Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 15:32, курсовая работа
Цель работы – исследовать процесс формирования и деятельность Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана.
Задачи исследования:
Рассмотреть историю создания интеграционных группировок.
Проанализировать пространство сотрудничества на постсоветском пространстве.
Определить мотивацию участия стран в ЕврАзЭС и Таможенном союзе.
Обосновать проблемы и перспективы дальнейшего развития ТС.
В целях оптимизации процесса формирования таможенного союза и единого экономического пространства решением глав государств-участников ЕврАзЭС от 16 августа 2006 г. предусмотрено, что формирование таможенного союза, а в дальнейшем и единого экономического пространства будет осуществляться первоначально на базе трех стран – России, Белоруссии и Казахстана – с последующим присоединением других государств-членов ЕврАзЭС.
В соответствии с Договором «О создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза» от 6 октября 2007 г. таможенный союз представляет собой форму торгово-политической интеграции Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан, предусматривающую единую таможенную территорию, в пределах которой во взаимной торговле товарами, происходящими с единой таможенной территории, а также происходящими из третьих стран и выпущенными в свободное обращение на этой территории, не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. Таможенный союз предусматривает также единый таможенный тариф и другие меры регулирования торговли с третьими странами.
Создание
таможенного союза является важным
и ответственным шагом на пути
к улучшению экономических
С 1 января
2010 года Единым таможенным тарифом
управляет наднациональный
Первый этап формирования ТС-3 охватывает период с 1 января 2010г. по 1 июля 2010г. В течение первого этапа были проведены следующие мероприятия:
Второй этап формирования Таможенного Союза начался с 1 июля 2010 г. Данный этап предполагал решение следующих задач:
к 1 июля 2011г.:
с 1 июля 2011г.:
Реализация указанных выше направлений свидетельствует о продвижении процесса формирования Таможенного союза с участием Казахстана, России и Беларуси и создает реальные условия для свободного движения капиталов и повышения конкурентоспособности национальных экономик стран Евразэс. Создание единой таможенной территории, либерализация торговли в рамках Таможенного союза и формирование в перспективе Единого экономического пространства будут стимулировать расширение международной производственной кооперации в рамках Евразэс, а также оказывать влияние на развитие промышленных комплексов и экономик стран сообщества в целом.
За первый год работы Таможенного союза (II полугодие 2010 г. плюс I полугодие 2011 г.) валовой объем взаимной торговли государств-членов ТС-3 за это период превысил 100 млрд. долларов. В первом полугодии 2011 года он составил 58191,5 млн. долларов США, что больше на 40,8% по сравнению с первым полугодием 2010 года. [18].
Несмотря на то, что функционировать Таможенный союз стал совсем недавно, изменение в товарообороте стран участниц нельзя не заметить. Исходя из диаграммы, представленной ниже, можно сделать вывод, что отмена таможенных пошлин внутри союза сильно сказалась на увеличении взаимной торговли.
Рисунок 2 – Товарооборот Российской Федерации с Республикой Казахстан за январь-июль 2010 и 2011 гг.
Рисунок 3 – Товарооборот Российской Федерации с Республикой Беларусь за январь-июль 2010 и 2011 гг.
Источник: Официальный сайт Комиссии Таможенного Союза/ [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.tsouz.ru.
Взаимная торговля со странами-членами Таможенного союза занимает 44,7% объема внешней торговли Республики Беларусь, 18,2% внешнеторгового оборота Республики Казахстан и 7,4% объема внешней торговли Российской Федерации.[18]
Рисунок 4 – Соотношение объемов внешней торговли стран-участниц ТС-3
Источник: Официальный сайт Комиссии Таможенного Союза/ [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.tsouz.ru.
Как видно из представленных ниже данных Российская Федерация обеспечивает большую часть торговли в рамках Таможенного союза, в то же время для российской экономики торговля со странами ТС-3 не имеет особого значения, однако эта доля, по прогнозам экспертов, будет постепенно расти.
Рисунок 5 – Валовой объем взаимной торговли во II полугодии 2011 г.
Источник: Официальный сайт Комиссии Таможенного Союза/ [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.tsouz.ru.
Что касается распределения взаимной торговли по товарным группам в январе-ноябре 2011 г., можно сказать, что 41,4% приходится на минеральные продукты, 18,6% на машины и оборудование и 12,8% на металлы и изделия из них. Это не удивительно, если учитывать сырьевую направленность стран входящих в Таможенный союз. [18]
Таким образом,
пока нельзя еще выводить достаточно
твердые тенденции развития взаимной
торговли стран-членов Таможенного
союза, однако экономические показатели
2011 года свидетельствуют о том, что
преимущества интеграции на базе Таможенного
союза могут сформировать надежную
основу взаимовыгодного и
3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА ЕВРАЗЭС
Как известно,
упразднение таможенных пошлин и
границ между странами Таможенного
союза и введении единого таможенного
тарифа для других государств существенно
влияет на экономики эти стран. Президент
Казахстана Н. Назарбаев, ссылаясь на данные
экспертов, заявил, что Таможенный союз
позволит трём странам к 2015 году увеличить
ВВП на 15%. Предполагается, что за
счет увеличения рынка, установления общих
правил ведения бизнеса, страны-участницы
получат дополнительный прирост
ВВП на 1-2% в год, и заработают более
400 млрд. долларов. Если же членом этого
союза станет Украина, то возникнет
общее экономическое
Таким образом, эксперты-оптимисты ожидают, что:
- товары
на местных рынках станут
- откроются
новые возможности для
- станут дешевле энергоносители;
- во взаимной
торговле стран Таможенного
Единое
таможенное пространство трех государств
с совокупным населением 170 млн. человек
представляется крайне выгодным для
России, где сосредоточена значительная
часть производителей товаров
и услуг. За счет ликвидации пошлин
конкурировать с
Важно, что
таможенный союз дает принципиально
новые возможности. Прежде всего, страны
могут воссоединить утраченный потенциал
предприятий с высокой
Формируемое
на просторах Евразии единое таможенное
пространство является единственным сухопутным
мостом между двумя гигантскими
центрами силы – Евросоюзом, ставшим
после ратификации
Однако, на пути развития таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана возникают некоторые трудности и даже риски, на устранение которых необходимо отвести особое внимание. Наиболее серьезный риск, связанный с образованием таможенного союза – это неисполнение плана по сбору платежей. В данном случае таможенным органам необходимо соблюдать все новые правила и требования таможенного кодекса, чтоб план сборов был выполнен в полном объеме.
Безусловно,
создание таможенного союза повлияет
и на простых предпринимателей. Не
исключено, что в течение определенного
периода может обостриться
Также возникает спорные вопросы в тарифном регулировании. Например, поскольку в рамках Таможенного союза экспортная пошлина будет взиматься на границе союза, а затем делиться на доли участников соглашения, то нефтеперерабатывающие предприятия России и Белоруссии будут находиться в равных условиях. До образования ТС-3 Россия поставляла в Белоруссию 6,3 млн. тонн нефти в год беспошлинно – часть этой нефти перерабатывалась на белорусских предприятиях и направлялась на реэкспорт в Европу, при этом стоимость белорусских нефтепродуктов была меньше российских, так как первые не облагались экспортной пошлиной.
Однако сторонам еще предстоит договориться о долях, в которых общие пошлины будут делиться между членами союза. Россия «как самый емкий рынок» рассчитывала на большую часть поступлений – до 90% от взимаемых импортных пошлин. Что касается экспортных пошлин, то у Казахстана и Белоруссии, по заявлению представителей российского Минэкономразвития, их практически нет, а Россия экспортирует более 300 товарных позиций, по которым взимаются вывозные пошлины. После длительного обсуждения стороны достигли обсуждения этой ключевой договоренности, в результате чего Россия будет получать 87,97% собираемых платежей, Белоруссия – 4,7%, Казахстан – 7,33%.[16]
Начало функционирования Таможенного союза возродило в Белоруссии и Казахстане надежды на быстрые прибыли. Оживляются старые контрабандные схемы, проводятся расчеты и изучаются маршруты. Снятие таможенного контроля с российских границ откроет «окно возможностей» для масштабной товарной интервенции. В этой связи обращает на себя внимание активизация таможенных служб Белоруссии и Казахстана. В частности, белорусская таможня, рассчитывая вновь вернуть себе полномочия регулировать поставки транзитных товаров на российский рынок, в настоящее время активно арендует складские помещения для будущего конфиската.[15,42]
Еще одной негативной стороной Таможенного союза для России является то, что по оценке Министерства экономического развития, транзит через территорию Казахстана и Белоруссии дешевле, чем через Россию на 30%, поэтому в будущем возможны значительные убытки для транспортных компаний России и соответственно для федерального бюджета.[7, c. 18]
Также стоит вопрос о возможной перерегистрации российских компаний в Казахстане, поскольку ставка НДС там составляет 13%, тогда как у нас в стране 18%, что естественно приведет к потерям национальной экономики России.
Проблемой является и реэкспорт российских товаров с территории стран, где действует совершенно другой таможенный режим: например, экспорт леса в России облагается таможенными пошлинами, а в Казахстане – нет.
Информация о работе Интеграционные процессы в мировой экономике