Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 00:07, курсовая работа
Цель курсовой работы: показать особенности инвестиционного процесса в Республике Беларусь и тенденции его развития. Для достижения поставленной задачи был произведён анализ учебной и общеэкономической литературы. Необходимо отметить, что указанные вопросы детально освещены в финансовой периодике
Введение……………………………………………………………...3
1 Понятие и роль инвестиций в экономике……………………....6
1.1 Понятие и факторы инвестиций……………………………....6
1.2 Теоретические модели макроэкономического
равновесия……………………………………………………….….11
2 Динамика и проблемы инвестиционного процесса……………18
2.1 Особенности инвестиционного процесса в развитых
странах……………………………………………………………...18
2.2 Проблемы инвестиционного процесса в Республике
Беларусь и методы их решения…………………………..………19
3 Пути улучшения инвестиционного климата в
Республике Беларусь………………………………………………26
Заключение………………………………………………………….31
Список использованных источников……………………………..33
Экономисты рассматривают инвестиции в узком смысле слова, т.е. как затраты на воспроизводство и накопление средств производства и увеличение материальных запасов (запасов сырья, материалов, готовой продукции и т.п.). Это расходы, связанные с долгосрочным вложением капитала в промышленность, сельское хозяйство, транспорт и другие отрасли хозяйства для расширения и обновления производства, введения новых технологий, материалов и т.п. с целью получения прибыли. Общая сумма этих доходов составляет так называемые валовые инвестиции, направленные на замену изношенных зданий, сооружений, оборудования и т.п., а также на расширение (увеличение) существующего производительного капитала. Наибольший удельный вес занимают инвестиции в основной капитал. Их значимость определяется тем, что они способствуют экономическому росту страны. По их объему можно судить о состоянии общественного производства и величине чистого национального продукта (ЧНП), в который включаются только чистые инвестиции (без учета амортизации). Когда растут чистые инвестиции, то растет и чистый национальный продукт, и наоборот.
Оценка инвестиционного климата основывается на анализе факторов, определяющих инвестиционный климат и способствующих экономическому росту. В их числе этих факторов:
коррупция;
Рассмотрим подробнее некоторые факторы и оценим их благоприятность в отношении иностранных инвестиций [3, с. 29].
1. Рабочая сила
Традиционно к благоприятным факторам относят высокий уровень образования, сильный интеллектуальный потенциал. Необходимо заметить, что вопреки распространенному мнению о дешевизне нашей рабочей силы, соотношение зарплаты и производительности труда белорусских рабочих проигрывает аналогичному показателю во многих странах, составляя 1/5 от максимального уровня.
2.Макроэкономические показатели
Тенденция спада промышленного производства, проявившаяся в октябре 2006 г. — январе 2007 г., сменилась в феврале-мае 2007 года на возрастающую. Вместе с тем в апреле-мае она характеризовалась более умеренными темпами прироста по сравнению с мартом, прежде всего
из-за ухудшения динамики в машиностроении и металлообработки и легкой промышленности, проявившихся в апреле-мае. Вместе с тем сдерживающее воздействие на инвестиционную активность оказывает ухудшающееся финансовое положение предприятий реального сектора экономики.
Сильнейшим фактором нестабильности, связанным с возможной финансовой несостоятельностью государства, является огромный государственный долг, в первую очередь внешний. Состояние государственного долга предопределяет низкий кредитный рейтинг Беларуси и высокие процентные ставки, поэтому без решения проблемы задолженности нельзя рассчитывать на значительный приток капитала на приемлемых условиях.
3.Государственное управление и экономическая политика
Государственное управление является важным фактором в период трансформации экономики. Одна из характерных черт переходного периода в Беларуси - слабое государство. Это обусловлено:
4.Законодательство и судебная защита
Для инвестора важна стабильность законодательной базы,
соблюдение правовых норм и возможность обеспечить их принудительное исполнение. Законы могут быть лучше или хуже, но с этим можно мириться при условии, что они не будут постоянно меняться.
За годы реформ практически заново создана законодательная база рыночной экономики. Приняты Указ президента Республики Беларусь «Об утверждении положения о порядке формирования, утверждения государственной инвестиционной программы и отчетности о ее выполнении», Постановление Совета Министров Республики Беларусь «Об инвестиционной деятельности в Республике Беларусь», Постановление Министерства экономики Республики Беларусь «Об утверждении правил по разработке бизнес-планов инвестиционных проектов» и др.
Тем не менее, в этой области еще есть проблемы. Законы, регламентирующие инвестиционную деятельность, страдают некоторыми недостатками. Многие законы не слишком хорошо увязаны друг с другом, содержат взаимоисключающие нормы, более того такие нормы можно обнаружить в рамках одного закона.
5.Соблюдение обязательств по контрактам
Низкая культура контрактов, несоблюдение обязательств в случае малейших затруднений присутствуют на любом участке отечественного хозяйства, так как возникновение новых форм деятельности не всегда сопровождается адекватным и своевременным развитием механизма принуждения к исполнению контрактных обязательств. Сложность решения проблемы контрактных обязательств заключается в
распространенности нарушений. Сложившаяся практика взаимоотношений выгодна агенту, принявшему правила игры. Выбраться из образовавшейся ловушки тяжелее, чем попасть в нее, так как требуется разрушение устойчивых стереотипов поведения, устраивающих в каждый данный момент значительное число агентов.
6. Преступность и коррупция
Масштабы преступности
и коррупции чрезвычайно
7.Налоговый режим
Когда говорят о неблагоприятном инвестиционном климате в Беларуси, то чаще всего упоминают чрезмерность налогового бремени. На самом деле оно существенное, но немногим тяжелее, чем в большинстве европейских стран.
Существеннее тяжести налогового бремени то, что предприятия не защищены от произвола налоговых и таможенных органов. Значительная неполнота и противоречивость налогового законодательства создают зоны правовой неопределенности. Учитывая, что налоговые отношения могут регулироваться лишь государством, в условиях хронического дефицита бюджета налогоплательщики оказываются под усиленным давлением фискальных служб. При этом ощущение у налогоплательщиков такое, что они всегда не правы.
8. Банковская система, институты финансового рынка
Слабость банковской системы - существенный тормоз для инвестиций и один из важнейших факторов инвестиционного риска. Помимо сложности получить кредит по доступной цене, агентам экономики трудно провести расчеты, получить деньги со счета, что замедляет скорость трансакций и увеличивает их стоимость, негативно влияя на рентабельность операций.
На банковском рынке, как, собственно, и на всем рынке долгового
финансирования, не существует инфраструктуры, обеспечивающей функционирование этого рынка в любой другой стране. Гарантирование и страхование обязательств по кредитным договорам и облигационным займам в Беларуси практически отсутствует. Рейтинговых агентств не существует. Крайне низким остается уровень информационной обеспеченности потенциальных кредиторов и реципиентов кредитных ресурсов, равно как и методического обеспечения процесса экспертизы кредитных проектов. Инвестиционные фонды, мобилизующие ресурсы (в первую очередь, мелких частных инвесторов) для инвестиций, также чрезвычайно слабы и немногочисленны в Беларуси.
Подводя итоги, хочется сказать, что факторов препятствующих притоку иностранного капитала заведомо больше, чем факторов способствующих этому. И не смотря на положительную тенденцию притока иностранного капитала в экономику, сохраняется ряд глобальных проблем, требующих конструктивного решения. В условиях, когда возможности государственных инвестиций крайне ограничены и к тому же их эффективность низка, иностранные инвестиции являются существенным фактором, определяющим экономическое развитие страны.
В рыночной экономике все произведенные товары (совокупное предложение) должны быть проданы, а все доходы, предназначенные для покупок (совокупный спрос), должны быть отоварены. Только в этом случае совокупные величины платежеспособного спроса и товарного предложения совпадут. Такое совпадение совокупного спроса и совокупного предложения означает макроэкономическое равновесие.
Однако в реальной жизни ситуация в экономике складывается гораздо сложнее: товаров обычно производится больше или меньше, чем совокупный спрос на них. В первом случае часть производственных расходов не будет возмещена (не все товары будут куплены), а во втором случае часть доходов населения не будет израсходована (не все могут купить товары из-за их нехватки).
В основе классической модели
равновесия лежит предположение
о том, что экономика всегда стремится
к естественному уровню выпуска
продукции. Сам этот уровень определяется
производственными
Этот вывод основывается на законе Ж. Сея (1767-1832) и на предположении о гибкости цен и заработной платы. В основе закона Сея лежит идея о том, что предложение товаров и услуг само создает равный совокупный спрос на них.
В наиболее общем виде экономику
можно представить в виде совокупности
предприятий и домашних хозяйств.
Предприятия, как известно, несут
расходы (издержки), связанные с производством
продукции. Однако расходы предприятий
одновременно составляют денежные
доходы домашних хозяйств в виде заработной
платы , прибыли, ренты и процента.
В свою очередь домашние хозяйства,
покупая произведенные
Из этого закона вытекает,
что домохозяйства будут