Интеграционные процессы в мировой экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 15:32, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – исследовать процесс формирования и деятельность Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана.
Задачи исследования:
Рассмотреть историю создания интеграционных группировок.
Проанализировать пространство сотрудничества на постсоветском пространстве.
Определить мотивацию участия стран в ЕврАзЭС и Таможенном союзе.
Обосновать проблемы и перспективы дальнейшего развития ТС.

Работа содержит 1 файл

kursovik.docx

— 145.14 Кб (Скачать)

- Совет  сотрудничества арабских стран  Персидского залива – странами-участницами  соглашения о создании общего  рынка, подписанного в 1981 г., являются  Бахрейн, Катар, Кувейт, Оман, Объединенные  Арабские Эмираты, Саудовская  Аравия;

- Андский  общий рынок – существует с  1990 г., объединяет Боливию, Колумбию, Эквадор, Перу, Венесуэлу;

- Латиноамериканская ассоциация  интеграции – создана в 1980 г. на базе Латиноамериканской  ассоциации свободной торговли, объединяет Аргентину, Боливию,  Бразилию, Венесуэлу, Колумбию, Мексику,  Парагвай, Перу, Уругвай, Чили, Эквадор.

- Общий  рынок Южного Конуса, (МЕРКОСУР) – объединяет Аргентину, Бразилию, Парагвай, Уругвай, существует с 1991 г.

4. Единый  внутренний рынок. Переход общего  рынка в единый внутренний  рынок обусловлен не только  экономическими, но и политическими  факторами. Это предполагает более  совершенную деятельность национальных  органов контроля и управления  в направлении гармонизации всего  спектра экономической политики  с учетом унификации национальных  законодательств государств-членов. До сегодняшнего дня это реализовано  лишь в рамках Европейского  Союза.

5. Экономический  союз. Происходит согласование, координация  экономической политики стран-участниц  путем периодических встреч, совещаний  глав государств и правительств, руководителей различных министерств,  а также директоров, представителей  центральных банков и других  экономический структур.

Примеры экономических союзов:

- Экономический союз —  Бенилюкс – существует с 1948 г., объединяет Бельгию, Нидерланды  и Люксембург;

- Союз  арабского Магриба – образован  в 1989 г. Страны-участницы: Алжир,  Ливия, Мавритания, Марокко, Тунис;

- Лагосский  план действий – создан в  1973 г., объединяет все страны Африки  к югу от Сахары;

- Союз  реки Ману – договор о создании  союза подписан в 1973 г. Гвинеей,  Либерией, Сьерра-Леоне

6. Валютный  союз предполагает создание единой  региональной валютной системы,  включая создание единого центрального  банка, введение единой валюты, в результате возникает единая  валютно-кредитная, скоординированная  макроэкономическая политика.

- Западноафриканский  экономический и валютный союз (ЮЕМОА / UЕМОА - фр.) создан при  активном участии Франции на  базе существовавшего с 1962 г.  Западноафриканского валютного  союза (ЗВС), объединявшего государства  субрегиона;

- Единая  валютная зона (Common Monetary Area) — валютно-экономический  союз, связывающий ЮАР, Лесото  и Свазиленд. Является союзным  к Южноафриканскому таможенному  союзу;

- Организация  Восточно-карибских государств (Organisation of Eastern Caribbean States) — экономический  и валютный союз стран Карибского  бассейна. Cоглашение о создании  Организации Восточных Карибских  Государств было подписано 18 июня 1981 г.;

7.  Полная  экономическая и политическая  интеграция – тип международной  интеграции с единой экономической  политикой, общей валютой и  органами наднационального регулирования.  Достижение этого уровня интеграции (политико-экономического союза)  предполагает, что вступающие в  него государства с учетом  достигнутых результатов прежних  этапов интеграции, договариваются  о проведении совместной торговой, а затем и в целом экономической  политики по отношению к третьим  странам, а также об унификации  систем регулирования экономики.  Данная ступень интеграции предполагает  согласование внешней политики  стран-участниц, что дает еще более  широкие возможности для взаимовыгодного  объединения сил и средств  в интересах хозяйственного развития  всего союза в целом и каждой  из стран-участниц. Эта форма является  завершающей ступенью интеграционного  процесса и фактически подразумевает  формирование федеративного государства.  Однако ни одна интеграционная  группировка не только не достигла  такого уровня развития, но даже  и не ставит перед собой  подобных задач.

Таким образом, международная экономическая интеграция это процесс срастания экономик соседних стран в единый хозяйственный  комплекс на основе устойчивых экономических  связей между их компаниями. Практика показывает, что реальный процесс  интеграции в силу своей внутренней противоречивости не может развиваться  прямолинейно по всем вышеприведенным  этапам. В настоящее время по такому пути, не без определенных трудностей и осложнений, идет только интеграция в рамках Европейского союза.

 

 

2. ИНТЕГРАЦИЯ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ

2.1 История  создания и развития ЕврАзЭС

Почти сразу  после распада СССР начались попытки  создать на постсоветском экономическом  пространстве региональный интеграционный блок, близкий по целям и задачам  к ЕС. Уже в сентябре 1993 в Москве был подписан Договор об Экономическом  союзе (ЭС). В этот союз вошли все 12 стран СНГ (Украина – как  ассоциированный член, все остальные  – как полноправные члены). Договор  предусматривал, по образцу западноевропейской интеграции, поэтапное создание зоны свободной торговли, таможенного  союза, общего рынка и валютного  союза. Однако этот союз, «мини-СССР», оказался нежизнеспособным – не удалось создать  даже единой зоны свободной торговли, поскольку принятое в апреле 1994 решение  о создании зоны свободной торговли не было ратифицировано половиной стран-членов (в том числе и Россией). После  этого начались попытки развивать  постсоветскую интеграцию с меньшим  числом участников.

Договор об образовании Евразийского Экономического Сообщества подписан 10 октября 2000г. в Астане (Казахстан) президентами Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана. В нем заложена концепция более тесного и эффективного торгово-экономического сотрудничества для достижения тех целей и задач, которые были определены Договором о таможенном союзе и едином экономическом пространстве. В мае 2003 г. ООН зафиксировала статус Евразийского экономического сообщества как международной организации.

В число  основных задач Сообщества входит:

  • завершение оформления в полном объеме режима свободной торговли, формирование общего таможенного тарифа и единой системы мер нетарифного регулирования;
  • создание общей унифицированной системы таможенного регулирования;
  • обеспечение свободы движения капитала;
  • формирование общего финансового рынка;

 

  • согласование принципов и условий перехода на единую валюту в рамках ЕврАзЭС;
  • установление общих правил торговли товарами и услугами и их доступа на внутренние рынки;
  • создание равных условий для производственной и предпринимательской деятельности;
  • формирование общего энергетического рынка;
  • создание равных условий для доступа иностранных инвестиций на рынки Сторон;
  • сближение и гармонизация национальных законодательств.[17]

Руководящие органы Сообщества – это Межгосударственный совет, Интеграционный комитет, Межпарламентская Ассамблея, Суд Сообществ.

Помимо  этого, интеграция направлена на восстановление и поддержание экономических  связей бывших республик СССР, отчасти  потерянных в 1990-е после распада  единого государства. По оценкам  экспертов, без кооперационных связей с другими странами СНГ даже Россия, наиболее самодостаточная из экс-советских  республик, способна производить лишь примерно 65% продукции. Казахстан без  связей с Россией может производить  лишь 10% ассортимента промышленной продукции, Киргизстан и Таджикистан – менее 5%. Столь высокая технологически обусловленная взаимозависимость  является стимулом постсоветской интеграции, заставляя бывшие советские республики сохранять хотя бы некоторые элементы советской системы экономических  связей.

Еще один стимул развития ЕврАзЭС – это распространенное среди значительной части «простых» людей-граждан СНГ стремление «вернуться в СССР». Даже в начале 1990-х стремление к полноценной национальной независимости выражало отнюдь не большинство населения экс-советских республик. Когда же в 1990-е всем «республикам свободным» из распавшегося Союза пришлось пережить глубокий и затяжной кризис, то миф о «сильном и богатом СССР, разваленном своекорыстными политиканами», укрепился в массовом сознании еще сильнее. Поэтому любые мероприятия, напоминающие «оживление СССР» (даже если речь идет о чистых декларациях), ведут к повышению рейтинга тех политиков, которые их организуют.

Исходя  из данных представленных ниже (табл.1), можно сказать, что для Сообщества характерны существенные различия между странами-участницами в масштабной величине территории, населения и экономики. На Россию – самого значительного участника приходится 83,9% площади, 78,4% населения и 87,4% ВВП Сообщества, а на Таджикистан – самого маленького участника соответственно – 0,7, 4,2 и 0,2% (2010 г.). Экономический потенциал России более чем в 8 раз превосходит суммарный потенциал остальных членов «пятерки». Еще одна важная черта пространства Сообщества – большие различия между странами по уровню социально-экономического развития при довольно низком общем уровне. В Сообществе четко выделяются два полюса: один – Россия, другой – Таджикистан. К России по ряду показателей примыкают Белоруссия и Казахстан, к Таджикистану – Киргизия и отчасти Казахстан. [17]

Таблица 1

Доля  государств в итогах по ЕврАзЭс в 2010 году

(в процентах  к итогу по Сообществу)

 

Территория

Численность населения

ВВП

Продукция промышленности

Продукция сельского хозяйства

Беларусь

1,0

5,3

3,2

5,3

9,9

Казахстан

13,4

9,1

8,6

7,8

9,4

Кыргызстан

1,0

3,0

0,3

0,3

2,4

Россия

83,9

78,4

87,4

86,4

76,3

Таджикистан

0,7

4,2

0,2

0,2

2,0


Источник: Официальный сайт ЕврАзЭС/ [электронный ресурс].  – Режим доступа: http://www.evrazes.com.

Громадны  различия между странами-участницами  и по отраслевой структуре экономики. Преобладающими отраслями в экономике  Таджикистана и Киргизии являются сельское хозяйство, гидроэлектроэнергетика, горно-добывающая и металлургическая промышленность. Казахстан выделяется горно-добывающей и топливной промышленностью, черной и цветной металлургией. В экономике Белоруссии в отличие от этих стран преобладают отрасли, производящие продукцию высокой степени обработки, в частности, машиностроение, а также химия и нефтехимия. В российской экономике выделяются отрасли ТЭК, но при этом в ней представлены все отрасли промышленности и довольно динамично развивающаяся сфера услуг.  Необходимо подчеркнуть, что Киргизия и особенно Таджикистан относятся к числу аграрных стран, а Белоруссия, Казахстан и Россия – индустриальных. Причем в России наблюдаются некоторые признаки постиндустриальности динамичное развитие сферы услуг, современных видов телекоммуникации, информационных технологий.

Взаимная торговля стран-участниц ЕврАзЭС увеличивается с каждым годом, что положительно сказывается на экономике каждой страны (рис.1). Небольшой спад был заметен в 2009 году, что было обусловлено мировым финансовым кризисом, который повлиял на сокращение торговли большинства стран мира. На предкризисный уровень торговли со странами ЕврАзЭС почти вышли такие страны как Кыргызстан и Россия. Но страны-участницы этой интеграционной группировки занимают малую долю во внешнеторговом обороте России, поэтому достижение для нее предкризисного уровня не особо сказывается для экономики страны. [17]

 

Рисунок 1 – Взаимный товарооборот государств Сообщества

Источник: Официальный сайт ЕврАзЭС/ [электронный  ресурс].  – Режим доступа: http://www.evrazes.com.

Таким образом, пространство ЕврАзЭС как интеграционной группировки имеет много специфических  черт, которые отсутствуют в других межгосударственных экономических  объединениях. Однако Экономическое Сообщество может позволить решить проблему обеспечения динамичного развития стран-членов путем согласования социально-экономических преобразований при эффективном использовании их экономических потенциалов в интересах повышения уровня жизни народов.

 

2.1 Таможенный  союз: причины и история формирования

Главной причиной экономической интеграции  является стремление к повышению экономической эффективности производства. На межгосударственном уровне интеграция происходит путем формирования региональных экономических объединений государств и согласования их внутренней и внешней экономической политики. Взаимодействие и взаимоприспособление национальных хозяйств проявляется, прежде всего, в постепенном создании «общего рынка» – в либерализации условий товарообмена и перемещения производственных ресурсов (капитала, труда, информации) между странами.

В соответствии с Приоритетными направлениями  развития ЕврАзЭС на 2003-2006 и последующие  годы,  утвержденными в феврале  2004 г., сотрудничество в Сообществе развивается по следующим основным направлениям:

  1. формирование таможенного союза;
  2. проведение согласованной экономической политики;
  3. взаимодействие в реальном секторе экономики;
  4. формирование и совместное развитие энергетического рынка;
  5. формирование Транспортного союза и реализация транзитного потенциала ЕврАзЭС;
  6. взаимодействие в агропромышленном секторе;
  7. формирование общего рынка услуг;
  8. формирование общего финансового рынка и развитие валютной интеграции;
  9. сотрудничество в социально-гуманитарной сфере и в области миграционной политики. 

Информация о работе Интеграционные процессы в мировой экономике