Инновационная политика промышленности республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 10:33, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – показать необходимость и важность инновационной деятельности в современных условиях хозяйствования.
Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи: проанализирована роль инноваций в условиях рыночной экономики, изучены направления инновационного развития промышленных предприятий республики, оценена эффективность инновационной деятельности отдельного предприятия.
Объект исследования - инновационная деятельность.
Предмет исследования - роль промышленности в инновационной политике государства.

Содержание

Введение …………………...…………………………...…………………………...3
1. Инновации в рыночной экономике…………………...…………………………4
1.1. Роль инноваций в глобальной конкуренции………………………………….4
1.2. Государственная инновационная политика Республики Беларусь………….8
1.3. Промышленные предприятия - фундамент инновационной политики государства ………………...…………………………...…………………………..14
2. Направления инновационного развития предприятий
машиностроительного комплекса……………………...………………………….18
2.1. Итоги инновационной деятельности за 2011 год……………………………18
2.2. Задачи инновационного развития предприятий на период до
2015 года …………………...…………………………...…………………………..24
3. Эффективность реализации инновационных проектов на
ОАО «Брестский электроламповый завод»………………………………………32
Заключение…………………...………………………...…………………………...38
Список использованных источников ……………………………………………..39

Работа содержит 1 файл

!!Инновационная политика предприятий Министерства промышленнсоти РБ.doc

— 355.50 Кб (Скачать)

АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

Факультет переподготовки________________________________________

Кафедра «Теории и практики государственного управления»______________

(название кафедры, за которой  закреплена дисциплина)

Специальность «Государственное управление национальной экономикой»___

 

 

 

 

 

КУРСОВОЙ  ПРОЕКТ

 

по дисциплине «Государственно-административное управление»

 

на тему «ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА промышленности РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ»

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушатель

заместитель директора по экономике и финансам ОАО «БЭЛЗ»___________

(должность, место работы)         

 

__________________

       (подпись)

 

А.Н. Вель _____________

     (инициалы, фамилия)

Руководитель

кандидат  философских наук, доцент_______

(ученая степень, звание)

 

__________________

       (подпись)

 

Ю.В. Никулина_________

     (инициалы, фамилия)


 

 

Минск  2012 
Содержание

 

Введение …………………...…………………………...…………………………...3

1. Инновации  в рыночной экономике…………………...…………………………4

1.1. Роль инноваций в глобальной конкуренции………………………………….4

1.2. Государственная инновационная политика Республики Беларусь………….8

1.3. Промышленные предприятия -  фундамент инновационной политики государства ………………...…………………………...…………………………..14

2. Направления  инновационного развития предприятий

машиностроительного комплекса……………………...………………………….18

2.1. Итоги инновационной  деятельности за 2011 год……………………………18

2.2.  Задачи  инновационного развития предприятий  на период до

2015 года …………………...…………………………...…………………………..24

3. Эффективность реализации инновационных проектов на

ОАО «Брестский электроламповый завод»………………………………………32

Заключение…………………...………………………...…………………………...38

Список использованных источников ……………………………………………..39

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Белорусская модель социально-ориентированной рыночной экономики и стратегия устойчивого развития предусматривают проведение эффективной инновационной и инвестиционной политики. В условиях нарастания глобальной конкуренции развитие инновационной деятельности и формирование экономики, основанной на знаниях, имеют особое значение, поскольку конкурентоспособными могут быть только высокотехнологичные и наукоемкие производства и предприятия.

Инновационный путь развития – одна из приоритетных задач социально-экономического развития нашего государства, которая определяет стратегическую цель государственной научно-технической и инновационной политики по созданию благоприятных правовых, экономических и социальных условий для развития науки, постоянного повышения технологического уровня производства и конкурентоспособности продукции, уровня и качества жизни населения, укрепления национальной безопасности страны.

Главной стратегической целью инновационной политики в  машиностроительной отрасли является наращивание выпуска высокотехнологичной  и наукоемкой продукции конкурентоспособной на внешних рынках за счет ускоренного переоснащения и создания высокотехнологичных предприятий и производств на основе внедрения передовых достижений науки и техники. Реализация этой цели существенно повысит экономическую эффективность и качество работы предприятий, снизит материалоемкость и энергоемкость машиностроительного производства и упрочит позиции продукции белорусского машиностроения на мировых рынках.

Цель работы – показать необходимость и важность инновационной деятельности в современных условиях хозяйствования.

Для достижения поставленной цели в  работе решены следующие задачи: проанализирована роль инноваций в условиях рыночной экономики, изучены направления инновационного развития промышленных предприятий республики, оценена эффективность инновационной деятельности отдельного предприятия.

Объект исследования - инновационная деятельность.

Предмет исследования - роль промышленности в инновационной политике государства.

 

 

 

1. Инновации в рыночной экономике

Инновации, составляют основу преобразований в социально-экономических системах, воздействуют на структуру, определяют темпы и масштабы экономических процессов и сопутствующих им структурных изменений.

Под инновациями понимается введение нового продукта или качественное совершенствование прежнего, внедрение нового метода производства, открытие нового рынка, приобретение нового источника сырья, осуществление новой организации производства.

Инновации – создаваемые (осваиваемые) новые или усовершенствованные технологии, виды товарной продукции или услуг, а также организационно-технические решения производственного, административного, коммерческого или иного характера, способствующие продвижению технологий, товарной продукции и услуг на рынок [1].

Инновации можно разделить на следующие виды:

  • производственные (технологические), включающие новые виды оборудования, сырья, материалов и т. д.;
  • управленческие, включающие новые методы организации производства, управления, продвижения товаров на рынок;
  • информационные, включающие новые способы сбора, обработки и передачи информации для принятия решений на качественно новом уровне;
  • социальные, охватывающие изменение условий труда, быта и т. д.

1.1. Роль инноваций в глобальной конкуренции

Важной особенностью состояния рынка сегодня является непрерывное увеличение роли инноваций для достижения успеха: изменение ситуации во внешней среде требует пересмотра роли и места инноваций в деятельности компаний. Анализ тенденции развития мирового рынка в XX веке, проведенный в работах, выявил главную особенность: развитие рынка заключается в непрерывном увеличении изменчивости, нестабильности и непредсказуемости.

К концу ХХ столетия отмечались следующие тенденции:

– интернационализация рынков;

– развитие компьютерных сетей, практическое смыкание маркетинга и торговли в реальном масштабе времени;

– бизнес приобретает стратегический характер (важны инновации, глобализация бизнеса, обеспечение сервиса, информация и т.д.);

– конкуренция между компаниями выходит на новый уровень и приобретает глобальный характер;

– международное сотрудничество все больше состоит из натурального обмена технологиями или «ноу-хау».

В настоящее время происходит системная интеграция мировых рынков и региональных экономик, всех сфер человеческой деятельности, в результате чего наблюдается ускоренный экономический рост, ускорение внедрения современных технологий и методов управления. Основные процессы, происходящие в настоящее время, следующие: интеграция государств в мировую экономическую систему; глобализация средств коммуникаций; рост валовых международных финансовых потоков и глобализация финансовых рынков; глобализация деятельности компаний и превращение их в транснациональные корпорации с очевидной ориентацией на информационный рынок и рынок передовых технологий; конкурентное преимущество теперь определяется качеством человеческого капитала, состоянием образования и степенью использования науки и техники в производстве; изобилие рабочей силы и сырьевых материалов уже не расценивается как конкурентное преимущество.

Ключевой особенностью мировой экономической системы становится международная концентрация капитала и глобализация хозяйственной деятельности. Концентрация транснационального капитала и производства достигла качественно нового уровня, позволяющего говорить о становлении нового мирового порядка, в котором определяющую роль начинают играть международный капитал, транснациональные корпорации и международные организации.

Современное экономическое  развитие характеризуется ведущим  значением научно-технического прогресса  и интеллектуализацией основных факторов производства. На долю новых знаний, воплощаемых в технологиях, оборудовании, образовании кадров, организации производства в развитых странах приходится от 80 до 95 % прироста ВВП. Внедрение новых технологий стало ключевым фактором успеха в рыночной конкуренции, основным средством повышения эффективности производства и улучшения качества товаров и услуг. Нововведения являются необходимым условием успеха в конкурентной борьбе, позволяя передовым фирмам добиваться сверхприбылей за счет монопольного присвоения интеллектуальной ренты, образующейся при освоении новых продуктов и технологий.

Важной особенностью современного экономического роста  стал переход к непрерывному инновационному процессу. Интенсивность НИОКР во многом определяет сегодня уровень экономического развития. В глобальной экономической конкуренции выигрывают те страны, которые обеспечивают благоприятные условия для научных исследований и научно-технического прогресса. Поэтому успех в глобальной конкуренции тех или иных фирм напрямую связан с государственной научно-технической политикой стран их базирования.

В XXI веке глобальная конкуренция будет вестись не столько между странами, сколько между транснациональными воспроизводственными системами, каждая из которых объединяет национальные системы образования населения, накопления капитала, организации науки и производственно-предпринимательские структуры, работающие в масштабах мирового рынка. Мировую экономику будет формировать несколько таких систем, тесно связанных друг с другом и определяющих глобальное экономическое развитие.

Сегодня уже  стал общепризнанным тот факт, что  компании добиваются конкурентных преимуществ только посредством инноваций [4]. Хотя каждая успешная компания применяет свою собственную стратегию, глубинные принципы их деятельности, характер и эволюция оказываются в своей основе у всех одинаковыми: только постоянными улучшениями и нововведениями можно добиться высокого уровня производительности и повышать его с течением времени.

Компания, достигнув конкурентных преимуществ, может удерживать их после этого только с помощью постоянных улучшений, так как практически любое достижение можно повторить – конкуренты сразу же и обязательно обойдут любую компанию, которая прекратит совершенствование и внедрение инноваций. Иногда экономия на масштабах производства, взаимосвязи с потребителем или надежность каналов сбыта оказываются достаточными для поддержания инертной компанией своих позиций в течение лет или даже десятилетий. Однако раньше или позже более динамичные конкуренты найдут пути обхода этих преимуществ на основе своих инноваций; либо создадут лучшие или более дешевые способы ведения аналогичного бизнеса.

Источником  инноваций являются знания, которые  приобретает компания в ходе своей  деятельности. Именно приобретенные в ходе НИОКР знания воплощаются в виде инноваций, нововведений и новшеств, регистрируются в виде патентов, изобретений и авторских свидетельств. Обладание знаниями является отправной точкой для компании к осуществлению инновационной деятельности. Поэтому приобретение знаний, управление ими и их использование в НИОКР является важной составляющей инновационного менеджмента, который классифицируется как менеджмент знаний.

В общем случае процесс управления знаниями представляет собой процесс получения, обобщения, накапливания, хранения, защиты и применения знаний. Стратегия управления знаниями может пониматься как баланс основанных на знании ресурсов и способностей относительно знаний, необходимых для получения продуктов или услуг, способных превзойти таковые у конкурентов. Идентификация того, какие основанные на знании ресурсы и способности значимы, уникальны и не поддаются имитации, точно так же как и то, насколько эти ресурсы и способности обеспечивают продукцию фирмы и ее рыночные позиции, является существенным элементом стратегии менеджмента знаний.

Фундаментальные знания представляют минимум и создают  определенный барьер ко входу в отрасль, обладание которыми обеспечивает «участие в игре». Однако это не может обеспечить долговременную конкурентную значимость фирмы, Знания, обеспечивающие успех, снабжают фирму конкурентным потенциалом. Компания может иметь тот же уровень, кругозор или качество знаний, что и ее конкуренты, но специфические знания могут помочь ей использовать стратегию диверсификации. Инновационные знания дают фирме возможность лидировать в отрасли и представляют собой особые знания, благодаря которым компании получают возможность изменять «правила игры».

Формирование конкурентных преимуществ на основе инноваций  может быть достигнуто только посредством их реализации, воплощении в новых товарах и в использовании новых технологий. Это, в свою очередь, выводит компании на новый технологический уровень, обеспечивая технологическое превосходство перед конкурентами, на основе которого и формируются конкурентные преимущества. Для успеха в глобальной конкуренции компании недостаточно иметь конкурентные преимущества, важно выбрать и сформировать правильную стратегию. Поэтому стратегия компании и стратегическое управление становятся промежуточным звеном этой цепочки.

Выявленная  последовательность «знания – инновации  – технологическое превосходство  – конкурентные преимущества –  стратегия и стратегическое управление компанией – успех в глобальной конкуренции» объясняет современные  этапы достижения успеха в глобальной конкуренции, обосновывает важность знаний и инноваций в конкурентной борьбе, неразрывно связывает менеджмент знаний, инновационный, технологический и стратегический менеджмент. Это обусловливает появление нового понимания в управлении глобальными компаниями и видения со стороны высшего руководства.

На рисунке 1 представлены этапы достижения успеха в глобальной конкуренции, начальным звеном которого являются знания. В зависимости от того, какими знаниями обладает компания, они имеют воплощение в тех или иных инновациях, нововведениях или новшествах, которые реализуются в соответствующих технологиях, которых не имеют конкуренты. Эти технологии формируют конкурентные преимущества и при соответствующих стратегиях обеспечивают успех в конкурентной борьбе. В свою очередь та или иная стратегия требует технологий, получаемых на соответствующих результатах НИОКР. Последние определяют знания, которыми необходимо обладать.

Информация о работе Инновационная политика промышленности республики Беларусь