Исследование качества выпускаемой продукции и путей ее повышения

Автор: Максим Вересов, 04 Октября 2010 в 09:55, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время в связи с развитием экономики в России вопросы качества выпускаемой продукции актуальны, как никогда, поскольку повышение качества продукции является важнейшим путем увеличения эффективности производства. Эффективность производства определяется соотношением полученных результатов и произведенных затрат. Повысить эффективность можно двумя путями: снижением издержек производства или повышением общественной значимости результатов труда, которая может возрастать не только за счет увеличения количества продукции, но и вследствие повышения ее качества.
Целью работы является исследование качества продукции, анализ и возможность повышения качества. Для достижения цели решались следующие задачи: исследование понятии качества, показателей, факторов, влияющих на качество выпускаемой продукции, изучена методика исследования качества и как оно фигурирует в экономике отраслей и, проведя эту работу, рассмотрены пути повышения, контроль и методы управления качеством продукции.
Работа обладает научной новизной, т.к. вышеуказанные вопросы исследовались в другой постановке.
Реализация результатов исследования может принести значительный экономический эффект.
Источниками информации явились литературные данные, представленные в работах специалистов в области исследования качества и его управления.
Апробация курсовой работы проводилась на научной конференции. Доклад по курсовой работе прослушала группа ЭУП-31 Вологодского государственного технического университета.

Содержание

Введение 3
1. Научные основы исследования качества продукции 4
1.1. Понятие качества 4
1.2. Показатели качества 6
1.3. Факторы, влияющие на качество 8
2. Анализ качества продукции 11
2.1. Методика исследования качества продукции 11
2.2. Качество продукции в экономике отраслей 12
3. Повышение качества продукции 15
3.1. Пути повышения качества продукции 15
3.2. Контроль качества продукции 17
3.3. Управление качеством продукции 18
3.4. Результаты социологического опроса по теме исследования 20
Выводы и предложения 22
Список использованных источников 24
Приложения:
1. Выписки по литературе на тему: «Исследование
качества выпускаемой продукции и путей ее повышения»
2.Материалы социологического опроса
3. План экспериментального исследования
4.Научный доклад

Работа содержит 1 файл

(ХХХ).doc

— 184.50 Кб (Скачать)
 
 
 

     Идея  необходимости борьбы за качество зародилась в Америке, ее подхватила, расширила, углубила и стала внедрять в практику Япония и достигла больших успехов. Весь мир признает качество японских товаров. Для нашей экономики проблема качества - одна из главных.

      При исследовании качества нужно учитывать  ожидаемую стоимость товара, формула  для ее вычисления 1.1[28]:

    Для производителя ожидаемая  стоимость будет  означать:  

    S = П + Зрс + М + Рн,         (1.1)

    где S – стоимость,

         П –прибыль,

              Зрс – затраты на рабочую силу,

             М – материалы, 

            Рн – накладные расходы

      

    1. Факторы, влияющие на качество
 

     На  каждом предприятии на качество продукции влияют разнообразные факторы, как внутренние, так и внешние.

     К внутренним относятся такие, которые  связаны со способностью предприятия  выпускать продукцию надлежащего  качества, т.е. зависят от деятельности самого предприятия. Они многочисленны, их классифицируют на следующие группы: технические, организационные, экономические, социально– психологические.

     Технические факторы самым существенным образом  влияют на качество продукции, поэтому  внедрение новой технологии, применение новых материалов, более качественного сырья – материальная основа для выпуска конкурентоспособной продукции.

     Организационные факторы связаны с совершенствованием организации производства и труда, повышением производственной дисциплины и ответственности за качество продукции, обеспечением культуры производства и соответствующего уровня квалификации персонала.

     Для исследования  так же вычисляются  коэффициенты отгрузки и реализации, представленные в формулах 1.2и 1.3:

ОП=ПП  * ОП /ПП,         (1.2)

РП=ПП * ОП/ПП * РП/ОП,         (1.3)

где ОП  /ПП  и РП  /ОП  - соответственно коэффициенты отгрузки и реализации.

     Экономические факторы обусловлены затратами  на выпуск и реализацию продукции, политикой  ценообразования и системой экономического стимулирования персонала за производство высококачественной продукции.

     Социально – экономические факторы в  значительной мере влияют на создание здоровых условий работы, преданности  и гордости за марку своего предприятия, моральное стимулирование работников – все это важные составляющие для выпуска конкурентоспособной продукции.

     Внешние факторы в условиях рыночных отношений  способствуют формированию качества продукции. Внешняя или окружающая среда  является неотъемлемым условием существования  любого предприятия и является по отношению к нему неконтролируемым фактором. Все воздействие внешней среды можно разделить на следующие отдельные факторы: экономические, политические, рыночные, технологические, конкурентные, международные и социальные.

 

2. Анализ качества продукции                                                      

     2.1. Методика исследования  качества продукции  

     Для оценки динамики качества ассортимента продукции и ее структуры чаще всего применяется метод «зачета». В зачет выполнения задания по ассортименту применяется фактический объем продукции, но не выше уровня задания. Для оценки динамики качества используют индивидуальные и общие индексы качества: первые используются для одного вида продукции, а вторые -  для оценки динамики качества разноименной продукции [16].

     Главными  задачами совершенствования подготовки производства, по мнению О.Г. Туровца, в современных   условиях являются ускорение процессов создания и внедрения новой техники в производство и повышение эффективности подготовки производства и освоение новых видов продукции. Процесс создания новой продукции требует значительных затрат материальных, трудовых и денежных ресурсов. Решение этих задач требует использования резервов повышения технического уровня и экономичности создаваемых изделий. К таким резервам относятся резервы повышения качества новой продукции и использование возможности снижения затрат труда, материальных ресурсов и денежных средств как при ее изготовлении, так и при эксплуатации. Эти резервы в свою очередь  могут выступать конструкторскими, технологическими и организационно- техническими [33].

На заседании  Госсовета В.В. Путин в своем  заявлении поставил следующую задачу четырехкратного повышения производительности труда на отечественных предприятиях к 2020 г.  Более полное применение накопленных знаний и опыта, личных возможностей и способностей работников - один из резервов повышения эффективности производства, снижения трудоемкости продукции, а, следовательно, и роста производительности труда[11].

Для более  детального исследования методики качества продукции рассмотрим декомпозиция долгосрочной цели организации в области качества, представленную на рисунке 2.1:

Декомпозиция  долгосрочной цели организации  в области качества

Рис. 2.1. Декомпозиция долгосрочной цели организации в области качества 

2.2 Качество продукции в экономике отраслей

Работа  по совершенствованию и преобразованию компании строится по плану маршрута (маршрутной карте) из пяти шагов:

  • идентификация ключевых процессов и потребителей;
  • определение потребительских запросов;
  • измерение текущих результатов;
  • расстановка приоритетов, анализ и внедрение усовершенствований;
  • расширение и интеграция системы «Шесть сигм».

Необходимо  также обеспечить, чтобы соответствующие меры измерения процесса идентифицировались заранее, а измерения отражали результаты бизнеса до и после изменений и вносили вклад в конечный результат. В ходе внедрения устанавливаются цели (задачи), ориентированные на величины улучшений на порядок (в 10 раз). Использование системы качества на предприятии должно рассматриваться как замкнутый процесс, охватывающий все этапы – от маркетинга и разработки до внедрения и последующего совершенствования.

Принцип участия всей организации в управлении качеством предполагает, что совершенствование  продукции исходит от руководства  компании и поддерживается всем персоналом через систему делегирования  полномочий и ответственности, обучение основным методам контроля качества на отдельно взятом участке работ, а также мотивацию (вознаграждение и признание достижений). В итоге управление качеством происходит и по горизонтали (по процессам) и по вертикали оргструктуры фирмы. Для перманентного роста качества создаются постоянно действующие команды, включающие руководителей различных подразделений.

   Чтобы создать конкурентоспособное предприятие, надо не просто модернизировать производство и управление, но и четко знать, для чего это делается, какая цель должна быть достигнута. Главным при этом должно быть одно: умение определить, быстро и эффективно использовать в конкурентной борьбе свои сравнительные преимущества. Все усилия необходимо направить на развитие тех сторон, которые выгодно отличают вас от потенциальных или реаль-ных конкурентов. Недаром многие ведущие фирмы сформулировали свои срав-нительные преимущества в виде лозунгов, правил, которым должны следовать все ее работники. 
Четкая ориентация на свои сравнительные преимущества в конкуренции, неустанный их поиск как внутри предприятия, так и вне его предопределяют набор функций, выполняемых аппаратом управления ведущих компаний, состав их управленческих и инженерных подразделений, подходы к разработке хозяйственной стратегии.

   Если  можно коротко дать ответ на вопрос о том, как создать на предприятии производство мирового класса, он звучал бы так: для этого надо стать лучшим в мире в избранной отрасли или на рынке, на который работаете, хотя бы по одному важному аспекту производственной деятельности. А для этого надо, в свою очередь, ответить на вопрос: в чем должны или в чем могут состоять сравнительные преимущества вашего предприятия в конкурентной борьбе, на какие аспекты производства или хозяйственной деятельности надлежит обратить внимание в первую очередь (например, издержки производства и цена, качество, надежность, технический уровень, уровень обслуживания, гибкость производства и т. п.). 
В свою очередь, конкурентоспособность связана с действием нескольких десятков факторов, среди которых можно выделить два основных - уровень цены и качество продукции. При этом качество продукции постепенно выходит на первое место. Производительность труда, экономия всех видов ресурсов уступают место качеству продукции.
 

 

  1. Повышение качества продукции

      3.1 Пути повышения  качества продукции

     Уровень качества продукции определяется на основе системы показателей её качества. Для определения этого уровня, необходимо знать численное значение каждого из этих показателей и  сравнить с аналогичным показателем  продукции принятой в качестве базовой  для сравнения. 
Под определением показателя качества подразумевается нахождение его численного значения. Для этого на практике в зависимости от специфики продукции принимаются следующие методы. 
Измерительный - при помощи инструментов, приборов. 
Регистрационный метод - который основан на регистрации и подсчёте числа определённых событий (например отказов при испытаниях) или предметов (например, стандартизированных, унифицированных, оригинальных защищённых патентом). Регистрационным методом могут определяться такие показатели как безотказность, патентно - правовые, стандартизация, унификация. 
Вычислительный метод - основывается на применении специальных математических моделей для определения показателя качества продукции.  
Органолептический метод - предусматривает анализ восприятия человеческих органов чувств - зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания. Точность и достоверность найденных значений зависят от квалификации, навыков, и способности лиц, их определяющих. 
Социологический метод - осуществляется на основе сбора и анализа линий возможных потребителей. 
Различают два понятия: технический уровень продукции и уровень качества продукции как более широкое понятие. 
Уровень качества продукции - относительная характеристика, основанная на сопоставлении значений показателей, характеризующих техническое и эстетико - эргономическое совершенство комплексных показателей надежности и безопасности использования оцениваемой продукции. 
Оценка уровня качества продукции - это совокупность операций включающая выбор номенклатуры показателей качества оцениваемой продукции, определение значений этих показателей при оценке качества продукции. 
Технический уровень продукции - относительная характеристика качества продукции. 
В международных стандартах нет понятия "технический уровень", поэтому в них отсутствует определение этого понятия. 
Согласно ГОСТ 15467 - 91 под оценкой технического уровня продукции понимается совокупность операций, включающая выбор номенклатуры показателей, характеризующих техническое совершенствование оцениваемой продукции, определение значений этих показателей и сопоставление их с базовыми. 
В современных условиях возникает необходимость в смене ориентации и критериев оценки разрабатываемой и выпускаемой продукции. 
Различают два понятия: "конкурентоспособность предприятия" и "конкурентоспособность товара".

     Под конкурентоспособностью предприятия  понимают способность предприятия  производить конкурентоспособную  продукцию за счет его умения эффективно использовать финансовый, производственный потенциал.

     Под конкурентоспособностью товара понимается совокупность его качественных и  стоимостных характеристик, которая  обеспечивает удовлетворение конкретной потребности покупателя и выгодно для покупателя отличает от аналогичных товаров - конкурентов.

     Абсолютно конкурентными являются новые виды товаров, не имеющие аналогов на рынке.

    1. Контроль качества продукции

     Для анализа результатов контроля качества широкое распространение получили методы статистического контроля качества. Наиболее известными среди них стали "семь инструментов контроля качества"2, которые сначала широко применялись в кружках качества в Японии, а затем и в других странах, благодаря своей эффективности и доступности для рядовых работников предприятий. В состав этих "семи инструментов" входят: метод расслоения, графики, диаграмма разброса, диаграмма Парето, причинно-следственная диаграмма, контрольные карты, гистограммы.

     Диаграмма Парето, названная так по имени  ее автора, позволяет наглядно представить величину потерь в зависимости от различных дефектов. Благодаря этому можно сначала сосредоточить внимание на устранении тех дефектов, которые приводят к наибольшим потерям. Для выяснения причин этих дефектов целесообразно дополнительно использовать причинно-следственную диаграмму.

     После выяснения причин и устранения дефектов вновь строится диаграмма Парето с целью проверки эффективности  принятых мер. 
Причинно-следственная диаграмма применяется, как правило, при анализе дефектов, приводящих к наибольшим потерям.

     Она позволяет выявить причины таких  дефектов и сосредоточиться на устранении этих причин. При этом анализируются  четыре основных причинных фактора: человек, машина (оборудование), материал и метод работ. 
При анализе этих факторов выявляются вторичные, а, может быть, и третичные причины, приводящие к дефектам и подлежащие устранению. Поэтому для анализа дефектов и построения диаграммы необходимо определить максимальное число причин, которые могут иметь отношение к допущенным дефектам.
 

    1. Управление  качеством продукции

Информация о работе Исследование качества выпускаемой продукции и путей ее повышения