Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 16:45, курсовая работа
Цель работы – выявить экономическое значение результатов интеллектуальной деятельности в современных условиях развития конкуренции и глобальной интеграции ведущих государств.
Задачами работы является исторический обзор интеллектуальной собственности, характеристика основных ее объектов, выявление экономического аспекта интеллектуального капитала, рассмотрение методов оценки интеллектуальной собственности, а так же ее проблемы.
Введение 3
1. Интеллектуальная собственность: теоретический аспект 6
1.1. Исторический обзор и категории интеллектуальной
собственности 6
1.2. Характеристика основных объектов
интеллектуальной собственности 8
1.3. Экономический аспект интеллектуального капитала 11
2. Методы оценки объектов интеллектуальной собственности 15
2.1. Система стоимостных показателей
интеллектуальной собственности 15
2.2. Проблемы развития интеллектуальной собственности 17
2. Разработка, практическое применение и охрана товарного знака на примере торговой марки “LG” 22
2.1. Виды товарных знаков 23
2.2. Правовая охрана товарного знака 27
2.3.Условия охраноспособности товарного знака 28
Заключение 30
Список использованных источников 32
– незапатентованные изобретения, формулы, рецепты, составы, расчеты, опытные образцы, результаты испытаний и опытов;
– системы организации производства, маркетинга, управления качеством продукции и услуг, системы управления кадрами, финансами, политикой капиталовложения;
– другие результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских, проектно-технологических, инновационных и производственных работ.
Другими словами, это полностью или частично конфиденциальные знания, обеспечивающие определенные преимущества лицу, ими обладающему, а также технологические знания и практический опыт, которые представляют коммерческую ценность, применимы в производстве и профессиональной практике и не обеспечены патентной защитой.
Ноу-хау могут быть как зафиксированные в материальной форме (документ, чертежи, фотография и т.д.) и соответственно достаточно свободно передаваемые и получаемые даже без согласия их обладателя, так и существующие в нематериальной форме (опыт, секреты производства и т.д.) и поэтому неотделимые от их обладателя и передаваемые только с его ведения и согласия (демонстрация способа производства, консультирование и т.д.).
1.3. Экономический аспект интеллектуального капитала
В современном обществе
интеллектуальный капитал становится
основой богатства. Именно он определяет
конкурентоспособность
Способность экономики создавать и эффективно использовать интеллектуальный капитал все в большей мере определяет экономическую силу нации, ее благосостояние. Открытость общества для импорта разнообразных знаний, идей и информации, способность экономики продуктивно их перерабатывать - вот от чего зависит успешное социально-экономическое развитие любой страны[8].
Современная фирма - это производитель не столько товаров, сколько знаний. Во многих организациях все большая часть полученного эффекта становится результатом применения специальных знаний, широкого обучения персонала и взаимодействия с партнерами и контрагентами. Интеллектуальный капитал в большей мере, чем физические активы или финансовый капитал становится устойчивым конкурентным преимуществом.
Интеллектуальный капитал состоит из человеческого, организационного и потребительского капитала.
Человеческий, организационный
и потребительский капитал
Термин "капитал" присутствует в словосочетании "интеллектуальный капитал" не зря. Интеллектуальный капитал так же, как и физический капитал, существует в форме запаса, который индуцирует поток ценностей, воздействующих на экономику. Оба капитала возникают как результат вложений ресурсов (денег, материальных средств, знаний, квалификации) для производства товаров и услуг. Оба капитала приносят своему обладателю доход. Оба капитала подвергаются моральному износу, причем интеллектуальный капитал даже в большей степени (обесценивается и программное обеспечение, и любые знания). Оба нуждаются в "ремонте", т. е. требуют затрат на свое поддержание. В то же время между ними наблюдаются и различия.
Физический капитал имеет материальную природу, его можно потрогать, пощупать, увидеть. Интеллектуальный капитал имеет нематериальную природу, поэтому его иногда называют невидимым активом.
Интеллектуальный капитал отличается от физического тем, что он не теряет в своей величине в процессе использования (то есть не амортизируется). Более того, он теряет свою стоимость именно от того, что он не используется.
Физический капитал - это результат определенных действий в прошлом. Интеллектуальный капитал также представляет собой результат прошлых инвестиций, но в то же время он в большей мере ориентирован в будущее. Основой для оценки физического капитала являются затраты, которые уже сделаны. Основа для оценки интеллектуального капитала - стоимость, которая будет создана в процессе его будущего использования.
Физический капитал
оценивается с помощью
Компании и организации не владеют интеллектуальным капиталом полностью. Они владеют им совместно с наемными работниками (если речь идет о человеческом капитале), и совместно с потребителями и другими контрагентами (если речь идет о потребительском капитале).
Элементы интеллектуального капитала обладает определенной спецификой. Интеллектуальный капитал, сконцентрированный в умении и квалификации работников, обычно прирастает со временем. Патенты, наоборот, достаточно быстро теряют свою ценность, если они не материализованы в продуктах или вовремя не залицензированы. Потребительский капитал также имеет свойство быстро терять свою стоимость. Потребитель по тем или иным причинам может достаточно быстро переключиться на конкурента.
Традиционные методы экономических оценок и измерений, базирующиеся на принципах бухгалтерского учета, перестали быть адекватными условиям сегодняшнего дня. Дело в том, что эти принципы были разработаны еще в эпоху Возрождения, когда о постиндустриальных тенденциях не ведали даже гении того времени.
Новое время требует новых подходов и соответствующих методов измерения экономических факторов производства. Старые методы экономической оценки вступают в противоречие с современной практикой.
Например, традиционная бухгалтерская практика трактует торговую марку как нематериальный актив, который, по аналогии с материальным активом, в процессе своего использования теряет свою стоимость и переносит частями свою стоимость на производимый продукт. В связи с этим нематериальные активы учитываются по тем же правилам, что и материальные, к ним применяются нормы амортизации и производится их списание. В то же время торговая марка или бренд в процессе их эксплуатации не только не теряют своей стоимости, но наоборот, часто наращивают свою стоимость.
Нередко такие элементы интеллектуального капитала, как патенты, лицензии и пр., учитываются в бухгалтерских документах не в соответствии с их реальной стоимостью, а лишь в соответствии с затратами на их регистрацию.
Не соответствует реальному положению вещей и разделение на инвестиции и текущие затраты. Так, например, затраты на тренинги, на обучение персонала, на рекламную кампанию чаще всего интерпретируются как текущие затраты, в то время как они все в большей мере приобретают природу долгосрочных инвестиций.
Многие элементы совокупного капитала организаций вообще не находят отражения в бухгалтерских балансах, в том числе такие составляющие, как связи с потребителями, квалификация персонала, базы знаний, сетевые формы работы[10].
Более того, некоторые из явлений новой экономики в принципе не поддаются учету с помощью традиционных методов бухгалтерского учета, который основан на презумпции аддитивности всех величин. Другими словами, в бухгалтерском учете предполагается, что затраты должны складываться и общий результат разных затрат можно измерить их суммой. В то же время отдельные элементы интеллектуального капитала не аддитивны, поэтому для них не применимы стандартные приемы бухгалтерского учета. Именно поэтому многие попытки измерить все составляющие интеллектуального капитала, пользуясь стандартными приемами бухгалтерского учета, потерпели фиаско.
2. Методы оценки объектов
2.1. Система стоимостных
показателей объектов
В настоящее время существует несколько методов оценки рыночной стоимости интеллектуальной собственности:
• Доходный метод, при
нем оценивается суммарный
• Затратный метод, при котором под стоимостью объекта понимают сумму затрат на его создание и продвижение на рынок.
• Метод сравнения
продаж, при котором рыночная стоимость
объекта определяется как соответствующим
образом усредненная и
Основными принципами ценообразования, лежащими в основе определения стоимостных показателей объектов интеллектуальной собственности, являются:
• Равенство цен на
продукцию одинакового
• В ценах должны быть возмещены все экономически обоснованные затраты создателя объекта интеллектуальной собственности, связанные с его разработкой, изготовлением и внедрением, а так же обеспеченно получение им дополнительной прибыли;
• Цена на объект интеллектуальной собственности должна обеспечивать снижение затрат на единицу эффекта, полученного потребителем от внедрения объекта интеллектуальной собственности;
• Цена должна обеспечивать непрерывность стимулирования на всех стадиях жизненного цикла объекта интеллектуальной собственности[11].
Как правило, цена любого
товара, в том числе и объектов
интеллектуальной собственности, формируется
на основе соблюдения баланса интересов
его потребителя и
Цена верхнего предела
определяется исходя из условия равновыгодности
для потребителя использования
старого и нового изделий. Цена нижнего
предела определяется исходя из условия
равновыгодности для
Система стоимостных показателей интеллектуальной собственности содержит следующие показатели:
1. Цены. С точки зрения
методов и особенностей
• Цены верхнего предела;
• Цены нижнего предела
2. Стоимость (себестоимость)
разработки объекта
• Стоимость (себестоимость) выполнения научно-исследовательских и экспериментальных работ;
• Стоимость (себестоимость) выполнения опытно-конструкторских работ, в том числе:
А) разработки эскизного и технического проектов;
Б) изготовление опытного образца (опытной партии);
В) разработка технической документации;
Г) испытаний опытного образца;
Д) корректировка технической документации по результатам испытаний.
3. Стоимость (себестоимость)
изготовления объектов
• Стоимость (себестоимость) подготовки производства;
• Стоимость (себестоимость) объекта для условий освоения производства и выпуска установочной партии;
• Стоимость (себестоимость) объекта для условий установившегося производства.
4. Стоимость капитального
5. Стоимость эксплуатации
6. Стоимость утилизации объекта
интеллектуальной
7. Стоимость распространения (
В последнее время оценивать интеллектуальную собственность становится все сложнее, так как появляется ряд проблем развития интеллектуальной собственности.
2.2. Проблемы развития
Одной из самых главных проблем в данный момент мы считаем «размывание среднего класса». У категории «средний класс» длинная предыстория в качестве понятия ненаучного интеллектуального сознания. Так, Аристотель, рассматривая вопрос о социальном неравенстве, писал, что во всех государствах есть три элемента: один класс – очень богат; другой – очень беден; третий же – средний. Этот третий – наилучший, поскольку его члены по условиям жизни наиболее готовы следовать рациональному принципу. Именно из бедняков и богачей одни вырастут преступниками, а другие мошенниками[12]. Размышляя о стабильности государства, он отмечал, что там, где нет среднего класса и бедных – огромное большинство, возникают осложнения, и государство обречено на гибель. Аристотель выступал как против власти бедняков, лишенных собственности, так и против эгоистического направления богатой плутократии («олигархии»). Лучшее общество формируется из среднего класса, и государство, где этот класс многочисленнее и сильнее, чем оба других, вместе взятых, управляется лучше всего, ибо обеспечено общественное развитие.[13]
М. Вебер выделил две категории: «нижние средние классы» (крестьяне, ремесленники, мелкие торговцы); «профессионалы» (специалисты, чиновники, интеллектуалы). Он не дал обстоятельного описания среднего класса, но выделил его ключевые черты – владение собственность и/или профессиональным капиталом.
Активность исследования проблем среднего класса резко возросла в годы, предшествовавшие Великой депрессии. В связи с развитием индустриализма в начале XX в. численность традиционных среднего и рабочего класса начала снижаться. Ч. Р. Миллс, занимавшийся изучением социальной структуры США, считал новый средний класс, состоящий из так называемых «белых воротничков», определяющим для капиталистического общества. Представителей этого класса характеризовали отличные от других слоев социальные черты: стремление к получению престижного образования и инвестированию в образование детей, повышенный интерес СМИ, особенно к пропаганде стабильности социальной структуры, основанной на ценностях нового среднего класса.
Миллс считал, что трансформация среднего класса (переход от старого к новому) во многом определялась переходом в рассмотрении стратификации от собственности к новой оси – роду занятий, профессии. Природу старого среднего класса наиболее полно определяла предпринимательская способность, в то время как новый средний класс стоило рассматривать в терминах экономики и социологии профессий.
Жизненные шансы нового среднего класса, по Миллсу, определялись в большей степени возможностями продажи своих услуг на рынке труда, нежели выгодной покупки и продажи собственности.