Инновационная политика промышленности республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 10:33, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – показать необходимость и важность инновационной деятельности в современных условиях хозяйствования.
Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи: проанализирована роль инноваций в условиях рыночной экономики, изучены направления инновационного развития промышленных предприятий республики, оценена эффективность инновационной деятельности отдельного предприятия.
Объект исследования - инновационная деятельность.
Предмет исследования - роль промышленности в инновационной политике государства.

Содержание

Введение …………………...…………………………...…………………………...3
1. Инновации в рыночной экономике…………………...…………………………4
1.1. Роль инноваций в глобальной конкуренции………………………………….4
1.2. Государственная инновационная политика Республики Беларусь………….8
1.3. Промышленные предприятия - фундамент инновационной политики государства ………………...…………………………...…………………………..14
2. Направления инновационного развития предприятий
машиностроительного комплекса……………………...………………………….18
2.1. Итоги инновационной деятельности за 2011 год……………………………18
2.2. Задачи инновационного развития предприятий на период до
2015 года …………………...…………………………...…………………………..24
3. Эффективность реализации инновационных проектов на
ОАО «Брестский электроламповый завод»………………………………………32
Заключение…………………...………………………...…………………………...38
Список использованных источников ……………………………………………..39

Работа содержит 1 файл

!!Инновационная политика предприятий Министерства промышленнсоти РБ.doc

— 355.50 Кб (Скачать)

Рисунок 1. Этапы достижения успеха в глобальной конкуренции .

Таким образом, роль инноваций в глобальной конкуренции заключается в том, что они предоставляют возможности компаниям, осуществляющим инновационную деятельность, посредством их реализации обеспечить технологическое доминирование на рынке и победу в конкурентной борьбе при условии правильно сформированной стратегии. Успех в глобальной конкуренции, в конечном счете, зависит от видения и понимания высшим руководством компаний правильно выбранной и реализуемой стратегии на основе сформированных конкурентных преимуществ.

1.2. Государственная инновационная политика Республики Беларусь

Главным направлением преобразований производственного  потенциала Республики Беларусь в 2011 – 2015 годах должно стать внедрение новых и высоких технологий, обладающих наибольшей добавленной стоимостью, низкой энерго- и материалоемкостью, способствующих созданию новых видов товаров и услуг, новейших экологически безопасных (чистых) материалов и продуктов, а также обеспечивающих производство традиционных товаров и услуг с новыми свойствами и параметрами, недостижимыми в рамках предыдущих технологических укладов [3].

За счет создания новых и модернизации действующих  производств в 2015 году вклад секторов, производящих наукоемкую продукцию, в  экономику Республики Беларусь должен стать сопоставимым со вкладом традиционных секторов.

Целью инновационного развития национальной экономики Республики Беларусь в 2011 – 2015 годах является формирование новой технологической базы, обеспечивающей высокий уровень конкурентоспособности национальной экономики Республики Беларусь на внешних рынках.

К 2015 году в стране должны получить развитие следующие высокотехнологичные направления, базирующиеся на технологиях V и VI технологических укладов:

индустрия информационных технологий;

авиакосмическая промышленность;

фармацевтическая промышленность;

микробиологическая промышленность и индустрия биотехнологий;

приборостроение и электронная  промышленность;

наноиндустрия;

ядерная энергетика.

Достижение этой цели предусматривается  обеспечить за счет реализации комплекса мероприятий по следующим направлениям:

организационно-структурное развитие новых высокотехнологичных направлений национальной экономики;

формирование институциональной  среды, благоприятной для ускоренного  инновационного и технологического развития;

привлечение инвестиций и реализация высокотехнологичных проектов;

обучение и подготовка кадров, владеющих  современными организационно-управленческими и производственными технологиями.

Организационно-структурное развитие новых высокотехнологичных производств национальной экономики включает:

разработку концепции формирования и развития нового направления с  обязательным отражением вопросов организации управления;

прогнозирование объема инвестиций, необходимого для развития направления в течение пятилетнего периода, а также предполагаемые источники финансирования;

определение количества специалистов с высшим образованием по профильным специальностям, которых планируется подготовить в течение пятилетнего периода.

При формировании институциональной среды предусматривается реализация в 2011 – 2015 годах комплекса мероприятий, направленных на создание необходимых организационно-правовых и экономических условий для интенсивного инновационного развития Республики Беларусь [3]. В их числе: создание эффективной и дееспособной инновационной инфраструктуры; формирование многочисленного слоя инновационных предпринимателей; развитие государственно-частного партнерства в научно-технической и инновационной сферах, вовлечение субъектов предпринимательской деятельности в состав исполнителей государственных научно-технических программ и Государственной программы, отраслевых и региональных научно-технических и инновационных программ; стимулирование расходов на исследования и разработки предприятий государственного и частного секторов национальной экономики; содействие развитию изобретательства и повышение качества результатов научно-технической деятельности, переориентация научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ на создание научно-технических разработок, пользующихся спросом на рынке.

Для достижения максимальной отдачи в сфере научно-технической  и инновационной деятельности с учетом мировых тенденций развития науки, техники и технологий предстоит обеспечить реализацию приоритетных направлений научно-технической деятельности в Республике Беларусь на 2011 – 2015 годы, утвержденных Указом Президента Республики Беларусь от 22 июля 2010 г. № 378.

Основными задачами направления ”Энергетика  и энергосбережение“ являются обеспечение ввода в энергосистему Республики Беларусь атомной энергетики, создание нового направления по производству светотехнической продукции на основе светодиодов, освоение и наращивание производства альтернативных видов топлива и источников энергии.

В 2011 – 2015 годах для выполнения комплекса работ, обеспечивающих строительство АЭС, Минэнерго и НАН Беларуси планируется:

внедрение комплексных решений, создающих  благоприятные условия для организации  строительства и скорейшего ввода в эксплуатацию АЭС;

разработка  научных, технико-экономических и нормативно-технических предпосылок безопасного использования ядерной энергии в Республике Беларусь;

оценка воздействия  и разработка мер по уменьшению влияния  последствий использования ядерной  энергии и снижению техногенных  рисков в энергетике, промышленности и других секторах экономики;

разработка  новых ядерно-физических, радиационных и изотопных технологий и устройств.

Сокращение  импорта энергоносителей является одной из стратегических задач по обеспечению стабильности экономики Республики Беларусь. Решение указанной задачи целесообразно осуществлять за счет увеличения использования местных энергоресурсов и возобновляемых источников в производстве тепловой и электрической энергии.

В Государственной  программе определены прогнозируемые показатели объемов экспорта наукоемкой и высокотехнологичной продукции (товаров, работ, услуг) согласно таблице 1  по годам в разрезе органов государственного управления [3].

Таблица 1. Объемы экспорта наукоемкой и высокотехнологичной продукции (товаров, работ, услуг) (млн. долларов США)

Ответственные  
исполнители

Годы

2011

2012

2013

2014

2015

Минжилкомхоз

0,204

0,259

0,314

0,369

0,423

Минздрав

0,011

0,014

0,017

0,020

0,029

Минобразование

3,200

4,100

4,900

5,800

6,680

Минпром

1 247,0

1 583,0

1 918,0

2 254,0

2 590,0

Минсвязи

163,000

185,500

211,500

243,0

283,0

Минсельхозпрод

3,490

4,430

5,370

6,310

7,240

Минстройархитектуры

28,800

36,600

44,300

52,110

59,890

Минтранс

5,200

6,600

8,000

9,400

10,800

Минэнерго

20,900

26,500

32,100

38,000

43,500

МЧС

0,034

0,043

0,052

0,061

0,072

Госкомвоенпром

104,200

129,600

162,200

166,300

169,9

ГКНТ

0,037

0,047

0,057

0,068

0,076

Концерн ”Белбиофарм“

23,200

29,500

35,700

41,970

48,200

Концерн ”Белгоспищепром“

0,970

1,230

1,490

1,750

2,460

Концерн ”Беллегпром“

0,006

0,008

0,010

0,011

0,016

Концерн ”Беллесбумпром“

0,019

0,024

0,029

0,035

0,050

Концерн ”Белнефтехим“

336,700

427,300

518,000

608,600

699,3

Белкоопсоюз

0,130

0,165

0,200

0,235

0,330

НАН Беларуси

27,800

35,300

42,800

50,300

57,600

Брестский облисполком

10,700

11,500

12,200

13,200

14,300

Витебский облисполком

0,270

0,380

0,480

0,570

5,100

Гомельский  облисполком 

0,200

0,240

0,280

0,320

0,360

Гродненский облисполком

0,100

0,150

0,190

0,200

0,240

Минский облисполком

0,280

0,390

0,520

0,600

0,700

Могилевский облисполком

0,130

0,180

0,220

0,300

0,370

Минский горисполком

3,000

4,100

5,300

6,400

7,400

ГУ  ”Администрация Парка

 высоких  технологий“

160,000

200,0

255,000

330,000

430,0

Общественные  объединения

9,750

12,350

14,950

17,850

25,400

Прочие  юридические лица

841,569

1 096,890

1324,531

1 559,121

3 120,5

 

Не распределено

109,100

138,6

168,0

197,3

366,1

 

Всего

3 100,000

3 935,0

4 766,71

5 604,2

7 950,0


 

В целях реализации Государственной программы предусматривается выполнение:

мероприятий по формированию эффективной НИС;

важнейших проектов по созданию новых предприятий и производств, имеющих определяющее значение для инновационного развития Республики Беларусь (намечено выполнение 235 таких проектов);

инновационных проектов по созданию новых и модернизации действующих предприятий и производств на основе внедрения инновационных технологий, технологическому переоснащению производств в целях освоения и выпуска новой продукции, включенных в планы (программы) развития видов экономической деятельности и планы (программы) развития областей и г.Минска, и проектов, включенных в мероприятия государственных комплексных целевых научно-технических программ и государственных научно-технических программ. Государственной программой намечено выполнение более 900 таких проектов.

Объем финансирования проектов по созданию новых предприятий и производств, имеющих определяющее значение для инновационного развития Республики Беларусь, составит 57 422,97 млрд. рублей. Для этого планируется привлечение кредитов банков, заемных средств организаций в размере 8785,47 млрд. рублей, собственных  средств организаций – 8710,94 млрд. рублей, иностранных инвестиций – 37 228,31 млрд. рублей, средств местных бюджетов – 191 млрд. рублей, средств республиканского бюджета – 2507,25 млрд. рублей.

Расходы на реализацию инновационных проектов, включенных в планы (программы) развития видов экономической деятельности и планы (программы) развития областей и г.Минска, за счет средств инновационных фондов осуществляются в соответствии с утвержденными перечнями проектов.

Финансирование  мероприятий Государственной программы  за счет республиканского бюджета, включая  средства государственных целевых  бюджетных фондов и Белорусского инновационного фонда, будет осуществляться в пределах, предусмотренных на эти цели законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год. Объем финансирования мероприятий в разрезе органов государственного управления приведен в таблице 2 [3].

 

 

 

Таблица 2. Финансирование проектов по созданию новых предприятий и производств, имеющих определяющее значение для инновационного развития Республики Беларусь

 

Наименование  органа государственного управления

Объем финансирования млн. руб.

Уд. вес в  общем объеме финансирования

Количество проектов

Уд. вес в  общем количестве проектов

1. Минздрав

78 773,20

0,14%

15

6,38%

2. Мининформ

21 420,00

0,04%

1

0,43%

3. Минлесхоз

9 406,00

0,02%

2

0,85%

4. МНС

21 430,10

0,04%

2

0,85%

5. Минобразование

107 812

0,19%

24

10,21%

6. Минпром

6 436 758

11,21%

33

14,04%

7. Минсвязи

3 861 200

6,72%

7

2,98%

8. Минсельхозпрод

23 195,00

0,04%

5

2,13%

9. Минстройархитектуры

4 706 337,3

8,20%

12

5,11%

10. Минтранс

3 054 686,0

5,32%

6

2,55%

11. МЧС

53 000,00

0,09%

1

0,43%

12. Минэнерго

24 194 375

42,13%

8

3,40%

13. Госкомвоенпром

1 938 431,2

3,38%

7

2,98%

14. Госкомимущество

20 000,00

0,03%

1

0,43%

15. ГКНТ

25 000,00

0,04%

1

0,43%

16. Концерн ”Белбиофарм“

489 908,00

0,85%

8

3,40%

17. Концерн ”Белгоспищепром“

125 000,00

0,22%

2

0,85%

18. Концерн ”Беллегпром“

832 664,00

1,45%

3

1,28%

19. Концерн ”Беллесбумпром“

4 658 500

8,11%

9

3,83%

20. Концерн ”Белнефтехим“

3 200 559,6

5,57%

12

5,11%

21. НАН Беларуси

171 412,00

0,30%

11

4,68%

22. Брестский  облисполком

382 042,60

0,67%

13

5,53%

23. Витебский облисполком

99 906,00

0,17%

8

3,40%

24. Гомельский облисполком

184 500,00

0,32%

4

1,70%

25. Гродненский облисполком

282 395,00

0,49%

6

2,55%

26. Минский облисполком

1 217 100,0

2,12%

10

4,26%

27. Могилевский облисполком

381 322,00

0,66%

8

3,40%

28. Минский горисполком

844 141,40

1,47%

14

5,96%

29. ГУ ”Администрация Парка высоких технологий“

747,5

0,0013%

1

0,43%

30. Академия  управления при Президенте Республики Беларусь

950

0,0017%

1

0,43%

Итого

57 422 971,9

100,00%

235

100,00%


 

Реализация  мероприятий Государственной программы  направлена на достижение в 2015 году следующих прогнозных показателей Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011 –  2015 годы:

увеличение  удельного веса отгруженной инновационной продукции организациями, основным видом экономической деятельности которых является производство промышленной продукции, в общем объеме отгруженной продукции до 20 – 21 процента;

увеличение  доли инновационно активных организаций  в общем количестве организаций, основным видом экономической деятельности которых является производство промышленной продукции, – не менее 40 процентов;

рост внутренних затрат на научные исследования и  разработки до 2,5 – 2,9 процента от ВВП;

рост объема экспорта наукоемкой и высокотехнологичной  продукции (товаров, работ, услуг) – не менее 7950 млн. долларов США;

увеличение  объема промышленного производства в 2015 году по сравнению с 2010 годом  в 1,54 – 1,60 раза;

снижение импортоемкости промышленного производства до  30 процентов (2010 год – 34,5 процента);

снижение материалоемкости произведенной в 2015 году продукции  в организациях промышленности и сельского хозяйства на 5 – 7 процентов по сравнению с 2010 годом;

снижение энергоемкости  ВВП в 2015 году не менее чем на 29 – 32 процента по сравнению с 2010 годом.

 

1.3. Промышленные предприятия -  фундамент инновационной политики государства

Основная, стратегическая, цель построения и функционирования национальной инновационной системы – обеспечение перевода экономики Беларуси на инновационный путь динамичного конкурентоспособного развития  с главным акцентом на инновационное развитие предприятий и отраслей реального сектора, обеспечивающее повышение эффективности всего народного хозяйства и уровня жизни людей.

Активное воздействие  на функционирование национальной инновационной системы оказывает предпринимательская среда. Анализ инновационных процессов в развитых странах показывает, что большую инновационную активность проявляет крупный бизнес (свыше 250 работающих). В странах ЕС 80 % крупных предприятий и только треть малых предприятий относятся к инновационно активным [4].

Ядром всей инновационной  сферы является производственное предприятие. Его технологический уровень, конкурентоспособность продукции (и по функциональному совершенству и по цене), эффективность производства, позиции на рынке, стабильное финансовое положение определяют устойчивый и возрастающий спрос на знания, на новые технологии, продукты, методы и системы управления. Основным содержанием инновационной деятельности субъектов (компонентов) инновационной системы является:

Информация о работе Инновационная политика промышленности республики Беларусь