Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 18:37, курсовая работа
Целью данной работы является разработка путей совершенствования деятельности предприятия на основе формирования и развития инновационного потенциала, а также расчет эффективности мероприятий по реализации этих целей.
Введение 4
1 Инновационная деятельность в странах с развитой рыночной экономикой 6
2 Состояние и перспективы развития инновационной деятельности в Республике Беларусь 17
3 Основные направления совершенствования инновационной деятельности на предприятиях Республики Беларусь 25
Заключение 33
Список использованных источников 34
Приложение
Вся история развития науки и технологий в США убедительно показывает, что государство в этой промышленно развитой стране с развитой рыночной экономикой всегда играло и играет критическую роль в создании новых высокотехнологичных отраслей производства, обеспечении экономического роста и лидерства этой страны в области науки и инноваций. Методы государственного стимулирования инновационного развития США представляют значительный интерес для создания и совершенствования отечественных механизмов коммерческого освоения результатов государственных инвестиций в сферу исследований и разработок в Республике Беларусь. Это имеет еще большее значение в силу значительного изменения на современном этапе роли государства в национальном экономическом развитии большинства государств мира, и Беларуси, в частности. Указанное изменение роли и функций государства порождает новую парадигму государственно-частного взаимодействия, в которой правительство и частный сектор являются партнерами в разработке и использовании новых высокорисковых технологий для обеспечения экономического роста и национальной конкурентоспособности.
Динамика основных показателей науки. В последние годы затраты на исследования и разработки стабильно возрастали в сопоставимых ценах. В абсолютном выражении за 1996-2006 гг. это увеличение составило в странах ОЭСР почти 1,9 раза (табл. I). Из стран, не входящих в ОЭСР, более всего выросли затраты на науку в Китае — почти в 8.3 раза за этот же период времени. Однако, если в странах ОЭСР рост затрат был связан с общей положительной тенденцией глобальной экономики и «мягкой» положительной динамикой роста занятых в науке (табл. 1 и 2), то Китай в этот же период времени существенно наращивал свой научный потенциал по всем направлениям ресурсного обеспечения. В России за 1996-2006 гг. затраты на науку выросли в 2,5 раза на фоне сокращающейся численности кадров науки и рост этот связан скорее с восполнением недофинансирования исследований и разработок, имевшего место в 1990-е годы, чем с радикальными изменениями в научно-технической политике.
Таблица 1 Внутренние затраты на исследования и разработки, в млн. долл. (по паритету покупательной способности национальных валют)
1995 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 | |
ОЭСР - Всего |
439602,0 |
606855,4 |
642114,2 |
657784,2 |
682852.5 |
715481,4 |
766654,1 |
817768,9 |
ЕС-15 |
132689,8 |
175909,4 |
187642,7 |
196615,2 |
200831,0 |
208068,9 |
216476,3 |
230596,4 |
ЕС-27 |
138754,6 |
183312.5 |
195729,8 |
205001,1 |
209545,2 |
217559.0 |
227113,3 |
242815,6 |
Франция |
27525,5 |
32920,3 |
35818,8 |
38152,9 |
36886.5 |
3S024.9 |
39593,9 |
41436,3 |
Германия |
40298,6 |
52283,5 |
54447,9 |
56657,0 |
59483.5 |
61393.1 |
62148,4 |
66688,6 |
Великобритания |
21946,0 |
27823,9 |
29190,9 |
30635.7 |
31070.7 |
32056,9 |
33413,4 |
35590,8 |
США |
184077,0 |
267767,5 |
278230,0 |
277054,5 |
289721,6 |
301015,5 |
324464,5 |
343747,5 |
Китай |
10461,5 |
27029,3 |
31569,8 |
39444,7 |
46944.6 |
57669,6 |
71063,4 |
86758,2 |
Россия |
8079,8 |
11733,4 |
14156,7 |
15979,7 |
18027,0 |
17807,6 |
18120,5 |
20154,9 |
Таблица 2 Численность персонала, занятого исследованиями и разработками *, в эквиваленте полной занятости
1995 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 | |
ЕС-15 |
1591775 |
1786171 |
1786171 |
1823559 |
1860978 |
1874090 |
1897712 |
1955965 |
ЕС-27 |
1851347 |
2007475 |
2042342 |
2077252 |
2091071 |
2120262 |
2194504 |
2258669 |
Франция |
318384 |
327466 |
333518 |
339847 |
342307 |
348714 |
353554 |
- |
Германия |
459138 |
484734 |
480606 |
480004 |
472533 |
470729 |
480758 |
189145 |
Великобритания |
276857 |
298955 |
311982 |
321543 |
319239 |
313848 |
321919 |
334686 |
Китай |
751700 |
922131 |
956482 |
1035197 |
1094831 |
1152617 |
1152617 |
1502472 |
Россия |
1210589 |
1007257 |
1008091 |
986854 |
973382 |
951569 |
919716 |
916509 |
Рисунок 1.Доля внутренних затрат па исследования и разработки в ВВП, %
Если посмотреть на динамику доли внутренних затрат на исследования и разработки в ВВП (рис. 1). то видно, что пик роста данного показателя и странах ОЭСР приходится па начало 2000-х гг., после чего его значения остаются более пли менее стабильными. То же самое характерно и для России с той лишь разницей, что доля затрат на пауку и ВВП устойчиво росла до 2003 г., далее наступил незначительный спад. В 2006 г. этот показатель был равен 1,08%' Лишь Китай показывал существенное увеличение этого показателя - с 0,57% в 1995 г. до 1,42% в 2006 г. Причем эта страна в последние годы стала одним из крупнейших доноров исследований и разработок, в абсолютном выражении затрат на науку уступая лишь США (343,7 млрд. долл. в 2006 г.) и Японии (138,8 млрд. долл. в 2006 г.).
Таблица 3 Обобщенная оценка национальных инновационных систем в отдельных странах мира
Страна |
Позиция |
Оценка | ||||||
Австрия |
Высокая Слабая Профиль НИС |
Занятость в средне- и
высокотехнологичном Все другие параметры НИС за исключением государственного финансирования исследований и разработок в предпринимательском секторе Инновационно активная производственная система | ||||||
Бельгия |
Высокая
Слабая
Профиль НИС |
Доля малого бизнеса в исследованиях и разработках; занятость в средне- и высокотехнологичном производстве и высокотехнологичном секторе услуг; привлекательность для прямых иностранных инвестиций; государственное финансирование исследований и разработок предпринимательского сектора; финансирование предпринимательским сектором исследований и разработок в университетах и других высших учебных заведениях, а также венчурного капитала Затраты на инновации; подготовка научных кадров и выпускников вузов по техническим и естественнонаучным специальностям; финансирование предпринимательским сектором исследований и разработок в государственных научных организациях; охват населения непрерывным образованием; доля инновационных предприятий в промышленности и услугах, результатах производства, создании добавленной стоимости и высоких технологиях НИС с развитыми международными
связями и частным | ||||||
Высокая |
Подготовка выпускников
вузов по техническим и естественнонаучн | |||||||
стям: существенный вклад высоких технологии в ВВП | ||||||||
Греция |
Слабая |
Все другие показатели НИС | ||||||
Профиль 11ИС |
Низкоэффективная НИС' с сильной системой подготовки специалистов по естественно- научным и техническим специальностям | |||||||
Высокая |
Занятость средне- и высокотехнологичных отраслях промышленности и сферы 1 услуг: приток прямых иностранных инвестиции; подготовка специалистов по естественнонаучным и техническим специальностям; доля инновационно-активных пред- приятий в промышленности и сфере услуг; производительность труда и создание добавленной стоимости | |||||||
Ирландия |
Слабая
|
Патенты; затраты предпринимательского сектора на исследования и разработки; публикации; фундаментальные исследования; доля пауки в государственных расходах; финансирование предпринимательским сектором исследовании и разработок в университетах; высшее образование; охват непрерывным образованием; инвестиции в знания | ||||||
Профиль НИС |
Сильная НИС в части предпринимательского сектора с хорошими экономическими | |||||||
результатами, но слабой научной системой | ||||||||
Страна |
Позиция |
Оценка | ||||||
| Высокая I ! |
Патенты; занятость с
высокотехнологичном секторе | |||||||
Слабая |
Занятость в средне- и высокотехнологических отраслях промышленности; подготовка выпускников вузов но естественнонаучным и техническим специальностям, | |||||||
Нидерланды |
научных кадров высшей квалификации (с ученой степенью): фундаментальные исследования; доля науки в государственных расходах; высшее образование; кооперационные связи среди инновационно-активных предприятий; производительность труда ППС, основу которой составляют крупные компании и корпорации, с сильно разви- | |||||||
Профиль НИС |
| |||||||
той системой частного финансирования инновации. | ||||||||
Высокая |
11ублпкацин; фундаментальные исследования; финансирование предпринимательским сектором исследований и разработок в государственных научных организациях; высшее образование; доля инновационно-активных предприятий в промышленности и сфере услуг | |||||||
Слабая |
Патенты; расходы предпринимательского сектора на исследования и разработки; | |||||||
прямое государственное финансирование исследовании и разработок в предприни- | ||||||||
Зеландия |
мательском секторе; доля пауки в расходах государственного бюджета; финансирование предпринимательским сектором исследований п разработок в секторе высшего образования; венчурный капитал; производительность труда; добавленная стоимость, созданная в средне- и высокотехнологичных секторах, относительно ВВП | |||||||
Профиль НИС |
ППС, основу которой составляют инновационно-активные компании, но с сильно варьирующими показателями вложений в развитие научного и инновационного потенциала | |||||||
Высокая |
Доля МСП в исследованиях и разработках; занятость в средне- и высокотехнологичных секторах сферы услуг; прямое государственное финансирование исследовании и разработок; подготовка научных кадров высшей квалификации; публикации; доля пауки в расходах государственного бюджета; кооперационные связи инповацнопно-активных предприятий; высшее образование; производительность труда (за счет нефтяной ренты) | |||||||
Слабая |
Расходы на инновации; патенты; занятость в средне- и высокотехнологичных отраслях | |||||||
Норвегия |
промышленности; приток прямых инвестиций; расходы на исследования и разработки в предпринимательском секторе; выпуск студентов вузов по естественнонаучным и техническим специальностям; фундаментальные исследования; доля инновационно-активных фирм в промышленности и сфере услуг; создание добавленной стоимости и занятость в средне- и высокотехнологичных секторах относительно ВВП | |||||||
Профиль НИС |
НИС, ориентированная на государственный сектор и сферу услуг, с хорошей общей результативностью, но недостаточным участием предпринимательского сектора | |||||||
(предприятий, фирм, корпораций) | ||||||||
Высокая |
По всем показателям НИС, кроме группы «Общие показатели». | |||||||
Финляндия |
Слабая |
Приток прямых иностранных инвестиций; доля инновационно-активных предприятий в промышленности и сфере услуг | ||||||
Профиль НИС |
Сильная НИС с парадоксом низкой инновационной активности предприятий | |||||||
Высокая |
Расходы на инновации: патенты: занятость в средне- и высокотехнологичных о грае лях промышленности и сферы уступ прямое государственное финансирование иссследований и разработок и предпринимательском секторе; высшее образование | |||||||
Швейцария |
Слабая |
Фундаментальные исследования; финансирование предпринимательским сектором исследовании и разработок в секторе высшего образования. | ||||||
Профи/! |
, НИС |
НИС, основанная на высокой степени участия государства в инвестировании и в знания и на высокую активность предпринимательского сектора. | ||||||
Высокая |
Затраты на инновации: занятость в средне1- и высокотехнологичных отраслях промышленности и сферы услуг: расходы предпринимательского сектора на исследования i разработки; прямое государственное финансирование исследовании и разработок подготовка научных кадров высшей квалификации: публикации: фундаментальные исследования; финансирование предпринимательским сектором исследовании и разработок в секторе высшего образования; кооперационные связи инновационно-активных предприятий; высшее образование; охват населения непрерывным образованием | |||||||
Швеция |
||||||||
Слабая |
Доля МСП в исследованиях и разработках; финансирование предприниматели кт сектором исследовании и разработок в государственных лабораториях; доля инновационно-активных компаний в сфере услуг; производительность труда; занятость в средне- и высокотехнологичных секторах относительно ВВ! 1 | |||||||
Профиль |
НИС |
НИС с сильной системой знании, высоким ресурсным обеспечением (высокими показателями на «входе»), но относительно более слабой результативностью | ||||||
Высокая |
Высокая доля исследований и разработок в ВВП. а также расходов предпринимательского сектора па исследования и разработки; доля науки в расходах государственного бюджета: высшее образование; высокая доля управленцев с инженерной подготовкой; | |||||||
Южная |
производственные технологии | |||||||
Корея |
Слабая |
Университетская наука
и фундаментальные | ||||||
Профиль |
НИС |
Результативная НИС с укрепляющейся региональной составляющей, но недостаточ- | ||||||
ным использованием потенциала выпускников вузов чо техническим специальностям | ||||||||
Высокая |
Патенты: занятость в средне- и высокотехнологичных отраслях промышленности: расходы предпринимательского сектора на исследования и разработки; доля науки в расходах государственного бюджета; высшее образование: охват населения непрерывным образованием; инвестиции в знания: венчурный капитал. | |||||||
Слабая |
Доля МСП в исследованиях и разработках; занятость в сфере услуг: приток прямых иностранных инвестиций: прямое государственное финансирования исследований и | |||||||
Япония | |
разработок; подготовка научных кадров сученой степенью; публикации: финансирование предпринимательским сектором исследовании и разработок в университетах; доля кооперационных связей инновационно-активных компаний; создание1 добавленной стоимости в средне- и высокотехнологичных секторах относительно ВВП; занятость в средне- и высокотехнологичных секторах относительно ВВП | |||||||
Профиль |
НИС |
Сильная индустриальная HI 1С с высокой степенью инвестиций в знания, но слабыми общими экономическими характеристиками | ||||||
При всех существенных различиях в подходах и практике коммерциализации технологий, созданных за счет средств государственного бюджета в развитых странах и Беларуси, наша страна в своем движении к эффективной рыночной экономике может извлечь немало ценного из американского опыта коммерческого освоения таких технологий, использовать его для сохранения и укрепления прикладной науки Беларуси.
Формирование различных стратегий инновационного роста является важным шагом к формированию эффективной Национальной инновационной системы (НИС) страны. Это позволит увеличить количество инновационных предприятий в республике и поднять уровень технологичности региона. Но для грамотного проведения стратегии следует учитывать особенности, потенциал и специфику развития каждого региона. Основой хозяйственного потенциала страны является промышленность. В настоящее время на ее долю приходится более 30% основных средств предприятий всех отраслей экономики и создается около 28% объема ВВП. Основная часть (~ 56% в 2006 г.) промышленных предприятий сконцентрирована в г. Минске, а также Гомельской и Витебской областях.
В г. Минске сосредоточена пятая часть всех промышленно-производственных фондов и присуще значительное недоиспользование мощностей, а также высокая степень их износа. Основные показатели, характеризующие промышленный потенциал столицы приведены в табл. 4 .
Таблица 4 Основные показатели промышленного потенциала г. Минска
Показатели |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
Число предприятий |
297 |
284 |
275 |
291 |
332 |
Объем продукции, млрд руб. |
5181 |
7098 |
10169 |
12629 |
15705 |
Численность промышленно-производственного персонала, тыс. чел. |
233,7 |
233,9 |
234 |
239,8 |
244,9 |
В том числе рабочих |
170,7 |
170,1 |
169,6 |
173,1 |
175,4 |
Прибыль от реализации продукции,
работ, |
425,1 |
576 |
976,4 |
1169,1 |
1685,4 |
Рентабельность реализованной
продукции, |
10,7 |
10,9 |
13,1 |
12,2 |
14,1 |
Индексы производства потребительских
товаров |
108,5 |
109,2 |
114,0 |
110,9 |
111,6 |
Важно понять, что именно столица должна стать флагманом создания наукоемкой продукции и высоких технологий, но прирост промышленного производства должен непременно сопровождаться сокращением потребления материальных и топливно-энергетических ресурсов. А это возможно только посредством внедрения новых ресурсо– и энергосберегающих технологий. Поскольку машиностроение и металлообработка занимают доминирующее положение среди отраслей промышленности столицы (более 56%), приоритетными направлениями развития машиностроения должны стать приборостроение и микроэлектроника; кроме того, дополнительный импульс должна получить сфера информационных технологий.
Таблица 5 Основные показатели инновационной деятельности промышленности Республики Беларусь
Наименование показателя |
Годы | ||||
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 | |
Число инновационно активных промышленных предприятий, ед. |
325 |
314 |
292 |
318 |
378 |
Уровень инновационной активности, % |
13,9 |
13,6 |
13,0 |
14,1 |
16,3 |
Затраты на технологические инновации, млрд руб.* |
910,5 |
1060,9 |
1825,2 |
2362,1 |
2568,2 |
Объем отгруженной инновационной продукции, млн руб.* |
1733,0 |
2586,6 |
4350,1 |
7003,6 |
8206,1 |
Удельный вес инновационной продукции в объеме отгруженной продукции, % |
9,3 |
10,5 |
11,9 |
15,2 |
14,8 |
* В сопоставимых ценах.
С 2002 по 2006 гг. наблюдается процесс постепенного выравнивания и по регионам (табл. 9) . Несмотря на то что их наибольшая доля по-прежнему сосредоточена в г. Минске (21,3%), в Могилевской области этот показатель вырос почти вдвое (с 6,5% в 2002 г. до 10% в 2006 г.). Согласно анализу статистических данных инновационная деятельность наиболее интенсивно ведется в таких отраслях промышленности, как машиностроение и металлообработка (здесь сконцентрировано 43,9% всего числа предприятий промышленности, осуществляющих инновационную деятельность), пищевая промышленность (около 18,8%), легкая промышленность (10,1%), промышленность стройматериалов (6,6%), химическая и нефтехимическая промышленности (5,3%), а также лесная, деревообрабатывающая целлюлозно-бумажная промышленность (4,2%) [2].
Наибольшую активность проявляют предприятия г. Минска и Брестской области, причем если в столице наблюдается снижение уровня инновационной активности промышленных предприятий по сравнению с 2004 г., то в Брестской области их рост за период с 2004 по 2006 гг. составил 10% (рис. 2).
Рисунок 2. Уровень инновационной активности промышленных предприятий по регионам Республики Беларусь
В целом по республике 73% инновационной продукции идет на экспорт, при этом в общем объеме экспорта большая часть инновационной продукций (54%) направляется в страны дальнего зарубежья. Из 46% инновационной продукции, поставляемой в страны СНГ, около 80% экспортируется в Россию.
Большая часть внутренних инвестиций (73%) инновационно активных предприятий (исходя из показателей 2006 г.) пришлась на приобретение машин и оборудования, связанных с технологическими инновациями, 7,8% — на новые технологии, 15% — на программные средства. Постепенно увеличивается доля инновационно активных предприятий, которые занимаются обучением и переподготовкой персонала, связанного с их работой: если в 2002 г. таких предприятий было 12%, то в 2006 г. их доля составила уже 15%.
В последние годы наблюдается рост эффективности инновационной деятельности, исчисленной как отношение объемов отгруженной инновационной продукции к затратам на технологические инновации (рис. 2).
Рисунок 2. Динамика объемов затрат на технологические инновации и отгруженной инновационной продукции
Согласно данным Министерства статистики и анализа Республики Беларусь, инновационно-активными в 2007 г. были признаны 318 организаций [14]. Наибольшим уровнем инновационной активности характеризуются субъекты малого предпринимательства – 47,2%. В тоже время при темпах роста ВВП на 7,5% за год, вклад в этот показатель малого предпринимательства увеличивался гораздо медленнее, в 2005 г. прирост составил всего 0,6%. Удельный вес малого предпринимательства в ВВП в 2005 г. составил 8,1%, увеличившись с 2000 г. всего на 1,4%. За период с 2000 по 2005 гг. удельный вес убыточных предприятий возрос с 21,9 до 26,9%, а рентабельность реализованной продукции, работ и услуг снизилась с 15,5 до 10,6%. Приведенные данные показывают, что, с одной стороны, субъекты малого предпринимательства осуществляют значительную инновационную деятельность, а с другой стороны, вклад малых предприятий в основные экономические показатели остается незначительным; эффективность деятельности снижается, не давая значимых социально-экономических эффектов. Для разрешения данного противоречия необходимо проанализировать основные направления инновационной деятельности малых предприятий Беларуси.
Информация о работе Инновационная деятельность в странах с развитой рыночной экономикой