Инвестиции капитального характера и их экономическая эффекивность

Автор: s*************@mail.ru, 24 Ноября 2011 в 21:39, курсовая работа

Описание работы

О состоянии дел в экономике весьма уверенно можно судить по характеру процессов, происходящих в инвестиционной сфере. Она является индикатором, указывающим на общее положение внутри страны, размер национального дохода, привлекательность для других государств. Термин «инвестиции» имеет несколько значений. Он означает покупку акций или облигаций с расчетом на некоторые финансовые результаты; им обозначаются также реальные активы, например машины, которые требуются для производства и продажи некоего товара. В самом широком смысле инвестиции обеспечивают механизм, необходимый для финансирования, роста и развития экономики страны.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ИНВЕСТИЦИЙ КАПИТАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА 5
Экономическое назначение инвестиций 5
Сущность социальных инвестиций 7
Классификация инвестиций и их виды 12
Место, роль и инвестиционное положение сельского хозяйства в РФ 19
Место и роль инвестиций в развитии и повышении эффективности сельского хозяйства 19
Активизация инвестиционного процесса в сельском хозяйстве и инвестиционный климат 23
Экономическая эффективность инвестиций и капитальных вложений 30
Основные направления и источники привлечения инвестиций в аграрный сектор 30
Оценка экономической эффективности 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬОЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 43

Работа содержит 1 файл

курс.раб. по экономике отросли.docx

— 97.84 Кб (Скачать)

     Достаточно  распространенным на практике основанием деления инвестиций на виды выступает их продолжительность, в соответствии с этим критерием различают долгосрочные и краткосрочные инвестиции (иногда встречаются среднесрочные инвестиции). Законодательством РФ градация инвестиций в зависимости от их продолжительности не проводится. По срокам погашения инвестиционные кредиты делятся на краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (от 1 до 5 лет) и долгосрочные (свыше 5 лет); государственные эмиссионные ценные бумаги подразделяются по сроку действия на краткосрочные, со сроком до 1 года; среднесрочные - от 1 года до 10 лет; и долгосрочные - свыше 10 лет. Однако законодательством большинства развитых стран определяется, что срок краткосрочных инвестиций истекает в течение года, а долгосрочные инвестиции рассчитаны на срок более года или вообще не ограничены каким либо сроком.

     Инвестиции  с низким риском – это такие инвестиции, которые признаются безопасными исходя из высокой степени вероятности получения определенного дохода, однако в силу своей исключительной гарантированности, они - наименее прибыльны по сравнению с другими видами инвестиций.

     Инвестиции  с высоким риском – это инвестиции, которые признаются спекулятивными исходя из крайне низкой степени вероятности получения определенного дохода.

     Инвестирование  и спекуляция – два диаметрально различных подхода к инвестиционной деятельности в целом.

     В международной практике разграничение между  ними проводится следующим  образом:

  • инвестирование – процесс покупки ценных бумаг и других активов, в отношении которых есть полная уверенность, что их стоимость останется стабильной и на них можно будет получить не только положительную величину дохода, но и предсказуемый инвестиционный доход;
  • спекуляция – осуществление операций с такими же активами, но в ситуациях, когда их будущая, стоимость и уровень ожидаемого дохода весьма ненадежны.

     Конечно, при более высокой степени  риска в результате осуществления  спекулятивных инвестиций ожидается  и более высокий доход. В мировой практике, наиболее рискованными считаются венчурные операции, которые связаны с кредитованием и финансированием научно-технических разработок, открытий и изобретений. Венчурная фирма – это мелкая или средняя инвестиционная фирма, занятая научными исследованиями, инженерными разработками и их кредитованием, улавливая и финансируя новые идеи, венчурная фирма помогает крупным компаниям разрабатывать новейшие направления научно-технического прогресса.

     Были рассмотрены основные виды инвестиций. Представляется, что их четкое законодательное закрепление и умелое применение на практике будут способствовать созданию благоприятного инвестиционного климата в республике и повысит эффективность уже осуществляемых инвестиций. 
 

  1. Место, роль и инвестиционное положение сельского  хозяйства в РФ
    1. Место и роль инвестиций в развитии и повышении                      эффективности сельского хозяйства
 

     Сегодня финансовые,  кредитные,  товарные,  лизинговые  инвестиции  должны направляться туда, где от них будет получен наиболее быстрый и  максимальный эффект. Очевидно,  что  в  условиях  острой  конкурентной  борьбы  на  рынке инвестиций между государствами, регионами, предприятиями  победит  тот,  кто сумеет  привлечь  их  достаточную  массу  и   с   наибольшим   эффектом   их использовать.  Задача  местных  региональных  органов  власти,   отраслевых, хозяйственных органов – правильно  определить приоритеты инвестирования, придать им  инновационно-производственную  направленность,  умело  используя при  этом  экономические  и  налоговые  рычаги.  Поиск  инвестиций  является трудной  задачей,  но  еще  более  трудным  делом  является  обеспечение  их эффективного использования.

     Доля  нашей страны в привлечении мировых  инвестиционных  ресурсов  ничтожно мала – всего 0,5%. Оставляет  желать  лучшего  и  структура  привлекаемых  в Россию ресурсов: удельный вес прямых  и  портфельных  капиталовложений  в  производственную сферу  весьма  скромен  при   высоком   уровне   вложений   в   приобретение государственных   ценных   бумаг,    финансово-банковский    сектор.    Явно неудовлетворительна  региональная  структура  зарубежных   инвестиций:   60% приходится на Москву, еще 20 - на девять других регионов и последние  20%  - на  всю  остальную  территорию  России,  охватывающую  почти  80   субъектов Федерации.

       Главной причиной такой ситуации  является отсутствие в  России  действенной системы  стимулирования  привлечения  иностранных  инвестиций,  их   защиты, гарантий  и  страхования.  Это  выражается   в   неуважении   к   договорной дисциплине,   высоком   уровне    и    непредсказуемости    налогообложения, неразвитости  социальной,  транспортной  и  коммуникационной  инфраструктур, отсталой системе учета, нестабильности политической, правовой и  нормативной систем в целом.

     В условиях глубокого кризиса, переживаемого  агропромышленным  комплексом, особую  ценность  представляют  иностранные  инвестиции  в  эту  сложную,  с длительным  сроком  окупаемости  сферу  экономики.  Однако,  как   известно, инвестиции  идут  туда,   где   имеется   гарантия   их   высокоэффективного использования и максимальной отдачи.

     Особый  интерес,  на  наш   взгляд,   вызывают   система   организации   и стимулирования производства, механизм экономической ответственности  которые позволяют   обеспечивать   высокую   эффективность   производства,   уровень технологической     и     производственной      дисциплины,      производить высококачественную и конкурентоспособную продукцию.

     Зарубежная  практика и отечественный опыт рыночных преобразований позволяют сделать вывод, что «запуск» инвестиционного процесса, создающего основу  для устойчивого роста отечественного производства, может  и  должен  начаться  с отраслей,  ориентированных  на  конечный  потребительский  спрос,  в  первую очередь, как это ни  парадоксально,  с  сельскохозяйственного  производства, пищевой и легкой промышленности, то есть  именно  с  тех  отраслей,  которые испытывают наибольший спад производства.

     Особое  значение сельского  хозяйства, легкой и  пищевой  промышленности  для стимулирования инвестиционной активности обусловлено  тем,  что,  во-первых, эти  отрасли  имеют  сильную  межотраслевую  «сцепку»,  в  результате   чего инвестиции в их развитие создают наибольший кумулятивный эффект,  стимулируя спрос  на  продукцию  смежных  отраслей  и  формируя   в   них   собственный инвестиционный   потенциал.    Во-вторых,    благодаря    наиболее    низкой капиталоемкости и наименьшим срокам  окупаемости  капитальных  вложений.  В-третьих, для продукции этих отраслей характерен массовый и устойчивый  спрос на внутреннем рынке.  В-четвертых,  большинство  видов  продукции  легкой  и перерабатывающей промышленности,  в  отличие  от  сложной  бытовой  техники, вполне конкурентоспособны  не  только  на  внутреннем,  но  и  на  некоторых зарубежных рынках.

     Это  направление   государственной   структурной   политики   может   быть реализовано с  относительно  меньшей  нагрузкой  на  федеральный  и  местный бюджет. Для этого требуются не столько  прямые  государственные  инвестиции, сколько организационно-правовые меры, позволяющие открыть  этот  сектор  для кредитных ресурсов и  частных  инвестиций,  в  том  числе  иностранных.  Эти инвестиции необходимо  поддерживать  налоговыми  и  иными  льготами,  причем таким образом, чтобы формирующийся  инвестиционный  спрос  ориентировался  в первую   очередь   на    отечественных    производителей    технологического оборудования.   Необходима   также   разумная    государственная    политика протекционизма в отношении названных отраслей.

     Приоритетным  направлением инвестиционной политики на ближайшую перспективу должна  стать  и  поддержка  инвестиций  в   секторе   малого   и   среднего предпринимательства. Объем инвестиций в этот сектор  сегодня  оценивается  в 7% всех  вложений  в основной  капитал.  Для этого не  требуется крупных государственных средств. При этом важно  инвестиционный  спрос,  создаваемый при  государственной  поддержке  малого  и   среднего   предпринимательства, ориентировать   на    отечественных    производителей    специализированного оборудования для малых форм бизнеса.

     В условиях инвестиционного кризиса, несомненно,  оправданна  установка  на формирование мощных вертикально-интегрированных  промышленных  конгломератов во главе с банками при сохранении  определенных  масштабов  государственного участия.    Такая    организационная    структура    повышает    возможности аккумулирования   финансово-кредитных   ресурсов   и   их   концентрации   в приоритетных точках роста, создает инвестиционную базу активной  структурной политики.

     Однако  сложившиеся  формы  организации  финансово-промышленных  групп  не всегда  соответствуют  реализации  этой  стратегии,   прежде   всего   из-за отсутствия должного отбора и привлечения инвесторов из числа  представителей отечественного  и  иностранного   капитала.  

     Чтобы   финансово-промышленные группы могли стать локомотивом  инвестиционного  процесса,  необходимо:  во-первых   правовое    обеспечение    гарантий    выполнения    инвестиционных обязательств, принимаемых банками и  иными  инвесторами  при  покупке  акций производственных компаний на инвестиционных конкурсах  и  при  любых  других формах  приобретения  акций  в  собственность.   Во-вторых,   нужна   четкая регламентация объема и условий объединения финансовых ресурсов  предприятий, входящих  в  состав   финансово-промышленных   групп,   в   зависимости   от направлений их использования.

      Оживление инвестиционной активности является непременным  условием  выхода предприятий АПК на устойчивую траекторию экономического роста.  Как  мировой опыт,  так  и   российская   действительность   свидетельствуют,   что   без активизации  роли  государства,  местных  органов  власти  в  инвестиционном процессе  путем  его  прямого   и   косвенного   регулирования   преодоление депрессивного состояния  экономики,  восстановление  и  рост  экономического потенциала России и её регионов невозможны. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2. Активизация инвестиционного процесса в сельском хозяйстве и      инвестиционный климат 

      Одно  из основных направлений адаптации  сельскохозяйственных предприятий  к изменяющимся    условиям    ведения    производства – реструктуризация производственных  систем.  При   этом   выход   на   оптимальные   параметры функционирования  невозможен  без  инвестиций,  обеспечивающих   необходимые структурные  изменения. В этой  связи особую   остроту   и   актуальность приобретает  проблема  активизации  инвестиционною   процесса   в   сельском хозяйстве.

      В России до 1992 г. АПК традиционно являлся  государственной  регулируемой отраслью  со  значительными  объемами  ежегодных  капиталовложений,  большая часть которых  осуществлялась  за  счет  средств  государственного  бюджета. Жесткая    централизация    и    регламентация    механизма    долгосрочного финансирования  воспроизводственных  процессов  в   сельском   хозяйстве   в сочетании  с  ограничением  хозяйственной  инициативы  привели  к   снижению эффективности  использования  капитальных  вложений,  увеличению  срока   их освоения, деформации роли государства как регулятора общественного  процесса воспроизводства. 

      Современная ситуация в инвестиционной сфере формировалась  под воздействием следующих  факторов: 

  • изменения  структуры   и   источников   финансирования инвестиционных  расходов; 
  • институциональных   изменений   в   национальной экономике, связанных  с  разгосударствлением  собственности;
  • относительного сокращения платежеспособного спроса в связи с изменением уровня и  структуры цен на инвестиционную продукцию;
  • изменения структуры инвестиционного  спроса и  его  несоответствия  мощностям  инвестиционного  сектора;
  • недостаточной оперативности мероприятий по  изменению  порядка  индексации  амортизации  и переоценке основных производственных средств.

     Сложное  финансовое  положение сельскохозяйственных  предприятий  делало  их  непривлекательными  с   точки зрения  сторонних  инвесторов,  а  собственные  средства  для   долгосрочных вложений из-за отсутствия прибыли ограничивались  лишь  амортизацией,  сумма которой неуклонно снижалась в связи с превышением выбытия  основных  средств по сравнению с их вводом в эксплуатацию.

Информация о работе Инвестиции капитального характера и их экономическая эффекивность