Несмотря
на значительные минусы, создание Таможенного
союза привлекло внимание других
стран. В настоящее время рассматривается
вопрос о принятии Киргизии в члены
ТС. Но для вхождения страны в
Таможенный союз необходимо будет решить
очень важные вопросы, касающиеся льготного
периода в определенных секторах
ее экономики. Кроме того, Киргизии еще
до вступления в союз нужно разобраться
с трудоустройством десятков тысяч граждан,
занятых доставкой и продажей товаров
из Китая и других государств в страны
- участницы Таможенного союза. Киргизия
намеревалась вступить в Таможенный союз
к началу 2012 года, но не успела провести
все необходимые подготовительные мероприятия.
В Таможенный
союз, помимо Киргизии, также приглашалась
Украина. Глава украинского правительства
напомнил, что страна ранее уже
предложила вариант сотрудничества
по формуле «три плюс один». По его
словам, Украина могла бы поэтапно
присоединяться к договорам, действующим
в рамках Таможенного союза.
Таким образом,
формирование ТС является беспрецедентным
началом глубокой интеграции на всем
постсоветском пространстве. Достижение
благоприятных результатов от создания
этой группировки станет возможным
благодаря ликвидации таможенных границ
на пути движения товаров и услуг
внутри таможенной территории, увеличению
товарооборота и стимулированию
экономической активности. Но создание
таможенного союза России, Белоруссии
и Казахстана уже в среднесрочной
перспективе потребует внесения
неизбежных корректив в процессы
выработки и реализации торговой
политики, как России, так и других
стран участниц.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом,
международная экономическая интеграция
– это характерная особенность
современного этапа развития мировой
экономики. В конце XX в. она стала
мощным инструментом ускоренного и
гармоничного развития региональных экономик
и повышении конкурентоспособности
на мировом рынке стран участниц
интеграционных группировок.
Экономическая
взаимозависимость стран и народов
становится ощутимой реальностью. Постепенно
складываются и становятся особенно
тесными всесторонние мирохозяйственные
региональные связи, охватывающие многие
страны. Международная экономическая
интеграция обретает практическое воплощение,
определяя и перспективы дальнейшего
хозяйственного прогресса. В конечном
итоге это приводит к развитию
экономического регионализма, в результате
которого отдельные группы стран
создают для себя более благоприятные
условия для торговли, передвижения
капитала, рабочей силы, чем для
других стран.
Интеграцию
нельзя считать чисто стихийным
процессом, поскольку приспособление
национальных экономик в современном
мировом хозяйстве невозможно без
определенной степени государственного
вмешательства во внешнеэкономическую
сферу. Именно поэтому интеграция на
постсоветском пространстве с участием
России была сопряжена со многими
трудностями. Россия, традиционно и
активно участвовавшая в интеграционном
взаимодействии, в настоящее время
стремится найти свое место в
современных интеграционных процессах.
Этого требует ее экономическая
безопасность, тенденции развития,
как мировой, так и национальной
экономики. Развитие России может быть
успешным лишь при условии самого
активного участия в региональной
интеграции как одном из путей
интеграции в экономику глобальную.
Конструктивная вовлеченность в
эти процессы — наш стратегический
выбор, важнейшая задача на обозримую
перспективу.
В рамках
Евроазиатского экономического сообщества
наиболее развитые страны-члены после
длительных переговоров сформировали
интеграционную группировку более
высокого звена, а именно Таможенный
союз. Основная идея создания ТС России, Белоруссии
и Казахстана – это снижение таможенных
барьеров во взаимной торговле между странами-участниками. Главной движущей
силой интеграции видится осознание правящими
элитами того факта, что стратегические
выгоды для всех его участников значительно
выше текущих экономических потерь. Во
многом перспективы развития интеграции
будут зависеть от эффективности механизма
согласования национальных интересов,
институционально оформленного в виде
Комиссии Таможенного Союза. У ТС действительно
очень большой потенциал, но он должен
быть создан на взаимовыгодных началах. Формирование
ТС является беспрецедентным началом
глубокой интеграции на всем постсоветском
пространстве. Достижение благоприятных
результатов от создания этой группировки
станет возможным благодаря ликвидации
таможенных границ на пути движения товаров
и услуг внутри таможенной территории,
увеличению товарооборота. Ученые
Российской академии наук прогнозируют
высокую экономическую эффективность
интеграции в рамках ЕврАзЭС. Согласно
их расчетам, общий прирост экономической
активности в результате функционирования
Таможенного союза в течение 5 лет оценивается
в 480 млрд. долларов, из которых 70% приходится
на Россию. Но создание таможенного союза
России, Белоруссии и Казахстана уже в
среднесрочной перспективе потребует
внесения неизбежных корректив в процессы
выработки и реализации торговой политики,
как России, так и других стран участниц.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Акопова Е.С. Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебник / Е.С. Акопова. –2-е изд. – Ростов н/Д.: Феникс, 2001. – 416 с.
- Ломакин В.К. Мировая экономика: Учебник / В.К. Ломакин. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 672 с.
- Международные экономические отношения / под ред. Н.Н. Литвенцева. – М.: Проспект ,2006. – 648 с.
- Прокушев Е.Ф. Внешнеэкономическая деятельность: Учебник / Е.Ф. Прокушев. – М.: Маркетинг, 1998. – 208 с.
- Таможенный союз Белоруссии, Казахстана и России: состояние, проблемы, перспективы / под общ. ред. Б.К. Султанова. – Алматы: КИСН при Президенте Республики Казахстан, 2009. – 368 с.
- Хмелев И. Б. Мировая экономика: Учебник / И.Б. Хмелев. – М.: Изд. Центр ЕАОИ, 2009. – 360 с.
- Гербер Р.В. Таможенный союз России: плюсы и минусы // Экономика. – 2011. - №1. – С. 17-19.
- Глазьев С. Таможенный союз Белоруссии, Казахстана и России: запуск механизмов // Российский экономический журнал. – 2009. - № 11-12. – С.46.
- Евразийское экономическое сообщество. 2000-2009. Справочник // Секретариат Интеграционного Комитета Евразийского экономического сообщества. – М.2010. – 112 с.
- Кембаев Ж.М. Евразийское экономической сообщество: правовые основы деятельности, проблемы и перспективы развития // Государство и право. 2008. - №10. – С.53-59.
- Кряжев И. Таможенный союз: новые экономические возможности России // Стандарты и качество. – 2011. - №3. – С. 105-115.
- Курбонов С.Р. Таможенный союз ЕврАзЭС – начало глубокой интеграции на постсоветском пространстве // Мировая экономика и международные экономические отношения. – 2010. - №5. – С. 282-287.
- Оболенский В. Россия в Таможенном союзе и ВТО: новое в торговой политике // Мировая экономика и международные экономические отношения. – 2011. - №12. – С.22-31.
- Паньков В.С. Таможенный союз «Трех» и ВТО: смена приоритетов? // Международная экономика. – 2010. -№2. – С.6-16.
- Суздальцев А.И. Таможенный союз ЕврАзЭС: сложный старт // Международная экономика. – 2010. - №4. – С. 38-43.
- Юргенс А.А. Инвестиционное взаимодействие России и Белоруссии // Международная экономика. – 2011. - №8. – С. 32-39.
- Официальный сайт ЕврАзЭС/ [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.evrazes.com.
- Официальный сайт Комиссии Таможенного Союза/ [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.tsouz.ru.
- Федеральная Таможенная служба/ [электронный ресурс]. – Режим доступа: – http://www. customs.ru.