Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 15:05, курсовая работа
Инвестиционная политика имеет важнейшее значение для национальной экономики. Именно поэтому и была выбрана для освещения в данной курсовой работе тема «Инвестиционная политика и её особенности в переходной экономике Украины», целью которой является определить сущность, роль и принципы инвестиционной политики и выявить её особенности в переходной экономике Украины.
Введение 3
Раздел I Сущность инвестиций и инвестиционной политикаи государства 5
1.1.Понятие инвестиций 5
1.2.Сущность инвестиционной политики государства 8
1.3.Принципы инвестиционной политики государства 13
Раздел II Особенности инвестиционной политики в переходной экономике Украины 17
2.1. Роль инвестиционной политики в переходной экономике Украины 17
2.2. Инвестиционный процесс в Украине за годы независимости...........................................................................................................20
2.3. «Чёрные дыры» инвестиционной политики Украины 29
Заключение…………………………………………………………………………33
Список использованной литературы 35
В заключение рассмотрения данного вопроса хотелось бы отметить, что проблемы стимулирования инвестиций актуальны не только для переходной экономики Украины и других развивающихся стран не мало внимания уделяется этому и в США, ЕС. Все дело в том, что экономический рост невозможен без инвестиций.
Итак, потребность реального сектора украинской экономики в инвестициях растет, и в настоящее время нехватка инвестиций стала основным препятствием на пути экономического роста, парализующим многие реальные для Украины направления реструктуризации экономики, повышения конкурентоспособности товаров и услуг, роста экспорта и объемов импортозамещения, обеспечивающих увеличение доли отечественных товаропроизводителей на внутреннем рынке. Это явление вызвано многими причинами, в том числе зародившимися до «переходного времени» и усугубившимися за первые годы построения «незалежной Украины».
Стратегия инвестиционной деятельности в условиях переходного периода начала формироваться с первых годов построения экономики независимого украинского государства и включала в себя среди многих задач формирование законодательной базы и адекватных рыночным условиям инвестиционного механизма и инвестиционной инфраструктуры.
Этот процесс не был последовательным. Поиск модели развития экономики молодого независимого государства происходил методом проб и ошибок, с учетом накопленного собственного опыта и опыта других стран с переходной экономикой. В разные периоды постороения экономики независимой Украины формировались и разные подходы к формированию инвестиционного механизма и эти долгие поиски стали определяющими в современном состоянии инвестиционной деятельности в Украине.
Введение модели “шоковой терапии без терапии” в первые годы независимости в условиях монополизма производителей и отсутствия оснований для функционирования рыночных механизмов привело к глубокому экономическому кризису, который поглотил практически все ресурсы выживания предприятий и населения и даже переместил на задний план институционные реформы и структурную перестройку. Много времени было потрачено на достижение макроэкономической и финансовой стабилизации. Начались негативные структурные сдвиги в экономике.
Инвестиционная политика, которая проводилась на протяжении первых лет независимости, находилась под влиянием курса на ускоренную либерализацию. Принятые в 1991-1992 гг. Законы Украины “Об инвестиционной деятельности”, “О предприятиях Украины”, “О собственности”, “О предпринимательстве”, “О бюджетной системе Украины”, “О налогообложении доходов предприятий и организаций”, “О банках и банковской деятельности” и др. предусматривали изменения в инвестиционном механизме в направлении его децентрализации и увеличении роли предприятий и новых рыночных структур.
Анализ содержания этих законодательных актов и их последствий в производственной и инвестиционной сферах на протяжении 1993-1996 годов свидетельствует о недостаточном считывании особенностей первых лет трансформации экономики, противоречивости целого ряда их положений, которые негативно повлияли на результаты инвестиционной деятельности.
Так, преждевременное сворачивание роли государства в мобилизации финансовых инвестиционных ресурсов, предоставление полной самостоятельности предприятиям и ставка на действие рыночных механизмов в условиях высокой инфляции и кризиса производства привели к инвестиционному кризису, последствия которого не удается преодолеть до сих пор.
Для консолидации капиталов в стране и создания новых инвестиционных механизмов необходимо было время, но в условиях высокой инфляции и неурегулированности правового поля мотивация для инвестирования практически отсутствовала.
Главным последствием инфляции 1992-1993 гг. Стало сворачивание экономической деятельности, рассчитанной на долгосрочный эффект и создание реального продукта, переориентация на быстроокупающиеся посреднические операции. Либерализация взаимоотношений между государством и предприятиями с принятием в 1992 г. Закона Украины “О предприятиях Украины” способствовала ослаблению финансовой дисциплины, сокращению легальной экономической деятельности.
Возобновление административных методов управления и блокирование реформ с сентября 1993 г. усилило тенденции перемещения экономической деятельности из легальной сферы в теневую. Закономерным результатом этих процессов стало катастрофическое сокращение источников финансирования капиталовложений: и государственных средств предприятий.
Продолжая дотировать убыточные предприятия и выполнять свои обязательства по социальной защите населения в условиях инфляции и обвального падения производства, государство значительно сократило объем инвестиционных программ. С 1991 по 1996 гг. государственные инвестиции сократились в 7 раз при общем сокращении внутренних инвестиций в 4 раза.[11]
Показатель | 1991 | 1992 | 1993 | 1994 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 |
Общий объем внутренних инвестиций, млн. грн. | 51439 | 32448 | 29075 | 22521 | 16097 | 12557 | 11449 | 12151 |
из них: |
|
|
|
|
|
|
|
|
Средства государственного бюджета млн. грн. | 13580 | 9446 | 6426 | 5224 | 3526 | 1907 | 967 | 1011 |
в% к общему объему | 26,4 | 29,1 | 22,1 | 23,2 | 21,9 | 15,2 | 8,4 | 8,3 |
Собственные средства предприятий, организаций и др. источники финансирования, млн. грн. | 37859 | 23002 | 22649 | 17297 | 12571 | 10650 | 10516 | 11140 |
в% к общему объему | 73,6 | 70,9 | 77,9 | 76,8 | 78,1 | 84,8 | 91,6 | 91,7 |
Из таблицы видно, что основным источником инвестиций в 90-е годы были собственные средства предприятий. Но их размеры в течение 1993-1995 гг. уменьшились в 3 раза. Рассмотрим, что же легло в основе таких негативных процессов.
В течение первых лет независимости ускоренная либерализация экономических отношений привела к сокращению собственных средств предприятий не только вследствие обесценения их через инфляцию, но и благодаря переливу национального капитала из производственной сферы в сферы быстрого обращения. Предприятия не имели возможности накапливать необходимые для долгосрочных проектов инвестиционные ресурсы, а в условиях значительной инфляции и неопределенности отношений собственности, и не имели желания вкладывать деньги в новое строительство. Потребительские настроения преобладали. Либерализация валютного курса украинского карбованца весной 1993 г. в условиях постоянных инфляционных ожиданий способствовала оттоку украинских капиталов за границу, вследствие чего Украина лишилась значительного источника инвестиционных ресурсов.
Со временем усилилось воздействие и других факторов сокращения прибыли и его инвестиционной составляющей – падение производства и его массовая убыточность (доля убыточных предприятий в промышленности выросла с 83% их общего числа в 1993 г. до 53% в 1998 г.), неэффективная система налогообложения, платежный кризис, незавершенность реформирования собственности, а как следствие и пассивность предпринимателей в отношении легального развития их бизнеса.
Неплатежи практически остановили процесс инвестирования, проблемным стало не только расширение, а и простое воспроизводство. В структуре бухгалтерских балансов предприятий практически всех отраслей экономики суммарные средства амортизационного фонда, финансирование капиталовложений и долгосрочное кредитование были меньше, чем доля кредиторской задолженности: в строительстве в 2,5 раза, в промышленности и сельском хозяйстве в 6 раз, в жилищно-коммунальном комплексе в 37 раз
Существенным упущением первых лет становления украинской экономики в условиях независимости было фактическое разрушение амортизации. Амортизационные отчисления, в отличии от прибыли, есть у всех предприятий, включая и убыточные. Они могут быть стабильной базой финансовой самостоятельности предприятий в обновлении основных фондов.
Вследствие несвоевременной и частичной индексации основных фондов на протяжении 1992-1993 гг. И не проведении ее в 1994 г. амортизационные отчисления сократились до мизерной величины, переход к новой системе амортизации и значительно больших ее норм тормозился до 1997 г. В результате этого тормозилось а в дальнейшем фактически остановилось обновление основных фондов, увеличилась доля фондов с превышением нормативных сроков службы.
Данная предприятиям с 1990 г. самостоятельность в использовании амортизационных отчислений, отсутствие соответственного контроля со стороны государства за их целевым использованием привели к ситуации, когда из источника финансирования капиталовложений они стали источником пополнения оборотных средств. Это также благоприятствовало преобладанию потребительских, сегодняшних интересов, проеданию основного капитала практически у всех субъектов хозяйствования.[11,12]
В рыночной экономике роль главного механизма мобилизации инвестиционных ресурсов из разных источников выполняют банковская система и фондовый рынок.
В начале 90 годов становления банковской системы, концентрация ее капитала находилась на начальной стадии. Вследствие низкой ликвидности, с одной стороны и экономической и политической нестабильности с другой, она была способна обслуживать только посредническую деятельность, а не долгосрочные потребности.
Для существования фондового рынка в то время не было предпосылок. Развитие украинского фондового рынка в Украине находилось в прямой зависимости от динамики и характера приватизационных процессов, которые тормозились до 1995 г. Принятие в том же году указов Президента Украины, направленных на ускорение приватизации, стимулировало разворачивание массовой малой приватизации, целью которой было не привлечение капиталов в реформированные предприятия, а выполнение социальных гарантий населению.
Все это в 1991-1994 гг., в условиях усиления кризисных тенденций в экономике и высокого уровня инфляции, негативно сказалось на инвестиционной деятельности.
Объемы внутренних инвестиций на протяжении 1991-1994 гг. сократились на 56%, снизились показатели введения в эксплуатацию производственных мощностей и объектов социальной сферы, выросли объемы незавершенного строительства.
Уровень инвестиций в экономику Украины в 1990-1998 гг. [7]
Год | Капиталовложения | ВВП | Капиталовложения в% к ВВП | ||
млн. грн | в% к 1990 г. | млн. грн. | в% к 1990 г. | ||
1990 | 0,4 | 0,0 | 1,7 | 0,0 | 23,5 |
1991 | 0,6 | -7,1 | 3,0 | -8,7 | 20,0 |
1992 | 7,5 | 41,4 | 50,3 | -17,7 | 14,9 |
1993 | 293,1 | -47,4 | 1483,0 | -29,4 | 19,8 |
1994 | 2299,0 | -59,2 | 12038,0 | -45,6 | 19,1 |
1995 | 9378,2 | -70,9 | 54516,0 | -52,2 | 17,2 |
1996 | 12557,3 | -77,3 | 81519,0 | -57,0 | 15,4 |
1997 | 10415,8 | -79,0 | 92484,0 | -58,4 | 11,3 |
1998 | 11543 | -78,0 | 103869,0 | -59,1 | 11,1 |
Итак, ускоренная либерализация экономических отношений на первом этапе становления переходной экономики независимой Украины имела своим последствием потерю управления над инвестиционным процессом.
На протяжении этих трех лет произошло катастрофическое углубление структурных диспропорций, которые имели место еще со времен СССР. Уменьшение регулирующей роли государства в определении приоритетов инвестирования и контроля за эффективностью использования инвестиций, в том числе и займов, которые давались государством и под государственные гарантии, обусловило негативные сдвиги и в отраслевой динамике капиталовложений.
Индексы капиталовложений по отраслям экономики и промышленности
Отрасль | 1994 р. в % до 1991 р. | 1998 р. в % до 1994 р. |
---|---|---|
Украина | 43,8 | 54 |
Промышленность | 65,0 | 44,5 |
в том числе: |
|
|
электроэнергетика | 65,9 | 101,6 |
угольная | 44,9 | 60,8 |
черная металлургия | 76,1 | 54,2 |
химическая и нефтехимическая | 168,2 | 11,4 |
машиностроение | 20,6 | 37,3 |
деревообрабатывающая | 24,9 | 55,7 |
промышленность строительных материалов | 20,9 | 33,4 |
легкая промышленность | 76,5 | 21,6 |
пищевая | 125,1 | 36,7 |
мясная и молочная | 96,5 | 16,4 |
сельское хозяйство | 18,6 | 28,2 |
строительство | 23,4 | 53,3 |
Транспорт | 42,8 | 135,1 |
Информация о работе Инвестиционная политика и её особенности в переходной экономике Украины