Инвестиционная деятельность в РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 00:07, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: показать особенности инвестиционного процесса в Республике Беларусь и тенденции его развития. Для достижения поставленной задачи был произведён анализ учебной и общеэкономической литературы. Необходимо отметить, что указанные вопросы детально освещены в финансовой периодике

Содержание

Введение……………………………………………………………...3
1 Понятие и роль инвестиций в экономике……………………....6
1.1 Понятие и факторы инвестиций……………………………....6
1.2 Теоретические модели макроэкономического
равновесия……………………………………………………….….11
2 Динамика и проблемы инвестиционного процесса……………18
2.1 Особенности инвестиционного процесса в развитых
странах……………………………………………………………...18
2.2 Проблемы инвестиционного процесса в Республике
Беларусь и методы их решения…………………………..………19
3 Пути улучшения инвестиционного климата в
Республике Беларусь………………………………………………26
Заключение………………………………………………………….31
Список использованных источников……………………………..33

Работа содержит 1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ.docx

— 283.88 Кб (Скачать)

- расширению инвестиционного потенциала банковского сектора за счет вовлечения внешнего капитала и средств домашних хозяйств;

- более полному использованию возможностей свободных экономических зон, которые открывают внутренние территории для иностранных инвесторов и предпринимателей.

     Для эффективного использования инвестиций сформирован перечень инвестиционных проектов Республики Беларусь на период до 2015 г. Особое внимание государства будет уделено реализации инвестиционных проектов по модернизации производств с высокими наукоемкими и ресурсосберегающими технологиями, техническому перевооружению и развитию отраслей экспортной и импортозамещающей направленности в нефтехимическом комплексе, микроэлектронике, производстве сельскохозяйственной техники, медицинских препаратов, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, а также в сфере современных транспортных коммуникаций, связи, туризма, строительных услуг.

     С целью реализации дорогостоящих инвестиционных проектов внедряются новые формы инвестирования: концессии, проектное и венчурное финансирование, лизинг. С инвестором может быть заключен инвестиционный договор, который предоставит дополнительные гарантии инвестору по экономическим и иным условиям реализации проекта на белорусском рынке.

     После приобретения самостоятельности экономика Республики Беларусь развивалась в основном за счет внутренних инвестиционных ресурсов. Однако намеченная широкомасштабная модернизация производственного потенциала, поддержание стабильной конкурентоспособности производимой продукции, развитие сферы услуг требуют значительного увеличения инвестиционного капитала.

    В этой связи привлечение иностранных инвестиций приобретает особую актуальность, а создание благоприятного инвестиционного климата становится важнейшей задачей.

     В настоящее время уже реализован комплекс мер по либерализации экономики. Только за 2009 год в этом направлении принято порядка 56 нормативных правовых актов, что свидетельствует о заинтересованности Правительства в улучшении делового климата.

    Преобразования затронули широкий спектр отношений, среди которых можно выделить следующие:

- совершенствование системы налогообложения. С 2006 года в республике проводится комплексное реформирование налоговой системы, главная суть которого состоит в отказе от применения мелких и неэффективных налогов и сборов, взимаемых с выручки от реализации товаров и услуг, введении прогрессивных и отработанных в мировой практике механизмов взимания основных налогов, выравнивании условий налогообложения для всех категорий плательщиков, упрощении налогового администрирования и контроля.

   Всего за годы реформ отменено 26 налоговых платежей, включая так называемые «оборотные» налоги, взимаемые с выручки от реализации товаров и услуг, и оказывающие наиболее сильное негативное влияние на экономику. Существенно преобразованы и приближены к применяемым в мировой практике модели и механизмы взимания почти всех основных налогов и сборов. Введена плоская и одна из самых низких в мире ставок индивидуального подоходного налога в размере 12 процентов. Снижены ставки налога на доходы от операций с ценными бумагами. В результате общий уровень налоговой нагрузки на экономику сократился более чем на 4,7 процентных пункта к ВВП. По большинству налогов введены ежеквартальные сроки уплаты вместо ежемесячных. Завершена кодификация налогового законодательства – с 2010 года вступила в силу Особенная часть Налогового кодекса Республики Беларусь, Общая часть кодекса действует еще с 2004 года. Активно развивается электронное налоговое декларирование. Установлен запрет на проверку налоговыми органами субъектов хозяйствования в первые два года их деятельности[8]:

- сокращение лицензируемых видов деятельности. Если в 2003 году их количество составляло около 150, то сейчас – 53. Кроме того, с 1 января 2011 года предусматривается отмена еще 16 видов деятельности (Указ Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 №450 «О лицензировании отдельных видов деятельности»);

- либерализация ценообразования. Перечень товаров, подлежащих обязательной сертификации в Республике Беларусь сокращен на 40 процентов и включает в основном социально-значимые товары для населения и некоторые товары производственного назначения. Одновременно упрощены и сами правила и процедуры сертификации (например, срок действия сертификатов на серийное производство продукции увеличен с 3 до 5 лет, а на партии продукции – не ограничен; расширены возможности для получения сертификатов соответствия с использованием протоколов испытаний как белорусских, так и зарубежных испытательных лабораторий, а в период действия сертификатов расширены способы подтверждения соответствия продукции требованиям стандартов; разрешены формы взаимодействия белорусских и зарубежных органов по сертификации и испытательных лабораторий);

- введен заявительный принцип регистрации субъектов хозяйствования (за исключением банков и небанковских кредитно-финансовых организаций) с одновременным снижением издержек по  открытию и ведению бизнеса. В настоящее время регистрация осуществляется в день подачи необходимых документов и при минимальном их количестве -  заявление, копия устава и документ, подтверждающий уплату государственной пошлины (Декрет Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1 ”О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования“);

- отменен институт ”золотой акции“, который вызывал нарекания международных организаций и бизнеса;

- ограничено вмешательство контрольных органов в работу бизнеса. В настоящее время число контролирующих органов ограничено, введен выборочный метод контроля, учитывающий степень соблюдения законодательства проверяемым субъектом, а вновь зарегистрированные субъекты хозяйствования в течение двух лет с начала их деятельности не подлежат проверке (Указ Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510 ”О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь“);

- упрощена процедура выделения земельных участков. Например, полномочия по предоставлению земельных участков переданы местным органам управления, действует принцип ”одного окна“, участки предоставляются по результатам аукционов и др.;

- изменены подходы к структуре собственности и процессу приватизации. Начиная с 2008 года, формируются планы приватизации конкретных предприятий на трехлетний период, например, на 2008-2010 годы в такой план включены около 500 республиканских унитарных предприятий. При этом приватизация рассматривается как способ привлечения в экономику стратегических инвесторов, которые могут предложить Беларуси на взаимовыгодных условиях новые и высокие технологии, современные управленческие решения, дополнительные рынки сбыта продукции, то есть все то, что может повысить эффективность развития белорусских предприятий.

    С 6 августа 2009 года введён институт по работе с инвесторами – «институт инвестиционных агентов». (Указ Президента Республики Беларусь N 413 от 6 августа 2009 г. "О предоставлении физическим и юридическим лицам полномочий на представление интересов Республики Беларусь по вопросам привлечения инвестиций в Республику Беларусь).

    Это физические или юридические лица, которые располагают необходимыми практическими навыками для содействия другим лицам в реализации инвестиционного проекта. Они должны иметь практический опыт по самостоятельной и успешной реализации инвестиционных проектов в стране. Кроме того, такие лица должны иметь обширные деловые связи за рубежом и “на равных” вести переговоры с “топ- менеджерами” крупных компаний.

    Действующее РУП «Национальное инвестиционное агентство» оказалось малоэффективным в обеспечении сопровождения инвестора в силу, как субъективных, так и объективных причин. Незрелость институциональной среды в сфере инвестиций требовала своего решения. Такое решение было найдено при непосредственном участии экспертов Международного валютного фонда, Всемирного банка, Международной финансовой корпорации. С учетом лучшего мирового опыта выработаны подходы к созданию в республике специализированной организации по работе с инвестором, совместив в ней функции привлечения инвестиций и сопровождения приватизации.

   Главой государства подписан Указ от 25.05.2010 № 273, которым предусмотрено повышение статуса существующего РУП «Национальное инвестиционное агентство», путем подчинения его Правительству республики и преобразования в государственное учреждение «Национальное агентство инвестиций и приватизации».

     Агентство - это «одно окно» для инвестора, где он сможет получить полный пакет услуг. Оно будет обеспечивать эффективное взаимодействие инвесторов с органами госуправления. Перед ним поставлены задачи реализации государственной политики в сфере инвестиций и приватизации, осуществления мониторинга и сопровождения реализации инвестиционных проектов и приватизации госимущества, выработки предложений по совершенствованию данной работы, создания положительного инвестиционного имиджа страны.

     Инвестиционный климат Беларуси оценен авторитетными международными организациями, в том числе Международным валютным фондом, Всемирным банком и Международной финансовой корпорацией.

     Так, в докладе Всемирного банка "Ведение бизнеса-2010: Проведение реформ в трудные времена" по условиям ведения бизнеса Республика Беларусь занимает 58 место в рейтинге из 183 государств, поднявшись на 60 позиций за последние два года. Кроме того, Беларусь второй год подряд занимает четвертое место в десятке стран-лидеров по проведению реформ в сфере регулирования предпринимательской деятельности [9, с.10].

      В соответствии с Всемирным  инвестиционным докладом за 2009 год (World Investment Report) Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) Беларусь в 2008 году заняла пятое место (после России, Казахстана, Украины и Сербии) среди стран СНГ и Юго-Восточной Европы по объему привлеченных прямых иностранных инвестиций (более 2 млрд. долларов). По оценкам ЮНКТАД данный результат обусловлен либерализацией белорусского финансового сектора и открытием банковского рынка, розничной торговли и сектора телекоммуникаций для иностранных инвесторов.

      Кроме того, республика продолжает работу  над повышением своей позиции  в классификации страновых кредитных  рисков Организации по экономическому  сотрудничеству и развитию (ОЭСР) (в настоящее время Беларусь  отнесена к 7-ой группе), что  в дальнейшем позволит снизить  процентную ставку по привлекаемым  внешним ресурсам. Рядом стран-участниц  ОЭСР экономическая ситуация  в республике оценивается достаточно  позитивно, несмотря на проблемы, вызванные кризисом, что позволяет  надеяться на повышение классификационной  планки.

      Позитивно оцениваются проведенные реформы и специализированными рейтинговыми агентствами, а присвоение кредитного рейтинга создает новые условия для использования внешних инвестиций, позволяет значительно сократить расходы по обслуживанию внешнего долга, улучшить работу банковской системы страны. Например, международная рейтинговая компания Standard & Poor's в 2007 г. присвоила Беларуси долгосрочный рейтинг по обязательствам в иностранной валюте "В+", который сохранен и в 2009 году. В то же время в большинстве стран Центральной и Восточной Европы данный рейтинг снижен (в том числе в России, Украине, Казахстане).

   Таким образом, в настоящее время акценты в инвестиционной политике Республики Беларусь постепенно смещаются от преференциального режима к созданию универсальных общеэкономических условий, определяющих единые «правила игры» для национальных и иностранных инвесторов, в области лицензирования, внешнеэкономической деятельности и в отношении действия стабилизационных норм.

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

              Заключение

 

Ускоренное развитие экономики  непосредственно связано с инвестиционной деятельностью государства. Поэтому  данная проблема может быть успешно  решена только посредством проведения эффективной государственной инвестиционной политики.

Для нашей страны, которая  встала на путь интеграции в мировое  хозяйство, и стремиться создать  открытую экономическую систему, участие  в процессах движения капитала и  как импортера, и как экспортера является  
вопросом стратегически важным. Сегодня же участие Беларуси в этих процессах с трудом можно назвать активным, а с точки зрения привлечения зарубежных капиталовложений ей предстоит конкурировать со странами, рынки которых оказываются сейчас более привлекательными для инвесторов.

Привлечение в широких  масштабах национальных и иностранных  инвестиций в белорусскую экономику  преследует долговременные стратегические цели создания в Беларуси цивилизованного, социально ориентированного общества, характеризующегося высоким качеством  жизни населения, в основе которого лежит смешанная экономика, предполагающая не только совместное, эффективное  функционирование различных форм собственности, но и интернационализацию рынка  товаров, рабочей силы и капитала. А иностранный капитал может  привнести в Беларусь достижения научно-технического прогресса и  передовой управленческий опыт. Поэтому  включение Беларуси в мировое  хозяйство и привлечение иностранного капитала необходимое условие построения в стране современного гражданского общества. Привлечение иностранного капитала в материальное производство гораздо выгоднее, чем получение  кредитов для покупки необходимых  товаров, которые по-прежнему растрачиваются бессистемно и только умножают государственные  долги. При этом необходимо иметь  в виду, что интересы белорусского общества, с одной стороны, и иностранных  инвесторов с другой, непосредственно  не совпадают. Беларусь заинтересована в восстановлении, обновлении своего производственного потенциала, насыщении  потребительского рынка высококачественными  и недорогими товарами, в развитии и структурной перестройке своего экспортного потенциала, проведении антиимпортной политики, в привнесении  в наше общество западной управленческой культуры. Иностранные инвесторы  естественно заинтересованы в новом  плацдарме для получения прибыли  за счет внутреннего рынка Беларуси, квалифицированной и дешевой  рабочей силы.

Информация о работе Инвестиционная деятельность в РБ