Иностранные инвестиции и проблемы их привлечения в экономику Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 18:43, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение теоретических и практических аспектов и проблем инвестиционной деятельности Республики Беларусь по привлечению иностранных инвестиций, а также выделение приоритетных сфер и направлений эффективной инвестиционной деятельности. В соответствии с целью работы поставлены следующие задачи:
- изучить сущность и особенности иностранных инвестиций;
- дать анализ инвестиционной деятельности Республики Беларусь по привлечению иностранных инвестиций;
- выявить проблемы привлечения иностранного капитала в экономику Республики Беларусь.
- предложить основные направления эффективной инвестиционной деятельности Республики Беларусь по привлечению иностранных инвестиций.

Работа содержит 1 файл

Иностранные инвестиции и проблемы их привлечения в экономику Республики Беларусь.doc

— 1.03 Мб (Скачать)

     1.3 Основные факторы и критерии, определяющие привлекательность страны для иностранных инвесторов 

     Инвестиционный  процесс требует наличия специализированных финансовых институтов и механизмов, которые аккумулируют сбережения, эффективно их размещают, гарантируют их возврат. Перелив капитала на глобальном уровне стал предпосылкой эффективного хозяйствования. В современных условиях существует международный рынок капиталов, который направляет ресурсы туда, где есть благоприятные условия для инвестирования. Иностранные инвесторы, движимые своими интересами и реально оценивая имеющиеся предпосылки эффективного приложения капитала, рассчитывают на благоприятные условия своей предпринимательской деятельности в стране, которая заинтересована в привлечении иностранного капитала.

     Степень привлекательности страны-реципиента, ее инвестиционный климат определяются иностранным инвестором по определённым факторам: политическая и экономическая  стабильность; взаимоотношения с мировым сообществом (МФО, ЕБРР, ВТО и другие международные финансовые институты; страны Европейского Союза, НАТО и другие международные альянсы); финансовая инфраструктура (устойчивость денежной единицы, уровень развития рынка капитала); методы управления иностранными инвестициями; социально-культурная среда.

     Принимая  решение о капиталовложениях  в какую-либо страну, иностранный  инвестор оценивает прежде всего  риски данной страны, которые определяются при помощи критериев индекса  BERI. (см. Талицу 1). Они определяются трижды в год по более чем пятидесяти странам на основании 15 оценочных критериев.

     Таблица 1 – Критерии индекса  BERI

Критерии  индекса BERI Удельный  вес, %
1. Политическая  стабильность 12
2. Отношения к  иностранным инвестициям и прибыли 6
3. Национализация 6
4. Девальвация 6
5. Платежный баланс 6
6. Бюрократические вопросы 4
7. Темпы экономического роста 10
8. Конвертируемость  валюты 10
9. Возможность реализации договора 6
10. Расходы на заработную плату и производительность труда 8
11. Возможность использования  экспертов и услуг 2
12. Организация связи  и транспорта 4
13. Местное управление и партнеры 4
14. Краткосрочный кредит 8
15. Долгосрочный  кредит и собственный капитал 8
Итого 100
 

     Высокое количество баллов свидетельствует о стабильности страны , напротив, низкие показатели – о неблагоприятном инвестиционном климате. Следовательно, стремясь получать максимальную выгоду от привлечения капитала из-за рубежа, государство должно проводить инвестиционную политику, направленную на улучшение показателей по всем или хотя бы по большинству вышеуказанных критериев [11, С.21-25].

     Немаловажное  значение имеет развитие национальной системы страхования. Страхование  может охватывать как процесс  вложения и освоения средств, так и объекты, построенные в результате инвестирования. Для реализации защиты инвестиций в рамках системы страхования целесообразно обеспечить максимально возможное взаимодействие национальных страховых компаний с крупными зарубежными перестраховочными фирмами.

Исследования  инвестиционного климата и страховых  рисков проводят ряд международных  финансовых и экономических организаций  – МФО, МБРР, ОЭСР, информационные и  рейтинговые компании, среди которых  DUN & BRADSTREET, BERI, различные исследовательские институты, журнал «Euromoney» и другие.

     По  методике Всемирного банка проводится оценка кредитоспособности стран, их возможности  по погашению внешнего долга. К числу  государств, имеющих низкий уровень  кредитной безопасности по внешнему долгу, относятся те, у которых три показателя в среднем в течение 3 лет превышают расчетные уровни. Такими показателями являются: отношение общей суммы к ВВП – не более 50%; отношение общей суммы внешнего долга к годовой экспортной выручке – не более 275%; отношение выплат по погашению и обслуживанию внешнего долга к годовой экспортной выручке – не более 20%. Данные показатели носят достаточно условный характер и не позволяют точно определить «качество» инвестиционного климата. При анализе показателей кредитной безопасности следует учитывать динамический аспект, дополняя его оценкой политических, социальных и экономических факторов.

     Важное  значение имеет международное инвестиционное сотрудничество, которое предполагает: заключение двухсторонних соглашений о поощрении и защите инвестиций, избежании двойного налогообложения; создание в мире благоприятного имиджа страны-реципиента. Перспективной формой расширения международного сотрудничества является заключение соглашений между фирмами, позволяющих объединить ограниченные ресурсы для совместных производственных, исследовательских и других целей [16, С.38].

Способом  стимулирования инвестиционной активности является создание свободных экономических  зон, которые представляют собой  часть государственной территории с точно обозначенными административными границами и специальным правовым режимом. СЭЗ способствуют созданию благоприятных условий для экономического развития региона, привлечению дополнительных иностранных инвестиций, развитию экспортной базы за счет создания иностранными партнерами производств на основе новых технологий, внедрения научно-технических разработок и изобретений [8, С.213].

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2

Анализ  инвестиционной деятельности по привлечению иностранных  инвестиций в Республике Беларусь 

     2.1 Участие Беларуси в процессах международного инвестирования 

     Международная инвестиционная позиция Республики Беларусь на 1 июля 2009 г. сложилась отрицательной в размере 17 145,4 млн. долларов (30,7 % годового ВВП). Это означает, что в таком объеме обязательства перед внешним миром превысили имеющиеся у страны внешние активы.

     За  январь – июнь 2009 г. отрицательная  величина международной инвестиционной позиции увеличилась на 3 727,4 млн. долларов (или на 27,8%). Финансовые обязательства резидентов Республики Беларусь перед внешним миром увеличились на 3 561,7 млн. долларов (или на 16,8 %). Внешние финансовые активы уменьшились на 165,7 млн. долларов (или на 2,1 %).

     Рисунок 2.1 – Структура  международной инвестиционной позиции РБ за 2005 2009 гг.

     Внешний долг. Обязательства Республики Беларусь перед нерезидентами, образующие ее внешний долг, за январь-июнь 2009 г. увеличились на 16,3% и на 1 июля составили 17 624,2 млн. долларов ( 71,3% от общей суммы иностранных обязательств страны). Обязательства органов денежно-кредитного регулирования на 1 июля 2009 г. составили 1 084,9 млн. долларов и увеличились за январь –июнь 2009 г. на 655 млн. долларов (или в 2,5 раза). На 1 июля 2009 г. внешний долг органов государственного управления составил 4 497,6 млн. долларов и увеличился за январь-июнь 2009 г. на 900,4 млн. долларов (или на 25%). За январь-июнь 2009 г. внешний долг белорусских банков увеличился на 2,2% и на 1 июля 2009 г. составил 3 148,8 млн. долларов. На 1 июля 2009 г. внешний долг других секторов (нефинансовых организаций и домашних хозяйств) увеличился на 10,5% и составил 8 892,9 млн. долларов (50,5%).

      Рисунок 2.2 – Структура  внешнего долга Республики Беларусь по секторам экономики за 2005-2009 годы

     Иностранные активы. Общий объем иностранных активов Республики Беларусь на 1 июля 2009г. составил 7 579,7 млн. долларов (13,6% годового ВВП) и уменьшился за январь-июнь 2009 г. на 2,1%. Основная часть иностранных активов страны представлена резервными активами органов денежно-кредитного регулирования, которые сложились на уровне 2 649,9 млн. долларов и составили 35% общего объема иностранных активов.

      Рисунок 2.3 – Структура  иностранных активов  Республики Беларусь 1 июля 2009 г.

     Прямые  иностранные инвестиции. Операции с прямыми иностранными инвестициями обусловили чистый приток капитала в страну в размере 1 1154, 5 млн. долларов, что на 4,7% меньше, чем за январь-июнь 2008г.

     Валовой объем поступивших прямых иностранных инвестиций в экономику страны составил 1 426,3 млн. долларов, что на 23,7% меньше уровня января-июня 2008 г. Приток прямых инвестиций в форме акционерного капитала составил 748,8 млн. долларов (52,5% общего объема поступивших иностранных инвестиций) и сократился по сравнению с январем-июнем 2008 г. на 12,8%. Реинвестированные доходы составили 396,3 млн. долларов (27,8 % общего объема). Объем поступивших прямых инвестиций в форме кредитов и займов иностранных материнских компаний, предоставленных дочерним предприятиям в Республике Беларусь, составил 281,2 млн. долларов (19,7% общего объема). Наибольшие валовые объемы иностранного капитала в форме прямых иностранных инвестиций за январь-июнь 2009 г. поступили из Российской Федерации в размере 898,5 млн. долларов (63% всего валового объема).

      Рисунок 2.4 – Динамика и  структура валового привлечения прямых иностранных инвестиций в Республику Беларусь (обязательства) за январь-июнь 2005-2009 годов

     Чистое  привлечение прямых инвестиций в  экономику Республики Беларусь сложилось  в размере  1 1174,3 млн. долларов, в  том числе за счет акционерных  вложений – 745 млн. долларов  и реинвестированных доходов – 396,3 млн. долларов. Приток капитала в форме долговых обязательств от зарубежных совладельцев организаций составил 33 млн. долларов.

     За  январь-июнь 2009 г. прямые инвестиции, направленные белорусскими резидентами за рубеж, составили 19,8 млн. долларов ( за январь-июнь 2008 г. – 3,1 млн. долларов).

     Портфельные инвестиции. Сальдо по операциям с ценными бумагами сформировалось положительным в размере 14,5 млн. долларов (за январь-июнь 2008г. – 2,8 млн. долларов) и было обусловлено главным образом сокращением активов резидентов Республики Беларусь, размещенных в ценных бумагах иностранных эмитентов на 13,8 млн. долларов.

     Другие  инвестиции. По операциям, проведенным с коммерческими и другими кредитами, займами, счетами и депозитами, прочими иностранными активами (кроме резервных) и обязательствами, наблюдался чистый приток финансовых ресурсов в страну в размере 2 228,4 млн. долларов (за январь-июнь 2008 г. – 40,8 млн. долларов).

     Иностранные активы резидентов Республики Беларусь увеличились на 248,3 млн. долларов (за январь-июнь 2008 г. – наблюдался их рост в размере 1 179,1 млн. долларов), что обусловлено ростом дебиторской задолженности по внешнеторговым операциям и внешних активов по прочим операциям.

      Рисунок 2.5 – Изменение внешних активов резидентов Республики Беларусь по разделу «Другие инвестиции» за январь-июнь 2005-2009 годов

     Операции  с кредитами и  займами обусловили чистый приток финансовых ресурсов в страну в размере 1 332,4 млн. долларов, что в 6,4 раза превысило уровень января-июня 2008 г. Основной нетто-приток в страну иностранных инвестиций в форме кредитов и займов обеспечен чистым привлечением кредитных средств органами денежно-кредитного регулирования и Правительством Республики Беларусь в размере 580,1 млн. долларов и 880,5 млн. долларов соответственно. Нефинансовые предприятия обеспечили чистый приток заемных средств в страну 139 млн. долларов (за январь-июнь 2008 г. – отток капитала в размере 27,6 млн. долларов) за счет увеличения обязательств по краткосрочным кредитам и займам на 197,7 млн. долларов.

Рисунок 2.6 – Чистое привлечение  кредитов и займов в разрезе секторов экономики за январь-июнь 2005-2009 годов

     Основными странами-кредиторами белорусских  нефинансовых организаций явились  Российская Федерация (37,8%), Австрия (24,7%), Соединенное Королевство (9,4 %), Кипр (8,4%). Основной объем привлеченных кредитных ресурсов направлен в промышленность (52,4% общего объема поступлений), в организации общей коммерческой деятельности по обеспечению функционирования рынка (22,1%), транспорт и связь (10,3%), торговлю и общественное питание (4,2%).

     Резервные активы. Международные резервные активы Республики Беларусь сократились на 442 млн. долларов. Достигнутый уровень международных резервных активов на 1 июля 2009 г. в размере 2 649,9 млн. долларов сопоставим со стоимостью импорта товаров и услуг [12].

Информация о работе Иностранные инвестиции и проблемы их привлечения в экономику Республики Беларусь