Интеграционные процессы в мировой экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 15:32, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – исследовать процесс формирования и деятельность Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана.
Задачи исследования:
Рассмотреть историю создания интеграционных группировок.
Проанализировать пространство сотрудничества на постсоветском пространстве.
Определить мотивацию участия стран в ЕврАзЭС и Таможенном союзе.
Обосновать проблемы и перспективы дальнейшего развития ТС.

Работа содержит 1 файл

kursovik.docx

— 145.14 Кб (Скачать)

В целях оптимизации процесса формирования таможенного союза и единого  экономического пространства решением глав государств-участников ЕврАзЭС  от 16 августа 2006 г. предусмотрено, что формирование таможенного союза, а в дальнейшем   и единого экономического пространства будет осуществляться первоначально на базе трех стран – России, Белоруссии и Казахстана – с последующим присоединением других государств-членов ЕврАзЭС.

В соответствии с Договором «О создании единой таможенной территории и формировании таможенного  союза» от 6 октября 2007 г. таможенный союз представляет собой форму торгово-политической интеграции Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан, предусматривающую единую таможенную территорию, в пределах которой во взаимной торговле товарами, происходящими с единой таможенной территории, а также происходящими из третьих стран и выпущенными в свободное обращение на этой территории, не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. Таможенный союз предусматривает также единый таможенный тариф и другие меры регулирования торговли с третьими странами.

Создание  таможенного союза является важным и ответственным шагом на пути к улучшению экономических отношений  между странами. В первую очередь  было осуществлено введение единых таможенных тарифов по более чем 11 000 товаров, отменены таможенные пошлины и сняты  экономические ограничения.

С 1 января 2010 года Единым таможенным тарифом  управляет наднациональный орган  – Комиссия Таможенного союза. Ей переданы полномочия трех стран в  сфере таможенно-тарифной политики, в частности утверждение ставок пошлин. Для принятия решений необходимо получить две трети голосов. Россия имеет около 60% голосов, у Беларуси и Казахстана - по 20% (пропорционально  формированию бюджета Таможенного  союза). Таким образом, предварительный этап формирования Таможенного Союза продлился до 1 января 2010 года. В течение этого периода была в основном завершена подготовка нормативно-правовой базы Таможенного Союза. [5, c. 54]

Первый этап формирования ТС-3 охватывает период с 1 января 2010г. по 1 июля 2010г. В течение первого этапа были проведены следующие мероприятия:

  • введение с 1 января 2010 г. Единого таможенного тарифа и единой системы нетарифного регулирования;
  • передача Комиссии Таможенного союза полномочий в области таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности;
  • начало формирования Комиссией Таможенного союза единого торгового режима с третьими странами;
  • отмена с 1 июля 2010 года на российско-казахстанской границе таможенного оформления в отношении товаров, происходящих из России и Казахстана, и организация пропуска перевозчиков по сертификатам происхождения товара;
  • перенос до 1 июля 2010 года всех видов государственного контроля, за исключением пограничного, на внешний контур единой таможенной территории в отношении белорусско-российской границы.

Второй этап формирования Таможенного Союза начался с 1 июля 2010 г. Данный этап предполагал решение следующих задач:

к 1 июля 2011г.:

  • завершить выполнение мероприятий Плана по переносу всех видов контроля, кроме пограничного, на внешнюю границу Таможенного союза;
  • завершить переговоры с третьими странами по унификации торговых режимов на основании достигнутых ранее договоренностей сторон;

с 1 июля 2011г.:

  • перенести оставшиеся контрольные функции, кроме пограничных, с российско-казахстанской границы на внешнюю границу Казахстана при реализации на ней механизмов совместного контроля. [5, c. 55]

Реализация указанных выше направлений свидетельствует о продвижении процесса формирования Таможенного союза с участием Казахстана, России и Беларуси и создает реальные условия для свободного движения капиталов и повышения конкурентоспособности национальных экономик стран Евразэс. Создание единой таможенной территории, либерализация торговли в рамках Таможенного союза и формирование в перспективе Единого экономического пространства будут стимулировать расширение международной производственной кооперации в рамках Евразэс, а также оказывать влияние на развитие промышленных комплексов и экономик стран сообщества  в целом.

За первый год работы Таможенного союза (II полугодие 2010 г. плюс I полугодие 2011 г.) валовой объем взаимной торговли государств-членов ТС-3 за это период превысил 100 млрд. долларов. В первом полугодии 2011 года он составил 58191,5 млн. долларов США, что больше на 40,8% по сравнению с первым полугодием 2010 года. [18].

Несмотря  на то, что функционировать Таможенный союз стал совсем недавно, изменение  в товарообороте стран участниц нельзя не заметить. Исходя из диаграммы, представленной ниже, можно сделать вывод, что отмена таможенных пошлин внутри союза сильно сказалась на увеличении взаимной торговли.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2 – Товарооборот Российской Федерации с Республикой Казахстан за январь-июль 2010 и  2011 гг.


 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 3 – Товарооборот Российской Федерации с Республикой Беларусь за январь-июль 2010 и  2011 гг.

Источник: Официальный сайт Комиссии Таможенного Союза/ [электронный ресурс].  – Режим доступа: http://www.tsouz.ru.

 

Взаимная торговля со странами-членами Таможенного союза занимает 44,7% объема внешней торговли Республики Беларусь, 18,2% внешнеторгового оборота Республики Казахстан и 7,4% объема внешней торговли Российской Федерации.[18]

Рисунок 4 – Соотношение объемов внешней торговли стран-участниц ТС-3

Источник: Официальный сайт Комиссии Таможенного Союза/ [электронный ресурс].  – Режим доступа: http://www.tsouz.ru.

Как видно  из представленных ниже данных Российская Федерация обеспечивает большую  часть торговли в рамках Таможенного  союза, в то же время для российской экономики торговля со странами ТС-3 не имеет особого значения, однако эта доля, по прогнозам экспертов, будет постепенно расти.

Рисунок 5 – Валовой объем взаимной торговли во II полугодии 2011 г.

Источник: Официальный сайт Комиссии Таможенного Союза/ [электронный ресурс].  – Режим доступа: http://www.tsouz.ru.

 

Что касается распределения взаимной торговли по товарным группам в январе-ноябре 2011 г., можно сказать, что 41,4% приходится на минеральные продукты, 18,6% на машины и оборудование и 12,8% на металлы и  изделия из них. Это не удивительно, если учитывать сырьевую направленность стран входящих в Таможенный союз. [18]

Таким образом, пока нельзя еще выводить достаточно твердые тенденции развития взаимной торговли стран-членов Таможенного  союза, однако экономические показатели 2011 года свидетельствуют о том, что  преимущества интеграции на базе Таможенного  союза могут сформировать надежную основу взаимовыгодного и перспективного развития взаимной торговли Республики Беларусь, Республики Казахстан и  Российской Федерации.

 

 

3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА ЕВРАЗЭС

Как известно, упразднение таможенных пошлин и  границ между странами Таможенного  союза и введении единого таможенного  тарифа для других государств существенно  влияет на экономики эти стран. Президент  Казахстана Н. Назарбаев, ссылаясь на данные экспертов, заявил, что Таможенный союз позволит трём странам к 2015 году увеличить  ВВП на 15%. Предполагается, что за счет увеличения рынка, установления общих  правил ведения бизнеса, страны-участницы  получат дополнительный прирост  ВВП на 1-2% в год, и заработают более 400 млрд. долларов. Если же членом этого  союза станет Украина, то возникнет  общее экономическое пространство, простирающееся от ЕС до Китая, и объединяющее население стран-участниц общей  численностью в 213 миллионов человек.[12, c. 282]

Таким образом, эксперты-оптимисты ожидают, что:

- товары  на местных рынках станут дешевле,  качественнее, а их ассортимент  разнообразнее;

- откроются  новые возможности для развития  бизнеса. Товары можно будет  свободно перемещать по территории  России, Казахстана, Беларуси;

- станут  дешевле энергоносители;

- во взаимной  торговле стран Таможенного союза  снизятся издержки бизнеса, например, при перевозках товаров внутри  Таможенного союза.

Единое  таможенное пространство трех государств с совокупным населением 170 млн. человек  представляется крайне выгодным для  России, где сосредоточена значительная часть производителей  товаров  и услуг. За счет ликвидации пошлин конкурировать с производителями  других стран на рынках Казахстана и Белоруссии. Также снятие таможенных барьеров позволит в разы увеличить  объемы внешней торговли энергоносителями и урановым сырьем и защитить наших  производителей от экспансии третьих  стран.

Важно, что  таможенный союз дает принципиально  новые возможности. Прежде всего, страны могут воссоединить утраченный потенциал  предприятий с высокой добавленной  стоимостью и воссоздать старые индустриальные цепочки. Это означает сохранение критически важных рубежей. Еще одно позитивное обстоятельство заключается в том, что участницы ТС получают возможность реализовывать очень крупные транзитные проекты.

Формируемое на просторах Евразии единое таможенное пространство является единственным сухопутным мостом между двумя гигантскими  центрами силы – Евросоюзом, ставшим  после ратификации Лиссабонского  договора пятисотмиллионной державой и полуторамиллиардным Китаем, в 2010 г. образовавшем вместе со странами АСЕАН общий рынок объемом  в 2 млрд. человек. Россия, Белоруссия и  Казахстан тоже образуют крупный  рынок в формате таможенного  союза, в котором участвует примерно 170 млн. человек и 2 трлн. долларов капитала. Это, безусловно, интересное экономическое пространство для инвесторов и для свободного экономического развития.[7, c. 18]

Однако, на пути развития таможенного союза  России, Белоруссии и Казахстана возникают  некоторые трудности и даже риски, на устранение которых необходимо отвести  особое внимание. Наиболее серьезный  риск, связанный с образованием таможенного  союза – это неисполнение плана  по сбору платежей. В данном случае таможенным органам необходимо соблюдать  все новые правила и требования таможенного кодекса, чтоб план сборов был выполнен в полном объеме.

Безусловно, создание таможенного союза повлияет и на простых предпринимателей. Не исключено, что в течение определенного  периода может обостриться ситуация на таможнях. В первую очередь, это  будет связано с неразберихой при предоставлении документов. Таможенный кодекс таможенного союза отличается от таможенных кодексов России, Белоруссии и Казахстана, а значит, и меняются требования к оформлению различных  таможенных бумаг и документов. Проблемы в бюрократической сфере, конечно  же, отойдут со временем на задний план, ведь в функции таможни входит разъяснение и обеспечение новой  информацией участников внешнеэкономической  деятельности. Но до тех пор взаимоотношения  экономических агентов и таможенных служащих действительно будут представлять собой неразбериху.

Также возникает  спорные вопросы в тарифном регулировании. Например, поскольку в рамках Таможенного  союза экспортная пошлина будет  взиматься на границе союза, а  затем делиться на доли участников соглашения, то нефтеперерабатывающие  предприятия России и Белоруссии будут находиться в равных условиях. До образования ТС-3 Россия поставляла в Белоруссию 6,3 млн. тонн нефти в год беспошлинно – часть этой нефти перерабатывалась на белорусских предприятиях и направлялась на реэкспорт в Европу, при этом стоимость белорусских нефтепродуктов была меньше российских, так как первые не облагались экспортной пошлиной.

Однако  сторонам еще предстоит договориться о долях, в которых общие пошлины  будут делиться между членами  союза. Россия «как самый емкий рынок» рассчитывала на большую часть поступлений  – до 90% от взимаемых импортных  пошлин. Что касается экспортных пошлин, то у Казахстана и Белоруссии, по заявлению представителей российского  Минэкономразвития, их практически  нет, а Россия экспортирует более 300 товарных позиций, по которым взимаются  вывозные пошлины. После длительного  обсуждения стороны достигли обсуждения этой ключевой договоренности, в результате чего Россия будет получать 87,97% собираемых платежей, Белоруссия – 4,7%, Казахстан  – 7,33%.[16]

Начало  функционирования Таможенного союза  возродило в Белоруссии и Казахстане надежды на быстрые прибыли. Оживляются старые контрабандные схемы, проводятся расчеты и изучаются маршруты. Снятие таможенного контроля с российских границ откроет «окно возможностей»  для масштабной товарной интервенции. В этой связи обращает на себя внимание активизация таможенных служб Белоруссии и Казахстана. В частности, белорусская  таможня, рассчитывая вновь вернуть  себе полномочия регулировать поставки транзитных товаров на российский рынок, в настоящее время активно  арендует складские помещения для  будущего конфиската.[15,42]

Еще одной  негативной стороной Таможенного союза  для России является то, что по оценке Министерства экономического развития, транзит через территорию Казахстана и Белоруссии дешевле, чем через  Россию на 30%, поэтому в будущем  возможны значительные убытки для транспортных компаний России и соответственно для федерального бюджета.[7, c. 18]

Также стоит  вопрос о возможной перерегистрации  российских компаний в Казахстане, поскольку ставка НДС там составляет 13%, тогда как у нас в стране 18%, что естественно приведет к  потерям национальной экономики  России.

Проблемой является и реэкспорт российских товаров с территории стран, где  действует совершенно другой таможенный режим: например, экспорт леса в России облагается таможенными пошлинами, а в Казахстане – нет.

Информация о работе Интеграционные процессы в мировой экономике