Инвестиционная деятельность в РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 00:07, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: показать особенности инвестиционного процесса в Республике Беларусь и тенденции его развития. Для достижения поставленной задачи был произведён анализ учебной и общеэкономической литературы. Необходимо отметить, что указанные вопросы детально освещены в финансовой периодике

Содержание

Введение……………………………………………………………...3
1 Понятие и роль инвестиций в экономике……………………....6
1.1 Понятие и факторы инвестиций……………………………....6
1.2 Теоретические модели макроэкономического
равновесия……………………………………………………….….11
2 Динамика и проблемы инвестиционного процесса……………18
2.1 Особенности инвестиционного процесса в развитых
странах……………………………………………………………...18
2.2 Проблемы инвестиционного процесса в Республике
Беларусь и методы их решения…………………………..………19
3 Пути улучшения инвестиционного климата в
Республике Беларусь………………………………………………26
Заключение………………………………………………………….31
Список использованных источников……………………………..33

Работа содержит 1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ.docx

— 283.88 Кб (Скачать)

 

                           

   Рисунок 1 - Функция сбережений в классической теории [4]

   Фирмы принимают  решения об инвестициях также  в зависимости от ставки процента. При этом зависимость будет  обратной, т.к. процент является  альтернативной стоимостью инвестиций. Тем самым r является ценовым  механизмом, обеспечивающим равновесие  между сбережениями и инвестициями  в рамках национальной экономики.

                    

Рисунок 2 - Равновесие сбережений и инвестиций в классической теории [4]

Основанная на законе Сея  классическая модель предполагает следующее:

  1. Выдвижение на первый план совокупного предложения в качестве двигателя экономического роста;
  2. Равенство сбережений и инвестиций, достигаемое за счет свободного ценообразования на денежном рынке;
  3. Абсолютную эластичность заработной платы и цен (на факторы производства и готовую продукцию).

Мировой экономический кризис 1929- 1933 гг. показал несостоятельность  классической концепции о саморегулировании  рыночной экономики. Появилась потребность  в новой экономической концепции, которая и была разработана в середине 30-х гг. английским экономистом Дж. М. Кейнсом (1883- 1946).

Центральным пунктом кейнсианской модели является так называемый принцип  эффективного (реального) спроса, с  которым Кейнс связывал сущность своей теории. Он исходил из того, что ключевой проблемой рыночной экономики является емкость рынка  и возможности его расширения в соответствии с увеличением  предложения товаров. Такую постановку вопроса Кейнс тесно связал с  критикой закона Ж. Сея, согласно которому увеличения предложения товаров  на определенную сумму автоматически  ведет к увеличению спроса на такую  же величину.

Кейнс выдвинул идею, что  домохозяйства осуществляют сбережения не только из-за ставки процента. Они  сберегают для того, чтобы приобрести товары длительного пользования, на которые у них в данный момент не хватает доходов, для обеспечения  себя на случай старости, для того, чтобы  дать образование детям и т.д. Они определяются объемом располагаемого дохода, и поэтому функция сбережений в кейнсианской модели является функцией от располагаемого дохода.

                   

Рисунок 3 - Функция сбережений в кейнсианской теории [4]

Причиной увеличения или  роста инвестиций в экономике  является прибыль. Каждая фирма, принимая решения  об инвестициях, сравнивает ту прибыль, которую принесут инвестиции, c уровнем процента по вкладам и  инвестируют, если прибыль оказывается  больше ставки процента. Это приводит к тому, что функция инвестиций  отрицательна по отношению к ставке процента.

                    

Рисунок 4 - Функция инвестиций [4]

Инвестиции, зависящие  от ставки процента и по отношению к  ВНП являющиеся независимыми, называются автономными.

                     

Рисунок 5 - Автономные инвестиции [4]

Инвестиции в экономику  вкладывается неравномерно. Это связано  со следующими обстоятельствами:

  1. Различная продолжительность срока службы различных видов капитала;
  2. Нерегулярность результатов НТР, внедряемых в производство;
  3. Неравномерность получения прибыли;
  4. Изменчивость ожиданий предпринимателей.

Таким образом, в рамках кейнсианской теории решение о сбережениях  и инвестициях принимается различными субъектами по разным причинам. Поэтому  возможна ситуация, когда равенство  сбережений и инвестиций не будет  гарантировать равновесие в масштабах  национальной экономики соответствующего потенциальному объему ВНП, т.е. ситуации полной занятости.

                      

Рисунок 6 - Равновесие сбережений и инвестиций в кейнсианской теории [4]

Зависимость между сбережениями, инвестициями и равновесным ВНП  Кейнс назвал моделью «сбережения  – инвестиций».

Модель «сбережения– инвестиция» была математически описана Джоном Хиксом. В 1937 г. Д. Хикс  предложил модель IS-LM. В ней он пытался соединить цену денег и рынок товаров в одну модель. При этом он рассматривал экономику в условиях фиксированных цен и попытался выяснить, какие факторы приводят к изменению ВНП. Он рассмотрел вначале рынок денег, используя при этом понятие AD и AS в рамках кейнсианского креста. При этом он исходил из основного макроэкономического тождества в условиях закрытой экономики, т.е. он не учитывал влияние внешней торговли на равновесие.

 

 

 

Далее он использовал понятие  функции потребительских расходов (С), которая зависит от дохода, и инвестиционной функции, которая зависит от r.

 

 

 

 

 

где r – ставка процента;

d – коэффициент, показывающий чувствительность изменения объёма инвестиций к изменениям r.

Объём государственных закупок  он считал постоянной величиной.

Отталкиваясь от этих уравнений, он преобразовал основное макроэкономическое тождество и решает его относительно Y.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Данное уравнение показывает зависимость ВНП от ставки процента при условии, что отсутствуют  налоги. Тогда можно утверждать о  существовании обратной зависимости  между ВНП и ставкой процента. Государство может воздействовать на объём ВНП с помощью объёма государственных закупок (G), которые являются политической переменной. Данная функция несколько изменится, если учесть, что на ВНП и на объём потребления будет воздействовать ставка налога. Если мы включим налоги в другую систему, то это приведёт к изменению функции потребления, которая примет вид:

 

 

 

И соответственно изменится  основное макроэкономическое тождество:

 

 

 

 

 

Кейнсианцы делают вывод, что государство может активно  воздействовать на размер ВНП с помощью  бюджетно-налоговой политики. Причём эффект от неё будет превышать  объёмы непосредственного государственного вмешательства.

В 50-е годы появились новые  теории, которые объясняют инвестиции в национальной экономике.

  • модель акселератора. Согласно этой модели инвестиции  зависят от изменения ВНП и могут описываться по формуле:

 

 

 

где – акселератор, который показывает связь между инвестициями и приростом ВНП. Для каждой национальной экономики он устанавливается эмпирически.

Валовые инвестиции рассчитывают по формулам:

 

 

 

где – норма амортизации;

    – запас капитала на начало базового периода.

  • теория приспособления. Она объясняет объем инвестиций от запаса капитала, который хотят иметь фирмы в данном периоде, для того чтобы произвести продукцию в объеме, достаточном для удовлетворения потребностей в обществе. С учетом этого:

 

где – рассчитываемый коэффициент, который показывает взаимосвязь между инвестициями и приростом запаса капитала. Он показывает какое количество инвестиций необходимо для того, чтобы запас капитала вырос на единицу;

 –  желаемый запас капитала;

 – фактический объем  капитала в периоде  .

Валовые инвестиции определяются по формуле:

 

  • теория Тобина. Заключается в том, что каждый предприниматель сравнивает доходность инвестиций и доходность от ценных бумаг. Их соотношение обозначают q, и если оно больше единицы, то это является свидетельством того, что необходимо вкладывать инвестиции в экономику. Если q < 1, то в экономике избыток инвестиций.

 

 

 

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Динамика и проблемы инвестиционного процесса

 

     2.1 Особенности инвестиционного процесса в развитых странах

 

В странах с развитой рыночной экономикой государство в процессе регулирования инвестиционной деятельности принимает на себя одновременно несколько  функций.

  • регулирование (стимулирование или ограничение) общего объема капиталовложений частного бизнеса. По сути дела, это главная макроэкономическая функция по управлению инвестиционным процессом в развитой рыночной экономике, осуществляемая через политику ссудного процента, денежную, налоговую и амортизационную политики;
  • выборочное стимулирование капиталовложений в определенные предприятия, отрасли и сферы деятельности через кредитные и налоговые льготы, например, с помощью инвестиционного кредита;
  • прямое административное вмешательство в инвестиционный процесс с целью ввода или вывода определенных производственных мощностей путем согласования планов и действий крупнейших корпораций.

В Японии, например, когда, по мнению правительственных инстанций, возникает такая потребность, определенная отрасль в законодательном порядке  переводится на режим, разрешающий  административную координацию капиталовложений на определенный срок. По истечении  этого срока режим пересматривается или отменяется.

Роль государства в  принятии инвестиционных решений в  США существенно отличается от японской или даже западноевропейской практики. Чисто административные решения  принимались здесь в этой области  лишь в годы первой и второй мировых  войн или же в сфере военных  инвестиций в годы холодной войны.

Американская хозяйственная  практика в области регулирования  и управления инвестициями в большей  степени ориентирована на реализацию принципов экономической свободы  и экономического либерализма, нежели на серьезное прямое вмешательство  в экономический процесс, которое  традиционно рассматривается как  их недопустимое ограничение. Поэтому  роль государства в принятии инвестиционных решений в США также традиционно  связывается с разработкой и  осуществлением государственных инвестиционных программ, осуществляемых правительственными агентствами или государственными корпорациями (в области обороны, космоса, поиска новых источников энергии), строительства объектов материальной инфраструктуры (автострад, дорог, мостов, очистных сооружений), а также для  выполнения крупных региональных инвестиционных программ.

Если в странах Западной Европы инвестиционная деятельность в  послевоенные годы характеризовалась  высоким уровнем макроэкономического  и чисто административного правительственного вмешательства в инвестиционный процесс (что было характерно для Франции, Италии, Испании, скандинавских стран и отчасти Великобритании, в особенности в 50-60-е годы), то к началу 80-х гг. роль государства в регулировании инвестиционной политики здесь сильно изменилась. Франция и Великобритания провели широкую денационализацию государственной собственности, так как обнаружились существенные слабости прямого государственного управления отраслями, что особенно проявилось в условиях энергетического кризиса начала 70-х гг. и последующего обострения конкурентной борьбы. Политика денационализации получила название дерегулирования и в той или иной степени коснулась большинства стран с развитой рыночной экономикой.

В ФРГ в те же годы также  произошло значительное сокращение государственного влияния на хозяйственные  процессы, в частности, путем стимулирования инвестиционной активности предпринимательского сектора через налоговые и  кредитные льготы. Доля государственных  инвестиций в общем объеме капитальных  вложений была сокращена до 25% (вложения в энергетику, коммунальное хозяйство, транспорт, образование, здравоохранение). В начале 90-х годов доля административно  принимаемых инвестиционных решений  оценивается в ФРГ всего на уровне 12% от общего объема капиталовложений.

Большое значение в регулировании  и управлении инвестиционной деятельностью  в развитых странах имеют налоговая  и амортизационная политика, налоговые  льготы, в частности так называемый инвестиционный кредит. По сути дела, политика налогообложения прибыли, амортизационная  политика и различные формы налогового кредита и субсидий, а также  политика налогообложения доходов  физических лиц в развитой рыночной экономике – главные методы регулирования капиталовложений и капиталонакопления, особенно в периоды депрессий и кризисов.

К началу 90-х годов в  странах с развитой рыночной экономикой ставки налогообложения уменьшены  по налогам на прибыль до 32-35% против существовавших ранее 40-50% и до 15-50% - по налогам на физических лиц при прежних ставках до 80%. Для малого бизнеса стали использоваться ставки налога на прибыль в пределах 15-35% в зависимости от величины валовой прибыли.

Инвестиционную политику развитых стран в последние годы определяли также поиски и реализация новых рыночных, структурных и  технологических преобразований для  удовлетворения возникающих новых  общественных потребностей.

Информация о работе Инвестиционная деятельность в РБ