Иностранные инвестиции и проблемы их привлечения в экономику Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 18:43, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение теоретических и практических аспектов и проблем инвестиционной деятельности Республики Беларусь по привлечению иностранных инвестиций, а также выделение приоритетных сфер и направлений эффективной инвестиционной деятельности. В соответствии с целью работы поставлены следующие задачи:
- изучить сущность и особенности иностранных инвестиций;
- дать анализ инвестиционной деятельности Республики Беларусь по привлечению иностранных инвестиций;
- выявить проблемы привлечения иностранного капитала в экономику Республики Беларусь.
- предложить основные направления эффективной инвестиционной деятельности Республики Беларусь по привлечению иностранных инвестиций.

Работа содержит 1 файл

Иностранные инвестиции и проблемы их привлечения в экономику Республики Беларусь.doc

— 1.03 Мб (Скачать)

      Рисунок 2.7 – Динамика международных  резервных активов  Республики Беларусь за 2005-2009 годы 

     2.1 Проблемы и способы привлечения иностранного капитала в экономику Республики Беларусь 

     Республика  Беларусь обладает значительным потенциалом  инвестиционной привлекательности, что  обусловлено целым рядом объективных  факторов. В их числе — выгодное географическое положение, наличие  квалифицированной рабочей силы, высокий научно-технический потенциал, развитая транспортная инфраструктура, достигнутый уровень экономического развития, стабильная социально-политическая ситуация в стране. Вместе с тем хотя наша страна, по данным доклада ЮНКТАД о мировых инвестициях 2008 г., отнесена в группу стран с высоким инвестиционным потенциалом, объемы прямых иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь значительно уступают аналогичным показателям государств Центральной и Восточной Европы с сопоставимыми масштабами экономики.

     Наряду  с недооценкой инвесторами потенциала инвестирования в экономику нашей  республики значительную роль в том, что объем прямых инвестиций остается на относительно низком уровне, сыграли  недостаточные подвижки в формировании инвестиционного климата, в создании благоприятной для прямых иностранных инвестиций деловой среды.

     В числе факторов, сдерживающих приток средств зарубежных инвесторов в  экономику Республики Беларусь, можно  назвать:

— наличие бюрократических барьеров, избыточную сложность административных процедур;

— приоритетность государственных предприятий  и, как следствие, фактическое несоответствие условий функционирования предприятий  государственной и частной форм собственности;

— высокий уровень налоговой нагрузки и сложную систему налогообложения;

— усложненность бухгалтерского учета  и его неполную совместимость  с международными стандартами;

— недостаточный уровень развития малого и среднего бизнеса, осложняющий  адаптацию зарубежных проектов к  новой среде;

— недостаточный уровень развития финансовых рынков и инструментов аккумулирования долгосрочных ресурсов, ограничивающий возможности инвестора по управлению своим имуществом;

— наличие избыточных ограничений  в системе ценообразования.

     Изучение  доступных данных платежного баланса  указывает на практическое отсутствие экспорта инвестиций из Республики Беларусь. Очевидно, белорусские предприятия либо не обладают достаточными ресурсами, либо не видят экономического смысла в экспорте капитала, отдавая предпочтение более традиционной форме внешнеэкономической деятельности – экспорту готовой продукции.  Внешний инвестиционный потенциал страны сосредоточен главным образом в тех отраслях, которые по объективным причинам в меньшей степени интересуют развитые страны, а именно в машиностроении и электротехнической промышленности [17, С.51-56].

     Поэтому главной задачей экономики Республики Беларусь является формирование инвестиционной привлекательности страны. Для этого должен приниматься ряд мер, направленный на осуществление данной задачи.

     Существенную роль в обеспечении инвестиционной привлекательности страны способны сыграть меры денежно-кредитной политики. Одним из условий стабильности и минимизации рисков в экономике является монетарная стабильность, предполагающая контролируемый уровень инфляции и прогнозируемую динамику курса национальной валюты. Наряду с мерами по обеспечению монетарной стабильности важную роль в комплексе мер по повышению инвестиционной привлекательности страны имеет укрепление и развитие банковского сектора. Его значение в формировании инвестиционного климата обусловлено следующими факторами.

     В первую очередь одним из условий благоприятного делового и инвестиционного климата является эффективное выполнение банковской системой своих функций по финансовому посредничеству между секторами экономики.

     Во-вторых, банковская система сама является привлекательным объектом для инвестирования, способным аккумулировать значительные объемы прямых инвестиций.

     В-третьих, инвестиции в банковскую систему в определенной степени являются ориентиром для других потенциальных инвесторов. Приток прямых инвестиций в банковский сектор, как правило, предшествует притоку прямых инвестиций в остальные сектора экономики и способствует их дальнейшему росту. Кроме того, банки с иностранными инвестициями заинтересованы в расширении масштабов инвестирования средств своими клиентами в белорусскую экономику и могут содействовать их приходу в страну в качестве

прямых  инвесторов.

     При всей важности мер, направленных на повышение  инвестиционной привлекательности и укрепление финансового потенциала банковского сектора страны, ведущая роль в формировании благоприятного инвестиционного климата в стране принадлежит мероприятиям общеэкономического характера. С конца 2007 г. их реализация существенно активизирована, что обеспечило значимые позитивные сдвиги в совершенствовании деловой среды в целом. В частности, эта работа осуществляется во взаимодействии со Всемирным банком в соответствии с исследованием “Ведение бизнеса”, в котором условия ведения бизнеса в стране оцениваются по рейтинговой шкале с использованием экспертных оценок по специальной методологии. В рамках этой работы уже приняты десятки нормативных правовых актов, нацеленных на либерализацию ключевых направлений экономической деятельности и тем самым обеспечивающих рост инвестиционной привлекательности страны.

     Нормативные правовые акты, принятые в 2007—2008 гг., прежде всего существенно упростили условия лицензирования деятельности юридических лиц. Сократилось количество документов, требующихся для получения лицензии. Такой подход способствовал реализации принципа “одного окна” в системе лицензирования.

     Важным  направлением совершенствования законодательства стало формирование законодательных стимулов создания новых производств. Стимулы для создания новых производств ориентированы, прежде всего, на выравнивание экономического потенциала менее развитых в настоящее время сельских территорий, малых и средних городов с экономическим потенциалом крупных промышленных центров, в которых пока сосредоточен основной производственный потенциал страны. При этом льготные условия в равной степени распространяются как на отечественных инвесторов, так и на предприятия с иностранными инвестициями.

     Одним из наиболее значимых механизмов увеличения притока прямых иностранных инвестиций в экономику страны представляется приватизация государственной собственности. В этих целях государством был принят ряд решений, ставящих целью активизацию процесса приватизации и повышение привлекательности активов, подлежащих приватизации, для иностранных инвесторов. Так, в 2008 г. отменен институт “золотой акции” — особого права государства на вмешательство в хозяйственную деятельность и участие в управлении субъектами хозяйствования.

     При этом государство отказалось от преимущественного права на приобретение долей (акций) в уставных фондах коммерческих организаций, созданных в процессе приватизации. Начата поэтапная отмена ограничений на обращение акций открытых акционерных обществ, созданных в процессе разгосударствления и приватизации, отчуждение которых ранее было запрещено.

     Совершенствованию залоговых отношений способствовало принятие в июне 2008 г. Закона Республики Беларусь “Об ипотеке”. Этот Закон не только обеспечил более четкое регулирование отношений, связанных с залогом недвижимого имущества, но и создал правовую основу обращения в Республике Беларусь нового для национального законодательства вида ценных бумаг — закладных. Изменения, направленные на стимулирование рынка ценных бумаг, были внесены в налоговое законодательство. Снижена ставка налога на доходы от операций с акциями и облигациями, а также освобождены от налогообложения доходы от операций с корпоративными облигациями юридических лиц Республики Беларусь, выпущенными в период с 1 апреля 2008 г. по 1 января 2013 г.

     Произошли и другие позитивные сдвиги в сокращении налоговой нагрузки на экономику страны. В частности, снижены налоговые ставки в рамках упрощенной системы налогообложения. Осуществлен переход от ежемесячной к ежеквартальной периодичности исчисления и уплаты ряда налоговых платежей. Приняты меры по снижению налоговых ставок по ряду платежей.

     Шаги  в направлении либерализации экономики, осуществляемые в 2009 г., сконцентрированы в Плане первоочередных мероприятий по либерализации условий осуществления экономической деятельности и Плане совместных действий Правительства Республики Беларусь и Правительства Российской Федерации по минимизации последствий финансового кризиса, улучшению параметров платежного баланса, совершенствованию условий ведения предпринимательской деятельности и взаимной торговли. В первые месяцы 2009 г. уже принят ряд значимых нормативных правовых актов.

     Начата  либерализация в сфере ценообразования. Указ Президента Республики Беларусь от 6 февраля 2009 г. № 70 направлен на совершенствование системы ценообразования, сокращение сферы ценового регулирования, упрощение административных процедур в области ценообразования.

     Немаловажное  значение придается мерам по расширению доступности кредитов. С этой целью  принят Закон Республики Беларусь “О кредитных историях”, вступивший в силу с 21 августа 2009 г.

     Принимаются новые меры, нацеленные на активизацию  развития финансового рынка. Так, в настоящее время формируется Концепция развития финансового рынка Республики Беларусь на период до 2015 г. Осуществляется подготовка проекта Закона “Об инвестиционных фондах”. Подготовлены также проекты указов Президента Республики Беларусь “О венчурных организациях в Республике Беларусь”, “О Белорусской венчурной компании”, “О фондах банковского управления”. Принятие этих документов обеспечит комплексный и системный подход к развитию финансового рынка, который в свою очередь увеличит возможности для приобретения акций отечественных предприятий иностранными инвесторами, позволит обеспечить их дополнительными инструментами для привлечения ресурсов, в том числе долгосрочных, как на отечественных, так и на международных рынках, расширит спектр форм привлечения капитала иностранных инвесторов.

     Среди мер по либерализации экономики, намеченных на ближайшее время, следующие:

— дальнейшее совершенствование имущественных и земельных отношений; расширение залоговых прав; установление к базовым ставкам арендной платы понижающего коэффициента за площади, арендуемые для осуществления деятельности по производству товаров и услуг в поселках городского типа, городах районного подчинения, в сельской местности;

— освобождение от налогообложения эмиссионного дохода акционерных обществ, полной отмены сельскохозяйственного налога, налога на приобретение автомобильных транспортных средств, налога с продаж и налога на услуги, части местных целевых сборов, увеличение периода уплаты налогов и сборов;

— расширение сферы применения свободных цен (тарифов), торговых надбавок [1, С.21-25]. 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3

Приоритетные  сферы и направления иностранного инвестирования в  Республике Беларусь

                                                                                                                                                                           Сегодня во многих отраслях белорусской экономики имеются хорошие возможности для международных компаний, для инвестиций.

     Подтверждением  этому может служить проведение 12-13 ноября 2009 г. Белорусского инвестиционно-экономического форума, ставшего главным экономическим  событием года. В работе форума приняли участие более 700 человек, в том числе свыше 450 иностранных участников, представляющих более 60 стран мира (Россия, Германия, Великобритания, Франция, Индия, Польша, Чехия, Канада и др.). Форум проводился при поддержке Правительства Беларуси в целях презентации инвестиционного потенциала республики, укрепления положительного имиджа Беларуси как надежного делового партнера, налаживания прямых контактов белорусских организаций с иностранными инвесторами.                                                      

        Мероприятие было направлено на привлечение внимания деловой зарубежной аудитории к происходящим в Беларуси процессам в области либерализации экономики и формирования благоприятных условий для ведения бизнеса и привлечения инвестиций, содействие развитию инвестиционного сотрудничества между зарубежными партнерами и предприятиями из Беларуси, в том числе посредством рекламы крупных белорусских бизнес-проектов.                

Информация о работе Иностранные инвестиции и проблемы их привлечения в экономику Республики Беларусь