Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 22:00, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение кредитно-денежной системы и ее развитие в развитых странах, а также рассмотрение кредитно- денежной системы Республики Беларусь.
Из поставленной цели вытекает решение следующих задач:
- изучить теоретические аспекты кредитно-денежной системы;
- рассмотреть функционирование кредитно-денежной системы в развитых странах;
Введение 3
1 Кредитно-денежная система: сущность, структура и функции 4
1.1 Экономическая сущность кредитной системы…………………………….. 4
1.2 Денежная система: сущность и структура…………………………………. 6
1.3 Функции современной кредитно-денежной системы……………………... 8
2 Развитие и функционирование институтов кредитно-денежной системы в развитых странах 12
2.1 Особенности развития кредитно-денежной системы США 12
2.2 Инфраструктура кредитно-денежной системы Германии 15
2.3 Особенности кредитно-денежной системы Японии 19
3 Особенности кредитно-денежной системы РБ и перспективы её разви-тия…………………………………………………………………………...........24
3.1 Институты кредитно-денежной системы в РБ…………………………….24
3.2 Ретроспективный анализ кредитно-денежной системы РБ………………26
Заключение 36
Список использованных источников
Большую группу различных по характеру функций выполняют небанковские финансово-кредитные учреждения.
Государственные финансово-кредитные корпорации - специализируются на предоставлении льготных кредитов предприятиям отдельных отраслей народного хозяйства (сельского хозяйства, лесной промышленности, рыболовства, жилищного строительства и так далее), экономически отсталым регионам, предприятиям местных органов власти. Их бюджеты и ежегодные планы утверждаются парламентом, а деятельность контролируется соответствующими министерствами и ведомствами. К государственным институтам относится также Бюро доверительного фонда Министерства финансов, являющееся по существу одним из крупнейших банков Японии и оперирующее капиталами государственных пенсионных, страховых и сберегательных учреждений. Основная часть его кредитов предоставляется государственным банкам, корпорациям, центральным и местным органам власти.
Страховые компании по сумме активов занимают значительное место среди частных финансово-кредитных учреждений (3-е - среди частных (15% совокупного баланса) и 1-е среди специализированных). Насчитывается 24 компании по страхованию жизни и 23 - по страхованию имущества. Огромные финансовые средства, которые аккумулируют страховые компании, используются в основном для инвестиций в ценные бумаги.
Фондовые компании - в Японии их насчитывается 220. Специализируются исключительно на операциях с ценными бумагами.
Почтово-сберегательные кассы - аккумулируют сбережения населения. В отличие от банков, оказывающих аналогичные услуги, японские сберкассы при почтовых отделениях, предоставляют физическим лицам гораздо больший набор услуг, позволяют людям среднего достатка на более выгодных условиях получать кредиты и хранить сбережения. Благодаря этому государственные почтово-сберегательные кассы, подчиняющиеся почтовому ведомству, смогли аккумулировать большие объемы финансовых средств[5].
Вывод: Современная кредитно-денежная система, которая является основным элементом рынка ссудных капиталов, состоит из следующих основных институциональных звеньев, или ярусов:
I. Центральный банк, государственные и полугосударственные банки.
II. Банковский сектор: коммерческие банки, сберегательные банки, инвестиционные банки, ипотечные банки, специализированные торговые банки, банкирские дома.
III. Страховой сектор: страховые компании, пенсионные фонды.
IV. Специализированные небанковские кредитно-финансовые институты: инвестиционные компании, финансовые компании, благотворительные фонды, трастовые отделы коммерческих банков, ссудо-сберегательные ассоциации, кредитные союзы.
Такая схема является типичной для большинства промышленно развитых стран — в основном для США, государств Западной Европы, Японии. Ее обычно называют четырехъярусной или трехъярусной (в ряде случаев страховой сектор объединяют с четвертым ярусом, который идет под общим названием специализированных небанковских кредитно-финансовых учреждений).
Однако по степени развитости тех или иных звеньев отдельные страны существенно отличаются друг от друга. Наиболее развита кредитно-денежная система США, поэтому на нее ориентировались все промышленно развитые страны Запада при формировании кредитно-денежной системы в послевоенный период.
В кредитно-денежной системе стран Западной Европы получили широкое развитие банковский и страховой секторы и в меньшей степени — специализированный сектор в виде инвестиционных и финансовых компаний, трастовых отделов, благотворительных фондов. Здесь сформировалась широкая сеть полугосударственных или государственных кредитных институтов, включая коммерческие и сберегательные банки, страховые компании и др.
Кредитно-денежная система стран Западной Европы по своей структуре приближается к кредитной системе США, однако каждая страна имеет свои особенности. Так, в Германии банковский сектор базируется в основном на коммерческих, сберегательных и ипотечных банках. Причем в отличие от других стран институт ипотечных банков здесь (хотя и действует как анахронизм XIX в.) очень развит и занимает большой удельный вес в кредитной системе и на рынке ссудных капиталов. В то же время система инвестиционных банков в Германии менее развита, чем в США, Англии, Канаде. Это объясняется отчасти тем, что ее коммерческие банки выполняют функции инвестиционных.
Современная кредитно-денежная система Японии сформировалась в послевоенный период в основном по американскому образцу и имеет трехъярусную систему: центральный банк, банковский и специализированный секторы. Наиболее развит банковский сектор, базирующийся на городских (коммерческих) и сберегательных банках. В последние годы действуют также инвестиционные банки. В секторе специализированных кредитно-финансовых институтов широкое распространение получили лишь страховые и инвестиционные компании. Данный сектор кредитной системы Японии менее развит, чем в США, Англии и Канаде, и приближается к аналогичным секторам Германии, Франции, Италии.
Отставание в развитии секторов специализированных институтов стран Западной Европы и Японии, по сравнению с США, Англией, Канадой, объясняется рядом причин: национальными традициями развития кредитных систем, более низким уровнем доходов населения, меньшей развитостью рынка ценных бумаг, организацией государственного регулирования кредитной системы.
3 ОСОБЕННОСТИ КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНОЙ СИСТЕМЫ РБ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ
3.1 Институты кредитно-денежной системы РБ
В Республике Беларусь в настоящее время создана двухуровневая банковская система, состоящая из Национального банка Республики Беларусь (первый уровень) и коммерческих банков (второй уровень).
Национальный банк Республики Беларусь находится в собственности республики и действует исключительно в ее интересах. Он регулирует денежное обращение, обладает исключительным правом эмиссии денег и осуществляет иную деятельность по регулированию кредитно-денежных отношений в Республике Беларусь. Национальный банк Республики Беларусь подотчетен Парламенту Республики Беларусь[6].
Основными целями Национального банка Республики Беларусь как центрального органа управления являются:
1) кредитно-денежное регулирование экономической системы Республики Беларусь;
2) поддержка общей экономической политики Правительства Республики Беларусь;
3) обеспечение устойчивости официальной денежной единицы Республики Беларусь.
Основными функциями Национального банка Республики Беларусь являются:
проведение единой государственной денежно-кредитной политики;
регулирование денежного обращения;
валютное регулирование;
выполнение функций центрального депозитария;
организация и осуществление валютного контроля;
организация межбанковских расчетов и кассового обслуживания банков;
консультирование, кредитование и осуществление функций финансового агента Совета Министров Республики Беларусь;
совместное с Министерством финансов Республики Беларусь исполнение республиканского и местных бюджетов;
государственная регистрация банков, специализированных кредитно-финансовых учреждений;
выдача лицензий на осуществление банковских операций;
надзор за деятельностью банков и специализированных кредитно-финансовых учреждений по соблюдению безопасного и ликвидного функционирования;
регулирование внешнеэкономической банковской деятельности;
регулирование кредитных отношений;
осуществление контроля за соблюдением установленного порядка кредитования;
определение и утверждение порядка и правил организации безналичных расчетов в народном хозяйстве Республики Беларусь и ответственности за их нарушение;
создание и накопление золотовалютных резервов Республики Беларусь;
осуществление всех видов банковских операций, необходимых для выполнения основных целей Национального банка Республики Беларусь;
регистрация эмиссии ценных бумаг банков;
проведение анализа и прогнозирование кредитно-денежных и валютных отношений;
инкассация и доставка денежной наличности, валютных и других ценностей коммерческим банкам и другим субъектам хозяйствования[6].
Коммерческие банки занимаются финансовым посредничеством, привлекают денежные средства юридических и физических лиц, размещают их от своего имени и за свой счет на условиях срочности, возвратности и платности, открывают и ведут банковские счета, осуществляют другие банковские операции. В настоящее время в Республике Беларусь в нормальном режиме работает 31 коммерческий банк.
Специфику деятельности коммерческих банков (финансовое посредничество) определяют трансформационные функции банков в экономике:
трансформация капиталов (укрупнительная функция). Банки привлекают значительно количество мелких вкладов (остатки по счетам) и выдают некоторое количество крупных кредитов;
трансформация сроков. Банки привлекают и размещают ресурсы с разными сроками погашения (возврата), т.е. балансируют интересы вкладчиков и кредитополучателей в отношении обязующих сроков;
трансформация рисков. Банки гарантируют возврат денежных средств, т.е. берут на себя риски размещения ресурсов.
К основным видам деятельности банков второго уровня относятся:
- предоставление кредитов от своего имени за счет собственных средств;
- кассовое обслуживание;
- открытие и ведение счетов физически и юридических лиц, в том числе банков корреспондентов, осуществление расчетов по их поручению;
- ломбардная деятельность;
- факторинг и форфейтинг;
- поручительство (предоставление гарантий);
- доверительное управление активами;
- банковское хранение;
- предоставление сейфов в имущественный найм;
- перевозка ценностей;
- деятельность по обмену валюты;
- инвестиционное посредничество;
- финансовое посредничество;
- дилинг с наличной и безналичной валютой;
- деятельность депозитария;
- инвестиционное консультирование;
- финансовое консультирование;
- деятельность инвестиционного банкира;
- деятельность инвестиционного поверенного;
- выпуск векселей;
- скупка, продажа и обмен драгоценных металлов, драгоценных и полудрагоценных камней[8].
Взаимоотношения банков второго уровня с Национальны банком Республики Беларусь обусловлены самим механизмом взаимоотношений субъектов рынка ссудного капитала. К данным методам взаимодействия относятся:
порядок установления экономических нормативов банками второго уровня, выполнение которых обязательно;
контроль за их выполнением осуществляет управление надзора за деятельностью коммерческих банков Национального банка Республики Беларусь.
Национальный банк Республики Беларусь устанавливает для банков следующие экономические нормативы:
минимальный размер уставного фонда для вновь создаваемого банка, минимальный размер собственных средств (капитала) для действующих банков;
норматив надежной части уставного фонда банка;
норматив ликвидности банка;
норматив достаточности банка;
норматив обязательных отчислений в фонд резервов;
норматив максимального риска на одного заемщика и др.
Для Республики Беларусь общей тенденцией является универсализация банков, что обусловлено недостаточным развитием банковской системы, отсутствием четкого разделения функций.
Специализированные банки могут различаться специализацией, причем наиболее важной является функциональная специализация банка, определяющая характер его деятельности[9].
3.2 Ретроспективный анализ кредитно-денежной системы РБ
Как и в других странах, бывшего СССР, кредитно-денежная система Беларуси возникла на основе весьма специфической кредитно-денежная системы административно-командного типа. С точки зрения анализа институциональной динамики важно то, что она характеризовалась полным монополизмом государства в этой сфере, нерыночными методами формирования и распределения заемных фондов, а также жестким разделением наличного и безналичного денежного обращения. Вместе с тем ДКС СССР была весьма мощной. Коэффициент монетизации составлял величину более 70%, отношение суммы кредитов к уровню ВВП — примерно такую же. В начале 1990-х гг. положение резко изменилось. Рассмотрим этапы формирования денежно-кредитной системы нашей страны более подробно)[10, с. 26].
Информация о работе Институты кредитно-денежной системы и ее функционирование в рыночной экономике