Инвестиции: источники и структура. Мультипликатор и акселератор

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2011 в 13:18, курсовая работа

Описание работы

Перед Республикой Беларусь стоит сегодня главная цель — наиболее быстрый выход из затянувшегося кризиса. Страна осуществляет переход к новым экономическим рыночным отношениям. Выбранный путь обусловлен определенными негативными моментами: отсутствием в доперестроечный период механизма ресурсосбережения, спадом производства, разбалансированностью потребительского рынка, снижением уровня жизни населения.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………

1. Инвестиции как один из компонентов совокупного спроса ………………

1.1. Сущность инвестиций, подходы к их классификации.

Источники инвестиций ………………………………………………

1.2. Функция спроса на инвестиции.

Факторы нестабильности инвестиций ………………………………

2. Мультипликатор и акселератор инвестиций ………………………………

2.1. Мультипликатор инвестиций ………………………………………

2.2. Модель акселератора …………………………………………

3. Инвестиционная политика в Республике Беларусь …………………………

Заключение ………………………………………………………………………

Список использованных источников …………………………………………

Работа содержит 1 файл

инвестиции.doc

— 292.00 Кб (Скачать)

     К инвестиционным сбережениям относятся  такие средства, которые не предназначены  на потребительские нужды, а направляются на инвестирование в приносящие доходы активы.

     Акцентируя  внимание на видах сбережений населения, как основных источниках инвестиций, хотелось лишь подчеркнуть, что инвестиционная деятельность — это повседневное явление. Приобретение недвижимости, предметов длительного пользования у нас связано с тратой денег, а  у иностранцев — с инвестированием. Размещение свободных средств на текущих счетах, приобретение депозитных сертификатов, векселей у нас так же не ассоциируется у населения с инвестированием. [6, стр.143, 148]

     Выделяются  три группы стран-заемщиков с  различной степенью доступа к рынкам капитала:

     - страны, имеющие проблемы с ликвидностью  и находящиеся в сильной зависимости от отсрочек платежей и программ перестройки задолженности;

     - страны, не испытывающие проблем с ликвидностью и не требующие перестройки задолженности, но которые в силу макроэкономических и других обязательств имеют ограниченный доступ к международным рынкам капитала;

     - страны, имеющие «инвестиционный  статус» на международных рынках и способные использовать весь набор инструментов, используемых на международных рынках капитала.

     Для стран первой группы основной целью  является сохранение кредитных линий  для осуществления обычных торговых операций, проведение политики уменьшения долгового бремени и улучшения макроэкономического положения. Страны второй группы имеют несколько больший выбор и должны нацеливаться главным образом на снижение общей стоимости финансирования и диверсификации рисков.

     Привлечение внешних финансовых ресурсов обычно начинается с официальных источников. В результате мировых финансовых кризисов многие индивидуальные и институциональные сберегатели сократили свое присутствие на рынках долгосрочных ценных бумаг. Поэтому в периоды, следующие за кризисами, при нехватке долгосрочных средств для финансирования инвестиций используются главным образом общественные средства. Внешние официальные средства становятся доступными в результате усилий Правительства и Национального банка, которые привлекают и гарантируют возврат этих средств. К внешним официальным источникам относятся кредиты правительств; международных институтов: Всемирного Банка реконструкции и развития, региональных и национальных финансовых институтов развития, таких, как Европейский Банк реконструкции и развития, Кредитное ведомство по восстановлению экономики (KfW, Германия) и т.д.; кредиты экспортно-импортных банков. Внешние официальные средства предоставляются стране в переходный период, пока еще не закончилось осуществление мероприятий, определяющих переход экономики преимущественно на рыночный способ хозяйствования. После того, как увеличится уровень вклада частного сектора в ВВП, произойдут существенные преобразования на предприятиях, будут либерализованы цены, торговля, обменные курсы, можно ожидать прихода внешних частных ресурсов. Именно они и определяют критическую массу внешнего финансирования, способную придать импульс развитию национальной экономики.

     Объем внешних частных ресурсов является определяющим показателем интеграции станы в систему мирохозяйственных связей. При этом основными механизмами предоставления таких ресурсов являются прямые и портфельные иностранные инвестиции. Дело в том, что роль коммерческого кредитования развивающихся стран снижается. Тому есть несколько объяснений, в том числе из-за циклического спада в общей кредитной активности коммерческих банков, из-за введения более жестких требований к структуре капитала и из-за исправления деформаций в кредитовании развивающихся стран, имевших место ранее (в конце 70-х - начале 80-х). Объемы кредитов из коммерческих источников оказались весьма ограниченными из-за убытков, понесенных коммерческими банками на операциях с недвижимостью и в области кредитования сельского хозяйства,

     Кроме того, из-за чрезмерной вовлеченности коммерческих банков в кредитование развивающихся стран, стоимость предоставляемых ими средств значительно выросла, что привело к переключению заемщиков на привлечение средств непосредственно с финансовых рынков, минуя посредников. Эти и другие факторы привели к тому, что в 90-х годах частные кредиты составили только 3 % от всей суммы средне- и долгосрочных кредитов, предоставленных развивающимся странам, хотя в начале 80-х этот показатель был равен 30 %. Тем не менее, внешние частные ресурсы всегда привлекались, и будут привлекаться новыми перспективными рынками и возможностью получить на них свою часть прибыли. Понятно, что между кредитованием и инвестированием существует значительная разница: кредитование - это предоставление капитала посредством займа, тогда как инвестирование - это участие в капитале. И если страна в целях развития действительно стремится привлечь внешние финансовые ресурсы, то ей придется рассматривать вопросы приватизации в качестве одного из элементов финансовой стратегии.

     Известно, что существуют четыре основных типа внешнего финансирования: обязательства  общего характера, прямые иностранные  инвестиции, проектное финансирование, портфельные инвестиции. Основным типом внешнего финансирования являются обязательства общего характера, означающие согласие сторон предоставить и вернуть ссуду вне зависимости от того, как будут использованы средства и насколько успешными будут операции. Классическим примером обязательств общего характера являются евровалютные кредиты, составляющие в недавнем прошлом значительную часть всех предоставленных ссуд. Они имеют определенные преимущества: низкие издержки (ЛИБОР + премия) и максимальная свобода распоряжения средствами. Но они не обеспечивают участия кредиторов в процессе управления, что могло бы повысить эффективность использования средств, и возлагают весь риск на заемщика. Средства для таких операций привлекаются путем размещения облигаций на финансовых рынках Лондона, Цюриха, Франкфурта-на-Майне.

     Прямые  иностранные инвестиции, наоборот, возлагают основной риск на кредиторов, которые получают прибыль или дивиденды только в том случае, если операция была успешной. Для этого кредитор должен активно участвовать в процессе управления. Стоимость такого финансирования для заемщика может оказаться довольно высокой. Однако ее можно снизить за счет того обстоятельства, что заемщику не всегда могут понадобиться все компоненты прямых иностранных инвестиций. Например, Республика Беларусь, имеющая достаточно квалифицированных специалистов по управлению, может отказаться от предоставления и оплаты услуг в этой области. Третьим типом внешнего финансирования является проектное финансирование, совмещающее в себе элементы обязательств общего характера и прямых иностранных инвестиций. Проектное финансирование предполагает анализ денежных потоков проекта в качестве основного источника погашения и обслуживания долга, а активов проекта - как залог обеспечения возврата кредита. Портфельные инвестиции обеспечивают разделение рисков между кредиторами и заемщиками, но почти никак не связаны с участием в управлении. [6, стр.32-34]

     Очевидно, что наибольших успехов в привлечении  внешних ресурсов Республика Беларусь может добиться путем диверсификации применяемых типов финансирования.

     Основными видами внутренних инвестиций являются вложения, направленные на расширенное воспроизводство основных фондов в форме финансовых, материальных ресурсов или прирост материальных запасов в форме различного рода ценных бумаг. В странах с развитой рыночной экономикой различают инвестиции государственные и частные (акционерные и страховые компании, коммерческие банки, различные фонды и отдельные предпринимательские структуры).

     Долгое  время в нашей стране с централизованной системой управления экономикой основным субъектом инвестиционной деятельности являлось государство. Концентрируя средства в бюджете, государство через свои органы управления (министерства, ведомства, предприятия, учреждения, организации) осуществляло социальные, научные, оборонные и иные инвестиционные мероприятия. С позиции государства инвестиции — один из элементов в экономической политике, связанный с перераспределением внешних и внутренних денежных ресурсов в соответствии с приоритетами развития. Он непосредственно затрагивает экономическую безопасность государства. Со стороны предприятия или частного лица инвестиции — это возможность привлечь внешние ресурсы для удовлетворения своих потребностей или разместить свои сбережения.

     При заключении в 1994 году договора между  Республикой Беларусь и США "О поощрении и взаимной защите инвестиций" было дано несколько иное определение инвестиций, которое включает:

  • материальное и нематериальное имущество, а также иные вещественные права, в том числе такие, как права залогового содержания, залоги и т.д.;
  • компанию, пакет акций или иное участие в компании, либо участие в ее активах;
  • права требования в отношении денежных средств или выполнения обязательств, которые имеют экономическую ценность и связаны с инвестициями;
  • интеллектуальную собственность, включая права на литературные и художественные произведения, в том числе звукозаписи;
  • приобретения во всех областях человеческой деятельности. Промышленные образцы;
  • разработку полупроводниковых покрытий, секреты производства "ноу-хау" и конфиденциальную коммерческую информацию;
  • товарные знаки, знаки обслуживания и фирменные наименования, а также права, предоставляемые по договору. Любые лицензии и разрешения, выдаваемые в соответствии с законом. [1].

     Данное  определение дано с точки зрения источников, которые могут вкладываться в процессе инвестирования. Однако и по этой позиции нет единой точки зрения. В другой публикации перечислены такие ценности, как денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги, движимое и недвижимое имущество (здания, сооружения, оборудование и др.), имущественные права, "ноу-хау", опыт и другие интеллектуальные ценности; права пользования землей и другими природными ресурсами. Такой перечень наиболее логичен и близок для практической деятельности в нашей стране.

     Приведенные выше понятийные трактовки можно  свести, в конечном счете, к тому, что инвестиции означают изъятие  на определенный срок денег из обращения  на рынке потребительских товаров  для вложения их в высокодоходную сферу или в целях улучшения  социальной среды. Инвестиции — это не деньги в их прямом смысле слова, это — образ экономического мышления, позволяющий повысить уровень благосостояния каждого и, как следствие, экономический уровень государства.

     Четкая  определенность в сущности инвестиций важна не только в теоретическом аспекте. От того, насколько четко в законодательной базе определено понятие "инвестиций и инвестиционной деятельности", на практике зависит состояние инвестиционного климата любого государства. Инвестиционная деятельность представляет собой совокупность практических действий граждан, юридических лиц и государства, направленных на расширение основного и оборотного капитала, получение прибыли и удовлетворение потребности граждан. В зависимости от того, где осуществляется вложение капитала — внутри страны или за ее пределами — различают внутренние и внешние инвестиции. Категория "инвестиционная деятельность" позволяет составить представление о той системе ориентиров и ценностей, в рамках которой действуют инвесторы, и на этой основе выбирают оптимальную линию поведения по отношению к ним. Инвестиционная деятельность — понятие комплексное. Оно включает все факторы, принимаемые в расчет инвестором, когда оцениваются благоприятные или неблагоприятные условия для вложения капитала. В ходе анализа эти факторы в виде количественных параметров приводят к общему знаменателю, который воплощается в показателе инвестиционного риска.

     С переходом к рыночным отношениям возникли иные инвестиционные субъекты и новые формы инвестиций, однако, превалирующей формой остаются государственные инвестиции, так как удельный вес государственных предприятий, по данным статистики, составляет порядка 88 процентов.

     Внешние инвестиции подразделяются на прямые и портфельные. Прямые внешние инвестиции обеспечивают стране экспортирующей капитал, долевое участие во владении промышленными, торговыми предприятиями, банковскими учреждениями или контроль над их деятельностью в соответствии с законами, действующими на территории соответствующих государств. Портфельные инвестиции — это инвестиции в ценные бумаги, которые не дают инвестору права на владение или контроль над иностранными предприятиями.

     Однако  перечисленную разновидность инвестиций нельзя назвать типовой, стандартной  или однозначной. Так, в ряде источников мы находим, что различают два основных вида инвестиций: финансовые и реальные. Причем одни авторы к финансовым инвестициям относят вложения в ценные бумаги, а также помещение капитала в банки, другие — только ценные бумаги. Часто вложения в ценные бумаги называют "портфельными инвестициями". Реальные инвестиции подразумевают вложение капитала непосредственно в средства производства и предметы потребления. При этом может быть использован также заемный капитал, в том числе кредит банка. В этом случае банк также становится инвестором, осуществляя реальное инвестирование.

     В странах с развитой корпоративной  экономикой практически все долгосрочные вложения осуществляются посредством  ценных бумаг, в первую очередь акций. Поэтому реальные инвестиции являются в основном средством деятельности коммерческих банков.

     Существует  и такое подразделение инвестиций: венчурные (рисковые), прямые, портфельные  и аннуитет. [8,стр.123-125]. Термин "венчурный  капитал" применяется для обозначения  рискового вложения капитала. Он представляет собой инвестиции в форме выпуска новых акций, производимых в новых сферах деятельности, связанных с большим риском. Кроме того, он инвестируется в несвязанные между собой проекты в расчете на быструю окупаемость вложенных средств. Рисковый капитал сочетает в себе различные формы приложения капитала: ссудного, акционерного, предпринимательского. Он выступает посредством в учредительстве стартовых наукоемких фирм, именуемых венчуром.

     Прямые  вложения с точки зрения авторов  указанного выше источника представляют вложения в уставный капитал экономического субъекта с целью извлечения дохода и получения, прав на участие в управлении данными хозяйствующими субъектами. Портфельные инвестиции связаны с формированием портфеля, который представляет совокупность собранных воедино различных инвестиционных ценностей, которые служат инструментом для достижения конкретной инвестиционной цели вкладчика.

Информация о работе Инвестиции: источники и структура. Мультипликатор и акселератор