Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 00:07, курсовая работа
Цель курсовой работы: показать особенности инвестиционного процесса в Республике Беларусь и тенденции его развития. Для достижения поставленной задачи был произведён анализ учебной и общеэкономической литературы. Необходимо отметить, что указанные вопросы детально освещены в финансовой периодике
Введение……………………………………………………………...3
1 Понятие и роль инвестиций в экономике……………………....6
1.1 Понятие и факторы инвестиций……………………………....6
1.2 Теоретические модели макроэкономического
равновесия……………………………………………………….….11
2 Динамика и проблемы инвестиционного процесса……………18
2.1 Особенности инвестиционного процесса в развитых
странах……………………………………………………………...18
2.2 Проблемы инвестиционного процесса в Республике
Беларусь и методы их решения…………………………..………19
3 Пути улучшения инвестиционного климата в
Республике Беларусь………………………………………………26
Заключение………………………………………………………….31
Список использованных источников……………………………..33
Итак, главной особенностью инвестиционной политики в развитых странах является сокращение вмешательства государства в политику, а также введение налоговых льгот.
2.2 Проблемы инвестиционного
процесса в Республике
Проблема глубокого
Макроэкономика, в конечном
счете, основана на ансамбле микроэкономических
субъектов, и слишком высокая
степень риска, оцениваемая каждым
субъектом, складывается в некую
негативную макроэкономическую тенденцию.
Опасения в процессе реинвестирования
прибыли отечественным
Наблюдая за этим, делает
соответствующие выводы и серьезный
зарубежный инвестор. Именно недостаток
правовых гарантий снижает в его
глазах рейтинг страны. Причем при
наличии квалифицированных
В итоге страна теряет темп развития, и для выжимания дополнительных средств в бюджет и внебюджетные фонды власть все активней использует антирыночные административные рычаги, эффективно сокращая круг налогоплательщиков. Нужен резкий рост уровня законодательно закрепленных гарантий и очень жесткий контроль за правоприменительной практикой (особенно за порывами исполнительной власти), чтобы наш и, по возможности, зарубежный инвестор почувствовал себя в Беларуси как реальный хозяин своего дела.
Деятельность по
привлечению инвестиций, в том
числе, иностранных, является
приоритетом государства.
Рисунок 7 - Поступление иностранных инвестиций в Республику Беларусь (2002- 2009гг.) [5]
В процессе рыночных преобразований в стране создан значительный сектор негосударственной экономики. У нас работает свыше 4,8 тыс. организаций с иностранным капиталом, число которых на протяжении последних лет постоянно растёт.
Рисунок 8- Организации с иностранными инвестициями [5]
Наибольшие количество иностранных инвестиций привлечено в транспорт – 1881,6 млн. долларов США (44% от общего объема привлеченных иностранных инвестиций), промышленность – 1087,8 млн. долларов США (26%) и общую коммерческую деятельность по обеспечению функционирования рынка – 653,5 млн. долларов США (15,4%).
В пятерку основных стран-инвесторов входят: Россия(2/3 объема иностранных инвестиций --2864,6 млн. долларов США), Швейцария, Австрия, Германия, Латвия, Кипр и др.
Рисунок 9- Страны- инвесторы в Республику Беларусь [5]
Увеличить приток финансовых
средств частных инвесторов для
реализации больших проектов в республике
позволит реализация мер по упрощению
порядка регистрации и
В Беларуси действует около 3 тыс. компаний, созданных с участием инвесторов из 77 стран мира. Наиболее привлекательными отраслями для зарубежных инвесторов в республике являются: машиностроение и металлообработка, легкая, химическая и нефтехимическая, деревообрабатывающая, пищевая промышленность, а также торговля, связь, транспорт и медицина.
Рассматривая проблемы инвестиционной деятельности в Республике Беларусь, необходимо, прежде всего, остановиться на основных аспектах этой проблематики, определяемой инвестиционной триадой:
1. Приоритеты развития экономики Республики Беларусь;
2. Эффективные инвестиционные проекты;
3. Поиск и привлечение инвестиций.
Современные условия требуют выработки новых взглядов на проведение инвестиционной политики, новых методов ее осуществления.
В соответствии с принятыми
решениями и программами
К важнейшим инвестиционным проектам относятся [6]:
- модернизация базовых
отраслей (авто-, тракторо-, сельхозмашиностроения,
точного станкостроения, лесной, деревообрабатывающей
и целлюлозно-бумажной, химической
и нефтехимической, легкой и
пищевой промышленности) с целью
увеличения выпуска
- ускоренное развитие
наукоемких
-развитие средств связи, телекоммуникаций, производство видео-, аудио-, вычислительной техники, телевизоров;
- создание промышленных
лазеров; разработка и
- модернизация и расширение
производства
- углубление специализации
сельскохозяйственного
-интенсификация производства,
техническое и технологическое
переоснащение отраслей АПК с
целью снижения себестоимости
продукции и повышения ее
-совершенствование
Наиболее острой остается проблема наполнения приоритетных направлений эффективными инвестиционными проектами. Разрешению этой проблемы должны предшествовать серьезные предынвестиционные исследования, разработка технико-экономических обоснований проектов с учетом углубленных исследований рынков сырья и сбыта предлагаемой продукции и услуг, оценки реальных финансовых возможностей предприятий, а также обоснованной оценки ожидаемых результатов (выгод) от реализации конкретных проектов. Инвестиционные проекты необходимо подвергать строгой экспертизе на уровне мировых стандартов с учетом адаптации конкретных методов и методик оценки к белорусским условиям (налоговое окружение, инфляционные процессы, риски и т.д.).
Одной из наиболее сложных проблем, препятствующих выходу социально ориентированной рыночной экономики в Беларуси из кризиса, является недостаток инвестиций и амортизационных фондов, что ограничивает возможности поддержания простого воспроизводства в основных отраслях и лишает нормальных источников расширенное воспроизводство, а следовательно, тормозит структурную перестройку экономики.
Проблема поиска источников
инвестирования раскрывается одновременно
на теоретическом и практическом
уровнях. В рамках концепции экономического
роста решается на модельном теоретическом
уровне экономико-математическая задача
определения нормы
В республике разработана новая концептуальная схема стратегии инвестиционного процесса, эффективность которого должна сказываться на абсолютном росте потребления и удельном потреблении каждого ее жителя. Эта концепция призвана придать инвестиционному процессу статус постоянного динамизма воспроизводства и перехода от "недовоспроизводства" к простому, а затем к расширенному типу воспроизводства.
Особое место в инвестиционной
политике занимают инновационные вложения.
Чтобы белорусское производство
стало современным, но не попало в
зависимость от иностранных технологий,
власти пошли на создание инновационных
фондов. Их объем в прошлом году
составил 472 млрд. руб. Из них на освоение
новых видов наукоемкой продукции
было израсходовано всего 7,6% . Следует
напомнить, что глава государства
распорядился направлять на НИОКР не
менее 30% средств этих фондов. Из этого
мизера в 7,6% средств, потраченных инновационными
фондами, "на финансирование работ
по освоению новой наукоемкой продукции
израсходовано менее 30%, а на долевое
участие в финансировании государственных,
отраслевых, региональных научно-технических
программ и отдельных научно-
Инновационное инвестирование
осуществляется, как правило, иностранными
инвесторами. Новые технологии, «ноу-хау»
ввозятся в качестве вкладов в
уставные фонды вновь создаваемых
предприятий с иностранным
В январе-сентябре 2009г. в реальный сектор экономики республики поступило 857,6 млн. долл. США иностранных инвестиций, в т.ч. 487,7 млн. долл. США — прямых; (за аналогичный период прошлого года — соответственно 261,6 и 123,2 млн. долл. США).
Таким образом, в стране ускоренными
темпами создаются и
3 Пути улучшения инвестиционного климата в Республике Беларусь
Стабильная
внутриполитическая обстановка, отсутствие
конфликтов межнационального
В Беларуси сформированы благоприятные правовые условия для деятельности инвесторов. Для активизации инвестиционной деятельности и улучшения инвестиционного климата в республике будут реализовываться меры по:
- подписанию международных соглашений и договоров о предотвращении двойного налогообложения и сохранности инвестиций;
- созданию гарантийного кредитного фонда для субъектов малого бизнеса, предоставляющего гарантии и поручительства за них по выдаваемым банками кредитам;