Исследование качества выпускаемой продукции и путей ее повышения

Автор: Максим Вересов, 04 Октября 2010 в 09:55, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время в связи с развитием экономики в России вопросы качества выпускаемой продукции актуальны, как никогда, поскольку повышение качества продукции является важнейшим путем увеличения эффективности производства. Эффективность производства определяется соотношением полученных результатов и произведенных затрат. Повысить эффективность можно двумя путями: снижением издержек производства или повышением общественной значимости результатов труда, которая может возрастать не только за счет увеличения количества продукции, но и вследствие повышения ее качества.
Целью работы является исследование качества продукции, анализ и возможность повышения качества. Для достижения цели решались следующие задачи: исследование понятии качества, показателей, факторов, влияющих на качество выпускаемой продукции, изучена методика исследования качества и как оно фигурирует в экономике отраслей и, проведя эту работу, рассмотрены пути повышения, контроль и методы управления качеством продукции.
Работа обладает научной новизной, т.к. вышеуказанные вопросы исследовались в другой постановке.
Реализация результатов исследования может принести значительный экономический эффект.
Источниками информации явились литературные данные, представленные в работах специалистов в области исследования качества и его управления.
Апробация курсовой работы проводилась на научной конференции. Доклад по курсовой работе прослушала группа ЭУП-31 Вологодского государственного технического университета.

Содержание

Введение 3
1. Научные основы исследования качества продукции 4
1.1. Понятие качества 4
1.2. Показатели качества 6
1.3. Факторы, влияющие на качество 8
2. Анализ качества продукции 11
2.1. Методика исследования качества продукции 11
2.2. Качество продукции в экономике отраслей 12
3. Повышение качества продукции 15
3.1. Пути повышения качества продукции 15
3.2. Контроль качества продукции 17
3.3. Управление качеством продукции 18
3.4. Результаты социологического опроса по теме исследования 20
Выводы и предложения 22
Список использованных источников 24
Приложения:
1. Выписки по литературе на тему: «Исследование
качества выпускаемой продукции и путей ее повышения»
2.Материалы социологического опроса
3. План экспериментального исследования
4.Научный доклад

Работа содержит 1 файл

(ХХХ).doc

— 184.50 Кб (Скачать)

     Идея  необходимости борьбы за качество зародилась в Америке, ее подхватила, расширила, углубила и стала внедрять в практику Япония и достигла больших успехов. Весь мир признает качество японских товаров. Для нашей экономики проблема качества - одна из главных.

     Что же такое управление качеством? В  японских промышленных стандартах дано следующее его определение: "Система  методов производства, способствующая экономичному выпуску качественных товаров или предоставлению качественных услуг, которые удовлетворяют требованиям потребителей. Современное управление качеством основано на использовании статистических методов и часто называется статистическим контролем качества". "Заниматься управлением качеством - значит разрабатывать, проектировать, выпускать и обслуживать качественную продукцию, которая является наиболее экономичной, наиболее полезной для потребителя и всегда удовлетворяет его потребностям".

     Что такое качество? В узком смысле это качество продукции. В широком смысле - качество работы, обслуживания, информации, процесса, работы подразделений, работы персонала (включая рабочих, инженеров, руководящих и административных работников), качество функционирования системы, фирмы, задач и т.п. Заниматься управлением качеством означает: 
1. Использовать контроль качества как основу; 
2. Комплексно регулировать издержки, цену и доходы; 
3. Контролировать количество.

      Рассмотрим  систему управления качеством в  концентрированном виде на рис. 3.1:

Рис.3.1 Система управления качеством представлена в концентрированном виде.

     Субъект управления – управляющие органы всех уровней и лица, призванные обеспечить достижение и содержание планируемого состояния и уровня качества продукции.

     Методы  и средства управления – способы, которыми органы управления воздействуют на элементы производственного процесса, обеспечивая достижение и поддержание планируемого состояния и уровня качества продукции. Управление качеством использует следующие четыре типа методов: 1) экономические методы, обеспечивающие создание экономических условий, побуждающих коллективы предприятий, конструкторских, технологических и других организаций изучать запросы потребителей, создавать, изготавливать и обслуживать продукцию, удовлетворяющую эти потребности и запросы. К числу экономических методов относятся правила ценообразования, условия кредитования, экономические санкции за несоблюдение требований стандартов и технических условий, правила возмещения экономического ущерба потребителю за реализацию ему некачественной продукции; 2) методы материального стимулирования, предусматривающие, с одной стороны, поощрение работников за создание и изготовление высококачественной продукции (к числу этих методов относятся: создание систем премирования за высокое качество, установление надбавок к заработной плате и др.) , а с другой – взыскание за причиненный ущерб от ее некачественности; 3) организационно – распорядительные методы, осуществляемые посредством обязательных для исполнения директив, приказов, указаний руководителей. К числу организационно распорядительных методов управления качеством продукции относятся также требования нормативной документации; 4) воспитательные методы, оказывающие влияние на сознание и настроение участников производственного процесса, побуждающие их к высококачественному труду и четкому выполнению специальных функций управления качеством продукции. К их числу относятся: моральное поощрение за высокое качество продукции, воспитание гордости за честь заводской марки и др.

3.4 Результаты социологического опроса по теме исследования

     Для наиболее полного изучения вопроса  качества продукции был проведен социологический опрос. Результаты социологического опроса позволили  выявить следующие закономерности. Наибольшее число опрошенных респондентов 4 человека (50%), считает, что качество – это удовлетворение ожиданий потребителя за цену, которую он может себе позволить, когда у него возникнет потребность, а остальные 4 человека разделились во мнении поровну (по 25%), выбрав две другие трактовки понятия.

     На  вопрос, какой фактор из предложенных в большей степени влияет на качество, по 3 человека (37,5%) ответили: технические и экономические, другие 2 человека отдали свои голоса за социально-психологические и организационные.

     При выборе определения оценки уровня качества большинство (62,5%) сделали правильный выбор.

     По  мнению половины респондентов, наиболее существенным из причинных факторов, влияющих на качество, является человек, двое (25%) считают, что это материал, и по одному человеку отдали свои голоса за метод работы и оборудование.

     Правильно выбрать определение управления качеством смогли четверо опрошенных, остальные разделились пополам (по25%) выбрав неверные определения.

      62,5% опрошенных респондентов (5 человек)  считают, что экономические методы  управления качеством продукции наиболее эффективны, двое, что это организационно-распорядительные методы, один человек – что это метод материального стимулирования, а воспитательные методы, по мнению опрошенных, наименее важны (за них никто не голосовал).

 

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 

      Выполненная работа позволяет сделать следующие  выводы:

     1.Под качеством продукции понимается совокупность свойств и характеристик продукции, которые придают ей способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности. Международный стандарт определяет качество как совокупность характерных свойств, формы, внешнего вида и условий применения, которыми должны быть наделены товары для соответствия своему назначению. Все эти элементы определяются требованиями к качеству, которые воплощены на этапе проектирования в технической характеристике изделия, в конструкторской документации и технических условиях, предусматривающих качество сырья, конструктивные размеры, сочетание оттенков, глянец и т.д.

      2. Показатели качества продукции делятся на группы. Группы показателей качества: показатели функционального назначения, показатели надежности, показатели транспортабельности,  показатели технологического и организационного уровня производства, экономические показатели, экологические показатели, показатели безопасности, эргономические показатели,  эстетические показатели, патентно-правовые показатели, показатели стандартизации и показатели конкурентоспособности.

     3. На качество выпускаемой продукции оказывают влияние ряд факторов, которые делятся на внутренние и внешние.

     К внутренним относятся: технические, организационные, экономические, социально–психологические; а к внешним: экономические, политические, рыночные, технологические, конкурентные, международные и социальные.

     4.Метод  , чаще всего применяемый при оценке динамики качества ассортимента продукции и ее структуры называется «зачет». В зачет выполнения задания по ассортименту применяется фактический объем продукции, но не выше уровня задания. Для оценки динамики качества используют индивидуальные и общие индексы качества: первые используются для одного вида продукции, а вторые -  для оценки динамики качества разноименной продукции.

         5. На предприятиях в разных отраслях основной задачей стоит повышение конкурентоспособности. Конкурентоспособность связана с действием нескольких десятков факторов, среди которых можно выделить два основных - уровень цены и качество продукции. При этом качество продукции постепенно выходит на первое место. Производительность труда, экономия всех видов ресурсов уступают место качеству продукции. А это значит, что повышение качества продукции становиться первостепенной задачей в экономике отраслей.

      На  основе данных сделанных выводов выносят следующие предложения:

  1. Постоянный контроль уровня качества с использованием различных методов;
  2. Используя контроль качества как основу, контролируя количество и комплексно регулируя издержки, цену и доход, управлять качеством выпускаемой продукции
  3. Управляя качеством использовать существующие и искать новые пути повышения качества выпускаемой продукции.

 

Список  использованных источников 

  1. Акулич  И. Л. Маркетинг: Учебник. – Мн.: Вышэйшая школа.
  2. Аренков И.А., Тагиев Е.Г.:  Бенчмаркинг и маркетинговые решения.
  3. Беляев М.И. //ВСЕОБЩАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ.
  4. Версан В.Г. Интеграция управления качеством , сертификация. Новые возможности и пути развития.// Сертификация.- 1994
  5. Виханский О.С. , Наумов А.И. Менеджмент. Издательство: Гардарики.
  6. Волков В.П., Ильин А.И., Станкевич В.И.  и др.// Экономика предприятия: Учеб. пособие, 2003.
  7. Галичев А. В., Круглов М. И. “Управление качеством продукции” М: “Экономика” 1979.
  8. Гончаров В. И. Технология и инструменты эффективного управления предприятием.
  9. Грачев Ю.Н. Комплексная система управления качеством: японский опыт.
  10. Гуленков В.Ю., Куприянова М.С. Новое в подходе к сертификации систем менеджмента качества// Стандарты и качество. 2002. № 3.
  11. Гулямов А., Исмаилов А., Таджиев М./Современные тенденции управления качеством продукции: шесть сигм – мечта или реальность?
  12. Ильенкова С. Д./Управление качеством. – М:ЮНИТИ, 1998.
  13. Каплен Г. “Практическое введение в управление качеством”.
  14. Кожекин Г.Я., Синица Л.М. Организация производства: Уч.пос. - Мн.: ИП «Экоперспектива».
  15. Круглов М.Г. "Менеджмент систем качества"
  16. Кучерова Е.Н. /Факторы, влияющие на качество продукции.
  17. Мешкова С. Ставка на качество. // Стандарты и качество.
  18. Моисеева Н.К., Анискин Ю.П. “Современное предприятие: конкурентоспособность, маркетинг, обновление”. 
  19. Новицкий Н.И., Олексюк В.Н. Управление качеством продукции: Учеб. пособие. Мн.: Новое знание, 2001.
  20. Огвоздин В.Ю. Управление качеством. Основы теории и практики: Учебное пособие.
  21. Олексюк В.Н. Управление качеством продукции: Учеб. Пособие.
  22. Похабов В. И. Основы маркетинга: Учебное пособие.
  23. Прохоров Ю.К.Электронный учебник по дисциплине: "Управление качеством".
  24. Ребрин Ю.И. Управление качеством. Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004.
  25. Сергеев "Экономика предприятия".
  26. Тагиев Е.Г “Менеджмент систем качества” 1997.
  27. Фейгенбаум А. Контроль качества продукции.
  28. Фомин В.Н. “Качество продукции и маркетинг”.
  29. Market-pages.ru информационный бизнес портал/10. Контроль качества продукции и работы предприятия 10.1. Понятие и виды контроля качества продукции и работы.
  30. Внутренний аудит. Серия «Все о качестве. Отечественные разработки». Вып. 2. 2002. М.: НТК «Трек», 2001.
  31. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО УПРАВЛЕНИЮ  
    КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ И СТАНДАРТАМ. Москва. Переиздание (декабрь 1990 г.) с Изменением № 1, утвержденным в январе 1985 г. (ИУС 4-85).
  32. Журнал «Маркетинг в России и за рубежом» №4 / 2000.
  33. Интерактивная экономическая библиотека.
  34. История создания систем качества на отечественных предприятиях/Система КС УКП (комплексная система управления качеством продукции).
  35. Источник: Техника эффективного Менеджмента. Управление ассортиментом продукции с позиции рынка.
  36. Корпоративный менеджмент/Учебник управления качеством. 2001.
  37. Международный стандарт ИСО 9004-3-93 АДМИНИСТРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ И ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМЫ КАЧЕСТВА.
  38. Научно-техническая библиотека.
  39. Финансовая газета 1999.
  40. Экономика и управление на предприятии/Учебные материалы для студентов факультета экономики и управления.

Информация о работе Исследование качества выпускаемой продукции и путей ее повышения