Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 10:28, курсовая работа
Последний мировой финансовый и экономический кризис, поразивший общество, показал нам, насколько нестабильна наша экономическая система. Уже ни для кого не секрет, что подобные явления рождаются в банковской сфере, сфере кредита. Чтобы ликвидировать последствия и обезопасить общество от подобных потрясений многие экономиста начали проводить различного рода исследования, направленные на выявление альтернатив классическому банкингу.
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
"Санкт-Петербургский
государственный университет
Кафедра
денег и ценных бумаг
Дисциплина
"Банковское дело"
КУРСОВАЯ РАБОТА
На тему:
«Исламский банкинг»
г. Санкт-Петербург
2011г.
Последний мировой финансовый и экономический кризис, поразивший общество, показал нам, насколько нестабильна наша экономическая система. Уже ни для кого не секрет, что подобные явления рождаются в банковской сфере, сфере кредита. Чтобы ликвидировать последствия и обезопасить общество от подобных потрясений многие экономиста начали проводить различного рода исследования, направленные на выявление альтернатив классическому банкингу.
Внимание многих экспертов привлекли методы ведения банковского дела в странах, где официальной религией является Ислам. По его нормам брать и давать кокой либо процент запрещено, но при этом исламский банкинг существует и показывает значительные темпы роста, в то время как классические банки с трудом перенесли кризис.
Исламская экономическая модель привлекла и моё внимание. В своей работе я постараюсь разобраться в основных принципах работы исламских банков и методах получения ими прибыли. Это представляет большой интерес для меня, так как возможно за этой моделью будущее всей банковской системы.
Несколько удивительно и странно звучит для современного общества понятие исламской экономики. Эксперты мировой экономики называют парадоксальным такое явление, тем не менее, в последнее время оно начинает занимать исключительное место в традиционной капиталистической формации.
Экономическая исламская модель, в рамках которой существуют и действуют финансовые институты, схематично может быть сведена к нескольким равноценным в концептуальном отношении положениям. Они в той или иной форме содержатся в Коране и других сакральных текстах ислама.
Учение гласит, что человек - не собственник некоего имеющего рыночную стоимость и общественную ценность ресурса (денежных средств, товаров, недвижимости, новаторской идеи, управленческого опыта и т. д.), а на время своей жизни является поверенным Аллаха по распоряжению этим ресурсом. Этот ресурс не должен оставаться втуне, например, обращаться в сокровище, равно как и направляться на спекулятивные операции. Ресурс, доверенный человеку, - должен рачительно использоваться на благо всего общества, в том числе обеспечивая материальное вознаграждение распорядителю, для создания реальной добавленной стоимости, приращения массы товаров и услуг, а не денежной массы.
Применение ресурсов или обмен ими не считается актом эксплуатации, если при этом не нарушаются экономически оправданные стоимостные пропорции, а также заблаговременно не устанавливается обязательное к безусловной выплате, априори фиксированное вознаграждение за ресурс. В силу этого, во-первых, не допускается обмен разновеликими суммами денег, как это имеет место при кредитной операции. Во-вторых, использование ресурсов, если требуется их объединение, происходит через долевое участие их обладателей в прибылях и убытках делового предприятия. Это в полной мере распространяется и на банки, играющие свою общепринятую роль финансового посредника. Вознаграждение финансиста, следовательно, напрямую и полностью зависит от конечного результата этого предприятия и правильности произведенной оценки его экономической жизнеспособности, перспектив конъюнктуры в данном сегменте рынка, управленческих и предпринимательских способностей партнера-бизнесмена.
Существенно упрощая, допустимо сказать, что главное техническое отличие исламских финансов от господствующей в мире модели может быть сведено к отказу от ссудного процента. Это позволяет исламским экономистам вместо такого инструмента, как "цена денег", подверженного огромному числу субъективных, в том числе сугубо спекулятивных, частных воздействий, ввести значительно более адекватную категорию "эффективности капитала".
Теоретическая основа исламской экономики охватывает все сферы хозяйственной деятельности, начиная с частных интересов индивида и заканчивая проблемами государства. Практически исламская экономика применима и реализуема в первую очередь в обществе, где имеется законодательная, политическая, социальная базы, претворяющие в жизнь нормы Шариата. При этом не следует умалять роль отдельных исламских структур, функционирующих во вне мусульманской среде. Ярким примером служат исламские банки, финансовые институты, торговые предприятия, занимающих прочное место в современных рыночных отношениях западных стран. Рассмотрение идеи применения исламских инструментов для управления и организации банковско-финансовой сферы как противовеса западным финансовым учреждениям, связано с общим подъемом ислама, его возрождением в новых исторических условиях.
Исламские банки завоевали устойчивые позиции своих стран. В Пакистане, Иране, Судане и Малайзии исламские банки внедрены на макроэкономическом уровне. Есть они и в немусульманских странах, - Великобритании, Дании, Филиппинах.
В
настоящее время исламские
За счет взимания процентов денежные состояния быстро увеличиваются через регулярные промежутки времени, т.е. они имеют экспоненциальную динамику роста, что объясняет, почему в прошлом через регулярные промежутки времени возникали сложности с системой денежного обращения, почему возникают они и сейчас. Фактически проценты на кредиты можно рассматривать как рак социальной структуры. Например, рак развивается по сценарию экспоненциального роста. Сначала рост происходит медленно. Из одной клетки развиваются две, из них 4,8,16,32,64.128,256,612 и т.д., то есть темпы роста постоянно ускоряются, и, когда болезнь, наконец, выявлена она уже на такой стадии роста, когда затормозить ее развитие зачастую уже невозможно.
Период времени, необходимый для удвоения размера вложенной суммы денег при взимании 3% годовых - 24 года, при 6% - 12 лет, при 12% - 6 лет.
Даже при 1% проценты и сложные проценты обусловливают экспоненциальную динамику роста с удвоением через приблизительно 70 лет. Еще одна аналогия так же наглядно показывает невозможность продолжительного экспоненциального роста: Если бы кто-нибудь вложил капитал в размере 1 пенни в год Рождества Христова с 4% годовых, то в 1750 году на вырученные деньги он смог бы купить золотой шар весом с Землю, в 1990 году он имел бы уже эквивалент 8190 таких шаров. При 5% годовых он смог бы купить такой шар еще в 1403 году, а в 1990 году покупательная способность денег была бы равна 2200 млрд. шаров из золота весом с Землю.
Пример показывает, что в длительной перспективе выплата процентов как математически, так и практически - невозможна. Экономическая необходимость и математическая невозможность находятся здесь в неразрешимом противоречии. Сегодня процентный механизм является основной причиной патологического роста экономики со всеми известными последствиями разрушения окружающей среды.
Воздействие процентного механизма на денежную систему определяется его частичной завуалированностью. Большинство людей считает, что они платят проценты только тогда, когда берут деньги в кредит, и, если уплата процентов нежелательна, достаточно просто не брать деньги в кредит. Однако, это не так, потому что цена каждого товара, который мы оплачиваем, включает в себя процентную часть. Эта доля колеблется для товаров и услуг, приобретаемых нами в соответствии с величиной затраченного капитала. Несколько примеров, характерных для экономики ФРГ иллюстрируют эту разницу. Доля оплаты процентов по кредитам (капитальных затрат) удерживаемая за вывоз мусора составляет 12%. В данном случае доля процентов относительно невысока, так как преобладающими являются расходы по заработной плате. Положение меняется для цены за питьевую воду и канализацию, для которых доля оплаты процентов в составе издержек составляет уже 38 и 47%. Для платы за пользование квартирами социального жилищного фонда эта доля составляет уже 77%.
Финансовые кризисы.
На протяжении последних тридцати лет финансовый и банковский сектор экономики, как отдельных стран, так и целых регионов периодически испытывает острые кризисы, выражающиеся во внезапном и резком росте числа банков, инвестиционных и страховых компаний, обнаруживающих свою неплатежеспособность. Массовые кризисы финансовой и банковской системы случались и в прошлом. Достаточно вспомнить грандиозный кризис периода "Великой депрессии" в США. Однако до последних десятилетий такие кризисы исторически представляли собой единичные явления.
Если большинство исследователей финансовых и банковских кризисов сходятся в том, что объективным фактором, обусловившим их массовый характер, является углубляющийся с каждым годом процесс глобализации финансовой деятельности, то попытки выделить и тем более теоретически обосновать другие объективные факторы "вируса неплатежеспособности", поражающего финансовые и банковские системы, пока еще не приносят существенных результатов.
Выявление объективных причин, вызывающих сходные по внешним проявлениям кризисы, и в странах с отсталыми системами финансовых учреждений и низкими темпами экономического роста, и в самых индустриально развитых и, казалось бы, устойчиво благополучных странах, не говоря уже о странах с "переходной" экономикой, имеет практический смысл.
В
последние годы мусульманскими экспертами
по экономике и банковскому делу
внимательно рассматривались
Концепция беспроцентного банковского дела уже не является чисто теоретической категорией. В последние два десятилетия было создано и работают на беспроцентной основе несколько исламских банков в разных частях мира. Три страны исламского мира, Пакистан, Иран и Судан предприняли смелую попытку упразднить процент в масштабе всей экономики, и был сделан значительный прогресс в работе над данной целью.
Понимание нежелательных
1) Сделки, основанные на проценте, нарушают принцип справедливости экономической системы. Заёмщик должен выплатить заранее оговоренный процент по кредиту, даже в случае несения убытков. Даже если была заработана прибыль, процент по кредиту может оказаться непосильной ношей в случае его превышения над нормой прибыли. Когда деньги инвестируются в производственный проект, конечный результат в контексте прибыли или убытков зачастую неясен. Требование "куска плоти" вне зависимости от экономических обстоятельств заёмщика нарушает нормы справедливости в исламе.
В бизнесе этичной является лишь та ситуация, когда индивид получает вознаграждение ("делает деньги") пропорционально затратам умственного и физического труда. При процентной сделке кредитор не прикладывает никаких усилий и не тратит никаких денег, но тем не менее получает основную сумму и проценты. Даже в случае, когда бизнес заемщика, в который он инвестировал ссуду, терпит убыток, кредитор ожидает возврата основной суммы плюс проценты.
2)
Нестабильность системы,