Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 18:43, курсовая работа
Целью данной работы является изучение теоретических и практических аспектов и проблем инвестиционной деятельности Республики Беларусь по привлечению иностранных инвестиций, а также выделение приоритетных сфер и направлений эффективной инвестиционной деятельности. В соответствии с целью работы поставлены следующие задачи:
- изучить сущность и особенности иностранных инвестиций;
- дать анализ инвестиционной деятельности Республики Беларусь по привлечению иностранных инвестиций;
- выявить проблемы привлечения иностранного капитала в экономику Республики Беларусь.
- предложить основные направления эффективной инвестиционной деятельности Республики Беларусь по привлечению иностранных инвестиций.
1.3
Основные факторы и
критерии, определяющие
привлекательность
страны для иностранных
инвесторов
Инвестиционный
процесс требует наличия
Степень
привлекательности страны-
Принимая решение о капиталовложениях в какую-либо страну, иностранный инвестор оценивает прежде всего риски данной страны, которые определяются при помощи критериев индекса BERI. (см. Талицу 1). Они определяются трижды в год по более чем пятидесяти странам на основании 15 оценочных критериев.
Таблица 1 – Критерии индекса BERI
Критерии индекса BERI | Удельный вес, % | |
1. | Политическая стабильность | 12 |
2. | Отношения к иностранным инвестициям и прибыли | 6 |
3. | Национализация | 6 |
4. | Девальвация | 6 |
5. | Платежный баланс | 6 |
6. | Бюрократические вопросы | 4 |
7. | Темпы экономического роста | 10 |
8. | Конвертируемость валюты | 10 |
9. | Возможность реализации договора | 6 |
10. | Расходы на заработную плату и производительность труда | 8 |
11. | Возможность использования экспертов и услуг | 2 |
12. | Организация связи и транспорта | 4 |
13. | Местное управление и партнеры | 4 |
14. | Краткосрочный кредит | 8 |
15. | Долгосрочный кредит и собственный капитал | 8 |
Итого | 100 |
Высокое количество баллов свидетельствует о стабильности страны , напротив, низкие показатели – о неблагоприятном инвестиционном климате. Следовательно, стремясь получать максимальную выгоду от привлечения капитала из-за рубежа, государство должно проводить инвестиционную политику, направленную на улучшение показателей по всем или хотя бы по большинству вышеуказанных критериев [11, С.21-25].
Немаловажное значение имеет развитие национальной системы страхования. Страхование может охватывать как процесс вложения и освоения средств, так и объекты, построенные в результате инвестирования. Для реализации защиты инвестиций в рамках системы страхования целесообразно обеспечить максимально возможное взаимодействие национальных страховых компаний с крупными зарубежными перестраховочными фирмами.
Исследования
инвестиционного климата и
По методике Всемирного банка проводится оценка кредитоспособности стран, их возможности по погашению внешнего долга. К числу государств, имеющих низкий уровень кредитной безопасности по внешнему долгу, относятся те, у которых три показателя в среднем в течение 3 лет превышают расчетные уровни. Такими показателями являются: отношение общей суммы к ВВП – не более 50%; отношение общей суммы внешнего долга к годовой экспортной выручке – не более 275%; отношение выплат по погашению и обслуживанию внешнего долга к годовой экспортной выручке – не более 20%. Данные показатели носят достаточно условный характер и не позволяют точно определить «качество» инвестиционного климата. При анализе показателей кредитной безопасности следует учитывать динамический аспект, дополняя его оценкой политических, социальных и экономических факторов.
Важное
значение имеет международное
Способом
стимулирования инвестиционной активности
является создание свободных экономических
зон, которые представляют собой
часть государственной
Глава 2
Анализ
инвестиционной деятельности
по привлечению иностранных
инвестиций в Республике
Беларусь
2.1
Участие Беларуси в
процессах международного
инвестирования
Международная инвестиционная позиция Республики Беларусь на 1 июля 2009 г. сложилась отрицательной в размере 17 145,4 млн. долларов (30,7 % годового ВВП). Это означает, что в таком объеме обязательства перед внешним миром превысили имеющиеся у страны внешние активы.
За январь – июнь 2009 г. отрицательная величина международной инвестиционной позиции увеличилась на 3 727,4 млн. долларов (или на 27,8%). Финансовые обязательства резидентов Республики Беларусь перед внешним миром увеличились на 3 561,7 млн. долларов (или на 16,8 %). Внешние финансовые активы уменьшились на 165,7 млн. долларов (или на 2,1 %).
Рисунок 2.1 – Структура международной инвестиционной позиции РБ за 2005 2009 гг.
Внешний долг. Обязательства Республики Беларусь перед нерезидентами, образующие ее внешний долг, за январь-июнь 2009 г. увеличились на 16,3% и на 1 июля составили 17 624,2 млн. долларов ( 71,3% от общей суммы иностранных обязательств страны). Обязательства органов денежно-кредитного регулирования на 1 июля 2009 г. составили 1 084,9 млн. долларов и увеличились за январь –июнь 2009 г. на 655 млн. долларов (или в 2,5 раза). На 1 июля 2009 г. внешний долг органов государственного управления составил 4 497,6 млн. долларов и увеличился за январь-июнь 2009 г. на 900,4 млн. долларов (или на 25%). За январь-июнь 2009 г. внешний долг белорусских банков увеличился на 2,2% и на 1 июля 2009 г. составил 3 148,8 млн. долларов. На 1 июля 2009 г. внешний долг других секторов (нефинансовых организаций и домашних хозяйств) увеличился на 10,5% и составил 8 892,9 млн. долларов (50,5%).
Рисунок 2.2 – Структура внешнего долга Республики Беларусь по секторам экономики за 2005-2009 годы
Иностранные активы. Общий объем иностранных активов Республики Беларусь на 1 июля 2009г. составил 7 579,7 млн. долларов (13,6% годового ВВП) и уменьшился за январь-июнь 2009 г. на 2,1%. Основная часть иностранных активов страны представлена резервными активами органов денежно-кредитного регулирования, которые сложились на уровне 2 649,9 млн. долларов и составили 35% общего объема иностранных активов.
Рисунок 2.3 – Структура иностранных активов Республики Беларусь 1 июля 2009 г.
Прямые иностранные инвестиции. Операции с прямыми иностранными инвестициями обусловили чистый приток капитала в страну в размере 1 1154, 5 млн. долларов, что на 4,7% меньше, чем за январь-июнь 2008г.
Валовой объем поступивших прямых иностранных инвестиций в экономику страны составил 1 426,3 млн. долларов, что на 23,7% меньше уровня января-июня 2008 г. Приток прямых инвестиций в форме акционерного капитала составил 748,8 млн. долларов (52,5% общего объема поступивших иностранных инвестиций) и сократился по сравнению с январем-июнем 2008 г. на 12,8%. Реинвестированные доходы составили 396,3 млн. долларов (27,8 % общего объема). Объем поступивших прямых инвестиций в форме кредитов и займов иностранных материнских компаний, предоставленных дочерним предприятиям в Республике Беларусь, составил 281,2 млн. долларов (19,7% общего объема). Наибольшие валовые объемы иностранного капитала в форме прямых иностранных инвестиций за январь-июнь 2009 г. поступили из Российской Федерации в размере 898,5 млн. долларов (63% всего валового объема).
Рисунок 2.4 – Динамика и структура валового привлечения прямых иностранных инвестиций в Республику Беларусь (обязательства) за январь-июнь 2005-2009 годов
Чистое привлечение прямых инвестиций в экономику Республики Беларусь сложилось в размере 1 1174,3 млн. долларов, в том числе за счет акционерных вложений – 745 млн. долларов и реинвестированных доходов – 396,3 млн. долларов. Приток капитала в форме долговых обязательств от зарубежных совладельцев организаций составил 33 млн. долларов.
За январь-июнь 2009 г. прямые инвестиции, направленные белорусскими резидентами за рубеж, составили 19,8 млн. долларов ( за январь-июнь 2008 г. – 3,1 млн. долларов).
Портфельные инвестиции. Сальдо по операциям с ценными бумагами сформировалось положительным в размере 14,5 млн. долларов (за январь-июнь 2008г. – 2,8 млн. долларов) и было обусловлено главным образом сокращением активов резидентов Республики Беларусь, размещенных в ценных бумагах иностранных эмитентов на 13,8 млн. долларов.
Другие инвестиции. По операциям, проведенным с коммерческими и другими кредитами, займами, счетами и депозитами, прочими иностранными активами (кроме резервных) и обязательствами, наблюдался чистый приток финансовых ресурсов в страну в размере 2 228,4 млн. долларов (за январь-июнь 2008 г. – 40,8 млн. долларов).
Иностранные активы резидентов Республики Беларусь увеличились на 248,3 млн. долларов (за январь-июнь 2008 г. – наблюдался их рост в размере 1 179,1 млн. долларов), что обусловлено ростом дебиторской задолженности по внешнеторговым операциям и внешних активов по прочим операциям.
Рисунок 2.5 – Изменение внешних активов резидентов Республики Беларусь по разделу «Другие инвестиции» за январь-июнь 2005-2009 годов
Операции с кредитами и займами обусловили чистый приток финансовых ресурсов в страну в размере 1 332,4 млн. долларов, что в 6,4 раза превысило уровень января-июня 2008 г. Основной нетто-приток в страну иностранных инвестиций в форме кредитов и займов обеспечен чистым привлечением кредитных средств органами денежно-кредитного регулирования и Правительством Республики Беларусь в размере 580,1 млн. долларов и 880,5 млн. долларов соответственно. Нефинансовые предприятия обеспечили чистый приток заемных средств в страну 139 млн. долларов (за январь-июнь 2008 г. – отток капитала в размере 27,6 млн. долларов) за счет увеличения обязательств по краткосрочным кредитам и займам на 197,7 млн. долларов.
Рисунок 2.6 – Чистое привлечение кредитов и займов в разрезе секторов экономики за январь-июнь 2005-2009 годов
Основными
странами-кредиторами
Резервные активы. Международные резервные активы Республики Беларусь сократились на 442 млн. долларов. Достигнутый уровень международных резервных активов на 1 июля 2009 г. в размере 2 649,9 млн. долларов сопоставим со стоимостью импорта товаров и услуг [12].
Информация о работе Иностранные инвестиции и проблемы их привлечения в экономику Республики Беларусь