИВНОСТИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
2.4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ИСТОЧНИКИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ В АГРАРНЫЙ СЕКТОР
3. СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО РБ: ВЫБОР ПУТИ
3.1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ОПЫТ ИНВЕСТИРОВАНИЯ В АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
4. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИНВЕСТИЦИЙ И КАПИТАЛЬНЫХ ВЛОЖЕНИЙ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

курсовая ГОТОВА.docx

— 125.41 Кб (Скачать)

       Перечень, для чего нужны инвестиции, можно  было бы продолжить. Таким образом, инвестиции нужны в первую очередь для оздоровления экономики страны и на этой основе решения многих социальных проблем, прежде всего для подъема жизненного уровня населения. [1; 220-232] 

       1.2 ВИДЫ ИНВЕСТИЦИЙ 

      «Инвестиции — денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные  права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской деятельности и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного положительного эффекта».

               Инвестиции классифицируются по следующим признакам: 

       1)     по натурально-вещественному воплощению  инвестиции бывают:

       - материальные

       - нематериальные или интеллектуальные

       - финансовые 

       2) по назначению:

       - прямые инвестиции

       - жилищное строительство

       - товарно-материальные запасы

       - портфельные инвестиции 

       3) по источникам финансирования:

       - собственные

       - заёмные (кредиты, займы) 

       4) по целевому назначению:

       - строго целевого назначения

       - свободные 

       5) по срокам осуществления:

       - краткосрочные

       - среднесрочные

       - долгосрочные 

       6) в зависимости от субъекта  инвестиционной деятельности:

       - государственные – это средства  госбюджета, которые обычно направляются  в сферы с долгосрочным оборотом капитала (научная деятельность, военная промышленность, социальные программы)

       - частные – это средства из  собственных источников, направленные  в те отрасли хозяйственной деятельности, где быстрее можно извлечь наибольшую прибыль.

       - международных организаций

Понятие «инвестиции» шире, чем понятие «капитальные вложения». Инвестиции включают в себя как реальные, так и портфельные инвестиции. [4; 310-315]

Реальные инвестиции — вложения в основной и оборотный капитал.

Портфельные инвестиции — вложения в ценные бумаги и активы других предприятий.

            
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. ИНВЕСТИРОВАНИЕ  В ЭКОНОМИКУ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.
 

      При осуществлении инвестиций в Республику Беларусь, зарубежные, и даже национальные инвесторы сталкиваются как с  экономическими, так и законодательными проблемами. Противоречивая экономическая ситуация в республике, слабая активность субъектов хозяйствования, отсутствие либо малая эффективность финансовых механизмов, неразвитость экономических рынков значительно снижают интерес к инвестициям и, как следствие, сдерживают темпы развития экономики страны.

      Техническое перевооружение отечественных производителей, освоение ими новых технологических  процессов и выпуска новых  видов продукции с необходимостью требует импорта для собственного производства основных средств, зарубежных "ноу-хау", сырья, материалов, комплектующих. В условиях, когда наиболее эффективными и совершенными являются оборудование и технологии, приобретаемые в странах дальнего зарубежья, расчет с которыми практически возможен только в СКВ, весьма обостряется проблема наличия у белорусских производителей валютных средств. [2; 253-257]

      Следует также отметить, что реализуемая  ныне программа импортозамещения предполагает реализацию предприятиями своей  продукции главным образом на внутреннем рынке, что еще более  ограничивает возможность получения  валютной выручки. В этой ситуации при  отсутствии возможности приобретения валюты на условиях, определяемых действующим  законодательством, весьма проблематичной оказывается возможность приобретения импортных технологий, как за счет собственных средств производителей, так и за счет банковских кредитов и банковского лизинга, поскольку возврат валютных ресурсов банков гарантирован только лишь на бумаге. 
 

2.1 ФОРМЫ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ НА ТЕРРИТОРИИ

РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 

       С 9 октября 2001г. вступил в силу Инвестиционный кодекс Республики Беларусь, и принятый 22 июня 2001 г., — базовый законодательный акт, регулирующий не только национальные, но и иностранные инвестиции на территории Республики Беларусь.

       Регламентируя деятельность иностранных  инвесторов на территории Республики Беларусь, Кодекс указывает на то, что они вправе осуществлять в Республике Беларусь инвестиционную деятельность в тех  же формах, что и национальные инвесторы. Иностранные инвесторы вправе будут создавать юридические лица Республики Беларусь, а также приобретать на территории Республики Беларусь различные виды имущества и имущественных прав, в частности доли в уставных фондах юридических лиц, различные объекты недвижимости (например, здания и сооружения). Однако земля в собственность иностранными инвесторами может приобретаться лишь по особому решению Президента РБ и под конкретный инвестиционный проект.

       Кроме того, иностранные инвестиции на территории Республики Беларусь возможны также в ценные бумаги, права на объекты интеллектуальной собственности: объекты права промышленной собственности (изобретения, промышленные образцы, полезные модели); средства индивидуализации товаров (работ, услуг), прежде всего товарные знаки (знаки обслуживания); объекты авторского права. Еще одной формой иностранных инвестиций является приобретение оборудования и других основных средств. Вложения иностранных инвесторов в иные, чем указанные выше, вещи не рассматриваются Кодексом как иностранные инвестиции. В частности, речь идет об оборотных средствах, например сырье и материалах, готовой продукции и т.д. [2; 258-262]

       Соответственно, Кодекс не предоставляет инвесторам гарантий в отношении указанного имущества, то есть на него не распространяется порядок, компенсаций стоимости национализированного или реквизированного инвестиционного имущества, предусматривающий компенсацию реальной стоимости имущества, а также проценты за период с момента перехода права собственности на иностранные инвестиции к государству до даты фактической выплаты компенсации согласно курсу соответствующей валюты на Лондонском межбанковском рынке (LIBOR).

       Наконец, последней формой инвестиционной деятельности для иностранных инвесторов на территории Республики Беларусь (которой не было в законодательстве Республики Беларусь около 70 лет) является концессия, которая представляет собой договор, заключаемый Республикой Беларусь с инвестором о передаче на возмездной основе на определенный срок права на осуществление на территории Республики Беларусь отдельного вида деятельности, на которую распространяется исключительное право государства, либо права пользования имуществом, находящимся в собственности только государства (например, недрами, водами, лесами, землей и т.д.).

       Если  сравнить нормы Кодекса, регламентирующие формы иностранных инвестиций, и аналогичные нормы, действовавшие до его принятия (в частности, Закона об иностранных инвестициях), то можно отметить их сходство. Тем не менее, между ними существуют и различия, базовое из которых заключается в том, что Кодекс предусмотрел закрытый перечень форм инвестиционной деятельности иностранных инвесторов (Закон же об иностранных инвестициях допускал возможность осуществления иностранных инвестиций и в любых других формах хозяйственной и иной деятельности, не противоречащих законодательству, действующему на территории Республики Беларусь).

       Отсюда  следует, что особых гарантий со стороны Кодекса лишаются, например, кредиты, предоставляемые иностранными лицами субъектам Республики Беларусь, либо, что, на наш взгляд, особенно важно, вклады иностранных инвесторов в общее имущество простого товарищества и т.д. Однако это ухудшает положение, например, иностранных кредиторов, незначительно, так как остаются общегражданские способы защиты их прав. То же, по моему мнению, относится и к иностранным участникам простых товариществ. Если в общем имуществе товарищей будут объекты недвижимости, оборудование и другие основные средства, то, несмотря на то что они будут не в личной собственности иностранного инвестора, а в общей собственности иностранного инвестора и, например, белорусского субъекта (но с учетом, что иностранный инвестор будет являться сособственником указанного имущества в целом (а не его части), так как при общей долевой собственности у сособственника доля в праве собственности, а не в конкретном имуществе), подобное имущество должно рассматриваться в целом как иностранные инвестиции с соответствующей степенью защиты. В отношении же денежных средств в рамках простого товарищества указанная защита будет отсутствовать.[2; 270-278]

       Что же касается иных форм хозяйственной  деятельности иностранных инвесторов на территории Республики Беларусь, не вошедших в перечень, то применительно к ним, на мой взгляд, также будет действовать достаточно общегражданских  способов защиты. 

2.2 МЕСТО И РОЛЬ  ИНВЕСТИЦИЙ В РАЗВИТИИ  И ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ  СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА 

     Сегодня финансовые, кредитные, товарные, лизинговые инвестиции должны направляться туда, где от них будет получен наиболее быстрый и максимальный эффект. Очевидно, что в условиях острой конкурентной борьбы на рынке инвестиций между  государствами, регионами, предприятиями  победит тот, кто сумеет привлечь их остаточную массу и с наибольшим эффектом их использовать. Задача местных   региональных органов власти, отраслевых, хозяйственных органов - правильно  определить приоритеты инвестирования, придать им инновационно - производственную направленность, умело используя  при этом экономические и налоговые  рычаги. Поиск инвестиций является трудной задачей, но еще более  трудным делом является обеспечение  их эффективного использования.

       В условиях глубокого кризиса, переживаемого  агропромышленным комплексом, особую ценность представляют иностранные  инвестиции в эту сложную, с длительным сроком окупаемости сферу экономики. Однако, как известно, инвестиции идут туда, где имеется гарантия их высокоэффективного использования и максимальной отдачи.

       Особый  интерес вызывают система организации  и стимулирования производства, механизм экономической ответственности  которые позволяют обеспечивать высокую эффективность производства, уровень технологической и производственной дисциплины, производить высококачественную и конкурентоспособную продукцию.

       Зарубежная  практика и отечественный опыт рыночных преобразований позволяют сделать  вывод, что «запуск» инвестиционного  процесса, создающего основу для устойчивого  роста отечественного производства, может и должен начаться с отраслей, ориентированных на конечный потребительский  спрос, в первую очередь, как это  ни парадоксально, с сельскохозяйственного  производства, пищевой и легкой промышленности, то есть именно с тех отраслей, которые испытывают наибольший спад производства.

       Особое  значение сельского хозяйства, легкой и пищевой промышленности для  стимулирования инвестиционной активности обусловлено тем, что:

         Во-первых, эти отрасли имеют сильную  межотраслевую «сцепку», в результате  чего инвестиции в их развитие  создают наибольший кумулятивный  эффект, стимулируя спрос на продукцию  смежных отраслей и формируя  в них собственный инвестиционный  потенциал. 

       Во-вторых, благодаря наиболее низкой капиталоемкости  и наименьшим срокам окупаемости  капитальных вложений.

       В-третьих, для продукции этих отраслей характерен массовый и устойчивый спрос на внутреннем рынке.

       В-четвертых, большинство видов продукции  легкой и перерабатывающей промышленности, в отличие от сложной бытовой  техники, вполне конкурентоспособны не только на внутреннем, но и на некоторых  зарубежных рынках.

       Для этого требуются не столько прямые государственные инвестиции, сколько  организационно-правовые меры, позволяющие  открыть этот сектор для кредитных  ресурсов и частных инвестиций, в  том числе иностранных. Эти инвестиции необходимо поддерживать налоговыми и  иными льготами, причем таким образом, чтобы формирующийся инвестиционный спрос ориентировался в первую очередь  на отечественных производителей технологического оборудования. Необходима также разумная государственная политика протекционизма в отношении названных отраслей.

Информация о работе Источники, направления и эффективность капитальных вложений в сельском хозяйстве Республики Беларусь