Инвестиционная деятельность в РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 00:07, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: показать особенности инвестиционного процесса в Республике Беларусь и тенденции его развития. Для достижения поставленной задачи был произведён анализ учебной и общеэкономической литературы. Необходимо отметить, что указанные вопросы детально освещены в финансовой периодике

Содержание

Введение……………………………………………………………...3
1 Понятие и роль инвестиций в экономике……………………....6
1.1 Понятие и факторы инвестиций……………………………....6
1.2 Теоретические модели макроэкономического
равновесия……………………………………………………….….11
2 Динамика и проблемы инвестиционного процесса……………18
2.1 Особенности инвестиционного процесса в развитых
странах……………………………………………………………...18
2.2 Проблемы инвестиционного процесса в Республике
Беларусь и методы их решения…………………………..………19
3 Пути улучшения инвестиционного климата в
Республике Беларусь………………………………………………26
Заключение………………………………………………………….31
Список использованных источников……………………………..33

Работа содержит 1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ.docx

— 283.88 Кб (Скачать)
  1. Исходя их форм собственности инвесторов различают инвестиции:
  • государственные. Их осуществляют за счет средств республиканского и местных бюджетов и государственных внебюджетных фондов, а также государственных предприятий;
  • частные, которые производят субъекты негосударственной формы собственности и физические лица;
  • иностранные. Они характеризуют вложения иностранных юридических и физических лиц, государств и международных финансово-кредитных организаций в стране – реципиенте;
  • совместные. Это общие вложения капитала резидентов и нерезидентов страны.
  1. По уровню инвестиционного риска выделяют следующие виды инвестиций:
  • безрисковые инвестиции. К ним относят такие вложения средств, по которым отсутствует реальный риск потери капитала и практически гарантировано получение ожидаемого дохода;
  • низкорисковые инвестиции характеризуют вложения капитала в объекты инвестирования, риск по которым значительно ниже среднерыночного;
  • среднерисковые инвестиции – это вложения капитала в объекты, уровень риска по которым соответствует среднерыночному;
  • высокорисковые инвестиции отличаются высокой степенью риска и высокой прибыльностью, значительно превышающими среднерыночные. Сюда же относятся венчурные инвестиции, вкладываемые в новые сферы деятельности, связанные с большим риском (например, в акции молодых инновационных компаний), по которым ожидается получение очень высокого дохода.

      Экономисты рассматривают инвестиции в узком смысле слова, т.е. как затраты на воспроизводство и накопление средств производства и увеличение материальных запасов (запасов сырья, материалов, готовой продукции и т.п.). Это расходы, связанные с долгосрочным вложением капитала в промышленность, сельское хозяйство, транспорт и другие отрасли хозяйства для расширения и обновления производства, введения новых технологий, материалов и т.п. с целью получения прибыли. Общая сумма этих доходов составляет так называемые валовые инвестиции, направленные на замену изношенных зданий, сооружений, оборудования и т.п., а также на расширение (увеличение) существующего производительного капитала.  Наибольший удельный вес занимают инвестиции в основной капитал. Их значимость определяется тем, что они способствуют экономическому росту страны. По их объему можно судить о состоянии общественного производства и величине чистого национального продукта (ЧНП), в который включаются только чистые инвестиции (без учета амортизации). Когда растут чистые инвестиции, то растет и чистый национальный продукт, и наоборот.

Оценка  инвестиционного   климата основывается на  анализе  факторов,  определяющих  инвестиционный  климат  и способствующих экономическому росту. В их числе этих факторов:

  • качество рабочей силы;
  • макроэкономическая стабильность;
  • состояние бюджета, платежный  баланс, государственный, в том числе внешний, долг;
  • качество государственного управления, политика центральных  и  местных властей;
  • законодательство,  полнота   и   качество   в   плане   регулирования экономической жизни;
  • уровень  соблюдения  законности  и   правопорядка,   преступность   и

      коррупция;

  • обязательность партнеров при исполнении контрактов;
  • качество налоговой системы и уровень налогового бремени;
  • банковская система, институты финансового рынка.

 Рассмотрим подробнее  некоторые факторы и оценим  их  благоприятность в отношении иностранных инвестиций [3, с. 29].

  1. Рабочая сила

   Традиционно к  благоприятным факторам  относят   высокий  уровень образования, сильный интеллектуальный потенциал.  Необходимо  заметить,  что вопреки  распространенному  мнению  о  дешевизне  нашей  рабочей  силы, соотношение  зарплаты  и   производительности   труда   белорусских   рабочих проигрывает аналогичному показателю во  многих  странах,  составляя  1/5  от максимального уровня.

   2.Макроэкономические показатели

   Тенденция  спада   промышленного  производства,  проявившаяся  в   октябре 2006 г. — январе  2007 г.,   сменилась   в   феврале-мае   2007 года   на возрастающую.  Вместе  с  тем  в  апреле-мае  она  характеризовалась   более умеренными темпами прироста по сравнению с мартом,  прежде  всего

из-за ухудшения  динамики  в  машиностроении  и  металлообработки  и легкой промышленности, проявившихся в апреле-мае. Вместе  с  тем  сдерживающее  воздействие  на  инвестиционную  активность оказывает ухудшающееся финансовое положение  предприятий  реального  сектора экономики. 

    Сильнейшим фактором  нестабильности,  связанным с возможной финансовой несостоятельностью государства, является огромный  государственный  долг,  в первую очередь  внешний.  Состояние  государственного  долга  предопределяет низкий кредитный рейтинг Беларуси и высокие  процентные  ставки,  поэтому  без решения проблемы задолженности нельзя рассчитывать  на  значительный  приток капитала на приемлемых условиях.   

 3.Государственное управление и экономическая политика

 Государственное управление является важным фактором  в  период трансформации экономики. Одна из  характерных  черт  переходного  периода  в Беларуси  - слабое государство. Это обусловлено:

  • противостоянием исполнительной и законодательной ветвей власти;
  • подверженностью исполнительной власти  влиянию частных интересов: в  последние годы частные интересы преобладали над общественными.

 4.Законодательство и судебная защита

 Для  инвестора важна   стабильность   законодательной   базы,

соблюдение  правовых  норм  и  возможность обеспечить   их принудительное исполнение. Законы могут быть лучше или хуже, но с этим можно  мириться  при условии, что они не будут постоянно меняться.

  За годы реформ практически заново создана законодательная база  рыночной экономики. Приняты Указ президента Республики Беларусь «Об утверждении положения о порядке формирования, утверждения государственной инвестиционной программы и отчетности о ее выполнении», Постановление Совета Министров Республики Беларусь «Об инвестиционной деятельности в Республике Беларусь», Постановление  Министерства экономики Республики Беларусь «Об утверждении правил по разработке бизнес-планов инвестиционных проектов» и др.

   Тем не менее,  в этой  области еще есть проблемы.  Законы,  регламентирующие инвестиционную  деятельность,  страдают  некоторыми недостатками.   Многие законы не слишком хорошо увязаны друг с другом, содержат взаимоисключающие нормы,  более того такие нормы можно обнаружить в рамках одного закона.

  5.Соблюдение обязательств по контрактам

   Низкая культура  контрактов, несоблюдение обязательств в случае  малейших затруднений присутствуют на любом участке отечественного хозяйства, так  как возникновение  новых  форм деятельности  не всегда сопровождается  адекватным   и своевременным  развитием  механизма  принуждения  к  исполнению  контрактных обязательств. Сложность  решения  проблемы  контрактных  обязательств   заключается   в

распространенности нарушений. Сложившаяся практика  взаимоотношений  выгодна агенту,  принявшему  правила  игры.  Выбраться  из  образовавшейся   ловушки тяжелее,  чем  попасть  в  нее,  так  как  требуется  разрушение  устойчивых стереотипов поведения, устраивающих  в  каждый  данный  момент  значительное число  агентов. 

6. Преступность и коррупция

 Масштабы преступности  и коррупции чрезвычайно велики  и  оказывают  крайне негативное влияние на инвестиционный климат. Компании,  осуществляющие   нелегальную   деятельность,   несут   меньшее налоговое бремя. Организованная преступность стала  реальным  конкурентом  государства  в  "сборе  налогов". Кроме  того,  она  объективно  препятствует  переходу  предпринимателей   из "теневой" экономики в легальную.

  7.Налоговый режим

  Когда говорят о  неблагоприятном инвестиционном климате в Беларуси, то  чаще всего  упоминают  чрезмерность  налогового  бремени.  На  самом   деле   оно существенное, но немногим тяжелее, чем в большинстве европейских стран.

   Существеннее тяжести  налогового бремени то, что предприятия   не  защищены от произвола  налоговых  и  таможенных  органов.  Значительная  неполнота  и противоречивость   налогового   законодательства   создают   зоны   правовой неопределенности. Учитывая, что  налоговые  отношения  могут  регулироваться лишь   государством,    в    условиях    хронического    дефицита    бюджета налогоплательщики оказываются под усиленным давлением фискальных служб.  При этом  ощущение  у  налогоплательщиков  такое,  что  они  всегда  не   правы.

   8. Банковская система, институты финансового рынка

Слабость банковской системы - существенный тормоз для инвестиций  и  один из важнейших  факторов  инвестиционного  риска.  Помимо  сложности  получить кредит  по  доступной  цене,  агентам  экономики  трудно  провести  расчеты, получить деньги со счета, что замедляет скорость  трансакций  и  увеличивает их стоимость, негативно влияя на рентабельность операций.

   На  банковском  рынке,  как,  собственно,  и   на  всем  рынке   долгового

финансирования,     не     существует     инфраструктуры,     обеспечивающей функционирование  этого  рынка  в  любой  другой  стране.  Гарантирование  и страхование обязательств по кредитным договорам  и  облигационным  займам  в Беларуси практически отсутствует. Рейтинговых агентств не  существует.  Крайне низким  остается   уровень   информационной   обеспеченности   потенциальных кредиторов и реципиентов  кредитных  ресурсов,  равно  как  и  методического обеспечения процесса экспертизы кредитных  проектов.  Инвестиционные  фонды, мобилизующие ресурсы  (в  первую  очередь,  мелких  частных инвесторов)  для инвестиций,  также  чрезвычайно  слабы  и  немногочисленны   в   Беларуси.

   Подводя итоги,  хочется  сказать,  что  факторов  препятствующих  притоку иностранного капитала заведомо больше, чем факторов способствующих этому.  И не  смотря  на  положительную  тенденцию  притока  иностранного  капитала  в экономику,  сохраняется  ряд   глобальных   проблем,  требующих конструктивного решения. В  условиях,  когда  возможности  государственных  инвестиций  крайне ограничены и к тому  же  их  эффективность  низка,   иностранные  инвестиции являются существенным фактором, определяющим экономическое развитие  страны.

 

 

    1.  Теоретические модели макроэкономического равновесия

 

В рыночной экономике все  произведенные товары (совокупное предложение) должны быть проданы, а все доходы, предназначенные для покупок (совокупный спрос), должны быть отоварены. Только в этом случае совокупные величины платежеспособного спроса и товарного  предложения совпадут. Такое совпадение совокупного спроса и совокупного  предложения означает макроэкономическое равновесие.

Однако в реальной жизни  ситуация в экономике складывается гораздо сложнее: товаров обычно производится больше или меньше, чем  совокупный спрос на них. В первом случае  часть производственных расходов не будет возмещена (не все  товары будут куплены), а во втором случае часть доходов населения  не будет израсходована (не все могут  купить товары из-за их нехватки).

В основе классической модели равновесия лежит предположение  о том, что экономика всегда стремится  к естественному уровню выпуска  продукции. Сам этот уровень определяется производственными возможностями  общества, то есть наличием ресурсов, технологиями производства и рабочей силой. В  рыночной экономике существуют механизмы, которые приводят ее в оптимальное  состояние равновесия, т. е. такое  состояние, когда нет ни вынужденной  безработицы, ни инфляции.

Этот вывод основывается на законе Ж. Сея (1767-1832) и на предположении  о гибкости цен и заработной платы. В основе закона Сея лежит идея о том, что предложение товаров  и услуг само создает равный совокупный спрос на них.

В наиболее общем виде экономику  можно представить в виде совокупности предприятий и домашних хозяйств. Предприятия, как известно, несут  расходы (издержки), связанные с производством  продукции. Однако расходы предприятий  одновременно составляют  денежные доходы домашних хозяйств в виде заработной платы , прибыли, ренты и процента. В свою очередь домашние хозяйства, покупая произведенные предприятиями  товары и услуги, тратят свои доходы, которые возвращаются предприятиям в виде их денежной выручки от реализации этих товаров и услуг. Поэтому  совокупное предложение (AS) всегда равно совокупному спросу (AD) [4, с. 45].

Из этого закона вытекает, что домохозяйства будут отказываться от потребления и будут сберегать  часть своих доходов, если на рынке  денег  существует высокая ставка процента(r). При этом, чем выше ставка процента, тем большую часть своих доходов домохозяйства будут сберегать. Поэтому функция сбережений в классической теории есть прямая зависимость от ставки процента.

Информация о работе Инвестиционная деятельность в РБ