Исламский банкинг

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 10:28, курсовая работа

Описание работы

Последний мировой финансовый и экономический кризис, поразивший общество, показал нам, насколько нестабильна наша экономическая система. Уже ни для кого не секрет, что подобные явления рождаются в банковской сфере, сфере кредита. Чтобы ликвидировать последствия и обезопасить общество от подобных потрясений многие экономиста начали проводить различного рода исследования, направленные на выявление альтернатив классическому банкингу.

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 195.50 Кб (Скачать)

     Общепринятая  банковская система также использует категорию сберегательных вкладов. Они отличаются от вкладов до востребования определёнными ограничениями по снимаемым суммам, а также по периодичности востребований. По сберегательным вкладам обычно выплачивается заранее установленный процент. При переходе на беспроцентную систему сберегательные вклады будут продолжать своё существование, однако по ним не будет выплачиваться заранее установленный процент. В соответствии с принципами Шариата, владельцы сберегательных вкладов могут получать по ним выплаты, которые не будут заранее устанавливаться и будут зависеть от прибыли банка; также должно оговариваться принятие на себя и части убытков в случае несения банком чистых убытков. Большинство исламских банков работают в соответствии с данным принципом. Однако в некоторых случаях вкладчикам могут предоставляться различные льготы не в форме фиксированного процента, при этом гарантируется выплата основного вклада. В случае с Bank Islam Malaysia Berhad банку разрешается, под его полную ответственность, вознаграждать держателей сберегательных вкладов путём "возврата время от времени части прибыли, полученной в результате использования их средств". В Иране сберегательные вклады включены в категорию кард аль-хасана, и процент по ним не выплачивается. Банковское законодательство требует полную гарантию выплаты основного вклада. Однако банкам разрешено предлагать различные услуги для привлечения потенциальных клиентов, как например, призы и бонусы в денежной или натуральной форме, освобождение от тарифов или скидка по ним, приоритет в использовании банковских услуг.

     Срочные вклады в современном банковском деле подразумевают гарантию выплаты  основного вклада с фиксированным  процентом. При переходе на беспроцентную  систему такие вклады должны быть заменены вкладами, которые не подразумевают выплату заранее оговоренного процента. Если банк получает прибыль, владельцам таких вкладов будет выплачиваться определённая её часть. В противном случае, вкладчики должны будут участвовать в несении убытков. Как следствие такого изменения в природе этих вкладов, сделавших их всё более похожими на обыкновенные акции, многие исламские банки присвоили им категорию "Инвестиционные счета" или "Инвестиционные депозиты".

     Инвестиционные  депозиты в исламском банке могут иметь различные сроки погашения. Например, в Пакистане, вклады с разделом прибыл или убытков (PLS Deposits) могут иметь сроки погашения в три и шесть месяцев, год, два, три, четыре, пять и более лет. В Иране банкам разрешено принимать два типа вкладов - краткосрочный и долгосрочный. Данные депозиты различаются по требуемому минимальному сроку погашения: три месяца для краткосрочных и один год для долгосрочных вкладов. Помимо приёма срочных вкладов, некоторые исламские банки также принимают бессрочные инвестиционные вклады. В таком случае срок погашения не оговаривается, и депозиты автоматически возобновляются через заранее определённые и обоюдно согласованные временные интервалы, при отсутствии уведомления о закрытии счёта. Такой интервал обычно составляет три месяца, как в случае с Bahrain Islamic Bank и Kuwait Finance House.

     Средства, размещаемые на инвестиционных вкладах  и вкладах до востребования, вместе составляют основной источник финансовой деятельности исламских банков со стороны  активов. Однако исламские банки могут также принимать вклады, средства по которым направляются на инвестиции в конкретные проекты. Выплаты по таким вкладам зависят от прибыли банка от данного проекта и доли в прибыли, оговоренной между банком и вкладчиком. Специфические инвестиционные вклады имеются в ряде исламских банков, таких как Kuwait Finance House и Jordan Islamic Bank.

     Переход от процентной банковской системы к  беспроцентной потребует некоторых  изменений в операционных процедурах по отношению не только к вкладам населения, но и межбанковским депозитам и займам, а также кредитам центрального банка страны. В современной банковской системе все эти операции имеют процентную основу. В исламской системе все операции должны производиться на основе "кард аль-хасана" или разделе прибылей. В рамках одного государства переход от процентной системы к беспроцентной не должен вызвать особых трудностей. Определённые трудности могут возникнуть при проведении международных операций. Банки за рубежом могут негативно отнестись к предоставлению банковских услуг, не основанных на проценте. Такая проблема представляется особо острой на начальном этапе становления исламской банковской системы. Однако со всё возрастающим пониманием немусульманским миром концепции исламского банковского дела и операционных процедур исламских банков, в последние несколько лет острота проблемы значительно снизилась. Исламским банкам удалось наладить оказание корреспондентских услуг с обычными банками на обоюдно согласованных условиях, не требующих выплаты или получения процента.

       Основными такими условиями считаются  следующие:

  1. Исламские банки будут хранить значительное количество наличных средств на текущих счетах в банках-корреспондентах;
  2. Исламские банки как можно быстрее предпримут усилия для корректировки дебетового сальдо на своих счетах в банках-корреспондентах;
  3. Банки-корреспонденты не будут взимать процентов по временным дебетовым сальдо исламских банков в обмен на свободу их использования кредитового сальдо;
  4. В качестве частичной меры безопасности, банк-корреспондент, при подтверждении импортного аккредитива, продебетует исламские банки только с некой "денежной маржей" с тем, чтобы исламским банкам было необходимо поддерживать такие кредитовые сальдо на счетах банков-корреспондентов, которые были бы достаточны для покрытия денежных марж аккредитивов, а не полную их стоимость.

     Перед тем, как завершить данный раздел, необходимо вкратце остановиться на принципах распределения прибыли  банка среди множества других его обязательств. Основной принцип  по данному вопросу состоит в том, что если в деле существует более чем один источник капитала, то прибыль может распределяться между ними в соответствии с заранее оговоренными пропорциями; в случае же несения убытков, последние распределяются строго пропорционально доле капитала каждой стороны. В большинстве ранних теоретических моделей исламского банковского дела акционерный капитал и инвестиционные депозиты рассматривались как два вознаграждаемых обязательства исламского банка, и владельцы инвестиционных вкладов рассматривались как единая группа. Соглашения о разделе прибыли между двумя данными источниками капитала рассматривались в соответствии со следующими принципами:

  • Совокупная прибыль банка будет разделена в соответствии с капиталом. После такого разделения банк удержит заранее оговоренную часть прибыли, а её остаток будет распределён между владельцами инвестиционных вкладов. Пропорции разделения прибыли будут согласованы обеими сторонами.
  • Убытки банка, при возникновении таковых, будут разделены между обеими сторонами в строгом соответствии с предоставленным капиталом.
  • Максимальная ответственность владельца инвестиционного вклада будет ограничиваться суммой вклада.

     В более поздней литературе по исламскому банковскому делу было признано, что  соглашения по разделу прибылей, среди общего числа обязательств исламского банка, могут принять более сложные формы.

       Было высказано мнение о том,  что необходима большая гибкость  в отношении соглашений о разделе  прибыли в зависимости от степени  риска различного рода вознаграждаемых обязательств. Таким же образом может быть сделано различие между компенсационным и некомпенсационным капиталом, с выплатой большего вознаграждения владельцам некомпенсационного капитала.

     Необходимо  отметить, что Консул по Исламской  Идеологии Пакистана в своём отчёте по устранению процента из экономики одобрил принцип введения системы взвешенных пропорций при начислении выплат владельцам различного рода капитала на основании его компенсационности или некомпенсационности, а в компенсационном капитале, - на основе срока погашения данного вклада (краткосрочный или долгосрочный). Данная идея уже претворяется в жизнь, и чистые прибыли банков Пакистана по вознаграждаемым обязательствам распределяются в зависимости от срока погашения вклада. Наименьший вес отдан вкладам до востребования, затем сберегательным вкладам и всем вкладам от других банков. Такой же принцип взвешенности применяется к срочным складам, по которым наибольшее вознаграждение выплачивается вкладам со сроком погашения в пять и более лет, а наименьший - со сроком погашения в три месяца. Наибольший вес при выплате вознаграждения выплачивается по акциям. Логическая структура принятой в Пакистане системы показывает, что банки выплачивают различные вознаграждения по вкладам даже с одинаковыми сроками погашения исходя из структуры обязательств и чистой прибыли.

3.2  Переход со стороны активов.

     Основными статьями активов в процентной системе  являются: касса, средства на счёте  в центральном банке страны, средства в других банках, векселя купленные  и учтённые, займы и предоплата, и инвестиции в разного рода ценные бумаги и акции. Касса и счёт в центральном банке страны не являются процентными активами. Они остаются без изменений при переходе к беспроцентной системе. По средствам, находящимся в других банках в виде вкладов до востребования не начисляют процент, однако, по срочным вкладам процент начисляется. В то время как при переходе на беспроцентную систему межбанковские вклады останутся без изменений, по срочным межбанковским вкладам в рамках одной страны процент будет отменен, и банк-вкладчик будет иметь право на часть прибыли банка-держателя вклада. Переход к исламской системе также положит конец практике хранения средств банка за рубежом в виде процентного вклада. Векселя купленные и учтённые являются важным компонентом активов в процентной банковской системе. Исламские учения не запрещают использование векселей, но не разрешают их учёт (дисконтирование), так как это подразумевает под собой процент. Обналичивание векселей до срока их погашения является естественной потребностью в деловом мире, которая должна удовлетворяться и после перехода к беспроцентной банковской системе. Альтернативой дисконтированию векселей в исламской банковской системе, которая получила большую поддержку среди экспертов Шариата, является следующая схема действий:

     Получатель  средств по векселю (трассант) вступает в два соглашения с банком: одно касается назначения банка в качестве агента по сбору средств от трассата в назначенную дату (1), и другое, касающееся кредита из банка в сумме равной стоимости векселя(2). Банк получит комиссионные за принятие на себя ответственности по перечислению средств от трассата трассанту(3), в то время как выданный кредит не будет предусматривать процентных выплат. Комиссионные банка могут варьироваться в зависимости от суммы векселя, но не от периода его погашения. При погашении векселя, банк скорректирует счёт трассата (4). В случае отказа от погашения векселя, трассат будет нести ответственность за выплату кредита банку.

     В процентной системе банки также используют государственные ценные бумаги, а также другие долговые обязательства других компаний в качестве активов, приносящих прибыль. Страна, предпринявшая переход к исламской модели, должна разработать новые финансовые инструменты для замены процентных инструментов. Существуют много различных возможностей разработки финансовых инструментов, соответствующих Шариату. Вместо использования долгового финансирования выпусками государственных процентных ценных бумаг, правительство может использовать выпуски долевых сертификатов с плавающей ставкой для мобилизации ресурсов под потенциально прибыльные проекты в соответствии с одобренными Шариатом принципами раздела прибыли. Долговые обязательства компаний могут быть заменены на новый тип корпоративных ценных бумаг с фиксированным сроком погашения, которые давали бы их владельцам право на получение определённой части прибыли компании. Обычные банки избегают вложений средств в долговые обязательства компаний, а в некоторых странах инвестиции в акции запрещены. Исламские банки, напротив, могут иметь акции компаний в своих инвестиционных портфелях.

     Наиболее  значительным аспектом перехода от процентной банковской системы к исламской  беспроцентной является кардинальное снижение роли кредитов и ссуд, которые  играют доминирующую роль в структуре активов в процентной системе. Это происходит по простой причине запрета на получение дохода на кредиты и займы в исламской системе, в то время как в обычной системе они являются высокодоходными активами. В то же время, учением Ислама разрешено использование целого ряда технических приёмов для выполнения банком своих финансовых обязательств в продуктивных секторах экономики. Использование займов используется только для удовлетворения финансовых нужд тех, кто не смог бы это сделать любым другим путём.

     Финансовые  услуги, предоставляемые исламскими банками, могут подразделяться на три  категории:

  1. Партнёрские займы по соглашениям о разделе прибыли.
  2. Средства, предоставленные по контрактам продаж или аренды.
  3. Беспроцентные займы, то есть «Кард аль-хасана».
 

     1. Партнёрские займы

     Мудараба: Партнёрское соглашение, в котором одна сторона (раббал мал) предоставляет капитал, а другая (мудариб) использует его в деловых целях; по условиям соглашения, прибыль будет распределяться между сторонами, а убытки, в случае их возникновения, будут покрываться за счёт средств раббал мала, если только они не были вызваны нарушениями контракта со стороны мудариба. Это основное отличительное свойство мудараба, с которым согласны представители всех школ исламской мысли. Юристы в раннем исламе проявляли беспокойство по поводу того, что система мудараба могла оставить возможности для её злоупотреблений одной из сторон. По этой причине, юристы разработали ряд условий действительности контракта мудараба в целях защиты интересов как раббал мала, так и мудариба. На некоторые из условий взгляды юристов разнятся. Среди учёных распространено мнение, что при применении концепции мудараба к современным реалиям необходимо оговорить следующие моменты:

  • Банк - раббал мал не будет вмешиваться в текущие дела мудариба. Мудариб будет предоставлять банку регулярную отчётность о состоянии бизнеса.
  • Мудариб может привлекать собственные средства под данный проект только с разрешения на это раббал мала. Таким же образом мудариб может привлекать средства из других источников на условиях мудараба.
  • Мудариб не может выдавать кредиты из средств, полученных по системе мудараба без разрешения на это со стороны раббал мала. Для привлечения средств из других источников применяются похожие ограничения для мудариба.
  • Финансовая ответственность раббал мала ограничивается его вкладом за исключением случаев, когда он увеличил свои обязательства разрешив мударибу занимать средства от своего имени из других источников.
  • Прибыль, полученная от системы мудараба, будет распределяться в заранее оговоренных пропорциях между мударибом и раббал малом. Никаких фиксированных выплат не предусматривается.
  • В случае несения убытков, за исключением случаев, когда убытки произошли по вине или халатности мудариба, все убытки несёт раббал мал.

Информация о работе Исламский банкинг