Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2011 в 11:06, курсовая работа
Будущее Украины и ее статус как промышленной державы зависят от модернизации экономики на современной технологической основе. На передний план выдвигается проблема обеспечения устойчивого экономического роста. Не последнюю роль в обеспечении базы процветания экономики играет приток иностранного капитала в производственную сферу и сферу услуг.
Введение …………………………………………………………………… С. 3
1. Понятие инвестиционного климата …………………………………… С. 4
Факторы и показатели определяющие инвестиционный климат … С. 4
Методология оценки инвестиционного климата…………………… С. 11
Инвестиционная привлекательность ……………………………….. С. 22
Проблемы инвестиционной привлекательности Украины и
пути их решения……………………………………………………………….. С. 28
Заключение …………………………………………………………………….. С. 39
Список использованной литературы ………………………………………… С. 41
[25]
Практика хозяйствования, разработка и реализация общегосударственных программ и мероприятий стабилизации экономической ситуации свидетельствуют, что чрезмерная централизация управления, устранения от реального влияния на решение этих вопросов регионов, недооценка их интересов и экономических возможностей - это тормоз на пути рыночного реформирования экономики, эффективного использования естественного и экономического потенциала Украины.
Вместе
с тем необходимость усиления
роли территориального управления, повышение
влияния местных органов власти
на социально-экономическую
Региональная экономическая политика может органически объединять общегосударственные и местные интересы и быть направленной в конечном итоге на полнокровное, поступательное развитие региона.
Как
свидетельствует практика, экономическая
политика региона определяется совокупностью
решений местных органов
Однако
эффективное использование
Инвестиционный процесс, активность и направленность инвестиционной деятельности зависят от того, какая инвестиционная политика проводится в регионах.
Региональная инвестиционная политика - это система долгосрочных целей, основных направлений и мер по обеспечению инвестиционной деятельности в интересах экономического и социального развития территории, одна из главных составных частей его экономической политики.
Основные направления инвестиционной политики региона, методы активизации инвестиционного процесса, антикризисные мероприятия в этой сфере целесообразно изложить в сконцентрированном виде в отдельном обобщающем документе - региональной долгосрочной инвестиционной программе.
За последние два года такие программы разработаны почти во всех областях Украины. Однако методология и методика их разработки не отработанная, остается несовершенной. Это одна из причин, из-за которых не удалось надлежащим образом активизировать в регионах инвестиционные процессы, добиться существенных положительных сдвигов относительно увеличения объемов инвестирования.
Для
инвестиционной программы конкретной,
количественно определенной целью
являются объемы реальных инвестиций,
которые необходимо привлечь к региону
для обеспечения его
Инвестиционная политика регионов должна лучше учитывать их инвестиционную привлекательность, оказывать содействие ей. Инвестиционная привлекательность - это интегрированная характеристика отдельных регионов страны из позиций инвестиционного климата, уровня развития продуктивных сил, инвестиционной инфраструктуры, возможностей привлечения инвестиционных ресурсов и других факторов, которые существенно влияют на формирование доходности инвестиций и уменьшения инвестиционных рисков.
Таким образом, оценка и прогнозирования инвестиционной привлекательности и комплексные мероприятия по ее повышению - первый составляющий элемент региональной инвестиционной программы.
При расчете нужного для региона объема инвестиций следует выходить из необходимости решения двух задач.
Минимально необходимая задача - обеспечения простого воспроизведения производственного и социального потенциала региона. В этом случае объем валовых инвестиций должен равняться сумме амортизации объектов производственной и социальной сферы.
Более сложная задача - расчет объема инвестиционных ресурсов, необходимых для обеспечения расширенного воспроизведения, то есть чистых инвестиций.
В этом случае следует прежде всего определиться с приоритетными направлениями развития экономики региона, конкретными областями и предприятиями, где расширения производства наиболее эффективное и отвечает интересам региона (например, из точки зрения обеспечения занятости население, увеличения его доходов, прибыльности деятельности предприятия и т.п.), а также с дополнительной потребностью в строительстве, расширении или модернизации объектов социальной сферы. Вычисления нужного для региона объема чистых инвестиций целесообразно осуществлять исходя из данных бизнес-планов инвестиционных проектов конкретно определенных предприятий или объектов, которые следует привлечь как прибавления к региональной инвестиционной программе (бесспорно, в сокращенном, кратком виде).
Валовой
объем реальных инвестиций 2.2, необходимых
региону для обеспечения его жизнедеятельности
и развития в определенных границах и
сроках, составляет:
ВI = ∑АВ + ∑АС + ∑Чb + ∑ЧС,
(2.2)
где ВI - валовые инвестиции,
АВ - амортизация объектов производственной сферы,
АС - амортизация объектов
Чb - чистые инвестиции в объекты производственной сферы,
ЧС - чистые инвестиции в объекты социальной сферы.
Третьим составляющим элементом инвестиционной программы, без которой ее реализация практически невозможная, является определения наличия инвестиционных ресурсов и источников их привлечения. Основными источниками финансирования инвестиционной программы региона могут быть:
Показатели этого раздела целесообразно ежегодно корректировать, исходя из расчетов программы экономического и социального развития и бюджета региона.
Инвестиционную
программу обязательно
Быстрые темпы роста экономики, более низкие налоги на доходы корпораций и благоприятный уровень производительности добавляют оптимизма инвесторам, вкладывающим средства в экономику Восточной Европы. Почти 30 % опрошенных глобальных инвесторов назвали восточноевропейские рынки предпочтительными для инвестиций в наукоемкое и технологическое производство, причем наиболее привлекательными в этом смысле являются Польша и Россия. Инвестирование на восточноевропейских рынках в последние годы оказалось весьма прибыльным. Возможно, чуть менее прибыльным, чем вложение средств в китайские и индийские активы, но зато менее рискованным. [18, С. 14]
Итак,
инвестиционная программа региона
может разрабатываться по схеме
и технологией, близкими к стандартному
бизнес-плану инвестиционного
Понятно,
что разработка действующей, реальной
для выполнения, эффективной инвестиционной
программы региона является довольно
сложным процессом. Вот почему местным
органам власти, кроме соответствующих
управленческих структурных подразделов,
целесообразно привлекать к такой работе
не только научно-исследовательские учреждения,
а и консалтинговые и проектные организации,
которые используют для этого специалистов
с опытом работы в инвестиционном проектировании.
Усилия и затраты, необходимые для разработки
инвестиционной программы, которая по
сути есть базовой для обеспечения социально-экономического
развития региона, целиком компенсируется
результатами, которые можно получить
от реализации такой программы, которая
в целом будет оказывать содействие улучшению
использования инвестиционных ресурсов
на региональном и государственном уровнях.
1.3 Инвестиционная привлекательность
Интернационализация и глобализация мировых хозяйственных связей закономерно ведет к возрастанию роли иностранных инвестиций как источника финансирования инвестиционной деятельности.
Приоритетное значение среди форм иностранных инвестиций имеют прямые инвестиции, поскольку они оказывают существенное воздействие на национальные экономики и международный бизнес в целом. Роль прямых иностранных инвестиций заключается:
Возрастание роли прямых иностранных инвестиций в современной экономике во многом связано с деятельностью транснациональных корпораций (ТНК) и расширением масштабов международного производства.
Мировой опыт показывает, что инвестиции в производственной форме направляются в основном в те страны, которые характеризуются динамично и эффективно развивающимися рыночными отношениями. Глобальная триада — США, Европейский союз и Япония — концентрирует основную долю общего объема вывоза и ввоза инвестиций. В рамках самой триады идет интенсивное движение капитала, активными участниками которого являются ТНК, которым принадлежит 90% прямых зарубежных инвестиций.
Распределение объемов прямых инвестиций между различными группами стран выглядит следующим образом: около 65% приходится на индустриально развитые страны, более 30% — на развивающиеся страны и менее 5% — на страны Центральной и Восточной Европы (включая Россию). [4, С.101]
Обобщенная формула инвестиционного климата может выглядеть следующим образом:
Инвестиционный климат = Инвестиционный потенциал – Инвестиционные риски
Базовой
характеристикой
Для того чтобы принять решение об инвестировании средств тот или иной регион, необходимо провести подробный анализ инвестиционной привлекательности региона (страны). Большинство ведущих зарубежных и отечественных экономических изданий и крупных консалтинговых компаний (как упоминалось выше) регулярно отслеживают информацию о состоянии национальных и региональных инвестиционных комплексов и на ее основе публикуют рейтинги инвестиционной привлекательности национальных экономик и регионов. 2
Инвестиционная привлекательность региона представляет собой объективные предпосылки для инвестирования и количественно выражается в объеме капитальных вложений, которые могут быть привлечены в регион исходя из присущих ему инвестиционного потенциала и уровня некоммерческих инвестиционных рисков. Уровень инвестиционной привлекательности выступает при этом как интегральный показатель, суммирующий разнонаправленное влияние показателей инвестиционного потенциала и инвестиционного риска. [19, С.30]
Информация о работе Инвестиционный климат и его влияние на привлечение иностранных инвестиций