Иностранные инвестиции и проблемы их привлечения в экономику Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 18:43, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение теоретических и практических аспектов и проблем инвестиционной деятельности Республики Беларусь по привлечению иностранных инвестиций, а также выделение приоритетных сфер и направлений эффективной инвестиционной деятельности. В соответствии с целью работы поставлены следующие задачи:
- изучить сущность и особенности иностранных инвестиций;
- дать анализ инвестиционной деятельности Республики Беларусь по привлечению иностранных инвестиций;
- выявить проблемы привлечения иностранного капитала в экономику Республики Беларусь.
- предложить основные направления эффективной инвестиционной деятельности Республики Беларусь по привлечению иностранных инвестиций.

Работа содержит 1 файл

Иностранные инвестиции и проблемы их привлечения в экономику Республики Беларусь.doc

— 1.03 Мб (Скачать)

          Программа форума включала дискуссию по таким темам, как вхождение Беларуси в тридцатку государств по условиям ведения бизнеса, оценка мер по улучшению инвестиционного климата в стране, перспективы нашего сотрудничества со странами Европейского союза, задействование научно-технического потенциала для привлечения инвестиций. По итогам форума:                                                                                                     

     Бельгийская компания AOI подписала с правительством Беларуси инвестдоговор о создании логистического центра. По экспертным оценкам, стоимость инвестпроекта по созданию масштабного логистического центра в районе Национального аэропорта Минск составит около $300 млн. Логистический парк будет сформирован на основе универсальной инфраструктуры, которая позволит обрабатывать грузы, перевозимые железнодорожным, автомобильным и воздушным транспортом. В ходе выполнения проекта планируется построить международный транспортно-логистический центр, который сможет обеспечить комплексное логистическое обслуживание процесса доставки, таможенного оформления и обработки воздушных, железнодорожных и автомобильных грузов с предоставлением сопутствующих услуг.            

     Французская компания "Данон" рассматривает  возможность организации производства молочной продукции в Беларуси, т. к. здесь имеются хорошие условия  для такого производства: качественное сырье, дисциплинированные люди.                                                                                  

        Бизнес-союз предпринимателей и нанимателей (БСПН) им. Кунявского и ПРООН предлагают создать в Белоруссии гарантийный фонд поддержки малого бизнеса.                                  

          Создании Таможенного союза " Беларуси, России и Казахстана ", который будет способствовать росту конкурентоспособности экономик, прозрачности госрегулирования, а также улучшению предпринимательского климата.                                                                                  

          Беларусь намерена создать собственный торговый морской флот с помощью привлечения инвесторов, что позволит увеличить эффективность экспорта за счет снижения транспортной составляющей. В частности, предполагается приобретение двух морских сухогрузных судов грузоподъемностью до 35 тыс. т. Говоря о прогнозных показателях деятельности, ежегодно планируется перевозить около 600 тыс. т. грузов, ежегодная выручка составит около $24 млн. при средней фрахтовой ставке $30 за 1 т. Валовая прибыль предполагается на уровне $5-7 млн. Срок окупаемости проекта предположительно составит 9-10 лет.                                             

         В Беларуси намерены создать транспортно-логистический центр (ТЛЦ) в Орше (Витебская обл.) на базе РУП "Оршанский авиаремонтный завод", что позволит привлечь часть международных транспортных потоков по направлениям Китай-Европа, Индия-Европа, которые в настоящее время идут, в основном, через Москву. Привлечение этих потоков планируется за счет более низких цен на услуги и близкого географического положения к Европе. Реализация проекта позволит существенно увеличить транзитный поток через территорию Беларуси и извлечь дополнительные доходы, связанные с приемкой и обслуживанием грузов и транспортных средств. Предполагается привлечение инвестиций в размере $11,62 млн., при этом Оршанский авиаремонтный завод намерен инвестировать $5,91 млн. собственных средств.

        Строительство современного ангарного комплекса для хранения и обслуживания самолетов бизнес-авиации планируется создать в аэропорту Витебск. На выполнение проекта потребуется $2,7 млн. Срок окупаемости составляет от 5 до 7 лет. Ожидается, что новый объект будет введен в эксплуатацию в первом квартале 2011 года. Новый объект сможет оказывать комплексные услуги для бизнес-авиации, в том числе по хранению и обслуживанию судов, а также пассажиров и экипажей самолетов.

        Строительство нового дрожжевого производства планируется на Слуцком сахаро-рафинадном заводе. Проект оценивается в 32 млн. евро. Форма его реализации - создание СП со Слуцким сахаро-рафинадным заводом. Внедрение в республике нового технологического дрожжевого производства позволит получить высококонкурентную продукцию.

          Инвестиции в реализацию новой программы развития ОАО "Нафтан" на 2010-2015 годы составят более $1,3 млрд. Российские компании "Лукойл" и "Роснефть" готовы участвовать в приватизации ОАО "Нафтан".                                                                                            Известная компания KNAUF заинтересована инвестировать в стройиндустрию Беларуси.       

          В 2010 году планируется ввод двух пароблоков на Минской ТЭЦ-2, затем - на Минской ТЭЦ-5 (мощностью 500 МВт). Эти проекты реализуются за счет кредитных ресурсов Китая.

     Компания Siemens заинтересована в инвестировании в энергетику Беларуси. Результаты исследований позволили определить эффект, который может быть достигнут  в Беларуси от внедрения энергоэффективных и энергосберегающих технологий, применяемых сегодня в европейских странах. Если эти технологии применить в Беларуси в таких сферах, как транспорт, строительство, передача энергии, то экономия потребления достигнет 43%. Если же взять самые передовые технологии, то общая экономия достигнет 79% [9].

     В Беларуси определен перечень нормативно-правовых актов, направленных на улучшение условий ведения бизнеса, которые планируется принять в 2009 - начале 2010 года. В ближайших планах Правительства Беларуси также расширить национальную электронную систему таможенного декларирования, либерализировать сферу международной торговли, прорабатываются меры по дополнительному упрощению процедур в строительстве, сокращение сроков из осуществления. 

     Большое значение будет уделяться инфраструктурным проектам, в частности строительству  делового центра "Минск-Сити" стоимостью $5 млрд. и другим. С Всемирным банком и французскими компаниями прорабатывается  вопрос финансирования реконструкции  автомобильных дорог.

     Выполнение  данных проектов поможет сформировать модернизированную экономику, а  также восстановить устойчивый темп экономического роста и соответственно повысить уровень жизни населения. 
 
 
 
 

Заключение

     Республика  Беларусь обладает значительным потенциалом инвестиционной привлекательности. Вместе с тем объемы иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь значительно уступают аналогичным показателям государств Центральной и Восточной Европы. Это связано с наличием таких факторов: приоритетность государственных предприятий; высокий уровень налоговой нагрузки; низкий уровень развития малого и среднего бизнеса; недостаточный уровень развития финансовых рынков и другие [13, С.30-35].                                                             

  Можно с уверенностью сказать, что создание необходимых условий для эффективной иностранной инвестиционной деятельности в Беларуси идет поступательно, шаг за шагом. На сегодняшний день наиболее привлекательными отраслями для инвесторов являются финансовый сектор, с которого и начиналось открытие экономики, логистика, строительство, нефтехимический комплекс и другие.

     За  последние два года в Беларуси был проведен ряд реформ. Принято  много мер по либерализации экономики, в том числе биржевого рынка. Активизируются процессы приватизации, определен список около 500 предприятий, которые подлежат реструктуризации и преобразованию в ОАО. Также более 140 предприятий планируется приватизировать до 2010 года. На сегодняшний день уже приватизированы два ведущих банка, некоторые крупнейшие страховые компании и другие важные объекты. С нашей страной работают крупнейшие консалтинговые компании, в том числе из Германии, России, Швеции, Польши. Беларусь приняла трехлетний план развития приватизации. За последние годы в Беларуси создано 5 тыс. предприятий с участием иностранных инвесторов, в том числе 2 тыс. - чисто иностранных предприятий.

     В настоящее время в Беларуси определен  комплекс мер по совершенствованию  налогового законодательства, в частности  по уменьшению размера совокупных налоговых  изъятий и количества платежей, налогов  с 80 до 24 в год. Также предусматривается  снизить затраты рабочего времени на уплату налогов, упростить формы налоговой декларации и порядок их заполнения. Запланировано принятие нормативно-правового акта, предусматривающего отмену взимания таможенных сборов на товары, помещаемые под таможенный режим экспорта.

     Немаловажное  значение в Беларуси уделяется инфраструктурным проектам, таким как строительство делового центра "Минск-сити" стоимостью до $5 млрд, комплекса "Маяк Минска" на $1 млрд. Со Всемирным банком и французскими компаниями прорабатывается вопрос финансирования реконструкции автомобильной дороги "Минск- Гомель".

     Беларусь  также успешно сотрудничает с  мировыми финансовыми институтами. В рамках работы с МВФ осуществляются ускоренные структурные преобразования в экономике страны. В сложных  экономических условиях Беларусь полностью выполняет взятые на себя обязательства.

Беларусь  до конца 2010 года планирует реализовать  еще 500 инновационных проектов. Это  заводы по производству автобусов и  железнодорожных вагонов, гусеничных тракторов и двигателей [9].

     Также Беларусь ставит цель войти в тридцатку лучших по инвестиционному климату государств мира. Банки республики проводят активную политику, направленную на привлечение иностранного капитала.

     Принимаемые государством меры должны помочь привлечению иностранных инвестиций в экономику страны, что обеспечит быстрое ее развитие. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы

  1. Алымов Ю. Улучшение инвестиционного климата в системе мер платежного баланса республики Беларусь //Банковский вестник. – 2009. – Август – 18, 21-25 с.
  2. Бабина А. Иностранный инвестор: цель – одна, стратегии – разные//Банковский вестник – 2007. – Август. – 56-62 с.
  3. Ванюкевич Е. Привлечение иностранных инвестиций в туристскую отрасль//Банковский вестник. – 2009. – Июль – 55 с.
  4. Еремеева И. Особенности выхода белорусских предприятий на рынки облигационных заимствований// Банковский вестник – 2009. – Январь. – 31-37 с.
  5. Ильин А.И. Современные тенденции развития экспорта-импорта прямых иностранных инвестиций//Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь. №5. – 2009. – 64-75 с.
  6. Инвестиционное законодательство [Электронный ресурс]: национальные инвестиции. – Режим доступа: www. invest. belarus. by
  7. Касько С.В. Экспорт прямых инвестиций: государственное регулирование// Проблемы управления. №3. – 2009. – 188-195 с.
  8. Кикоть И.И. Финансирование и кредитование инвестиций. – Минск: Вышэйшая школа, 2003. – 213 с.
  9. Международный инвестиционно-экономический форум. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www. economy. gov. by
  10. Мойсейчик Г. Проблемы и задачи инвестиционной политики//

    Банковский  вестник. – 2006. – Август.- 16 с.

  1. Новик В.В. Государственное регулирование иностранных инвестиций в условиях переходной экономики Республики Беларусь. – Минск: Право и экономика, 2000. – 5, 7, 21-25 с.
  2. Платежный баланс Республики Беларусь за январь-июнь 2009 года. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www. nbrb.by
  3. Петрушкевич Е.И. Влияние прямых иностранных инвестиций на развитие экономики Республики Беларусь// Банковский вестник. – 2009. – Февраль. – 30-35 с.
  4. Петрушкевич Е.И. Международная инвестиционная деятельность: курс лекций. - Минск: БГЭУ, 2006
  5. Ромаш М.В. Финансирование и кредитование инвестиций.- Минск: Книжный дом, 2004. – 43-44 с.
  6. Савчук Т.К. Организация и финансирование инвестиций: учеб. пособие/Савчук Т.К.; БГЭУ. – Минск, 2002. – 19-20, 38 с.
 
  1. Ярошевич В.И. Возможности Беларуси на международном рынке инвестиций// Белорусский экономический журнал. №3. – 2009. – 51-56с.

Информация о работе Иностранные инвестиции и проблемы их привлечения в экономику Республики Беларусь