Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 16:45, курсовая работа
Цель работы – выявить экономическое значение результатов интеллектуальной деятельности в современных условиях развития конкуренции и глобальной интеграции ведущих государств.
Задачами работы является исторический обзор интеллектуальной собственности, характеристика основных ее объектов, выявление экономического аспекта интеллектуального капитала, рассмотрение методов оценки интеллектуальной собственности, а так же ее проблемы.
Введение 3
1. Интеллектуальная собственность: теоретический аспект 6
1.1. Исторический обзор и категории интеллектуальной
собственности 6
1.2. Характеристика основных объектов
интеллектуальной собственности 8
1.3. Экономический аспект интеллектуального капитала 11
2. Методы оценки объектов интеллектуальной собственности 15
2.1. Система стоимостных показателей
интеллектуальной собственности 15
2.2. Проблемы развития интеллектуальной собственности 17
2. Разработка, практическое применение и охрана товарного знака на примере торговой марки “LG” 22
2.1. Виды товарных знаков 23
2.2. Правовая охрана товарного знака 27
2.3.Условия охраноспособности товарного знака 28
Заключение 30
Список использованных источников 32
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего профессионального образования
Курсовая работа
по дисциплине «микроэкономика»
на тему:
«интеллектуальная собственность: её сущность и роль в современном экономическом развитии»
Выполнил(а):
Проверил(а):
Содержание
Введение 3
1. Интеллектуальная
1.1. Исторический обзор и категории интеллектуальной
собственности 6
1.2. Характеристика основных объектов
интеллектуальной собственности 8
1.3. Экономический аспект интеллектуального капитала 11
2. Методы оценки объектов интеллектуальной собственности 15
2.1. Система стоимостных показателей
интеллектуальной собственности 15
2.2. Проблемы развития интеллектуальной собственности 17
2. Разработка, практическое применение и охрана товарного знака на примере торговой марки “LG” 22
2.1. Виды товарных знаков 23
2.2. Правовая охрана товарного знака 27
2.3.Условия охраноспособности товарного знака 28
Заключение 30
Список использованных источников 32
Введение
В современном обществе невозможно представить экономический оборот без объектов интеллектуальной собственности. Многие исследователи считают, что в современной экономике возрастает роль инноваций по сравнению с ролью производства, а информация, воплощенная в интеллектуальной собственности, становится важнейшим фактором производства – наряду с землей трудом и капиталом[1].
Сегодня сфера распространения интеллектуальной собственности – не только и не столько личное потребление, а, прежде всего, общественное производство. Любое предприятие как имущественный комплекс, включает в себя две группы элементов – материальные и нематериальные активы. По некоторым данным, доля нематериальных активов в стоимости активов крупнейших компаний мира составляет от 30 до 60%, и эта величина имеет устойчивую тенденцию к росту[2].
Результаты интеллектуальной
деятельности составляют важнейший
компонент национального
В ходе развития внешнеэкономических связей и отсутствия монополии на их осуществление, иностранные партнеры получают широкий доступ к новым идеям, технологиям и другим результатам интеллектуальной деятельности. При отсутствии отечественного рынка интеллектуального продукта и необходимой правовой защиты страна несет огромный ущерб, когда результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ становятся доступными зарубежным партнерам, превращаясь для них в «щедрые подарки».
Все сказанное выше обусловливает большую актуальность и научную значимость политико-экономического исследования интеллектуальной собственности, общественных свойств результатов интеллектуальной деятельности и особенностей их экономического оборота.
Цель работы – выявить экономическое значение результатов интеллектуальной деятельности в современных условиях развития конкуренции и глобальной интеграции ведущих государств.
Задачами работы является исторический обзор интеллектуальной собственности, характеристика основных ее объектов, выявление экономического аспекта интеллектуального капитала, рассмотрение методов оценки интеллектуальной собственности, а так же ее проблемы.
Объект исследования – результаты интеллектуальной деятельности как неотъемлемый атрибут современных экономических отношений.
Предмет исследования – экономические отношения, связанные с инновационной деятельностью, в которых результаты интеллектуальной деятельности являются главным орудием успешной конкурентной борьбы.
Интеллектуальная
В ходе настоящего исследования использовались следующие методы: аналитический, статистический, логический, исторический.
Для написания данной работы использовались: ГК РФ, учебные пособия Бовина А. А., Чередниковой Л. Е., Брукинга Э. Н.; журнальные статьи из журналов: ОНС: общественные науки и современность, Биржа интеллектуальной собственности, Бизнес и банки и Вопросы экономики.
Структура работы: работа состоит из первой главы, содержащей теоретическую основу и состоящей из трех параграфов, и второй главы, носящей в большей степени анализ журнальных статей и содержащей два параграфа.
1. Интеллектуальная
1.1. Исторический обзор и категории интеллектуальной собственности
В соответствии с мировой
практикой и материалами
Формирование института интеллектуальной собственности имеет свою историю. Первый патент был выдан во Флоренции в 1421 г., первым законом по выдаче патентов на изобретение считается «Статус о монополиях», принятый в Англии в 1623 г. В середине XIX в. патентные законы были приняты в большинстве европейских государств. В России первый закон о привилегиях на изобретения, художества и ремесла был принят в 1812 г., первый указ об обязательном клеймении всех русских товаров относится к 1774 г. После 1918 г. Была установлена государственная монополия на объекты интеллектуальной собственности, исключена монополия правообладателя, введены система авторского свидетельства.
В 1990-х гг. в России
стал восстанавливаться институт интеллектуальной
собственности. В связи с этим
были приняты следующие нормативно-
Интеллектуальная
Всю интеллектуальную собственность можно разделить на три основных раздела.
Первый: объекты авторского права и смежные права – произведения науки, литературы, музыки, живописи и иных видов искусства, фонограммы, исполнения, сообщения произведений в эфире.
Второй: промышленную собственность – изобретения, промышленные образцы, полезные модели, селекционные достижения, товарные знаки, знаки обслуживания, коммерческие обозначении, секреты производства (ноу-хау), наименования мест происхождения товаров, фирменные наименования.
Третий: программы для ЭВМ, базы данных и типологии интегральных микросхем.
Наиболее ценятся те объекты интеллектуальной собственности, которые имеют широкое представление в коммерческом обороте. К ним относятся: товарные знаки, промышленные образцы и полезные модели, секреты производства (ноу-хау), программы для ЭВМ.
1.2. Характеристика основных объектов интеллектуальной собственности
Одним из форм интеллектуальной
собственности считаются
В настоящее время алгоритмы и программы для ЭВМ приобрели значение программной продукции. Эта продукция соединяет в себе результаты интеллектуального творчества и индустриального труда большой сложности. Известно, что затраты на создание программных средств во много раз превышают затраты на производство самих ЭВМ. В законодательстве РФ программы для ЭВМ и базы данных приравниваются к произведениям науки, литературы и искусства, но не приравниваются к изобретениям.
Другой формой являются промышленные образцы и полезные модели. Полезными моделями считаются новые и промышленно применимые решения. Понятием «полезная модель» обычно охватываются такие технические новшества, которые по своим внешним признакам напоминают изобретения, но являются менее значительными с точки зрения их вклада в уровень техники. Полезная модель должна быть результатом изобретательского творчества, обладать новизной и промышленной применимость.
Промышленный образец
— объект интеллектуальных прав, относящийся
к внешнему виду, дизайну и эргономическим
свойствам изделия
Так же, как отельную форму интеллектуальной собственности выделяют товарные знаки. Товарный знак определяется как обозначение, способное отличить товары одних юридических или физических лиц от однородных товаров других. Прежде всего товарным знаком признается условное обозначение, своего рода символ, который помещается на выпускаемой продукции, ее упаковке или сопроводительной документации, и заменяет собой под час длинное и сложное название (наименование) изготовителя товара.
По форме своего выражения товарные знаки могут быть словесными, изобразительными, объемными, комбинированными и другими.
Словесные товарные знаки
чрезвычайно разнообразны. В настоящее
время часто встречаются
Изобразительные товарные знаки - это обозначения в виде различных значков, рисунков, символов. Хотя их эффективность по сравнению со словесными товарными знаками оценивается ниже, в России на их долю приходится около 70% всех регистрируемых отечественных товарных знаков.
Объемные товарные знаки представляют собой изображение товарного знака в трех измерениях. Предметом объемного товарного знака может быть оригинальная форма изделия, например форма мыла, пилюли и т.д., либо его упаковка, например форма бутылки для напитка или флакона для духов.
Комбинированные товарные знаки сочетают в себе элементы названных выше знаков. Одним из самых распространенных их видов являются этикетки в которых сочетаются словесные и изобразительные элементы в определенном цветовом исполнении[6].
Так же, как отдельная форма интеллектуальной собственности, существует ноу-хау. Ноу-хау (от англ. know how — знаю как) — оригинальные технологии, знания, умения, которые ещё не стали широко известны и могут быть предметом купли-продажи или использоваться для достижения конкурентного преимущества над другими людьми.
Как правило, под ноу-хау подразумевают инновации, имеющие коммерческую ценность в силу неизвестности иным лицам в отношении которой введен режим коммерческой тайны. В высокотехнологичной экономике ноу-хау составляет ключевую часть активов компании.[7]
К ноу-хау могут быть отнесены:
– конструкторская, технологическая, проектная, экономическая, юридическая и другая документация, предназначенная к использованию в производстве и реализации товаров и услуг;