Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 15:05, курсовая работа
Инвестиционная политика имеет важнейшее значение для национальной экономики. Именно поэтому и была выбрана для освещения в данной курсовой работе тема «Инвестиционная политика и её особенности в переходной экономике Украины», целью которой является определить сущность, роль и принципы инвестиционной политики и выявить её особенности в переходной экономике Украины.
Введение 3
Раздел I Сущность инвестиций и инвестиционной политикаи государства 5
1.1.Понятие инвестиций 5
1.2.Сущность инвестиционной политики государства 8
1.3.Принципы инвестиционной политики государства 13
Раздел II Особенности инвестиционной политики в переходной экономике Украины 17
2.1. Роль инвестиционной политики в переходной экономике Украины 17
2.2. Инвестиционный процесс в Украине за годы независимости...........................................................................................................20
2.3. «Чёрные дыры» инвестиционной политики Украины 29
Заключение…………………………………………………………………………33
Список использованной литературы 35
- непредсказуемость изменений в налоговой системе и др.
Государственные мероприятия по привлечению иностранных инвестиций можно свести в две группы. К первой относятся действия, направленные на снижение темпов инфляции, рисков для иностранных инвесторов в Украине и гарантированные выплаты по внешним долгам. Ко второй - мероприятия правительства, которые снижают налоги для иностранных инвестров и облегчают таможенные условия.
Таким образом, продуктивная инвестиционная политика государства тесно связана с амортизационной политикой, научно-технической политикой, политикой в отношении иностранных инвестиций и др. Все они являются составными частями экономической и социальной политики государства, должны вытекать из нее и способствовать ее реализации.
Инвестиционная политика не может осуществляться без механизма ее реализации. Он должен включать в себя:
- выбор источников и методов финансирования инвестиций;
- определение сроков реализации;
- выбор органов, ответственных за реализацию инвестиционной политики;
- создание необходимой нормативно-правовой базы функционирования рынка инвестиций;
- создание благоприятных условий для привлечения инвестиций.
Кроме государственной инвестиционной политики различают отраслевую, региональную инвестиционную политику и инвестиционную политику предприятия. Все они находятся в тесной взаимосвязи, но определяющей является государственная инвестиционная политика, так как она создает условия и способствует активизации инвестиционной деятельности на всех уровнях.
Под отраслевой инвестиционной политикой понимается инвестиционная поддержка приоритетных отраслей хозяйства, развитие которых обеспечивает экономическую и оборонную безопасность страны, экспорт промышленной продукции, ускорение научно-технического прогресса и установление неискаженных хозяйственных пропорций на ближнюю и дальнюю перспективу.
Под региональной инвестиционной политикой понимается система мер, проводимых на уровне региона и способствующих мобилизации инвестиционных ресурсов и определению направлений их наиболее эффективного и рационального использования в интересах населения региона и отдельных инвесторов.
Инвестиционная политика в каждом регионе имеет свои особенности, которые обусловлены следующими факторами:
- экономической и социальной политикой, проводимой в регионе;
- величиной имеющегося производственного потенциала;
- природно-климатическими условиями;
- оснащенностью энергосырьевыми ресурсами;
- географическим и геополитическим положением;
- состоянием окружающей среды;
- демографической ситуацией;
- привлекательностью региона для иностранных инвестиций и др.
Все большую роль в инвестиционной деятельности в последнее время играют отдельные коммерческие предприятия и организации. Исходя из этого существенно повышается роль инвестиционной политики предприятия. под инвестиционной политикой коммерческого предприятия понимается комплекс мероприятий, обеспечивающих выгодное вложение собственных, заемных и других средств в инвестиции с целью обеспечения финансовой устойчивости работы предприятия в ближайшей и дальнейшей перспективе. Инвестиционная политика предприятия исходит из стратегических целей его бизнес-плана.
1.3. Принципы инвестиционной политики государства.
Многие проблемы формирования инвестиционного процесса в современных условиях обусловлены отсутствием четко разработанной системы принципов инвестиционной политики. Система принципов инвестиционной политики является стержнем развития экономики, обеспечивающим эффективное взаимодействие всех уровней, начиная от предприятий и охватывая органы власти всех уровней.
Согласно теории инвестиций основными принципами инвестиционной политики являются: целенаправленность, эффективность, многовариантность, системность, гибкость, готовность к освоению ресурсов, регулируемость действий, комплексность и социальная, экологическая и экономическая безопасность.
Эти принципы должны реализовываться в инвестиционной политике органов власти различного уровня. Инвестиционная политика на государственном уровне должна активизировать инвестиционную деятельность на уровне регионов и предприятий.
Так, например, основными принципами региональной инвестиционной политики на уровне государства могут быть следующие [4, с. 33-34]:
1. Государственная инвестиционная политика должна обеспечивать единство инвестиционного пространства на всей территории Украины, то есть обеспечивать свободное перемещение финансового капитала, инвестиционных товаров и строительных услуг. Она должна создавать единство условий экономического и правого регулирования инвестиционной деятельности, ее информационного обеспечения.
2. На государственном уровне целесообразно разработать и реализовать ограниченное количество, но реальных среднесрочных и долгосрочных программ, органической частью которых должен стать региональный разрез, согласованный с субъектами государства. [8,9]
3. Необходимо устранить многоканальность и частичное дублирование одинаковых по назначению потоков государственных финансов путем совершенствования их региональной привязки. Важную роль в управлении потоками играет стабильное и полное разграничение пропорций, закрепление каждого вида налоговых бюджетных доходов за государственным бюджетом и местными бюджетами как экономической основы региональной инвестиционной политики.
4. Наделение органов государственной власти широкими полномочиями по экономическому, в первую очередь налоговому регулированию, стимулирующему инвестиционную деятельность.
5. Разработка и применение единых общеукраинских нормативно-законодательных основ залогового права, предусматривающих, в частности, страхование инвестиций от некоммерческих рисков имуществом субъектов по их усмотрению.
Для проведения эффективной муниципальной инвестиционной политики(на уровне муниципальных образований) требуется выработка стратегии инвестиционной деятельности на уровне региона(области, края, республики). Привлечение инвестиций на региональном уровне целесообразно проводить с учетом следующих мер:
- оценки собственного инвестиционного потенциала, сильных и слабых сторон региона;
- формирование и реализация стратегии регионального развития;
- разработки целевых комплексных программ, реализующих круг маркетинговых, организационно-технических и др. мер по привлечению инвестиций в регион. В целевых комплексных программах может быть отражена система программных мероприятий, например, создание бизнес-карты, которая содержит информацию о деловом потенциале региона в целом и его отдельных территориальных образований;
- формирование банка данных производственных мощностей, свободных и предлагаемых для включения в инвестиционный процесс, неэффективно используемых, а также мер по снижению незавершенного строительства;
- формирование бизнес-профилей по отдельным отраслям и предприятиям.
При разработке инвестиционной политики предприятия необходимо придерживаться следующих принципов:
- нацеленность инвестиционной политики на достижение стратегических планов предприятия и его финансовую устойчивость;
- учет инфляции и фактов риска;
- экономическое обоснование инвестиций;
- формирование оптимальной структуры портфельных и реальных инвестиций;
- ранжирование проектов и инвестиций по их важности и последовательности, исходя из имеющихся ресурсов и с учетом привлечения внешних источников;
- выбор надежных и более дешевых источников и методов финансирования инвестиций.
Учет этих и других принципов позволит избежать многих ошибок и просчетов при разработке инвестиционной политики.
В современных условиях эффективная инвестиционная политика должна строиться в развитии четырех базовых принципов [4,5]:
- совершенствование законодательного обеспечения инвестиционной деятельности;
- осуществление концентрации инвестиционной политики на стратегических направлениях инвестиционных программ;
- организация взаимодействия с предприятиями с целью мобилизации в инвестиции их собственных средств ( здесь речь идет о реализации взаимных интересов предприятий региона в развитии инвестиционной политики);
- осуществление постоянного мониторинга положительных и отрицательных моментов развития.
Раздел II Особенности инвестиционной политики в переходной экономике Украины.
Теперь же настало время обсудить, наверное, один из самых главных вопросов: а зачем собственно нужны инвестиции, инвестиционный процесс, и тем более иностранные инвестиции (с их неопределенностью в том кто же оказывается в выигрыше от них) и из-за чего эта проблема настолько актуальна для Украины.
Инвестиционная сфера отечественной экономики сохраняет явно выраженный кризисный характер. Следствием резкого падения капиталовложений (в 1992-1998 гг. более чем на 70%) стала деградация производства во многих отраслях, в том числе и высокотехнологических. По оценке специалистов, износ основных фондов в промышленности на сегодняшний день превысил 60%. В течение 1996-1998 гг. только 25% инвестиций направлялись на обновление производственных фондов. Остальные же поддерживали базовый уровень производства возрастающими объемами капитального ремонта.[10]
На сегодняшний день в большинстве отраслей износ фондов достиг 65%, с естественной тенденцией к дальнейшему ухудшению ситуации. Для украинской экономики вообще, характерно превышение показателя износа действующих основных производственных фондов (коэффициента выбытия) над показателем введения новых (коэффициента обновления). Значительная изношенность оборудования отрицательно сказывается на качестве продукции. Действующие нормативные сроки службы в среднем составляют 16-17 лет, а фактически – еще больше. На любом украинском предприятии, причем даже на стабильно работающем, не редкость встретить станки 30-50 - ых годов выпуска. О каком научно-техническом прогрессе и выходе на мировые рынки можно говорить в таких условиях.
Оживление экономики, постепенный выход из кризиса, создание производств способных предотвратить подобные явления требуют осуществление комплекса мер. Конечно, на какое-то время можно увеличить объемы производства конкурентоспособной и пользующейся спросом продукции. Ведь, несмотря на отставание от лучших образцов, на существующих производственных мощностях без их реконструкции можно значительно (в два-три раза) увеличить объемы производства. Но во первых такая конкурентоспособность будет следствием более низкой цены (вследствие дешевой рабочей силы) и ориентации на рынки постсоветского пространства, а во вторых низкое качество выпускаемой продукции быстро вытеснит отечественного производителя с завоеванных пусть и на короткое время позиций. Но даже для такого сценария развития производства Украинским предприятиям необходимы привлечение дополнительных средств для пополнения оборотных средств, найма квалифицированной рабочей силы, проведения маркетинговых исследований и т. п.
Таким образом, реальный выход из кризиса, реальная структурная перестройка, а затем и движение к более высоким рубежам требует постепенного процесса реконструкции предприятий, технического их перевооружения, расширение их профиля (диверсификации), создание высокоэффективного производства, способного быстро осваивать новую продукцию. Все это ведет к необходимости инвестиций и инноваций, практически невозможных друг без друга. Это единственная возможность, создать предприятия, занимающие твердую нишу на рынке, обеспечивающие (причем на длительный период) конкурентоспособность своего производства и продукции, ее более высокое качество, широкий и постоянно обновляющийся ассортимент и низкие издержки производства.
По подсчетам экспертов приблизительный объем иностранных инвестиций необходимых для полноценной перестройки отечественной экономики составляет 40 млрд. долл., в том числе для таких высокотехнологичных отраслей как: - металлургия – 7 млрд. долл.;
-
-
-
Особое значение для Украины инвестиции имеют в деле структурной перестройки экономики. Исторически сложилось так, что отраслевая структура экономики Украины в составе СССР была ориентирована на производство средств производства. И на сегодняшний день в структуре национального ВВП значительно преобладает доля добывающей и перерабатывающей промышленности, в то время как не для кого не секрет, что наибольшую добавленную стоимость в современных условиях имеют высокотехнологические товары. Если продажа на мировом рынке одного килограмма сырой нефти приносит 2-2,5 цента прибыли, то килограмм бытовой техники дает 50 долл., килограмм авиационной техники – 1000 долл., а килограмм электроники и информационной техники позволяет заработать до 5 тыс. долл. Украина, где основной приток иностранной валюты обеспечивают металлургические предприятия, постепенно становиться сырьевым придатком высокоразвитых стран. Исправить это положение должна скорейшая переориентация приоритетов государства с выпуска сырья к выпуску высокотехнологической продукции. [6]
Информация о работе Инвестиционная политика и её особенности в переходной экономике Украины