Инвестиционная деятельность в РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 00:07, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: показать особенности инвестиционного процесса в Республике Беларусь и тенденции его развития. Для достижения поставленной задачи был произведён анализ учебной и общеэкономической литературы. Необходимо отметить, что указанные вопросы детально освещены в финансовой периодике

Содержание

Введение……………………………………………………………...3
1 Понятие и роль инвестиций в экономике……………………....6
1.1 Понятие и факторы инвестиций……………………………....6
1.2 Теоретические модели макроэкономического
равновесия……………………………………………………….….11
2 Динамика и проблемы инвестиционного процесса……………18
2.1 Особенности инвестиционного процесса в развитых
странах……………………………………………………………...18
2.2 Проблемы инвестиционного процесса в Республике
Беларусь и методы их решения…………………………..………19
3 Пути улучшения инвестиционного климата в
Республике Беларусь………………………………………………26
Заключение………………………………………………………….31
Список использованных источников……………………………..33

Работа содержит 1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ.docx

— 283.88 Кб (Скачать)

Итак, главной особенностью инвестиционной политики в развитых странах является сокращение вмешательства  государства в политику, а также  введение налоговых льгот.

 

2.2 Проблемы инвестиционного  процесса в Республике Беларусь  и методы их решения

 

Проблема глубокого реформирования отечественной экономики скорее социально-психологическая, чем собственно экономическая. И в первую очередь  это касается инвестиций – отечественных  и зарубежных. Для ускоренного  развития (имеется в виду попытка  приблизиться хотя бы к нижней кромке европейского уровня ВВП на душу населения) необходимо  превысить известную  планку объема инвестиций в 20% ВВП, а  скорее всего выйти на уровень  порядка 25%. Разумеется, инвестора (и  любого предпринимателя) интересует возможность  получения дополнительной прибыли  за счет относительно невысокого уровня налогов, разнообразных льгот, дешевой  рабочей силы и т.п. Однако существует лишь определенное соотношение дохода и риска, и слишком высокий  риск потерять практически все, то есть низкий уровень правовых гарантий вообще не позволяет серьезному инвестору, не рассчитывающему на нелегальные (например,  корруптивные факторы), рассматривать  привлекательность планируемых  прибылей.

Макроэкономика, в конечном счете, основана на ансамбле микроэкономических субъектов, и слишком высокая  степень риска, оцениваемая каждым субъектом, складывается в некую  негативную макроэкономическую тенденцию. Опасения в процессе реинвестирования прибыли отечественным предпринимателем легко приводят его к выводу прибыли  за рубеж, сверхпотребительским тенденциям.

Наблюдая за этим, делает соответствующие выводы и серьезный  зарубежный инвестор. Именно недостаток правовых гарантий снижает в его  глазах рейтинг страны. Причем при  наличии квалифицированных консультантов  даже он быстро понимает, что в стране правоприменительная практика абсолютно  доминирует над законообразованием, и даже красиво написанные кодексы  оставляют возможность понести  огромные потери за счет действия (или, когда удобно, бездействия) чиновников того или иного уровня.

В итоге страна теряет темп развития, и для выжимания дополнительных средств в бюджет и внебюджетные фонды власть все активней использует антирыночные административные рычаги, эффективно сокращая круг налогоплательщиков. Нужен резкий рост уровня законодательно закрепленных гарантий и очень жесткий  контроль за правоприменительной практикой (особенно за порывами исполнительной власти), чтобы наш и, по возможности, зарубежный инвестор почувствовал себя в Беларуси как реальный хозяин своего дела.

   Деятельность по  привлечению инвестиций, в том  числе, иностранных, является  приоритетом государства. Наибольший  интерес для республики представляют  прямые инвестиции. Они не обременяют  государственный долг и позволяют  мобилизовать и реализовать весь  потенциал зарубежного инвестора  в Беларуси – финансовый, производственный, интеллектуальный. Сейчас проблема  привлечения инвестиций  не слишком  остро стоит в нашей стране. За январь-июнь 2009 г. в экономику Республики Беларусь поступило 4230 млн. долларов США иностранных инвестиций, что на 27% больше, чем за январь-июнь 2008 г. Из них прямых иностранных инвестиций привлечено на сумму 2477,5 млн. долларов США, что превышает в 2 раза объем привлечения за аналогичный период прошлого года. Прочие иностранные инвестиции (кредиты и займы, финансовый лизинг) поступили в объеме 1752,2 млн. долларов США [5].

Рисунок 7 - Поступление иностранных инвестиций в Республику Беларусь (2002- 2009гг.) [5]

В процессе рыночных преобразований в стране создан значительный сектор негосударственной экономики. У  нас работает свыше 4,8 тыс. организаций  с иностранным капиталом, число  которых на протяжении последних  лет постоянно растёт.

Рисунок 8- Организации с иностранными инвестициями [5]

Наибольшие количество иностранных  инвестиций привлечено в транспорт  – 1881,6 млн. долларов США (44% от общего объема привлеченных иностранных инвестиций), промышленность – 1087,8 млн. долларов США (26%) и общую коммерческую деятельность по обеспечению функционирования рынка  – 653,5 млн. долларов США (15,4%).

В пятерку основных стран-инвесторов входят: Россия(2/3 объема иностранных  инвестиций --2864,6 млн. долларов США),  Швейцария, Австрия, Германия, Латвия, Кипр и др.

Рисунок 9- Страны- инвесторы в Республику Беларусь [5]

Увеличить приток финансовых средств частных инвесторов для  реализации больших проектов в республике позволит реализация мер по упрощению  порядка регистрации и приобретению недвижимости, либерализации внешнеторговых связей, унификации таможенно- тарифных систем Беларуси и России, проведению работ по присоединению Республики Беларусь к ВТО.

В Беларуси действует около 3 тыс. компаний, созданных с участием инвесторов из 77 стран мира. Наиболее привлекательными отраслями для  зарубежных инвесторов в республике являются: машиностроение и металлообработка, легкая, химическая и нефтехимическая, деревообрабатывающая, пищевая промышленность, а также торговля, связь, транспорт  и медицина.

Рассматривая проблемы инвестиционной деятельности в Республике Беларусь, необходимо, прежде всего, остановиться на основных аспектах этой проблематики, определяемой инвестиционной триадой:

1. Приоритеты развития экономики Республики Беларусь;

2. Эффективные инвестиционные проекты;

3. Поиск и привлечение инвестиций.

Современные условия требуют  выработки новых взглядов на проведение инвестиционной политики, новых методов  ее осуществления.

В соответствии с принятыми  решениями и программами развития приоритетными в Беларуси являются практически все основные сферы  экономики. Однако для конкретного  решения проблемы активизации инвестиционной деятельности этого недостаточно. Необходимо уточнить основные составляющие выделенных приоритетов (т.е.определить, что приоритетно  развивать в машиностроении, что  в агропромышленном и энергетическом комплексах и т.д.). Другими словами, необходимо углубить видение проблем, сформулировать и подчеркнуть важность конкретных приоритетов. Эти проблемы нашли или находят свое разрешение при формировании прогнозов и  стратегических направлений развития национальной экономики на 2008 -2010 гг.и  на последующие годы.

К важнейшим инвестиционным проектам относятся [6]:

  1. В промышленности:

- модернизация базовых  отраслей (авто-, тракторо-, сельхозмашиностроения,  точного станкостроения, лесной, деревообрабатывающей  и целлюлозно-бумажной, химической  и нефтехимической, легкой и  пищевой промышленности) с целью  увеличения выпуска высокоэффективной  и конкурентоспособной отечественной  продукции;

- ускоренное развитие  наукоемких высокотехнологичных  производств, выпускающих значительную  часть продукции на экспорт,  а также импортозамещающих производств  (разработка и организация производства  диагностических и контрольно-измерительных  приборов, технологического, медицинского  оборудования, специальных и уникальных  научных приборов;

-развитие средств связи,  телекоммуникаций, производство видео-, аудио-, вычислительной техники,  телевизоров;

- создание промышленных  лазеров; разработка и изготовление  новых конструкционных и наноматериалов  для использования в различных  областях техники; 

  1. В строительном комплексе:

- модернизация и расширение  производства высокоэффективных  строительных материалов и конструкций  (цемента, эффективных стеновых, кровельных и теплоизоляционных  материалов, столярных изделий, гипсовых  вяжущих, строительного стекла, конструкций  из легкого ячеистого бетона), освоение новых мощностей на  базе энергосберегающих технологий;

  1. В агропромышленном комплексе:

- углубление специализации  сельскохозяйственного производства (развитие животноводства, картофелеводства  и льноводства);

-интенсификация производства, техническое и технологическое  переоснащение отраслей АПК с  целью снижения себестоимости  продукции и повышения ее качества;

-совершенствование государственной  поддержки и реформирование сельскохозяйственных  организаций в соответствии с  Государственной программой возрождения  и развития села на 2008—2010 гг.

Наиболее острой остается проблема наполнения приоритетных направлений  эффективными инвестиционными проектами. Разрешению этой проблемы должны предшествовать серьезные предынвестиционные исследования, разработка технико-экономических обоснований проектов с учетом углубленных исследований рынков сырья и сбыта предлагаемой продукции и услуг, оценки реальных финансовых возможностей предприятий, а также обоснованной оценки ожидаемых результатов (выгод) от реализации конкретных проектов. Инвестиционные проекты необходимо подвергать строгой экспертизе на уровне мировых стандартов с учетом адаптации конкретных методов и методик оценки к белорусским условиям (налоговое окружение, инфляционные процессы, риски и т.д.).

Одной из наиболее сложных  проблем, препятствующих выходу социально  ориентированной рыночной экономики  в Беларуси из кризиса, является недостаток инвестиций и амортизационных фондов, что ограничивает возможности поддержания  простого воспроизводства в основных отраслях и лишает нормальных источников расширенное воспроизводство, а  следовательно, тормозит структурную  перестройку экономики.

Проблема поиска источников инвестирования раскрывается одновременно на теоретическом и практическом уровнях. В рамках концепции экономического роста решается на модельном теоретическом  уровне экономико-математическая задача определения нормы производственного  накопления и ее соотношения с  нормой потребления, соответствующей экономическому росту государства, политике занятости населения и роста его благосостояния.

В республике разработана  новая концептуальная схема стратегии  инвестиционного процесса, эффективность  которого должна сказываться на абсолютном росте потребления и удельном потреблении каждого ее жителя.       Эта концепция призвана придать  инвестиционному процессу статус постоянного  динамизма воспроизводства и  перехода от "недовоспроизводства" к простому, а затем к расширенному типу воспроизводства.

Особое место в инвестиционной политике занимают инновационные вложения. Чтобы белорусское производство стало современным, но не попало в  зависимость от иностранных технологий, власти пошли на создание инновационных  фондов. Их объем в прошлом году составил 472 млрд. руб. Из них на освоение новых видов наукоемкой продукции  было израсходовано всего 7,6% . Следует  напомнить, что глава государства  распорядился направлять на НИОКР не менее 30% средств этих фондов. Из этого  мизера в 7,6% средств, потраченных инновационными фондами, "на финансирование работ  по освоению новой наукоемкой продукции  израсходовано менее 30%, а на долевое  участие в финансировании государственных, отраслевых, региональных научно-технических  программ и отдельных научно-технических  и инновационных проектов, выполняемых  за счет средств республиканского бюджета, - всего 13%. Отсюда и такая катастрофически  низкая внедряемость результатов научных  исследований. Бюджетные деньги получили, проели, а там хоть трава не расти", - пишет С.Ткачев в "Информационном бюллетене" администрации Президента [7].

Инновационное инвестирование осуществляется, как правило, иностранными инвесторами. Новые технологии, «ноу-хау» ввозятся в качестве вкладов в  уставные фонды вновь создаваемых  предприятий с иностранным участием.

В январе-сентябре 2009г. в реальный сектор экономики республики поступило 857,6 млн. долл. США иностранных инвестиций, в т.ч. 487,7 млн. долл. США — прямых; (за аналогичный период прошлого года — соответственно 261,6 и 123,2 млн. долл. США).

Таким образом, в стране ускоренными  темпами создаются и развиваются  проекты привлечения инвестиций и не безрезультатно. Многие иностранные  инвесторы заинтересованы в нашей  стране в качестве объекта вложения инвестиций.

 

 

 

 

 

 

 

         3 Пути улучшения инвестиционного климата в                Республике Беларусь

 

     Стабильная  внутриполитическая обстановка, отсутствие  конфликтов межнационального или  религиозного характера делают  страну все более привлекательной  для инвесторов.

    В Беларуси сформированы благоприятные правовые условия для деятельности инвесторов. Для активизации инвестиционной деятельности и улучшения инвестиционного климата в республике будут реализовываться меры по:

- подписанию международных соглашений и договоров о предотвращении двойного налогообложения и сохранности инвестиций;

- созданию гарантийного кредитного фонда для субъектов малого бизнеса, предоставляющего гарантии и поручительства за них по выдаваемым банками кредитам;

Информация о работе Инвестиционная деятельность в РБ