Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 22:00, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение кредитно-денежной системы и ее развитие в развитых странах, а также рассмотрение кредитно- денежной системы Республики Беларусь.
Из поставленной цели вытекает решение следующих задач:
- изучить теоретические аспекты кредитно-денежной системы;
- рассмотреть функционирование кредитно-денежной системы в развитых странах;
Введение 3
1 Кредитно-денежная система: сущность, структура и функции 4
1.1 Экономическая сущность кредитной системы…………………………….. 4
1.2 Денежная система: сущность и структура…………………………………. 6
1.3 Функции современной кредитно-денежной системы……………………... 8
2 Развитие и функционирование институтов кредитно-денежной системы в развитых странах 12
2.1 Особенности развития кредитно-денежной системы США 12
2.2 Инфраструктура кредитно-денежной системы Германии 15
2.3 Особенности кредитно-денежной системы Японии 19
3 Особенности кредитно-денежной системы РБ и перспективы её разви-тия…………………………………………………………………………...........24
3.1 Институты кредитно-денежной системы в РБ…………………………….24
3.2 Ретроспективный анализ кредитно-денежной системы РБ………………26
Заключение 36
Список использованных источников
Начальный этап институциональной трансформации кредитно-денежной системы Республики Беларусь (с начала 1990-х гг. до 1994 г.). Точную дату начала институциональной трансформации кредитно-денежной системы страны определить невозможно. Коммерческие банки начали появляться в республике еще в период СССР (первым стал Минский инновационный банк, созданный в 1988 г.; позже преобразован в Приорбанк), а законы “О Национальном банке Республики Беларусь” и “О банковской деятельности в Республике Беларусь” были приняты в 1990 г. В 1991 г. начался бум образования банков второго уровня. Только в этом году их было учреждено 14, в последующие годы создавалось по 5—10 новых банков (вплоть до 1995 г., когда их число достигло 49). В начале 1992 г. была осуществлена либерализация цен, установлена котировка иностранных валют к бывшему союзному (ставшему российским) рублю, банки стали принимать депозиты в иностранной валюте. В марте1992 г. в обращение введен белорусский рубль (так называемый “зайчик”). Сначала он выступал в качестве суррогатного российского рубля и обращался параллельно с ним. Цель введения “зайчика” заключалась в недопущении кризиса наличности. Белорусский рубль был жестко зафиксирован к российскому рублю по курсу 1:10, но с августа 1994 г. был признан единственным законным платежным средством в республике)[11, с. 20-24].
Динамика банковской системы в этот период характеризовалась следующими тенденциями.
Несмотря на то, что в нашей стране существовали относительно крупные банки, созданные на основе бывших специализированных государственных (Сбербанк, Белагропромбанк, Белпромстройбанк, Белвнешэкономбанк), их собственный капитал и ресурсная база быстро обесценились. Что касается других банков, большинство из них являлись мелкими, располагая собственным капиталом в размере не более 5—10 млн. долл. США. Многие из этих банков были ориентированы на обслуживание буквально одного или нескольких корпоративных клиентов.
Кроме того, что в данный период не существовало нормальных механизмов, обеспечивающих контроль за использованием кредитов, банки действовали в условиях гиперинфляции и резкого сокращения реальной ресурсной базы (табл. 2). Два года подряд потребительские цены увеличивались более чем в 20 раз. Коэффициент монетизации, отражающий масштаб ресурсной базы банковской системы, сократился практически на порядок)[12].
Таблица 2 – Показатели динамики кредитно-денежной системы Республики Беларусь[10].
Для противодействия спаду экономики осуществлялась кредитная поддержка отдельных ее отраслей, прежде всего сельского хозяйства и строительства, приводившая к эмиссии. Такое проинфляционное финансирование, с одной стороны, стало фактором того, что в Беларуси удалось сохранить агропромышленный комплекс, а темпы общеэкономического спада были ниже, чем в других странах бывшего СССР, с другой — порождало затяжную гиперинфляцию. Несмотря на то, что процентные ставки в номинальном выражении нередко превышали 400% годовых (в декабре 1994 г. ставка рефинансирования Национального банка была установлена на уровне 480% годовых), в реальном — они были отрицательными. Это делало практически невозможным долгосрочное рублевое кредитование инвестиционных проектов на рыночных принципах. Банки зарабатывали прибыль на спекулятивных операциях и кредитовании торгово-посреднической деятельности за счет маржи. Что касается заемщиков, то для многих из них “кредит” сам по себе в указанный период был чем-то вроде субсидии, так как при темпах инфляции, составляющих 20—30% в месяц, сумма задолженности обесценивалась очень быстро (даже включая процентные платежи). Началась долларизация экономики. В 1994 г. сумма депозитов в иностранной валюте превысила сумму в рублевых (табл. 2 — столбец “коэффициент долларизации”).
Таким образом, в течение этого этапа ситуация способствовала рентоориентированному поведению, основанному на использовании кредитных ресурсов коммерческих банков, получаемых под отрицательные процентные ставки (минус 90—100% годовых; таблица 2). При этом данные кредитные
ресурсы часто выдавались под льготные процентные ставки на значительные сроки)[13].
Выход из гиперинфляции (1995 г.). Период с 1992 г. по 1994 г. является если не рекордным, то почти таковым в том отношении, что гиперинфляция обычно длится не более года. В Республике Беларусь она продолжалась
значительно дольше (около 2 лет). В конце 1994 г. Национальный банк установил ставку рефинансирования на уровне 480% годовых, что было сопоставимо с месячным темпом инфляции. Это резко повысило спрос на белорусские рубли со стороны банков, нефинансового сектора и позволило относительно быстро стабилизировать валютный курс. В течение 1995 г. значительно снизился коэффициент долларизации (таблица), а темпы инфляции сократились с более 20% в месяц до менее 5%. В целом за 1995 г. цены возросли
примерно в 3,4 раза, что по сравнению с 1994 г., когда они возросли более чем в 20 раз, было неплохим результатом. Следует отметить, что, несмотря на преобладание позитивных тенденций в кредитно-денежной системе, продолжалась накачка экономики рублевой ликвидностью. За 1995 г. агрегаты М1 и М2 увеличились в 3,9 раза. Это обусловило существенное давление на
валютный рынок. Официальный валютный курс был зафиксирован на уровне 11,5 тыс. бел. руб. за 1 долл. США и практически не менялся в течение года. Примерно с сентября — октября рыночные котировки начали отрываться от
официального курса. К концу года они достигли примерно 13 тыс.бел. руб. по отношению к доллару США. Ситуация множественности валютных курсов, при которой по официальному курсу иностранную валюту могли покупать далеко не все экономические субъекты, означала формирование еще одного источника рентоориентированного поведения. В макроэкономическом смысле завышенный официальный валютный курс стал инструментом субсидирования критического импорта (к нему были отнесены энергоносители, многие виды продовольствия, медикаментов и др.), для закупки которого по данному курсу выделялась валюта[14].
Нарастание дисбалансов в денежной системе при положительных темпах роста экономики (1996—1999 гг.). Достигнутая стабилизация кредитно-денежной сферы сферы продолжалась в 1996 г. Если рассматривать 1990-е гг., точнее, тот период, когда Беларусь начала проводить самостоятельную денежно-кредитную политику, 1996 г. внешне был самым благополучным, не считая ситуацию на валютном рынке: для него характерны самые низкие показатели инфляции, девальвации, процентных ставок и другие (табл. 2). Тем не менее и в 1996 г., и в последующие годы продолжалась
накачка экономики деньгами, осуществлялось льготное кредитование отдельных отраслей. Следует подчеркнуть, что сочетание подобной квазибюджетной деятельности банковской системы с особенностями налогово-бюджетной сферы можно назвать довольно парадоксальным. По сути, банковская система выполняла функцию субсидирования отдельных отраслей реального сектора экономики, который в целом нес повышенную налоговую
нагрузку. К этому следует прибавить субсидирование критического импорта за счет продажи валюты на его закупку по официальному курсу. Разрыв котировок между ним и рыночным к концу 1996 г. достиг 30% (против 10% в начале этого года), а к 2000 г. возрос до более чем трехкратной величины. Важно то, что любое субсидирование осуществляется за чей-то счет. Если источником служит бюджет, то донорами являются налогоплательщики. В случае же квазибюджетного субсидирования ими были экспортеры (продавцы валюты), а также экономика в целом. Кредитная эмиссия “оплачивалась” высокой инфляцией. Возобновилась тенденция к долларизации экономики. Сумма депозитов в иностранной валюте к 2000 г. превысила сумму в рублевых вкладах более чем в два раза (табл. 2). Наличные расчеты за товары долгосрочного пользования часто велись в американских долларах. В крупных магазинах открывались валютные секции)[15].
Дедолларизация (2000— 2006 гг.). Национальный банк Республики Беларусь в 2000 г. осуществил ряд стабилизационных мер, в некотором смысле аналогичных тем, которые предпринимались в 1994 г. Прежде всего была обеспечена положительная доходность процентных операций в белорусских рублях. В феврале 2000 г. ставка рефинансирования была повышена до 175% годовых, а в течение июня — сентября этого же года Национальный банк довел официальный курс белорусского рубля до рыночных котировок (на начало данного периода вторые превышали первые более чем в 3 раза).
14 сентября 2000 г. был осуществлен переход к единому курсу на уровне 1180 бел. руб. за 1 долл. США. Это положительно повлияло на ситуацию в кредитно-денежной сфере, особенно начиная с 2001 г. Началась дедолларизация экономики.
Если в начале 2001 г. сумма долларовых депозитов превышала величину рублевых вкладов в 2,5 раза, то к концу 2006 г. сумма последних стала в 2 раза больше. Существенно возросла реальная величина и позитивно изменилась структура кредитных вложений банков в экономику. Вся их сумма возросла за 7 лет в реальном выражении в 3,2 раза (в номинальном — в 14,1 раза), причем рублевые кредиты увеличились в 4,6 раза (в 20,6 раза), кредиты в иностранной валюте — в 1,9 раза (в 8,6 раза). Соотношение суммы кредитов в белорусских рублях и иностранной валюте изменилось с 82:100 на начало 2001 г. до 196:100 — на начало 2007 г. Уровень инфляции и процентных ставок последовательно приближался к нормальным, характерным для стабильной экономики. Прирост потребительских цен снизился с 61,1% за 2001 г. до 6,6% — в 2006 г.; ставка рефинансирования в среднегодовом выражении — с
60,15% годовых до 10,3% годовых соответственно. Возрос финансовый потенциал банковской системы. Отношение суммы активов банков к уровню ВВП увеличилось с 19,7% (в среднем за год) — в 2001 г. до 29,3% — в 2006г. При практически неизменном количестве действующих банков существенно сократилось число мелких. Однако весь указанный период действовали экстенсивные факторы нормализации. Положительная динамика параметров кредитно-денежной системы была связана во многом с тем, что банки и другие экономические субъекты постепенно начинали воспринимать белорусский рубль как нормальную валюту и избавлялись от рудиментов проинфляционного поведения. Возрастал финансовый потенциал банковской системы,
банки переключались на кредитование экономики. Появились возможности проведения реального анализа платежеспособности заемщиков. Возможности последних получить заемные средства для реализации инвестиционных проектов под приемлемые процентные ставки начали расширяться. Национальный банк осуществил меры, направленные на развитие внутренней институциональной структуры банковской системы, обеспечивающей благоприятные условия для осуществления банковских операций. Среди важнейших из них можно отметить следующие)[16].
1. В 2000 г. был начат переход на Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО). К настоящему времени большая часть стандартов в банковской системе внедрена (всего их около 40). В совокупности с тем, что финансовая отчетность банков в обязательном порядке должна подтверждаться внешним аудитом, а также тем, что согласно требованию Национального банка все банки обязаны публиковать основные документы финансовой отчетности (бухгалтерский баланс, отчеты о прибыли и убытках, движении денежных фондов, об изменениях в собственном капитале) и предоставлять их своим клиентам по первому требованию — это в принципе создает хорошую основу для достижения высокой степени финансовой прозрачности. Вместе с тем данная мера, при всей ее важности, в значительной степени обесценивается тем, что вне банковской системы, то есть в остальной экономике, действует традиционная система бухгалтерского учета и фи-
нансовой отчетности, которая во многом аналогична существовавшей в условиях административной экономики.
2. Национальный банк взял на себя инициативу по формированию Бюро кредитных историй. К настоящему времени создана информационная база по заемщикам и отработан организационный механизм ее обновления, а также предоставления информации. Вместе с тем следует понимать, что для того, чтобы этот институт заработал в полную силу, должен пройти определенный промежуток времени.
3. Были предприняты существенные усилия, направленные на совершенствование нормативной базы, регламентирующей кредитные операции. После чрезмерной регламентации кредитного процесса в конце 1990-х — начале 2000-х гг. принимались меры, направленные на его упрощение и рационализацию. Сегодня нормативная база, определяющая кредитные операции, не вызывает значительных нареканий у работников кредитных подразделений банков. Вместе с тем они заявляют о том, что наибольшие проблемы для поддержания высокого качества кредитного портфеля связаны с обще-экономическими условиями, включая действующее законодательство и институциональную структуру, трудности с реализацией залога)[17].
4. Несмотря на то, что с 2000 г. Национальный банк отказался от выдачи прямых кредитов экономике, примерно с этого же времени банки начали кредитовать государственные программы на квазирыночной основе. Очевидно, что растущая экономика требует соответствующих финансовых ресурсов.
Однако если этот рост не сопровождается ростом эффективности и нормальной платежеспособностью, ясно, что соответствующие кредитные ресурсы не
могут предоставляться банковской системой в необходимых размерах на рыночных принципах. Возможно, это оправдано с точки зрения социальной
ориентации белорусской социально-экономической модели. Но надежность таких кредитов не всегда удовлетворительна. Это может привести к сокращению доступных заемных фондов для других секторов экономики, а также повышению общей нормы процента.
Современный этап (начиная с 2007 г.). До 2006 г. стабилизационная политика, носившая экстенсивный характер, приносила положительные результаты. В 2007 г. положение изменилось. Началось ускорение инфляции (табл. 2), которая достигла своего исторического минимума в 2006 г., а в 2008 г. увеличилась более чем в 2 раза (с 6,6 до 13,3% в год). Ставка рефинансирования Национального банка практически не менялась в номинальном выражении, в реальном (впервые с 1999 г.) — она стала отрицательной. Белорусские банки начали увеличивать ставки по кредитам, что отрицательно сказывалось на состоянии реального сектора экономики. В связи с этим Национальный банк ввел ограничительную маржу на кредитные ставки к уровню ставки рефинансирования (в настоящее время данная мера отменена). Начался медленный процесс обратной долларизации экономики. Соответствующий коэффициент после снижения в течение шести лет начал возрастать (табл. 2). С 1 января 2009 г. Национальный банк осуществил резкую девальвацию белорусского рубля к доллару США (на 20%). Была повышена ставка рефинансирования с 10,25% годовых до 14% годовых. Данные меры предпринимались в связи с кризисом на мировых финансовых рынках. Таковы основные этапы кредитно-денежной системы республики. Рассмотрим агрегированную оценку уровня развития и институциональной стабильности кредитно-денежной системы)[18].
Уровень развития и степень макроэкономической стабильности кедитно-денежной системы характеризуется множеством аспектов. Для его комплексной оценки могут использоваться десятки показателей. В данном ис-следовании использован иной, индикативный подход, который заключается в том, что для оценки определенного существенного качества системы выбирается один или несколько индикаторов. Их значение в интегральном виде отражает его количественную оценку. В качестве индикаторов уровня стабильности и макроэкономической эффективности выбраны следующие:
Информация о работе Институты кредитно-денежной системы и ее функционирование в рыночной экономике