Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 15:05, курсовая работа
Инвестиционная политика имеет важнейшее значение для национальной экономики. Именно поэтому и была выбрана для освещения в данной курсовой работе тема «Инвестиционная политика и её особенности в переходной экономике Украины», целью которой является определить сущность, роль и принципы инвестиционной политики и выявить её особенности в переходной экономике Украины.
Введение 3
Раздел I Сущность инвестиций и инвестиционной политикаи государства 5
1.1.Понятие инвестиций 5
1.2.Сущность инвестиционной политики государства 8
1.3.Принципы инвестиционной политики государства 13
Раздел II Особенности инвестиционной политики в переходной экономике Украины 17
2.1. Роль инвестиционной политики в переходной экономике Украины 17
2.2. Инвестиционный процесс в Украине за годы независимости...........................................................................................................20
2.3. «Чёрные дыры» инвестиционной политики Украины 29
Заключение…………………………………………………………………………33
Список использованной литературы 35
В течение 1991-1994 гг. сократились объемы инвестирования, особенно (в пять раз) в сельском хозяйстве, машиностроении, промышленности строительных материалов, в четыре раза – в строительстве, торговле и деревообрабатывающей промышленности.
Наибольшего удара инвестиционная сфера получила в 1992 г., когда общий объем капиталовложений сократился на 36%, а по объектам производственного назначения – на 38,9%. В этом же году существенно сократились собственные ресурсы большинства предприятий, основной источник финансирования капиталовложений, а государство начало сокращать расходы на народное хозяйство и, особенно, на капитальное строительство, для перераспределениях на социальную защиту населения и финансирование дефицита бюджета. В 1993 г. (самый большой уровень инфляции) в машиностроении и угольной промышленности наблюдалось наизначительнейшее сокращение физического объема капиталовложений за весь период экономического кризиса (на 51% и 49%). В строительстве годом наибольшего снижения стал 1994 г. – 45,9%.
За 1991-1994 гг. совокупный объем инвестиций в объекты производственного назначения сократилась с 68,3% до 54,1%, машиностроения, сельского хозяйства и строительства – в трое, промышленности строительных материалов и легкой промышленности – в двое. Сокращение инвестиций в фондообразующие отрасли – машиностроение, строительство, промышленность строительных материалов является наиболее опасным, так как сокращает производственную базу для обновления машин и технологий, разворачивания инвестиционной деятельности в перспективе.
Вместе с тем увеличение доли инвестиций в топливно-энергетический комплекс закрепляет тенденции к сырьевому направлению производства. Доля электроэнергетики и угольной промышленности в общем объеме капиталовложений выросла за 1991-1997 гг. почти в два раза.
Такие результаты лишний раз доказывают, что уход государства (преждевременный!!!) от регулирования инвестиционной деятельности привел к углублению инвестиционного кризиса даже в самых благополучных самоокупаемых отраслях. Это связано не только с сокращением бюджетных инвестиций, а и с нежеланием или неумением эффективно управлять своей собственностью.
После провозглашения Украиной курса на радикальные экономические реформы в октябре 1994 г. главные усилия Президента Украины были направлены на достижение макроэкономической, и в первую очередь монетарную стабилизацию – главного фактора инвестиционного климата в стране.
В 1996-1998 гг. действие дестабилизирующих факторов, которые в предыдущие годы привели к потере управляемости инвестиционными процессами, существенно уменьшились.
Макроэкономическая стабилизация, усмирение инфляции, стабилизация валютного курса и введение новой денежной единицы, разворачивание процессов приватизации заложили основание для подъема инвестиционной активности.
Начиная с 1995 г. существенно снизился уровень инфляции. Среднемесячный рост потребительских цен за 1995-1998 гг. был в 8 раз меньше, чем его прирост в течении 1991-1994 гг., а цен производителей в промышленности – почти в 11 раз. Темпы падения ВВП в 1998 г. были меньшими относительно 1994 г. в 13 раз. За 1995-1997 гг. была практически завершена “малая приватизация” и значительно ускорена приватизация больших и средних предприятий. В Украине появились первые признаки становления рыночной экономики.
В этот период значительно усиливается внимание правительства страны к инвестиционной сфере как определяющего фактора экономического роста. В июне 1995 г. был принят закон “О концепции регулирования инвестиционной деятельности в условиях рыночной трансформации экономики”, в середине 1997 г. изменения к Закону Украины “О налогообложении прибыли предприятий”, которыми были введены новые системы амортизационных отчислений, позволивших воскресить ту приоритетнейшую роль этого источника возмещения основных фондов. В 1998 г. было принято постановление Кабинета Министров Украины “О стимулировании инвестиционной деятельности”.
Это естественно дало свои результаты. Объем капиталовложений в 1998 г. превысил уровень 1997 г. на 6,1%, а строительно-монтажных работ – почти на 3%.
По оценкам МВФ страны с переходной экономикой должны почти 20% государственных расходов направлять на инвестирование, стремясь создать базу для дальнейшего роста. В Украине этот показатель меньше 2%. Это свидетельствует о том, что инвестиционная политика в государстве все еще остается недостаточно действенной. Есть острая необходимость системной реализации мероприятий на макро- и микро-уровнях, которые существенно изменят мотивацию к инвестированию и весь инвестиционный механизм, обеспечат необходимую консолидацию ресурсов для проведения структурной перестройки.
В общем, можно сказать, что 1998 год стал переломным в инвестиционной сфере – удалось прекратить падение капиталовложений в национальную экономику. Именно в этот период была заложена база дальнейшего экономического роста в Украине. Звучит громко. Но, к сожалению, пока что кроме как становлением падения и незначительным (явно не покрывающим спрос) ростом капиталовложений Украинскому правительству не предоставляется возможным. Нехватка инвестиций в растущей национальной экономике остается самой актуальной проблемой. [13]
2.3. «Чёрные дыры» инвестиционной политики Украины.
Первое. Основная часть усилий власти направлена на привлечение прямых иностранных инвестиций в Украину. При этом отсутствует политика государственного стимулирования и активизации возможных форм и методов привлечения разрозненных сбережений физических лиц на инвестиционные цели. В том числе опосредствованным путем через финансовые институты (пенсионные фонды, страховые компании, институты общего инвестирования).
Следует также отметить, что наличие в стране развитых финансовых институтов является положительным сигналом для иностранных инвесторов. С одной стороны, данный факт свидетельствует о степени «рынковости» страны, а с другой стороны, – расширяет возможности инвесторов относительно форм и направлений вложения капиталов для получения доходов.
Второе. Отсутствуют четко установленные направления, за которыми инвестиционные вложения были бы наиболее выгодными для страны. При этом речь идет не столько о быстрой окупаемости и доходности финансовых вливаний, сколько об их инновационном эффекте для страны в долгосрочной перспективе. [14]
В этом смысле можно усмотреть несколько аспектов просчетов со стороны власти.
С одной стороны, когда речь идет об увеличении инвестиционных вложений вообще, не учитывается то, что для отдельных секторов экономики говорить об инвестиционных вложениях нет смысла. Это, в частности, касается предприятий малого и среднего бизнеса. Едва ли собственник (он же руководитель) частной предпринимательской структуры имеет намерения перестать быть собственником определенного вида бизнеса в обмен на финансовые ресурсы (поскольку обычно инвестор финансирует предприятие при условии получения его доли в собственность). То есть, в данном случае акценты и все внимание власти должны быть сосредоточены на других формах финансовой поддержки предпринимателей, в частности таких как:
– расширение и диверсификация источников получения кредитных ресурсов (стимулы для активизации услуг лизинга, факторинга, микрокредитования, кредитных союзов и др.);
– государственная поддержка предпринимателей. Следует подчеркнуть, что государственная поддержка может осуществляться не только в форме бюджетного финансирования, а и через внедрение в практику разнообразных инструментов, стимулирующих предпринимательскую и кредитную активность в сфере малого и среднего бизнеса (налоговые стимулы и т.п.).
С другой стороны, целесообразно применение разных подходов при выделении основных ориентиров для инвестиционных вложений в Украине. Это могут быть:
– определенные области или секторы экономики;
– отдельные регионы Украины.
Этот подход намного более результативен и эффективный, чем теоретические дискуссии о необходимости административной реформы. Конечно, такая реформа нужна и это непреложный факт. Но фактом является также и то, что с изменением географии условия жизни в регионах не улучшатся. Для этого, кроме всего прочего, необходимо еще и финансовое обеспечение восстановления экономики регионов. И протест населения против административно-
Третье. Несформированные правовые и организационные предпосылки для активизации инвестиционных потоков в отечественные открытые акционерные общества.
Известно, что при осуществлении инвестиций путем приобретения паевых ценных бумаг (акций) любой инвестор обращает внимание на степень урегулированности корпоративных отношений, развитие законодательных норм в стране, а также на степень своей защищенности как инвестора.
В то же время, в Украине и до сих пор не принятый новый Закон «Об акционерных обществах», нет Закона «О защите прав и интересов инвесторов» и т.п.. И на протяжении последнего года, не смотря на численность заявлений и аргументов посвященных инвестиционным проблемам, не сделан ни один шаг для хотя бы частичного приведения в порядок организационно-правовой базы для осуществления подобной деятельности в Украине.
В целом, выделяются следующие проблемы управления потоками прямых и портфельных иностранных инвестиций:
- отсутствие международных стандартов гарантирования и страхование от инвестиционных рисков;
- несовершенство системы рассмотрения инвестиционных споров;
- отсутствие прозрачной и четкой системы предпроектного рассмотрения и сопровождения инвестиционных проектов;
- чрезмерная бюрократизация процедур начинания общего бизнеса и предоставления финансовых услуг.
Именно обеспечение действенности рычагов управления потоками капитала в сфере привлечения иностранных инвестиций может осуществляться по таким направлениям:
- внесения необходимых изменений в действующие законодательно-нормативные акты по вопросам поощрения инвестирования;
- обеспечение безусловного выполнения решений хозяйственных судов,
- отработка стратегически важных инвестиционных проектов на межведомственном уровне, усовершенствование инвестиционного консультирования;
- упрощение порядка регистрации и лицензирования деятельности общих предприятий, представительств иностранных фирм и др.
Заключение
Успешное проведение рыночных реформ в Украине невозможно без эффективной инновационно-инвестиционной политики, перестройки экономики с целью создания благоприятной инвестиционной среды. Выход из кризиса может быть осуществлен только при условии создания мощной производственной базы при участии инвестированного капитала.
Инвестиционные ресурсы позволят внедрять передовые технологии, новейшую технику, инновационные формы организации труда и управления производством. Нововведения, новые технологии и организационные решения дают возможность государству выйти из кризисных ситуаций в плане инвестирования, обеспечить высокую конкурентоспособность продукции на внешних рынках. Инновационная политика должна стать одним из рычагов выведения экономики из кризиса.
В условиях переходной экономики большой проблемой является дефицит финансовых ресурсов. В Украине этот вопрос является очень актуальным. Это обуславливает необходимость создания не только благоприятных, но и привлекательных условий притока внешних и внутренних инвестиций, которые способствуют финансированию предприятий, отраслей и регионов.
Основной задачей становится поиск альтернативных источников финансового обеспечения и выбор их оптимальной структуры с целью эффективного хозяйствования как на микро-, так и на макроэкономическом уровнях.
Инвестиции играют ключевую роль в переходной экономике, поскольку они обеспечивают возобновление, обновление и расширение основных фондов для производства товаров и услуг и повышения их конкурентоспособности. Структура инвестиций складывается в основном в результате решений, принимаемых частными инвесторами и предпринимателями. Но государство не может остаться в стороне от этого процесса. Оно воздействует на структурную динамику инвестиций как путем законодательного регулирования инвестиционной деятельности, создания благоприятного инвестиционного климата, так и с помощью бюджетных вложений в объекты социального, экологического и оборонного назначения, а также в освоение базисных инноваций.
Основная цель современной инвестиционной политики – перевод экономики на инвестиционный путь развития с последующим сокращением затрат на экстенсивный рост производственного потенциала и увеличение вложений в интенсификацию использования уже задействованных основных производственных фондов.
Мировой опыт свидетельствует, что страны с переходной экономикой не в состоянии развивать хозяйство без привлечения и эффективного использования инвестиций. Аккумулируя предпринимательский, государственный и смешанный капитал, обеспечивая доступ к современным технологиям и менеджменту, инвестиции не только способствуют формированию национальных инвестиционных рынков, но и стимулируют рынки товаров и услуг. Кроме того, инвестиции, как правило, способствуют мероприятиям макроэкономической стабилизации и позволяют решать социальные проблемы трансформационного периода.
Информация о работе Инвестиционная политика и её особенности в переходной экономике Украины