Исламский банкинг

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 10:28, курсовая работа

Описание работы

Последний мировой финансовый и экономический кризис, поразивший общество, показал нам, насколько нестабильна наша экономическая система. Уже ни для кого не секрет, что подобные явления рождаются в банковской сфере, сфере кредита. Чтобы ликвидировать последствия и обезопасить общество от подобных потрясений многие экономиста начали проводить различного рода исследования, направленные на выявление альтернатив классическому банкингу.

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 195.50 Кб (Скачать)

     Мушарака: Партнёрское соглашение, по которому две и более сторон вступают в отношения делового партнёрства с заранее определённым капиталом и обоюдосторонним разделением прибылей или убытков. Условия контракта мушарака могут быть изложены следующим образом:

  • Соглашение мушарака может быть применено как для единовременной сделки, так и для ведения всего бизнеса и может быть возобновлено с согласия сторон.
  • В среднесрочных и долгосрочных операциях может применяться так называемая форма "самоликвидации", по которой банк возвращает себе основной капитал в течение определённого периода, разделяя прибыль и убытки за этот период.
  • Все инвесторы имеют право на участие в управлении бизнесом, однако это не является требованием.
  • Всем партнёрам на регулярной основе будет предоставляться информация о состоянии бизнеса и его финансовом состоянии.
  • Необходимо предварительное согласие партнёров перед вступлением в соглашения мушарака или мударака с другими сторонами.
  • В целях разделения прибылей или убытков, капитальные вложения сторон, используемые в различные промежутки времени, должны быть приведены к общей деноминации путём умножения сумм на количество дней, в течение которых каждая отдельная статья финансирования, как например, уставный капитал фирмы, остаток денег в кассе, предоставленный кредит и банковское финансирование, реально участвовали в деле. Другими словами, подсчёт вложений каждой из сторон должен осуществляться ежедневно.

     Существуют  и другие условия мушарака, они более или менее схожи с мударака. 

     2. Контракты продаж и аренды.

     «Мурабаха» и «Бай муаджал»: Мурабаха является одним из многих контрактов купли-продажи, разрешённых Исламом. Поставки товара продавцом покупателю с определённой и обоюдно согласованной прибылью называется мурабаха. В мурабахе может применяться оплата как при получении товара, так и с отсрочкой. Бай муаджал - это продажа с отсрочкой оплаты, либо единым платежом, либо периодическими выплатами. В отличие от мурабаха, продажа товара в бай муаджал происходит без уведомления продавцом своей прибыли от сделки.

     Исламские банки могут заниматься обеими видами сделок, так как им не запрещено  вступать в торговые отношения. Товары могут закупаться у третьей стороны  и затем продаваться с наценкой клиенту банка в соответствии с его запросом. Юристы отмечают, что в таких сделках все риски, связанные с куплей-продажей товара должен нести банк вплоть до момента передачи товара клиенту.

     «Бай салам» или иной товар в качестве предоплаты, товар затем доставляется покупателю продавцом в заранее оговоренное время в будущем. Основные особенности контракта бай салам, с которыми согласны большинство юристов, таковы:

  • В контракте должно быть чётко оговорены тип, описание, качество и количество поставляемого товара.
  • Должно указываться определённое время в будущем для поставки товара.
  • Согласованная цена за товар должна быть выплачена полностью во время действия контракта.

      

     «Иджара» и «Иджара ва иктина»: Под иджарой понимается контракт, по которому одна сторона получает право использования того или иного продукта на основе аренды. Юристы подчёркивают, что в контракте иджара должны быть чётко оговорены срок аренды и арендная плата в целях избежания разногласий между сторонами. В течение всего периода действия контракта техническое обслуживание осуществляется за счёт владельца товара.

     Разновидностью  иджары является иджара ва иктина (лизинг), согласно которому арендодатель соглашается  на передачу собственности на товар  арендатору по истечении срока аренды и полной выплаты арендной платы  арендатором согласно заключённому договору. Данный договор должен содержать те же условия, что и договор обычного иджара. Исламские банки могут оказывать непрямое финансирование своим клиентам через два вышеупомянутых типа контракта. Они приобретают различные активы, такие как здания, машины или оборудование, и сдают их в аренду своим клиентам по контракту иджара. По контракту иджара ва иктина клиент обязуется произвести определённые выплаты в течение оговоренного периода времени. Контракт считается выполненным, когда была выплачена вся сумма и произведена передача собственности. 

    1. Кард  аль-хасана.

     Исламское учение призывает состоятельных  людей предоставлять финансовую помощь в виде кард аль-хасана людям, нуждающимся во временной финансовой помощи для удовлетворения срочных  потребностей в потреблении или для восстановления их финансового состояния. Исламские банки не могут направлять значительную часть своих средств на финансирование кард аль-хасана, так как им необходимо поддерживать достаточный уровень прибыльности для обеспечения конкурентоспособности с другими финансовыми институтами, мобилизующими сбережения населения. Однако представляется довольно логичным использование части своих средств для предоставления беспроцентного финансирования, так как исламские банки не должны выплачивать процент по вкладам до востребования. В Иране банки должны выделять определённую часть своих средств для предоставления беспроцентных кредитов мелким предпринимателям, производителям и фермерам, которые не смогли бы найти альтернативного пути для получения инвестиций и финансирования оборотного капитала и нуждающимся потребителям.

     Юристы  также приняли к вниманию, что  предоставление беспроцентных кредитов влечёт за собой определённые расходы  для банка. Таким образом они  не высказываются против возмещения банком затрат на предоставление такого кредита. Рассматривая данную проблему, Консул по Исламской Идеологии Пакистана пришёл к выводу, что плата за услуги банка должна основываться на его реальных затратах, однако представляется довольно трудным определение затрат для каждого конкретного случая предоставления кредита. Исходя из вышесказанного, Консул постановил, что для того, чтобы разрешить возникнувшую проблему, банки могут получать фиксированную оплату в виде взноса по заявке, вне зависимости от суммы предоставляемого кредита и его срока действия. В настоящее время банки Пакистана взимают фиксированную оплату, рассчитанную на основе формулы центрального банка страны. Правилами указано, что максимальная плата за услуги, которую банк может получить по таким кредитам в течение одного финансового года, рассчитывается путём деления всех расходов банка за вычетом стоимости средств и резерва под невозвратные кредиты и подоходного налога на все активы на начало и конец года и округлением полученного результата до ближайшей десятчиной доли процента.

3.3  Выводы по Главе 3.

     Все вышеописанное не исчерпывает все  возможные методы замены сделок, основанных на проценте при переходе от процентной системы к исламской беспроцентной. В настоящее время активно разрабатываются новые финансовые инструменты, которые могли бы быть полезны в дальнейшем развитии и росте исламского банковского дела. Я считаю, что успешное применение данных методов ещё более укрепит и даст развитие исламскому банковскому делу.  
 
 
 
 

Глава 4. Возможность применения принципов исламской модели в России.

4.1 Исламские финансы в России.

     Информационное  пространство в настоящее время  пестрит заметками о мероприятиях и событиях, связанных с исламской  экономикой и финансами. В мае, июне этого года прошли крупные мероприятия по исламскому бизнесу и финансам в Казани и Москве, так в Казани в конце июня прошёл Международный саммит исламского бизнеса и финансов. На фоне всего этого возникает вопрос: а с чем связана такая активность и для чего все это организуется? Так ли необходимы в России исламские финансы? Ответ на этот вопрос на первый взгляд лежит на поверхности, ведь по различным оценкам, в России проживает от 15 до 25 миллионов мусульман, то есть при таком количестве потенциальных клиентов будущих исламских финансовых организаций не возникает сомнений в необходимости внедрения исламских финансов в России. Однако все не так однозначно, и для реализации серьезных проектов в области исламского бизнеса и финансов необходима более детальная информация о мусульманском населении страны и его потребительском поведении.

     Поэтому Российский центр исламской экономики  и финансов (РЦИЭФ) для обоснования  необходимости и актуальности внедрения  инструментов исламского финансирования в России решил провести анализ потенциального спроса на исламские финансовые услуги, используя данные статистических исследований, социологических исследований и оценки экспертов.  
В ходе исследования маркетинговых возможностей исламских финансовых услуг в России нами был сделан акцент на анализе численности населения, его религиозном и национальном составе, уровня жизни населения, рынка финансовых услуг, культуре и модели потребительского поведения различных групп населения, в том числе мусульман. При расчете возможного объема финансовых ресурсов, которые можно будет привлечь в исламские финансовые организации, в случае их появления в РФ, предположим, что основными потребителями исламских финансовых услуг станут мусульмане.

4.2 Оценка количества потенциальных клиентов.

     Первую  задачу, которую необходимо было решить – определить количество мусульман, которые действительно понесут  деньги в исламские банки или  иные финансовые учреждения. Согласно сведениям Росстата в России проживает  около 15 миллионов представителей мусульманских народов, а некоторые эксперты заявляют о том, что количество мусульман в России составляет 20-25 миллионов человек. Безусловно, после 70 лет атеистической пропаганды уровень их религиозного самосознания недостаточно высок и большинству из них безразлично, куда вкладывать имеющиеся денежные средства – в соответствующие Исламу финансовые институты или нет. Однако по оценкам экспертов, доля мусульман с высоким религиозным самосознанием в России за последние годы значительно увеличилась, - так согласно недавно проведённому опросу Совета Муфтиев России, около 60% религиозных мусульман России не пользуются услугами традиционных банков (кроме услуг расчётно-кассового обслуживания). Однако достоверных оценок количества этих самых религиозных мусульман на данный момент дать никто не может. По данным исследовательских организаций (ВЦИОМ, ФОМ) доля религиозных людей среди представителей того или иного вероисповедания составляет 5-8%. Аналитики и специалисты рынка продукции халяль (разрешенной по исламу) оценивают количество потребителей халяль-продукции в размере 2% от всего населения России. Также некоторые региональные и централизованные духовные управления мусульман утверждают о том, что доля соблюдающих все предписания религии мусульман около 8%. Исходя из перечисленных оценок, мы сделали вывод о том, что количество людей лояльных исламским финансовым продуктам в России сейчас составляет от 750 тыс. человек до 2 млн. 800 тыс. человек.

4.3 Оценка финансовых возможностей в России.

     Далее, для того, чтобы определить потенциальный объем финансовых ресурсов, которые возможно будут привлечены в исламские финансовые институты, мы изучили состояние рынка финансовых услуг и уровень доходов и сбережений населения в России. В настоящее время на рынке основными инструментами размещения денег являются: вклады и счета в банках, покупка ценных бумаг, ПИФы (паевые инвестиционные фонды), накопления в негосударственных пенсионных фондах. По итогам 2009 года объем средств, размещенных как населением, так и организациями в перечисленных финансовых организациях России составил около 16 трлн. рублей. Лидерами в области привлечения денежных средств населения и организаций являются банки, на их долю приходится 15,1 трлн. рублей, денег населения (физических лиц) в банках России около 6,4 трлн. рублей. Что касается уровня доходов и сбережений населения, то в настоящее время среднедушевые доходы населения в год составляют 204 000 рублей, при этом доля сбережений в структуре доходов населения составляет 16%, то есть в среднем каждый житель России сберегает 32 640 рублей в год. По итогам 2009 года общий объем сбережений населения составил 10 трлн. рублей, следовательно среднедушевой размер сбережений населения будет около 70 472 рублей.

     Таким образом, в случае начала деятельности исламских финансовых организаций в ближайшее время, они потенциально могут привлечь деньги населения в размере от 34 млрд. рублей до 126 млрд. рублей, этот объем рассчитан исходя из размеров рынка финансовых услуг России. Однако если рассчитывать потенциальный объем средств, который можно будет привлечь от населения на принципах ислама, исходя из уровня доходов и сбережений населения, то в этом случае можно рассчитывать на сумму от 24,5 млрд. рублей до 91,4 млрд. рублей и от 53 млрд. руб. до 197 млрд. рублей соответственно.

     Также для оценки потенциального спроса на исламские финансовые услуги в России необходимо изучить опыт развития исламских  финансов в странах, имеющих схожие характеристики религиозности населения  с нашей страной. На наш взгляд наиболее подходящим для этой цели является исламский банк Киргизии - «Экобанк», т.к. имеет наилучшую репутацию и историю как соответствующего нормам Ислама среди всех исламских финансовых институтов на постсоветском пространстве. По результатам финансовой отчётности за первый квартал 2010 года, размер привлечённых инвестиционных ресурсов «Экобанком» на принципах ислама составил 697 992 100 сомов, что приблизительно составляет 465 миллионов рублей, в том числе привлеченные от физических лиц - 531 108 100 сомов (354,1 миллионов рублей). «Экобанк» существует на рынке банковских услуг Киргизии всего несколько лет, а потому ему ещё только предстоит заслужить доверие вкладчиков и нарастить объём привлечённых финансовых ресурсов. По состоянию на 31 декабря 2009 года общая сумма денежных средств предприятий и населения, размещенных на депозитах банков Киргизии составила 33,17 млрд. сомов, это около 21,4 млрд. рублей, из них депозиты населения составляют 6,2 млрд. рублей. То есть доля исламских депозитов в общей депозитной базе Киргизии составляет около 2%. Надо учитывать, что финансовая грамотность и уровень развития финансовых услуг в Киргизии гораздо ниже, чем в России. Вот как эта разница выглядит в цифрах: рассчитаем средний размер депозита физических лиц, приходящийся на одного жителя Киргизии и России. Население Киргизии составляет 5,5 млн. человек, депозитная база физических лиц в банках составляет 6,2 млрд. рублей, получаем средний размер депозита физических лиц, приходящийся на одного жителя Киргизии 1127 рублей. Население России составляет 141,9 млн. человек, депозитная база физических лиц в банках составляет 6,4 трлн. рублей, получаем средний размер депозита физических лиц, приходящийся на одного жителя России 45 102 рубля. Как мы видим, развитие финансовых услуг среди населения России превосходит развитие финансовых услуг среди населения Киргизии в 40 раз. Предположим, что разница в уровне доходов в Киргизии и России является основной причиной такой большой разницы в развитии рынка финансовых услуг двух стран. В Киргизии среднедушевой месячный доход около 4 000 рублей, в России же этот показатель 17 226 рублей, как видим доходы различаются в 4 раза, а размер депозита физических лиц на человека в 40 раз, следовательно основная причина все-таки в финансовой грамотности населения и уровне развития финансового рынка. Численность мусульманского населения России превосходит мусульманское население Киргизии в 4 раза, а уровень развития финансовых услуг для населения России выше киргизского в 40 раз. С учетом этой разницы предположительный объем финансовых ресурсов, который можно привлечь от населения на принципах ислама в России составит около 56,7 млрд. рублей.

Информация о работе Исламский банкинг