Инвестиционный климат и его влияние на привлечение иностранных инвестиций

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2011 в 11:06, курсовая работа

Описание работы

Будущее Украины и ее статус как промышленной державы зависят от модернизации экономики на современной технологической основе. На передний план выдвигается проблема обеспечения устойчивого экономического роста. Не последнюю роль в обеспечении базы процветания экономики играет приток иностранного капитала в производственную сферу и сферу услуг.

Содержание

Введение …………………………………………………………………… С. 3

1. Понятие инвестиционного климата …………………………………… С. 4

Факторы и показатели определяющие инвестиционный климат … С. 4
Методология оценки инвестиционного климата…………………… С. 11
Инвестиционная привлекательность ……………………………….. С. 22
Проблемы инвестиционной привлекательности Украины и
пути их решения……………………………………………………………….. С. 28

Заключение …………………………………………………………………….. С. 39

Список использованной литературы ………………………………………… С. 41

Работа содержит 1 файл

курсовая работа .doc

— 278.50 Кб (Скачать)

     3. Перенагруженность регулятивными  нормами и сложность налоговой  системы. Так, по данным Мирового Банка, Украина за уровнем качества среды для осуществления хозяйственной деятельности занимает 128 место из 175 стран, уступая всем странам Центрально Восточной Европы, и даже большинству постсоветских стран, таким как Армения (34), Грузия (37), Казахстан (63), Киргизстан (90), Россия (96), Азербайджан (99), Молдова (103).

       Согласно рейтингу Всемирного банка Paying Taxes 2010, налоговая система Украины по затратам времени и ресурсов занимает 181 место из 183. Хуже только в Венесуэле и Беларуси. Украинская система налогообложения является одной из самых обременительных в мире, считают составители рейтинга. Предпринимателям в Украине приходится платить 147 налогов и сборов и тратить на это более 736 часов.. При этом предприятие должно заполнить 92 страницы налоговых деклараций, тогда как средний в мире показатель составляет 35 страниц. Между тем, например, в Эстонии предприятия платят 11 видов налогов, на которые тратится лишь 104 часа, в Болгарии – соответственно 27 и 616, Польше - 43 и 175, Казахстане - 34 и 156. Фактически налоговая система Украины является одной из наиболее усложненных и громоздких среди стран Центрально Восточной Европы, для которых эти показатели составляют 50 и 423 соответственно. За данным критерием она значительно уступает странам ЕС-25 (наибольшее количество налогов в Польше - 43, Словении - 34).

     4. Существенная налоговая нагрузка. Ставка налога на прибыль в Украине (25 %) является выше, чем во многих странах Центрально Восточной Европы, однако, ввиду высокой в сравнении со странами ЕС прибыльности вложения капитала, эта разница не является значительной преградой для инвестиций. В то же время сдерживающим фактором для улучшения инвестиционного климата является механизм администрирования налогов, собраний и обязательных платежей, а также непрогнозируемость действий правительства, относительно установления и администрирования других налогов и налоговых платежей;

     5. Недееспособность механизмов обеспечения рыночных прав и свобод инвесторов, а также низкий уровень защиты инвесторов. Значительным является отставание по этим показателям Украины от «стран-эталонов» ОЕСР (табл.1), с развитым корпоративным законодательством и менеджментом. В частности, наибольшее отставание наблюдается за критерием раскрытия информации, которая усложняет приход на украинский рынок иностранных инвесторов, а также повышает риски приобретения пакетов акций, которые не являются контрольными, в результате роста расходов на изучение потенциальных партнеров и угроз потери оперативного управления инвестициями.

     Таблица 2.1

     Оценка  бизнес среды  в Украине по критерию защиты ивесторов в 2006 г.

Показатель Украина ЦСЕ и СНГ ОЭСР
Индекс  раскрытия информации 1      4,7      6,3
Индекс  ответственности сектора 3      3,8      5,0
Индекс  судебных исков акционеров 7      6,0      6,6
Индекс  защиты инвесторов 3,7      4,8      6,0

[22]

   Невзирая  на наличие важных предпосылок, в  частности макроэкономической стабильности, значительного прорыва в либерализации  предпринимательской деятельности, либерализации внешней торговли, международного движения капитала, и оздоровлении финансового сектора, в Украине хранятся такие системные угрозы для инвесторов как: политическая нестабильность, нестабильное и непредсказуемое правовое поле, изъяны системы государственного правочинства (в частности, в сферах защиты прав владельцев и угрожающего распространения «рейдерства», дисциплины  выполнение законодательных актов), высокий уровень коррупции, тенизация экономики. 84% и 79% экспертов соответственно оценивают ситуацию в этих сферах как однозначно или скорее неблагоприятную. [24]

     Негативную  роль играет пассивность государства  в обеспечении институционного  поля для улучшения инвестиционного  климата через мониторинг и контроль за соблюдением принятых норм законодательства. По данным рейтинга защищенности прав собственности, составленным Property Rights Alliance, Украина среди 70 крупных стран мира заняла 58 место и уступает всем странам Центрально Восточной Европы, в частности, по таким критериям, как независимость судов, доверие населения к судам, коррупция, защита прав интеллектуальной собственности, авторских прав, и тому подобное. Несовершенство судебной системы Украины де-факто используется отдельными бизнесменами как дополнительное конкурентное преимущество, которое приводит к снижению уровня конкуренции и перенесения ее во внеэкономическую сферу.

     6. Низкий уровень эффективности  законодательства по вопросам  корпоративного управления, которое  обусловливает возникновения конфликтов и противостояний с привлечением силовых органов, блокирования деятельности предприятий, нагнетания социальной напряженности. В частности, острейшими проблемами является непрозрачность системы регистрации и возможность искажения сведений об акционерах, размывание капитала в результате дополнительных эмиссий акций, блокирования проведения собраний акционеров, и т.п. Неурегулированным остается вопрос прав моноритарных акционеров, который снижает гарантии защиты прав владельцев и значительно повышает риски инвестиций в экономику Украины.

     7. Негативный международный имидж  Украины, который сложился в  результате отсутствия массовых  «успешных» инвестиционных историй, которые бы могли служить средством рекламы национального инвестиционного климата; низкий уровень подготовки субъектов национальной экономики для формирования инвестиционных предложений; значительные диспропорции регионального и отраслевого развития, которые обусловливают концентрацию инвестиций в узких сегментах рынков и территорий; устаривание инфраструктуры и тому подобное.

     Исходя  из вышеупомянутого, необходимыми заданиями  государственной политики является качественная ревизия существующей системы формирования и поддержания  инвестиционного климата Украины, стратегический анализ приоритетов  развития национальной экономики, а также идентификация факторов, которые обусловливают неэффективность нормативно правовых актов, которые принимаются с целью поддержания благоприятного инвестиционного климата Украины.

     Учитывая  эти обстоятельства и осознавая  важность улучшения инвестиционного климата в Украине, главным заданием на краткосрочную перспективу является подготовка необходимой правовой и организационной базы для повышения дееспособности механизмов обеспечения инвестиционного климата и формирование основы сохранения и наращивания конкурентоспособности отечественной экономики. Для этого необходимо осуществить ряд первоочередных мероприятий по последовательному деполитизированию экономики, формирования единственных стратегических целей и последовательности экономических реформ, неизменных при приходе к власти любых политических команд, обеспечении неизменности и гарантированности защиты рыночных прав и свобод инвестора. В частности:

    1.    Подготовить план действий относительно  обеспечения благоприятного инвестиционного климата в пределах провозглашенных приоритетов социально-экономического развития, привлечь к его разработке и обсуждению широкий круг экспертов, научных работников, представителей органов государственной власти и бизнеса.

    На  современном этапе социально-экономического развития экономики Украины, с целью обеспечения комплексного подхода по формированию благоприятного инвестиционного климата в Украине, а также активизации инвестиционной деятельности Указом Президента Украины утверждена Программа развития инвестиционной деятельности Украины на 2002-2010 гг., которая, по существу, является дальнейшим развитием основополагающих концепций, изложенных в Указах Президента Украины. [14, 15]

    Цель  Программы – создание привлекательного инвестиционного климата и развитие инфраструктуры инвестиционной деятельности для обеспечения экономического роста народного хозяйства Украины и повышения жизненного уровня населения, что является основной предпосылкой для интеграции в европейские структуры.

    2.    Разработать региональные планы повышения инвестиционной привлекательности областей с учетом особенностей их текущих рейтингов инвестиционной привлекательности, обеспечить государственный мониторинг их выполнения как одного из критериев успеваемости деятельности местных государственных администраций.

Важным  в оценке инвестиционной привлекательности  Украины является индекс, который  в IV квартале 2009 года остался практически  без изменений по сравнению с III кварталом: показатель Индекса составил 2,57 по 5-балльной шкале по сравнению с 2,56 в III квартале, как сообщает European Business Association (EBA). Оценки инвестиционного климата Украины и его отдельных компонентов остаются на уровне ниже среднего и не претерпевают изменений (в III квартале 2008 года индекс резко снизился с 3,14 до самых низких показателей в октябре 2008 г. и январе 2009 г. — 2,22, индекс начинает постепенно расти до показателя 2,64 в апреле 2009 г., после чего его показатели остаются практически без изменений) По результатам первого квартала 2011 г. индекс достиг значения 3,40 по сравнению с 3,28 в конце 2010 г. Текущие изменения индекса произошли за счет роста оценок текущего инвестиционного климата на 0,2 балла до 3,7, а также изменения климата за предыдущие 3 месяца на 0,2 балла — до 3,6. Кроме того, доходность для новых участников рынка в следующие три месяца оценивается в 3,4 балла (+0,2). [5]

    3.    Распространить реализацию областными  государственными администрациями  учебных программ среди бизнесменов  по подготовке инвестиционных  предложений, составления инвестиционных бизнес-планов, юридического сопровождения инвестиционных проектов, управления инвестиционными проектами. Предусмотреть механизмы предоставления государством услуг относительно повышения квалификации и аттестации специалистов в сфере инвестиционной деятельности.

    4.    Существенно расширить спектр  мероприятий конкурентной политики, в частности – относительно  предотвращения антиконкурентных  действий национальных и иностранных  инвесторов на украинском рынке,  усовершенствовать методики и  критерии выявления проявлений недобросовестной конкуренции с учетом реалий современной украинской экономики (последний Указ Президента “Об основных направлениях конкурентной политики на 2002-2004 рр.” был принят в 19.02.2003 г.).

    5.    Подготовить перечень мероприятий по усилению ответственности представителей органов исполнительной власти и органов  местного  самоуправления при совершении коррупционных и других дискриминационных действиях относительно инвесторов.

    6.    Распространить практику заключения  прозрачных соглашений между инвесторами и властью относительно взаимных обязательств в сфере конкурентного поведения бизнеса и конкурентной политики государства на определенных рынках на определенный средне- и долгосрочный период времени.

     7.    Сформировать на основе общей разработки Министерства финансов, Министерства экономики, Министерства транспорта и связи, Министерства промышленной политики, Министерства топлива и энергетики, а также отраслевых объединений предпринимателей долгосрочную программу государственного и смешанного инвестирования в развитие телекоммуникационной, транспортной  и энергетической инфраструктуры. 
 

   Заключение 

   В своей курсовой работе я постаралась  раскрыть понятие инвестиционного  климата и его роль в привлечение  иностранного капитала. Определила ситуацию инвестиционного климата Украины и пути улучшения ее инвестиционного имиджа.

   Привлекательность инвестиционного климата и целесообразность инвестирования в экономику страны определяются социальными, экономическими, организационными, правовыми, политическими и иными условиями.

   Основными элементами дающие содержательную характеристику инвестиционного климата являются: правовое регулирование  и государственное  гарантирование иностранных инвестиций. Иностранные инвесторы должны иметь  доступ к местным производственным, трудовым и финансовым ресурсам, создавать предприятия на основе любой организационно-правовой формы деятельности, принятой в данной стране, осуществлять хозяйствование на тех же условиях, что и национальные предприниматели, пользоваться значительными местными льготами. Межгосударственные соглашения о взаимной защите и поощрении иностранных инвестиций должны включать в себя обязательства: создания благоприятного режима для капитальных вложений при инвестиционной и связанной с ней деятельности иностранных инвесторов; обеспечение защиты иностранной собственности; гарантии в отношении беспрепятственного перевода доходов от иностранных инвестиций и соответствующей компенсации в случае экспроприации иностранной собственности; рассмотрение споров по вопросам  иностранных капиталовложений.

Информация о работе Инвестиционный климат и его влияние на привлечение иностранных инвестиций