Инвестиционный климат и его влияние на привлечение иностранных инвестиций

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2011 в 11:06, курсовая работа

Описание работы

Будущее Украины и ее статус как промышленной державы зависят от модернизации экономики на современной технологической основе. На передний план выдвигается проблема обеспечения устойчивого экономического роста. Не последнюю роль в обеспечении базы процветания экономики играет приток иностранного капитала в производственную сферу и сферу услуг.

Содержание

Введение …………………………………………………………………… С. 3

1. Понятие инвестиционного климата …………………………………… С. 4

Факторы и показатели определяющие инвестиционный климат … С. 4
Методология оценки инвестиционного климата…………………… С. 11
Инвестиционная привлекательность ……………………………….. С. 22
Проблемы инвестиционной привлекательности Украины и
пути их решения……………………………………………………………….. С. 28

Заключение …………………………………………………………………….. С. 39

Список использованной литературы ………………………………………… С. 41

Работа содержит 1 файл

курсовая работа .doc

— 278.50 Кб (Скачать)

   Инвестиционный  потенциал складывается в виде суммы объективных предпосылок для инвестиций, зависящей как от разнообразия  сфер и объектов инвестирования, так и от их экономического «здоровья». Инвестиционный потенциал включает в себя восемь частных потенциалов:

  • ресурсно-сырьевой (средневзвешенная обеспеченность балансовыми запасами основных видов природных ресурсов);
  • производственный (совокупный результат хозяйственной деятельности населения в регионе);
  • потребительский (совокупная покупательная способность населения);
  • инфраструктурный (экономико-географическое положение региона и его инфраструктурная обеспеченность);
  • трудовой (трудовые ресурсы и их образовательный уровень);
  • институциональный (степень развития ведущих институтов рыночной экономики);
  • финансовый (объем налоговой базы и прибыльность предприятий региона);
  • инновационный (уровень внедрения достижений научно-технического прогресса).

   Наиболее  значимыми для оценки инвестиционного  потенциала страны являются показатели, которые отражают уровень социально-экономического развития страны: уровень развития технологий, уровень жизни, темп экономического роста, уровень политической стабильности, емкость внутреннего рынка, размеры внешнего долга, курс национальной валюты, наличие стабильной денежной системы, уровень внутренних накоплений, уровень развития инфраструктуры и т.д. (см. приложение 1)

   Уровень некоммерческого  инвестиционного  риска показывает вероятность потери инвестиций и дохода от них и рассчитывается как средневзвешенная сума следующих видов риска:

  • экономического (тенденции в экономическом развитии региона);
  • финансового (степень сбалансированности регионального бюджета и финансов предприятий);
  • политического (распределение политических симпатий населения по результатам последних парламентских выборов, авторитетность местной власти);
  • социального (уровень социальной напряженности);
  • экологического (уровень загрязнения окружающей среды, включая и радиационное);
  • криминального (уровень преступности а регионе с учетом тяжести преступлений);
  • законодательного3 (юридические условия инвестирования в те или иные сферы и отрасли, порядок использования отдельных факторов производства). [19, С. 31]

   Чем ниже место, занимаемое регионом в рейтинге, тем больше проблем ему придется решать. Регионы же, находящиеся в середине шкалы рейтингов, имеют соответственно больше шансов на продвижение вверх.

   Изучение  инвестиционной привлекательности  отдельных отраслей экономики направлено на исследование их конъюнктуры,  динамики и перспектив развития потребностей общества в продукции этих отраслей. Именно потребности общества определяют приоритеты в развитии отдельных отраслей (например, топливно-энергетический комплекс, машиностроение, транспорт и строительство).

   Для краткосрочной, недолговременной оценки инвестиционной привлекательности отраслей в качестве основного показателя принимается уровень прибыльности основных активов, рассчитанный как прибыль от реализации продукции, отнесенная к общей сумме активов, либо как балансовая прибыль, отнесенная к общей сумме используемых активов.

   Общая оценка инвестиционной привлекательности  отраслей рассчитывается с учетом инфляционных процессов, банковских ставок, уровней  инвестиционных рисков. Таким образом, инвестиционная привлекательность  отрасли представляет собой совокупность различных объективных признаков, свойств, средств и возможностей отрасли, обуславливающих платежеспособный спрос на капиталообразующие инвестиции конкретной отрасли.

   В настоящее время не существует единой методики определения инвестиционной привлекательности отрасли. Для этих целей может использоваться ряд альтернативных методик.

   Экспертами  ЮНКТАД разработан ряд показателей, позволяющих оценить позиции  страны на мировом рынке ПИИ (инвестиционная привлекательность). К таким показателям относят: индекс фактического положения страны в области ввоза ПИИ (соотношение между долей страны-реципиента в мировом притоке ПИИ и ее долей в мировом ВВП); индекс потенциала в объеме ввоза ПИИ (представляет собой фактическую оценку инвестиционного климата страны).    [10, С.30.]

     Компаративный анализ рейтинга  стран по объемам и потенциалу  привлечения ПИИ в течение  2005-2007 гг. позволяет констатировать  тот факт, что на современном  этапе развития мирового хозяйства  основными центрами притяжения  ПИИ являются: в Азиатско-Тихоокеанском регионе – Китай, Индия, Таиланд и Турция; в Восточной Европе – Россия, Польша и Украина; в Латинской Америке – Бразилия, Чили и Мексика; на Ближнем Востоке – Саудовская Аравия, ОАЭ и Египет; в Африке - Ангола, Нигерия и ЮАР.

     В 2007 году объемы привлеченных  ПИИ в мировое хозяйство составили  1833324 млн. долл., из которых около  68% было направлено в развитые  страны, 27% - в развивающиеся страны. Лидирующие позиции по объемам  привлечения ПИИ на мировом  рынке ПИИ занимал Китай (1 место в рейтинге фактического положения страны в области ввоза ПИИ – 5 % от мирового объема ПИИ). В течение 2005-2007 гг. объемы ПИИ, привлеченных в экономику Китая, увеличивались ежегодно в среднем в 1,2 раза (на 15%) и на конец 2007 года составили 83521 млн. долл. Для сравнения, за аналогичный период времени, объемы ПИИ в экономику Турции составили 22029 млн.долл., в экономику Германии – 50925 млн.долл., в экономику стран СНГ - 74035 млн. долл. (в том числе, в экономику Украины – 9891 млн.долл.), в экономику Саудовской Аравии – 24318 млн.долл., в ОАЭ – 13253 млн.долл. [ 21]

      Лидирующие позиции Китая на  рынке ПИИ обусловлены ростом  емкости внутреннего рынка из-за  демографического взрыва [23], высокими темпами роста экономики, наличием дешевой рабочей силы, стабильностью валюты и денежной системы, политической стабильностью, высоким уровнем развития технологий, высокой степенью интеграции в мировую экономику, целенаправленной политикой правительства страны по привлечению иностранных инвесторов.

    Т.о. принимая во внимание тот факт, что позиционирование государств-реципиентов на мировом рынке инвестиций зависит от их активного участия в создании более благоприятных, чем в других странах-конкурентах, условий для иностранного инвестирования, для повышения инвестиционного рейтинга стран в рамках национальных систем государственного регулирования, должны применяться следующие действия:

  • сокращение размера внешнего государственного долга;
  • повышение инфляционной стабильности валюты; обеспечение высоких темпов развития экономики;
  • развитие инвестиционного законодательства; осуществление поддержки инвестиций путем предоставления гарантий и льгот;
  • формирование инвестиционной инфраструктуры и т.д.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Проблемы инвестиционной привлекательности Украины и пути их решения.

Обеспечение благоприятного инвестиционного климата  в Украине остается вопросом стратегической важности, от реализации которого зависят  социально-экономическая динамика, эффективность привлечения в мировое разделение труда, возможности модернизации на этой основе национальной экономики. [17]

     Проблеме  улучшения инвестиционного климата  на государственном уровне внимание уделяется еще с 1991 года. На сегодня в Украине уже создано правовое поле для осуществления инвестиционной деятельности. В частности, эта сфера деятельности регулируется рядом Законов Украины ("Об инвестиционной деятельности", "О режиме иностранного инвестирования" и т.п.), свыше 10 Указами Президента, а также Постановлениями и Распоряжениями КМУ.

     Согласно  этим нормативно правовым актам, в Украине предусмотрены уровни права и гарантии защиты инвестиций для всех субъектов инвестиционной деятельности. В то же время на защиту иностранных инвестиций и формирование поставленных в рамки условий для международной инвестиционной деятельности дополнительно направлена ратификация Вашингтонской Конвенции о порядке решения инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами и соглашения о содействии и взаимной защите инвестиций, которые подписаны с 70 странами мира.

     Между тем, невзирая на существенные усилия в формировании соответствующих  организационно экономических и  правовых принципов укрепления инвестиционного  климата, международными экспертами отмечается снижение инвестиционной привлекательности Украины. По версии Economist Intelligence Unit (EIU), Украина по показателям качества бизнес-среды занимает 75 место среди 82 стран. Невзирая на прогнозы этой организации относительно определенного роста рейтинга в течение 2007-2011 гг. (на 5 позиций), Украина и в дальнейшем существенно будет отставать от ключевых конкурентов за иностранные инвестиции на мировом рынке.

     Ход современных политических процессов  и практическая реализация установленных  целей и приоритетов улучшения инвестиционного климата в Украине, преимущественно негативно влияют на инвестиционный климат и, в частности, международную инвестиционную привлекательность Украины, повышают риски для инвесторов, предопределяя тем самым потери в конкурентной борьбе за мировые инвестиционные ресурсы. Прирост ПИИ в Украину в 2006 г. (без нераспределенных за видами экономической деятельности и поступлений от приватизации), по предыдущим данным Госкомстата, составил 3966,5 млн дол.США,  что у 2,1 раза больше окончательного показателя 2005 р4. Вместе с тем, существенным прорывом в повышении конкурентоспособности национальной экономики такое поступление ПИИ назвать нельзя, поскольку  64,3 % ПИИ пошли в финансовую деятельность, операции с недвижимостью и торговлю, в то время как часть промышленности в ПИИ в 2006 году (без поступлений от приватизации) уменьшилась до 20,9 % против 33,9 % год назад. В течение последних лет Украина привлекла прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в несколько раз меньше, чем другие страны Центральной и Восточной Европы, а часть страны в мировых потоках ПИИ остается чрезвычайно низкой в 2005 г. – 0,8 % и  около 0,4 % в 2006 г. В 2005 г. к странам Центральной и Восточной Европы и СНГ поступило 74,3 млрд дол. ПИИ, в 2006 г. – 77,6 млрд дол., который составляет около 7-8 % общемирового уровня ПИИ, причем из них 60 % или 48,8 млрд дол. (в 2005 г.) привлекли 5 стран (Чехия, Венгрия, Польша, Румыния и Россия). Доля Украины в ПИИ, которые поступили в страны Центральной и Восточной Европы и СНГ, в 2005 г. составляет около 10 %, а в 2006 г. снизилась вдвое до 5 % (высокий показатель в 2005 г. был обеспечен в первую очередь покупкой «Криворожстали»). При этом в дальнейшем, при неизменных условиях, нет оснований прогнозировать заметного увеличения прилива ПИИ в Украину. Во-первых, традиционно значительная часть ПИИ в страны региона поступает в энергетический сектор (какой является наиболее инвестиционный привлекательным в Азербайджане, России, Казахстане), в котором Украина объективно не имеет значительных преимуществ. Во-вторых, в Украине будет сокращаться потенциал такого источника привлечения ПИИ как приватизация. Следовательно потенциальные объемы ПИИ в Украину, по  нашим оценкам будут находиться в ближайшие 5 лет на уровне 4-6 млрд дол. на год, который не отвечает инвестиционным потребностям национальной экономики. Таким образом, Украина нуждается в новых механизмах привлечения ПИИ и существенного улучшения инвестиционного климата. В Украине все больше дает о себе знать ни нечеткость инвестиционной стратегии, а непрозрачность процесса обсуждения и формирования инвестиционных и инновационных приоритетов развития национальной экономики препятствует выработке объективных целей и направлений этой политики, ослабляет общественную легитимность правительственной политики в этой сфере. В обществе, а также среди экономической элиты, уже назрело понимание того, что без коренных изменений практики внедрения и механизмов реализации декларируемых в национальном законодательстве норм обеспечения инвестиционного климата Украина будет лишена достойных перспектив в международном разделении труда.

     Существующие  в Украине препятствия реализации приоритетов формирования инвестиционного  климата имеют системный характер и охватывают правовую, экономическую, научно технологическую и финансовую составляющие.

     Ключевыми характерными особенностями, которые сдерживают улучшение инвестиционного  климата, являются:

     1. Отсутствие в Украине постоянной  стратегии и соответствующего  национального плана действий, который является приемлемым и наследуеться всеми политическими «командами» и ориентированный на обеспечение всем субъектам экономических отношений равных экономических прав и обязанностей в осуществлении финансово-экономической деятельности. Существенным изъяном перестройки благоприятного инвестиционного климата является фокусирование политики преимущественно на развитии большого бизнеса и отставания в осуществлении регулятивной реформы, которая тормозит развитие предпринимательской среды в стране.

     Сосредоточение  мероприятий государственных стратегий и программ на распределении государственных средств или предоставлении преференций отдельным группам хозяйствующих субъектов привело к искривлению конкурентных возможностей на национальном рынке и непрозрачности в сфере распределения ресурсов, не позволило сформировать на государственном уровне единственное нормативно правовое полет реализации экономической деятельности, которое в конечном итоге и формирует высоко мотивационный инвестиционный климат, привлекательный для отечественных и иностранных инвесторов. Важным негативным последствием создания «инвестиционного климата для избранных» стала потеря доверия общества к власти.

     Изменения, которые случились в результате политической реформы, не способствовали повышению уверенности общества в следующей экономического курса, в частности – ключевых его составляющих – политики относительно защиты прав частной собственности, рынка земли, механизмов  НДС, стабильности курса национальной валюты, направлений внешнеэкономической интеграции, и т.п.

     2. Ограниченность потенциала привлечения ПИИ в Украину через приватизацию государственных предприятий. Невзирая на существование определенного количества государственных предприятий, в которые можно привлекать инвестиции, перспектива развития этого источника привлечения инвестиций является ограниченной уже в краткосрочном периоде. Последующее привлечение ПИИ в экономику Украины будет зависеть от оперативности устранения неоправданных расходов, рисков, и баръеров для конкуренции, которые стимулируют инвесторов осуществлять инвестиции. Малоперспективными является также надежда выиграть в конкуренции за привлечение инвестиций на основе низкой стоимости трудовых ресурсов, поскольку этот фактор позволяет привлекать инвестиции лишь в сырьевой и низькотехнологический  сектора экономики.

Информация о работе Инвестиционный климат и его влияние на привлечение иностранных инвестиций