Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 10:33, курсовая работа
Цель работы – показать необходимость и важность инновационной деятельности в современных условиях хозяйствования.
Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи: проанализирована роль инноваций в условиях рыночной экономики, изучены направления инновационного развития промышленных предприятий республики, оценена эффективность инновационной деятельности отдельного предприятия.
Объект исследования - инновационная деятельность.
Предмет исследования - роль промышленности в инновационной политике государства.
Введение …………………...…………………………...…………………………...3
1. Инновации в рыночной экономике…………………...…………………………4
1.1. Роль инноваций в глобальной конкуренции………………………………….4
1.2. Государственная инновационная политика Республики Беларусь………….8
1.3. Промышленные предприятия - фундамент инновационной политики государства ………………...…………………………...…………………………..14
2. Направления инновационного развития предприятий
машиностроительного комплекса……………………...………………………….18
2.1. Итоги инновационной деятельности за 2011 год……………………………18
2.2. Задачи инновационного развития предприятий на период до
2015 года …………………...…………………………...…………………………..24
3. Эффективность реализации инновационных проектов на
ОАО «Брестский электроламповый завод»………………………………………32
Заключение…………………...………………………...…………………………...38
Список использованных источников ……………………………………………..39
Рисунок 1. Этапы достижения успеха в глобальной конкуренции .
Таким образом, роль инноваций в глобальной конкуренции заключается в том, что они предоставляют возможности компаниям, осуществляющим инновационную деятельность, посредством их реализации обеспечить технологическое доминирование на рынке и победу в конкурентной борьбе при условии правильно сформированной стратегии. Успех в глобальной конкуренции, в конечном счете, зависит от видения и понимания высшим руководством компаний правильно выбранной и реализуемой стратегии на основе сформированных конкурентных преимуществ.
1.2. Государственная инновационная политика Республики Беларусь
Главным направлением преобразований производственного потенциала Республики Беларусь в 2011 – 2015 годах должно стать внедрение новых и высоких технологий, обладающих наибольшей добавленной стоимостью, низкой энерго- и материалоемкостью, способствующих созданию новых видов товаров и услуг, новейших экологически безопасных (чистых) материалов и продуктов, а также обеспечивающих производство традиционных товаров и услуг с новыми свойствами и параметрами, недостижимыми в рамках предыдущих технологических укладов [3].
За счет создания новых и модернизации действующих производств в 2015 году вклад секторов, производящих наукоемкую продукцию, в экономику Республики Беларусь должен стать сопоставимым со вкладом традиционных секторов.
Целью инновационного развития национальной экономики Республики Беларусь в 2011 – 2015 годах является формирование новой технологической базы, обеспечивающей высокий уровень конкурентоспособности национальной экономики Республики Беларусь на внешних рынках.
К 2015 году в стране должны получить развитие следующие высокотехнологичные направления, базирующиеся на технологиях V и VI технологических укладов:
индустрия информационных технологий;
авиакосмическая промышленность;
фармацевтическая
микробиологическая
приборостроение и электронная промышленность;
наноиндустрия;
ядерная энергетика.
Достижение этой цели предусматривается обеспечить за счет реализации комплекса мероприятий по следующим направлениям:
организационно-структурное
формирование
привлечение инвестиций и реализация высокотехнологичных проектов;
обучение и подготовка кадров, владеющих современными организационно-управленческими и производственными технологиями.
Организационно-структурное
разработку концепции
прогнозирование объема инвестиций, необходимого для развития направления в течение пятилетнего периода, а также предполагаемые источники финансирования;
определение количества специалистов с высшим образованием по профильным специальностям, которых планируется подготовить в течение пятилетнего периода.
При формировании
институциональной среды
Для достижения максимальной отдачи в сфере научно-технической и инновационной деятельности с учетом мировых тенденций развития науки, техники и технологий предстоит обеспечить реализацию приоритетных направлений научно-технической деятельности в Республике Беларусь на 2011 – 2015 годы, утвержденных Указом Президента Республики Беларусь от 22 июля 2010 г. № 378.
Основными задачами направления ”Энергетика и энергосбережение“ являются обеспечение ввода в энергосистему Республики Беларусь атомной энергетики, создание нового направления по производству светотехнической продукции на основе светодиодов, освоение и наращивание производства альтернативных видов топлива и источников энергии.
В 2011 – 2015 годах для выполнения комплекса работ, обеспечивающих строительство АЭС, Минэнерго и НАН Беларуси планируется:
внедрение
комплексных решений, создающих
благоприятные условия для
разработка научных, технико-экономических и нормативно-технических предпосылок безопасного использования ядерной энергии в Республике Беларусь;
оценка воздействия
и разработка мер по уменьшению влияния
последствий использования
разработка новых ядерно-физических, радиационных и изотопных технологий и устройств.
Сокращение
импорта энергоносителей
В Государственной программе определены прогнозируемые показатели объемов экспорта наукоемкой и высокотехнологичной продукции (товаров, работ, услуг) согласно таблице 1 по годам в разрезе органов государственного управления [3].
Таблица 1. Объемы экспорта наукоемкой и высокотехнологичной продукции (товаров, работ, услуг) (млн. долларов США)
Ответственные |
Годы | |||||
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 | ||
Минжилкомхоз |
0,204 |
0,259 |
0,314 |
0,369 |
0,423 | |
Минздрав |
0,011 |
0,014 |
0,017 |
0,020 |
0,029 | |
Минобразование |
3,200 |
4,100 |
4,900 |
5,800 |
6,680 | |
Минпром |
1 247,0 |
1 583,0 |
1 918,0 |
2 254,0 |
2 590,0 | |
Минсвязи |
163,000 |
185,500 |
211,500 |
243,0 |
283,0 | |
Минсельхозпрод |
3,490 |
4,430 |
5,370 |
6,310 |
7,240 | |
Минстройархитектуры |
28,800 |
36,600 |
44,300 |
52,110 |
59,890 | |
Минтранс |
5,200 |
6,600 |
8,000 |
9,400 |
10,800 | |
Минэнерго |
20,900 |
26,500 |
32,100 |
38,000 |
43,500 | |
МЧС |
0,034 |
0,043 |
0,052 |
0,061 |
0,072 | |
Госкомвоенпром |
104,200 |
129,600 |
162,200 |
166,300 |
169,9 | |
ГКНТ |
0,037 |
0,047 |
0,057 |
0,068 |
0,076 | |
Концерн ”Белбиофарм“ |
23,200 |
29,500 |
35,700 |
41,970 |
48,200 | |
Концерн ”Белгоспищепром“ |
0,970 |
1,230 |
1,490 |
1,750 |
2,460 | |
Концерн ”Беллегпром“ |
0,006 |
0,008 |
0,010 |
0,011 |
0,016 | |
Концерн ”Беллесбумпром“ |
0,019 |
0,024 |
0,029 |
0,035 |
0,050 | |
Концерн ”Белнефтехим“ |
336,700 |
427,300 |
518,000 |
608,600 |
699,3 | |
Белкоопсоюз |
0,130 |
0,165 |
0,200 |
0,235 |
0,330 | |
НАН Беларуси |
27,800 |
35,300 |
42,800 |
50,300 |
57,600 | |
Брестский облисполком |
10,700 |
11,500 |
12,200 |
13,200 |
14,300 | |
Витебский облисполком |
0,270 |
0,380 |
0,480 |
0,570 |
5,100 | |
Гомельский облисполком |
0,200 |
0,240 |
0,280 |
0,320 |
0,360 | |
Гродненский облисполком |
0,100 |
0,150 |
0,190 |
0,200 |
0,240 | |
Минский облисполком |
0,280 |
0,390 |
0,520 |
0,600 |
0,700 | |
Могилевский облисполком |
0,130 |
0,180 |
0,220 |
0,300 |
0,370 | |
Минский горисполком |
3,000 |
4,100 |
5,300 |
6,400 |
7,400 | |
ГУ ”Администрация Парка высоких технологий“ |
160,000 |
200,0 |
255,000 |
330,000 |
430,0 | |
Общественные объединения |
9,750 |
12,350 |
14,950 |
17,850 |
25,400 | |
Прочие юридические лица |
841,569 |
1 096,890 |
1324,531 |
1 559,121 |
3 120,5 | |
Не распределено |
109,100 |
138,6 |
168,0 |
197,3 |
366,1 | |
Всего |
3 100,000 |
3 935,0 |
4 766,71 |
5 604,2 |
7 950,0 |
В целях реализации
Государственной программы
мероприятий по формированию эффективной НИС;
важнейших проектов
по созданию новых предприятий и производст
инновационных проектов по созданию новых и модернизации действующих предприятий и производств на основе внедрения инновационных технологий, технологическому переоснащению производств в целях освоения и выпуска новой продукции, включенных в планы (программы) развития видов экономической деятельности и планы (программы) развития областей и г.Минска, и проектов, включенных в мероприятия государственных комплексных целевых научно-технических программ и государственных научно-технических программ. Государственной программой намечено выполнение более 900 таких проектов.
Объем финансирования проектов по созданию новых предприятий и производств, имеющих определяющее значение для инновационного развития Республики Беларусь, составит 57 422,97 млрд. рублей. Для этого планируется привлечение кредитов банков, заемных средств организаций в размере 8785,47 млрд. рублей, собственных средств организаций – 8710,94 млрд. рублей, иностранных инвестиций – 37 228,31 млрд. рублей, средств местных бюджетов – 191 млрд. рублей, средств республиканского бюджета – 2507,25 млрд. рублей.
Расходы на реализацию инновационных проектов, включенных в планы (программы) развития видов экономической деятельности и планы (программы) развития областей и г.Минска, за счет средств инновационных фондов осуществляются в соответствии с утвержденными перечнями проектов.
Финансирование
мероприятий Государственной
Таблица 2. Финансирование проектов по созданию новых предприятий и производств, имеющих определяющее значение для инновационного развития Республики Беларусь
Наименование органа государственного управления |
Объем финансирования млн. руб. |
Уд. вес в общем объеме финансирования |
Количество проектов |
Уд. вес в общем количестве проектов |
1. Минздрав |
78 773,20 |
0,14% |
15 |
6,38% |
2. Мининформ |
21 420,00 |
0,04% |
1 |
0,43% |
3. Минлесхоз |
9 406,00 |
0,02% |
2 |
0,85% |
4. МНС |
21 430,10 |
0,04% |
2 |
0,85% |
5. Минобразование |
107 812 |
0,19% |
24 |
10,21% |
6. Минпром |
6 436 758 |
11,21% |
33 |
14,04% |
7. Минсвязи |
3 861 200 |
6,72% |
7 |
2,98% |
8. Минсельхозпрод |
23 195,00 |
0,04% |
5 |
2,13% |
9. Минстройархитектуры |
4 706 337,3 |
8,20% |
12 |
5,11% |
10. Минтранс |
3 054 686,0 |
5,32% |
6 |
2,55% |
11. МЧС |
53 000,00 |
0,09% |
1 |
0,43% |
12. Минэнерго |
24 194 375 |
42,13% |
8 |
3,40% |
13. Госкомвоенпром |
1 938 431,2 |
3,38% |
7 |
2,98% |
14. Госкомимущество |
20 000,00 |
0,03% |
1 |
0,43% |
15. ГКНТ |
25 000,00 |
0,04% |
1 |
0,43% |
16. Концерн ”Белбиофарм“ |
489 908,00 |
0,85% |
8 |
3,40% |
17. Концерн ”Белгоспищепром“ |
125 000,00 |
0,22% |
2 |
0,85% |
18. Концерн ”Беллегпром“ |
832 664,00 |
1,45% |
3 |
1,28% |
19. Концерн ”Беллесбумпром“ |
4 658 500 |
8,11% |
9 |
3,83% |
20. Концерн ”Белнефтехим“ |
3 200 559,6 |
5,57% |
12 |
5,11% |
21. НАН Беларуси |
171 412,00 |
0,30% |
11 |
4,68% |
22. Брестский облисполком |
382 042,60 |
0,67% |
13 |
5,53% |
23. Витебский облисполком |
99 906,00 |
0,17% |
8 |
3,40% |
24. Гомельский облисполком |
184 500,00 |
0,32% |
4 |
1,70% |
25. Гродненский облисполком |
282 395,00 |
0,49% |
6 |
2,55% |
26. Минский облисполком |
1 217 100,0 |
2,12% |
10 |
4,26% |
27. Могилевский облисполком |
381 322,00 |
0,66% |
8 |
3,40% |
28. Минский горисполком |
844 141,40 |
1,47% |
14 |
5,96% |
29. ГУ ”Администрация Парка высоких технологий“ |
747,5 |
0,0013% |
1 |
0,43% |
30. Академия управления при Президенте Республики Беларусь |
950 |
0,0017% |
1 |
0,43% |
Итого |
57 422 971,9 |
100,00% |
235 |
100,00% |
Реализация
мероприятий Государственной
увеличение удельного веса отгруженной инновационной продукции организациями, основным видом экономической деятельности которых является производство промышленной продукции, в общем объеме отгруженной продукции до 20 – 21 процента;
увеличение доли инновационно активных организаций в общем количестве организаций, основным видом экономической деятельности которых является производство промышленной продукции, – не менее 40 процентов;
рост внутренних затрат на научные исследования и разработки до 2,5 – 2,9 процента от ВВП;
рост объема экспорта наукоемкой и высокотехнологичной продукции (товаров, работ, услуг) – не менее 7950 млн. долларов США;
увеличение объема промышленного производства в 2015 году по сравнению с 2010 годом в 1,54 – 1,60 раза;
снижение импортоемкости промышленного производства до 30 процентов (2010 год – 34,5 процента);
снижение материалоемкости произведенной в 2015 году продукции в организациях промышленности и сельского хозяйства на 5 – 7 процентов по сравнению с 2010 годом;
снижение энергоемкости ВВП в 2015 году не менее чем на 29 – 32 процента по сравнению с 2010 годом.
1.3. Промышленные предприятия - фундамент инновационной политики государства
Основная, стратегическая, цель построения и функционирования национальной инновационной системы – обеспечение перевода экономики Беларуси на инновационный путь динамичного конкурентоспособного развития с главным акцентом на инновационное развитие предприятий и отраслей реального сектора, обеспечивающее повышение эффективности всего народного хозяйства и уровня жизни людей.
Активное воздействие на функционирование национальной инновационной системы оказывает предпринимательская среда. Анализ инновационных процессов в развитых странах показывает, что большую инновационную активность проявляет крупный бизнес (свыше 250 работающих). В странах ЕС 80 % крупных предприятий и только треть малых предприятий относятся к инновационно активным [4].
Ядром всей инновационной сферы является производственное предприятие. Его технологический уровень, конкурентоспособность продукции (и по функциональному совершенству и по цене), эффективность производства, позиции на рынке, стабильное финансовое положение определяют устойчивый и возрастающий спрос на знания, на новые технологии, продукты, методы и системы управления. Основным содержанием инновационной деятельности субъектов (компонентов) инновационной системы является:
Информация о работе Инновационная политика промышленности республики Беларусь