Инвестиции и экономический рост в РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 17:55, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является выявление факторов, влияющих на инвестиционный спрос, и отражение зависимости между инвестициями и экономическим ростом.
Постановка данной цели требует решения следующих задач:
1. раскрыть сущности термина «инвестиции» в макроэкономическом анализе;
2. изучить структуру инвестиционного спроса;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 ИНВЕСТИЦИИ И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ: СУЩНОСТЬ И ВЗАИМОСВЯЗЬ
1.1 Инвестиции: сущность, структура, факторы
1.2 Механизм взаимодействия экономического роста и инвестиций
1.3 Роль инвестиций в экономическом росте
2 АНАЛИЗ ИНВЕСТИЦИЙ В ЭКОНОМИКЕ РК И ИХ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ
2.1 Анализ инвестиционных процессов и их влияние на экономический рост
2.2 Анализ проблем финансового обеспечения инвестиционных программ в Казахстане
3 ЗАРУБЕЖНЫЕ МОДЕЛИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа содержит 1 файл

Инвестиции и экономический рост.doc

— 266.00 Кб (Скачать)

В рамках инвестиционной деятельности, коммерческие банки все же отдают предпочтение кредитной форме, о чем свидетельствует таблица К.1 в приложении К.

Данные таблицы свидетельствуют, что в инвестиционных операциях банков на начало 2010 года доминируют долгосрочные кредиты (55,3%), что является положительным моментом, наименьшую же долю составляют операции с ценными бумагами (15%). Причинами такой диспропорции, главным образом, являются нестабильность на мировых рынках, неразвитость отечественного фондового рынка и его инструментов.

Таким образом, коммерческие банки Казахстана пока не обладают возможностями в полном объеме участвовать в инвестиционном процессе из-за неразвитости фондового рынка. С другой стороны, долгосрочные инвестиции затруднены недостаточным объемом «длинных» ресурсов. Кроме этого со стороны регулятора имеются ограничения по крупным кредитам и депозитам, адекватности собственного капитала.

Появление на финансовом рынке новых институциональных инвесторов позволило институционализировать механизм мобилизации внутренних сбережений. Пенсионные и страховые фонды являются во многих странах источником инвестирования денег в производство, т.е. активно вовлекаются в воспроизводственный процесс. Аккумулированные средства населения через страховые компании и пенсионные фонды в конечном счете поступают в процесс воспроизводства. Поэтому страховой и пенсионный рынок, выступая, с одной стороны, рынками купли-продажи конкретных услуг, с другой стороны, должны быть на полном основании включены в структуру финансового рынка [24].

При дальнейшем совершенствовании  политики пенсионного обеспечения накопительные пенсионные фонды станут крупнейшими национальными институциональными инвесторами, аккумулирующими деньги граждан. Вместе с тем следует отметить наличие ряда слабых сторон в сложившейся инвестиционной ситуации, преодоление которых необходимо для улучшения ситуации с инвестициями в стране.

Создание пенсионных фондов как полноценных институциональных инвесторов должно было положить начало институту коллективного инвестирования в Казахстане. К сожалению, в настоящее время лишь незначительная часть пенсионных активов используется для инвестирования в производственный сектор экономики. Большая часть аккумулированных пенсионными фондами активов используется для финансирования дефицита бюджета путем вложения в государственные ценные бумаги. Подобная инвестиционная политика пенсионных фондов обусловлена и тесно связана с существующим уровнем развития казахстанского фондового рынка, не способного предложить равнозначные по доходности и надежности ценные бумаги.

По состоянию на 1 января 2010 года совокупный объем пенсионных активов, находящихся в инвестиционном управлении ООИУПА составил 1 860,8 млрд. тенге, увеличившись за 2009 год на 448,0 млрд. тенге или на 31,7%, в том числе за декабрь 2009 года на 36,0 млрд. тенге или на 2,0%. На начало 2010 года объем инвестированных пенсионных активов составил 1 839,6 млрд. тенге, увеличившись за 2009 год на 461,2 млрд. тенге или на 33,5%, в том числе за декабрь 2009 года на 60,8 млрд. тенге или на 3,4%.

В инвестиционном портфеле накопительных пенсионных фондов доля государственных ценных бумаг эмитентов РК составляет 40,7% от общего объема инвестированных пенсионных активов (748,5 млрд. тенге) и относительно аналогичного показателя по состоянию на 1 января 2009 года увеличилась на 76,0% или 323,3 млрд. тенге. Доля негосударственных ценных бумаг по состоянию на 1 января 2010 года составила 36,9% от общего объема инвестированных пенсионных активов (678,6 млрд. тенге) (см. Приложение Л).

Доля негосударственных  долговых ценных бумаг, находящихся в инвестиционном портфеле накопительных пенсионных фондов, по которым был допущен технический дефолт эмитентами РК, на 1 января 2010 года, составила 3,5% от общего объема пенсионных активов, что в абсолютном выражении составило 65,6 млрд. тенге. Совокупный капитал фондов по состоянию на 1 января 2010 года составил 72,9 млрд. тенге, в том числе уставный капитал 40,7 млрд. тенге или 55,8% от общего объема совокупного капитала. Общая сумма активов по состоянию на 1 января 2010 года по фондам составила 85,2 млрд. тенге, с начала 2009 года сумма активов увеличилась на 14,5 млрд. тенге (20,5%). Финансовые инвестиции за счет собственных активов фондов по состоянию на 1 января 2010 года составили 66,6 млрд. тенге или 78,2% от совокупных активов фондов [24].

К настоящему времени  пенсионные фонды стали крупными институциональными инвесторами, оказывающими значительное влияние на развитие казахстанской экономики. Дальнейшее развитие пенсионного рынка и решение его текущих проблем – это выпуск инфраструктурных облигаций, создание специальных инвестиционных пулов и размещение специальных облигаций под реализацию национальных социальных программ, получивших статус таковых по заключению специальной комиссии.

Путей решения самой главной проблемы пенсионного рынка - инвестиционной - в настоящее время предлагается множество, в виде различных схем, механизмов и инструментов, как экономически обоснованных, так и довольно рискованных. Думается, что применение комплексного подхода к предлагаемым способам позволит разработать оптимальные методы для расширения сферы инвестирования пенсионных активов, что, в конечном итоге, будет способствовать становлению казахстанской модели пенсионного обеспечения как одной из успешных в мире.

Важным институциональным  инвестором на сегодня в Казахстане также выступают страховые компании. Совокупный объем активов страховых организаций на 01.01.2010 года составил 297 252,2 млн. тенге, что на 10,6% больше аналогичного показателя на 01.01.2009 года. Прирост активов страховых организаций произошел в основном за счет увеличения портфеля ценных бумаг, так доля ценных бумаг на 01.01.2010 года составила 41,5% против 34,1% на 1 января прошлого года (см. Приложение М).

По состоянию на 01.01.2010 года сумма обязательств страховых организаций составила 116 772,2 млн. тенге, что на 13,5% больше, чем на аналогичную дату прошлого года. Увеличение совокупных обязательств произошло в основном за счет роста счетов к уплате по договорам страхования (перестрахования).

В условиях сокращения объемов  страховых премий на фоне возможного роста страховых случаев, как следствие влияния мирового финансового кризиса, существует возможность реализации риска недостатка страховых резервов. Известный способ снизить данный риск - это построение диверсифицированного инвестиционного портфеля с включением в него помимо финансовых инструментов национального рынка, высоколиквидных инструментов других стран и международного рынка.

Так, в 2009 году страховые (перестраховочные) организации пересмотрели свои инвестиционные портфели в сторону приумножения доли наиболее ликвидных финансовых инструментов. Наблюдается рост доли отечественных государственных ценных бумаг и государственных ценных бумаг иностранных эмитентов при одновременном снижении ценных бумаг корпоративного сектора Республики Казахстан, а также вкладов БВУ РК. Как видно, в современной экономике страховой сектор занимает важное место, являясь инструментом, обеспечивающим защиту от различных рисков.

При этом некоторый спад рынка страховых услуг является результатом снижения платежеспособного спроса на страхование в условиях мирового финансового кризиса.

Из проведенного анализа существующей инвестиционной политики можно заключить, что финансирование развития производственного сектора экономики, являющегося основой экономического благополучия страны, не производится в достаточной мере.

Опыт экономического регулирования последних лет показал, что иностранные частные инвестиции никогда не пойдут на создание конкурентоспособных производств, выпускающих продукцию с высокой добавленной стоимостью, поскольку иностранный капитал не стремится создавать конкурентов собственному производству.

Ни иностранный, ни внутренний капитал не обеспечивают крупномасштабных долгосрочных инвестиций в реальный сектор экономики. Деятельность банковского сектора, фондового рынка, иностранных инвесторов направлена прежде всего на извлечение сиюминутной прибыли, в результате происходит отделение финансового капитала от производственного сектора, национальные интересы и приоритеты развития ставятся под угрозу.

Стратегия инвестиционной политики требует решения следующих задач [24]:

  • усиление роли государства в процессе привлечения и направления инвестиционных ресурсов на развитие реального сектора экономики с акцентом на реализацию потенциала внутренних сбережений;
  • создание условий для становления фондового рынка как важного звена экономики, обеспечивающего организованное перемещение финансовых потоков от инвесторов к заемщикам;
  • активизация кредитной деятельности банков в сфере реальной экономики;
  • стимулирование притока иностранных инвестиций при соблюдении национальных интересов Казахстана и создание благоприятных условий для привлечения иностранных и отечественных инвесторов в приоритетные отрасли экономики.

 

3 ЗАРУБЕЖНЫЕ МОДЕЛИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ  ПОЛИТИКИ

 

Набор работающих инструментов инвестиционной политики достаточно ограничен, поэтому необходимо знать, какие инструменты в конкретных обстоятельствах будут работать, какие окажутся неэффективными, и каков будет конечный результат. В этой ситуации ценен исторический опыт государственной политики регулирования инвестиций, который указывает на существование моделей, объединяющих несколько инструментов. Можно выделить три модели инвестиционной политики, которые избирают основным принципом тот или иной аспект стимулирования инвестиций.

В первой модели акцент делается главным образом на налоговых стимулах для частных инвестиций. Во втором варианте акцент делается на государственном финансировании частных проектов, В третьей модели основным становится преодоление недостатков координации и создание механизмов для согласования решений частных инвесторов; государство только создает необходимую инфраструктуру и поощряет вложения в человеческий капитал. Естественно, все перечисленные модели включают более широкий набор инструментов, но можно классифицировать их по основной стимулирующей мере, вокруг которой группируются остальные.

Условно можно назвать первую модель «американской», вторую — «японской» и третью — «тайваньской». Приводимая классификация представляет собой попытку систематизировать опыт стран с рыночной экономикой. Важно то, что все эти модели оказались достаточно успешными, поэтому рассмотрение условий их реализации необходимо для выработки адекватной стратегии инвестиционной политики в переходных экономиках.

В рамках американской модели (которая характерна для многих стран  мира, а не только для США) ключевая роль в государственной инвестиционной политике отводится налоговым инструментам. Кроме этого, осуществляется последовательная либеральная макроэкономическая политика, направленная на стабилизацию с помощью рыночных инструментов цен и процентных ставок. Банкам в рамках этой системы отводится подчиненная роль. Ключевым механизмом контроля за эффективностью распределения инвестиционных ресурсов оказывается фондовая биржа. Именно развитый рынок ценных бумаг — необходимое условие успешной реализации данной модели. Государство способствует решению проблемы координации путем сбора, анализа и распространения качественной экономической информации о состоянии и прогнозе развития экономики. Государство осуществляет и инвестиции в инфраструктуру по мере необходимости, но эти инвестиции лишь в исключительных случаях становятся элементами общеэкономической стратегии (“новый курс” Рузвельта). При наличии необходимых предпосылок модель обеспечивает эффективное распределение инвестиционных ресурсов. Недостатком модели можно считать отсутствие специальных стимулов к сбережению и невозможность резкого увеличения накопления.

Японская модель строится на активном партнерстве между государством и частными инвесторами. Государство  использует контроль над банковской сферой и самостоятельно мобилизует сбережения населения, предоставляя эти средства на льготных условиях корпорациям в обмен на сотрудничество и неукоснительное соблюдение принятых на себя обязательств. Инвестиции в инфраструктуру прямо координируются с нуждами конкретных частных фирм. Роль координатора берут на себя организуемые государством консультативные советы. Необходимым условием реализации модели является сильный частный сектор и сильное государство с эффективным аппаратом. Преимуществом модели является возможность мобилизации существенных средств на эффективные инвестиции. Недостатком становится политизация процесса планирования инвестиций и возможное нежелательное изменение ключевых денежно-кредитных параметров, а также коррупция политических кругов.

Наконец, тайваньская  модель сочетает ряд инструментов японской и американской модели. Однако главным  является создание государством частных механизмов координации инвестиционных решений. Модель опирается на то, что частные фирмы, работающие на экспорт, наилучшим образом знают рынок и потенциал инвестиционных проектов. Вокруг этих фирм образуется сеть поставщиков, которые естественным образом координируют свои планы с “головной” компанией. Задача государства — активно поддерживать эти группы, а также через финансирование проектно-конструкторских бюро, агентств по техническому обслуживанию и научных лабораторий обеспечивать равный доступ всех участников сети к новейшим технологиям и их равноправное участие в разработке нового продукта и инвестиционных планов. Ключевым звеном и залогом успеха является, таким образом, экспортный «тест». Успешное его прохождение открывает доступ к льготным кредитам. Вместе с тем этот тип инвестиционной политики становится все более и более уязвимым в свете новых правил Всемирной торговой организации.

Таким образом, ключевой ролью в экономическом росте  является правильная инвестиционная политика, для реализации которой необходимо создание целого ряда институтов, необходимых для создания благоприятного инвестиционного климата. Одновременно, любая успешно действующая модель опирается на фундамент рыночной системы и наиболее полным образом использует сильные стороны национальной экономики.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, на основе изложенного материала можно  сделать следующие выводы.

Инвестиции – это  расходы на создание, расширение реконструкцию  и техническое перевооружение основного  капитала, а так же на связанные  с этим изменения оборотного капитала. Инвестиционное решение принимается  в зависимости от соотношения предельной выгоды и предельных издержек. Предельной выгодой от инвестиций является ожидаемая норма чистой прибыли, которую инвестор надеется получить. Предельными издержками является процентная ставка, то есть затраты на привлечение займа. Очевидно, что инвестор будет вкладывать капиталы только в те проекты, где ожидаемая чистая прибыль превышает процентную ставку. Поэтому ожидаемая норма чистой прибыли и процентная ставка являются двумя основными факторами, определяющими расходы на инвестиции.

Информация о работе Инвестиции и экономический рост в РК