Инновационная деятельность в странах с развитой рыночной экономикой

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 18:37, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является разработка путей совершенствования деятельности предприятия на основе формирования и развития инновационного потенциала, а также расчет эффективности мероприятий по реализации этих целей.

Содержание

Введение 4
1 Инновационная деятельность в странах с развитой рыночной экономикой 6
2 Состояние и перспективы развития инновационной деятельности в Республике Беларусь 17
3 Основные направления совершенствования инновационной деятельности на предприятиях Республики Беларусь 25
Заключение 33
Список использованных источников 34
Приложение

Работа содержит 1 файл

Мой.doc

— 421.00 Кб (Скачать)

Основным источником финансирования инновационной деятельности малого предпринимательства в 2005 г. были собственные средства предприятий — 87,3%. Объемы привлеченных средств были незначительными и состояли из средств республиканского бюджета (3,0%), внебюджетных фондов (0,2%). Анализ структуры осуществляемой инновационной деятельности выявил, что основными направлениями являются приобретение машин и оборудования, связанных с технологическими нововведениями – 73,6%, а также исследование и разработка новых продуктов (услуг) и методов их производства (передачи) – 44,5%. С другой стороны приобретение новых технологий осуществляло только 11,5% предприятий, а приобретение высоких технологий посредством покупки прав на соответствующие объекты интеллектуальной собственности – лишь 2,7%. В поддержание существующих производственных мощностей инвестировало 42% малых предприятий, а в модернизацию производства и освоение новых технологий – только 13% и 5%, соответственно. В объеме отгруженной инновационной продукции вновь внедренная или подвергшаяся значительным технологическим изменениям в течение последних трех лет продукция составила 1/5, а подвергавшаяся усовершенствованию – 1/3.

Основным стратегическим направлением инновационной деятельности малого предпринимательства в краткосрочной перспективе (2006–2010 гг.) является поддержание основных направлений деятельности за счет увеличения и обновления основных производственных фондов, и в меньшей мере – развитие за счет разработки, приобретения и внедрения современных технологий. [15] Количественный потенциал роста малого предпринимательства в Беларуси оказался исчерпанным, а перехода к инновационному предпринимательству не произошло, уровень инновационной восприимчивости, т.е. способности генерировать новые идеи и готовности гибко перестраивать производство в соответствии с освоением и использованием инноваций, у малых предприятий невысок. В условиях высокого налогового бремени, значительного административного регулирования и нестабильности законодательства, регулирующего хозяйственную деятельность субъектов малого предпринимательства, предприятия ориентированы не на развитие инновационной восприимчивости и переход к прорывному инновационному предпринимательству, а на инерционное развитие, выживание и поддержание существующего уровня конкурентоспособности. Активизация инновационной деятельности малого предпринимательства требует выработки адекватных экономических, правовых и социальных механизмов государственного регулирования.

В Республике Беларусь пока отсутствует предпринимательский  подход к инновациям. По сути, на практике установлен приоритет имитационных схем освоения тех или иных новшеств, что приводит к реализации сценария "догоняющего развития".

Инновационный потенциал при этом понимается лишь как способность предприятий к восприятию чужих новых идей и имитации новых технологий, разработанных в экономически более развитых странах. Но данный подход значительно сужает понятие инновационного потенциала, а в практическом плане резко отбрасывает страну в разряд вечных аутсайдеров.

Только наступательная и активная инновационная политика могла бы обеспечить нашей стране существенный прорыв в научно-техническом  развитии, перевести ее на качественно иной уровень жизни. Это означает, что инновационный потенциал должен определяться не только и не столько имитационной способностью предприятий к восприятию "чужих" нововведений и новаций, но и способностью самим "творить будущее", вырабатывать самостоятельно улучшающие изменения и новые ценности.

На сегодняшний день в республике действует Белорусский  Инновационный фонд, основной задачей которого является содействие развитию инновационной деятельности в нашей республике.

По плану реализации Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь предусмотрено к 2010 г. создать и модернизировать 957 производств. На финансирование госпрограммы уже затрачено почти 7 трлн руб. К концу 2008 г. сумма составила 9 трлн. Госпрограмма имеет две стержневых задачи: модернизация и создание новой материальной базы на основе инвестиций в инновации и построение национальной инновационной системы.

 Динамика реализации  задуманного вселяет оптимизм  в то, что национальная инновационная система обязательно будет создана. Опыт десятилетней деятельности Белинфонда тому подтверждение и, скажем так, промежуточные результаты обнадеживают. На начало 2006 г. доля новой продукции в экономике Беларуси составляла 10,4%, в 2007 г. - 13,8%, по итогам девяти месяцев 2008 г. этот один самых важных показателей для входа в мировой рынок составил 16,5%. За этот период заметно выросла (с 14 до 19%) доля инновационно активных предприятий. Положительные тенденции присутствует и в других пунктах. В общем объеме промышленного производства заметно возросла доля сертифицированной продукции, в то же время снизилась степень активной части средств производства. Количество созданных систем менеджмента качества по ИСО возросло с 660 объектов производств до 1350. Резкий скачок наблюдается в росте затрат на оборудование в основном капитале. На начало 2006 г. они составляли 47%, а по итогам девяти месяцев 2008 г. уже - 87%. Закономерностью стал и рост количества работников, занимающихся научно-техническими разработками.

В ближайшей перспективе  вопросы развития национальной инновационной системы Беларуси сохранят свою приоритетность. В стране появятся новые субъекты инновационной инфраструктуры, которые будут способствовать повышению эффективности научно-исследовательских работ и продвижению их результатов на внутренний и внешний рынки. Продолжится работа по совершенствованию законодательной базы республики в сфере интеллектуальной собственности. И в данном случае десятилетний практический опыт Белорусского инновационного фонда является цементирующим веществом в фундаменте будущего отечественной экономики.

 

3 Основные направления совершенствования инновационной деятельности на предприятиях Республики Беларусь

На сегодняшний день в Республике Беларусь создается Национальная инновационная система, которая должна будет соответствовать аналогичным в развитых странах. Однако наша страна идет по собственному пути развития инноваций, что, во первых, заключается в том, что мы «берем» все лучшее, что есть в мире, и адаптируем к отечественной экономической системе, во вторых, мы уделяем внимание и развитию собственной науки. Очевидно, что проводимой нынешним руководством страны политики в сфере инновационной деятельности не достаточно для оптимального использования научного и производственного потенциала нашей республики. В итоге мы приходим к выводу, что нужно что-то менять, но «что?» и «каким образом?» - вот главные вопросы, на которые и необходимо найти ответы.

Развитие инновационной  деятельности не возможно без надлежащим образом функционирующей системы  инвестиций и финансирования. Как  говорилось ранее, львиная доля средств, идущих на инновации, получается из государственного бюджета. С одной стороны, это позволяет руководству страны, обладая необходимой информацией, более эффективно распределять средства на научные разработки, но в то же время служит сдерживающим фактором, т.к., в основном, дотируются те отрасли, которые запланированы Госпланом, что, в свою очередь, является шагом назад к советской административно-командной системе управления экономикой. Проанализировав ситуацию у нас и за рубежом, можно сформулировать ряд предложений по повышению эффективности финансирования инновационной деятельности:

  • позволить предприятиям самим решать, куда они хотят вкладывать свой средства: проводить собственные разработки, либо ждать их результатов из многочисленных институтов и научных центров;
  • более активно привлекать иностранные инвестиции в НИС;
  • снизить ставки по  целевым кредитам для инновационно-активных предприятий.

Отсутствие современной  законодательной базы в области  инновационной деятельности и защиты авторских прав. Этот факт сдерживает многих изобретателей и научных деятелей от регистрации своих идей и изобретений, что в свою очередь тормозит развитие отечественной науки и промышленности. Сегодня делаются шаги в «правильном» направлении: был принят закон о научной деятельности, действует ряд указов и декретов. Но для дальнейшего продуктивного развития Национальной инновационной системы необходимо принять централизованный законодательный акт, который бы регулировал все области инновационной деятельности.

Все современные экономические  теории указывают на то, что инновации  являются источником развития лишь при условии активного и эффективного их использования, а также создания благоприятной среды для их инициирования. В этой связи необходимо говорить только о потенциальной способности новых идей, продуктов и технологий создавать новые ценности, что проявляется в конкретных бизнес-процессах лишь под воздействием заинтересованности собственников и грамотного управления людьми.

На сегодняшний день отсутствует простая и доступная система оценки инновационного потенциала предприятий. Все используемые методики являются лишь формальностью для «высасывания» средств из предприятий на проведения соответствующих исследований.

В данной главе будет  предложена методика оценки инновационного потенциала предприятия и практика её использования на примере двух предприятий.

Таким образом, при формировании методики оценки инновационного потенциала предприятия предлагается рассматривать  инновационный потенциал как меру его готовности выполнить задачи, обеспечивающие достижение поставленных инновационных целей.

Не все факторы будут  включены в модель, так как их количество велико, некоторые из них сложно оценить. Поэтому в модели будут использованы наиболее благоприятные, на наш взгляд, из перечисленных на рис. 3.1.  факторов.

Рисунок 3 - Модель формирования факторов инновационного потенциала предприятия

Предлагаемая  методика для оценки инновационного потенциала позволяет:

  1. охарактеризовать уровень потенциала;
  2. помочь руководству предприятия проанализировать сложившееся состояние дел в данной области;
  3. выявить резервы повышения и выбрать приоритетные направления развития;
  4. выявить наиболее перспективные предприятия для государственной поддержки и для потенциальных инвесторов.

Расчеты по данной методике произведены на основе данных анализа  хозяйственной деятельности. 

Система оценки может быть представлена в виде последовательных шагов.

        1. На основе анализа устанавливаются индикаторы оценки инновационного потенциала. Индикаторы объединяются в три группы, охватывающие основные составляющие потенциала.

В качестве индикаторов  в работе выбраны объективно измеряемые параметры состояния потенциала с известными предельными значениями, выход за рамки которых вызывает неустойчивость системы и возможность ее перехода в другое качественное состояние. Количественные и качественные характеристики индикаторов могут варьироваться в зависимости от размера, правового статуса, отрасли промышленности, в которой работает предприятие. Индикаторы объединены в группы.

Рисунок 4 – Структурная схема инновационного потенциала предприятия

 


 


 

 

 

 

 


2. Определяется группа экспертов. Каждым экспертом устанавливаются значения коэффициентов весомости и оценок индикаторов. Результаты опроса заносятся в таблицы. Оптимальное значение для данной отрасли выбирается по методу Дельфи вышеуказанными экспертами.

3.  На основе следующей таблицы эксперты расставляют оценки индикаторов.

Таблица 6 Таблица значимости оценок

N

Показатель

Расчетная формула

Значение показателя

низкое

среднее

высокое

1

Наличие зарегистрированных изобретений, патентов, ноу-хау компьютерных программ и других объектов

0-5

6-10

11-20

2

Доля интеллектуальной собственности во внеоборотных активах организации, %

0-5

6-10

11-20

3

Научный уровень сотрудников, наличие у них ученых степеней и званий, %

Сотрудники со званиями /Общее количество сотрудников

0-20

21-50

51-100

4

Доля персонала, занятого в НИР и ОКР, %

Сотрудники в НИР /Общее  количество сотрудников

0-30

31-60

61-100

5

Достаточность основного  и вспомогательного персонала, %

.

0-40

41-70

71-100

6

Достаточность собственных  финансовых ресурсов, (коэффициент финансовой независимости)

0,1-0,4

0,41-0,7

0,71-1

7

Доля активов организации, сформированная за счёт долгосрочных источников,  (коэффициент устойчивого финансирования)

0,1-0,4

0,41-0,7

0,71-1

8

Возможности привлечения заемных средств, (Коэффициент текущей ликвидности )

0-2

2,1-5

5,1-10

9

Уровень автоматизации  производства, (коэффициент автоматизации)

0,1-0,4

0,41-0,7

0,71-1

10

Уровень износа основных средств, (коэффициент износа)

Ки= ОПФи/ОПФб

0,1-0,4

0,41-0,7

0,71-1

11

Наличие доступа к  необходимым ресурсам (земельные участки, источники энергии и др.)

есть/нет

0

 

1

12

Наличие специализированных подразделений (конструкторского отдела, отдела маркетинга, отдела стратегического развития)

0,1-0,4

0,41-0,7

0,71-1

13

Наличие опыта в управлении проектами

0,1-0,4

0,41-0,7

0,71-1

14

Наличие партнерских  и личных связей с НИИ, зарубежными  венчурными организациями

0,1-0,4

0,41-0,7

0,71-1

15

Положительной репутации  на рынке

есть/нет

0

 

1

Информация о работе Инновационная деятельность в странах с развитой рыночной экономикой