Инновационная деятельность в странах с развитой рыночной экономикой

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 18:37, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является разработка путей совершенствования деятельности предприятия на основе формирования и развития инновационного потенциала, а также расчет эффективности мероприятий по реализации этих целей.

Содержание

Введение 4
1 Инновационная деятельность в странах с развитой рыночной экономикой 6
2 Состояние и перспективы развития инновационной деятельности в Республике Беларусь 17
3 Основные направления совершенствования инновационной деятельности на предприятиях Республики Беларусь 25
Заключение 33
Список использованных источников 34
Приложение

Работа содержит 1 файл

Мой.doc

— 421.00 Кб (Скачать)

Содержание

    Приложение

 

Введение

Научно-технический  прогресс,  признанный  во  всем  мире  в  качестве важнейшего фактора экономического развития, все  чаще  и  в  западной,  и  в отечественной литературе связывается  с  понятием  инновационного  процесса. Это,  как  справедливо  отметил   американский   экономист   Джеймс   Брайт, единственный в своем роде процесс, объединяющий науку,  технику,  экономику, предпринимательство  и  управление.  Он  состоит  в  получении  новшества  и простирается от зарождения идеи до  ее  коммерческой  реализации,  охватывая таким образом весь комплекс отношений: производства, обмена, потребления.

В условиях рыночной экономики  успешное функционирование автотранспортных предприятий во многом обусловлено эффективной работой инновационного механизма их развития. Исследование хозяйственной практики свидетельствует о том, что значение инновационной деятельности для автотранспортных предприятий в современных условиях постоянно возрастает. В тоже время, статистические данные последних лет подтверждают тот факт, что автотранспортные предприятия испытывают серьезный кризис в инновационной сфере. Согласно данным Министерства статистики и анализа Республики Беларусь, инновационно-активными в 2008 г. были признаны 318 организаций (менее 0,1% от общего числа организаций). Наибольшим уровнем инновационной активности характеризуются субъекты малого предпринимательства – 47,2%. Если не предпринимать активных мер по преодолению кризиса в инновационной сфере, как со стороны государства, так и со стороны руководства самих предприятий, то неблагоприятные последствия в ближайшем будущем будут еще более значительными.

Актуальность темы курсовой работы заключается, прежде всего, в оценке возможностей развития инновационного потенциала на предприятии, что является основной предпосылкой  в создание конкурентных преимуществ на рынке. При этом, чем быстрее осуществляется инновационный процесс, тем большая вероятность успешной деятельности.

Объектом исследования работы является инновационная деятельность предприятий.

Предмет исследования – инновационный потенциал предприятий и его влияние на эффективность инновационной деятельности.

Целью данной работы является разработка путей совершенствования деятельности предприятия на основе формирования и развития инновационного потенциала, а также расчет эффективности мероприятий по реализации этих целей.

Процесс формирования инновационного потенциала должен опираться на комплексный  технико-экономический и финансовый анализ работы предприятия: изучение объема перевозок и эксплуатации подвижного состава, использования трудовых ресурсов, себестоимости перевозок, основных и оборотных фондов предприятия.

Следует отметить недостаточную разработанность проблем, связанных с формированием и использованием рациональных методов организации инновационной деятельности, обеспечивающих повышение ее эффективности. Существующие подходы к решению данной проблемы, как правило, носят разнонаправленный характер и представляют собой рекомендации по решению отдельных вопросов, связанных с эффективностью инновационной деятельности. Сложившаяся ситуация во многом обусловлена сложностью и многогранностью проблем инновационной сферы деятельности автотранспортных предприятий. Поэтому в данной работе мы постараемся изучить ситуацию в мире и Беларуси на данный момент и определить возможные пути её улучшения, так же постараемся найти ответ на вопрос: «Инновации в Беларуси – эффективно или нет?»

 

1 Инновационная деятельность в странах с развитой рыночной экономикой

Место и  роль  инновационной  политики  в  структуре  государственного регулирования экономики определяются  особенностями инновационного  процесса как объекта управления. Он в  большей  степени,  чем  другие  элементы  НТП, связан с  товарно-денежными отношениями, с  последующими  всеми  стадиями  его реализации. Это обстоятельство вполне  убедительно  проявляется  в  условиях регулируемой рыночной  экономики  капиталистических  стран.  Основная  масса инновационных  процессов  реализуется  здесь  частными  компаниями   разного уровня  и  масштаба,  и  такие   процессы   выступают,   понятно,   не   как самостоятельная цель, а как  средство  лучшего  решения  производственных  и коммерческих задач компании, добивающейся высокой прибыльности. В этих обстоятельствах инновация изначально нацелена  на  практический коммерческий результат. Сама идея, дающая  ей  толчок,  имеет  меркантильное содержание: это уже не результат "чистой науки", полученный  университетским ученым в свободном, ничем не ограниченном творческом поиске. В  практической направленности инновационной идеи  и  состоит  ее  притягательная  сила  для капиталистических компаний.

В условиях глобализации рыночных отношений, постоянно возрастает роль НТП в обеспечении конкурентоспособности  национальных экономик, поэтому ускоренное развитие и поддержка инновационной сферы деятельности приобретает стратегическое значение. Только своевременное финансирование в сочетании с эффективным менеджментом обеспечивают определённые возможности для успешной реализации наиболее перспективных инновационных проектов и наукоёмких разработок, требующих нескольких лет напряженной работы. Инновационный процесс заключается в научно-технической деятельности и генерировании новых идей для последующей их реализации в виде новых технологий, продуктов и услуг, коммерциализация которых обеспечивает удовлетворение рыночного спроса в рамках единого научно-воспроизводственного цикла (*1). Инновационная деятельность и сопутствующие разработки включает в себя цели, средства их достижения и коммерческий результат. Непрерывность и согласованность этих видов деятельности зависит от уровня интеграции науки, образования, производства и рынка. Успех инновационной деятельности зависит от общей экономической ситуации в стране и государственной научно-технической стратегии, от полноценного ресурсного обеспечения, конъюнктуры рынка, профессионализма менеджмента и т.п. Инновационный процесс осуществляется по основным этапам: поиск идей новых продуктов и услуг; предварительный отбор новых идей; поиск инвестора; проведение НИОКР и разработка нового продукта или услуги; защита авторских прав; производство продукта или услуги; проверка их конкурентоспособности; продвижение новых продуктов или услуг на рынки.

В 70-х годах ХХ века в ведущих промышленно развитых странах были приняты законы, которые  стимулировали как государственную деятельность, так и деятельность предпринимателей, направленную на развитие профессионального и интеллектуального потенциала рабочей силы. Так, в Японии была внедрена система "постоянных маленьких улучшений", названная Кайзен. Она направлена на систематическое развитие потенциала предприятий с целью достижения более высоких стандартов жизнедеятельности фирмы и личности. В США широкое звучание приобрела система сбалансированных показателей, позволяющая находить потенциальные возможности развития фирмы и использовать их для инновационного прорыва.

Государственная инновационная  политика в промышленно развитых  странах направлена   на   создание   благоприятного   экономического   климата   для осуществления  инновационных   процессов  и  является,  очевидно,  связующим звеном между сферой "чистой" (академической) науки и задачами  производства. В  целом роль государства в области поддержки инноваций можно свести,  никак не претендуя на полноту перечисления, к  следующим моментам:

  • государство способствует развитию  науки,   в  том  числе  прикладной,  и   подготовке научных и инженерных кадров (основной  источник  инновационных  идей);
  • в рамках большинства правительственных ведомств существуют  разнообразные  программы, направленные на повышение инновационной активности бизнеса;
  • государственные заказы, преимущественно в форме контрактов, на проведение   НИОКР обеспечивают начальный спрос на  многие  новшества,  которые  затем   находят широкое применение в экономике страны;
  • фискальные и прочие  элементы  государственного  регулирования  формируют   стимулирующее   воздействие   внешней   среды,   которые    обусловливают   эффективность и необходимость инновационных решений отдельных фирм;
  • государство выступает в роли посредника в деле  организации  эффективного   взаимодействия академической и прикладной науки, стимулирует кооперацию в   области НИОКР промышленных корпораций и университетов.

Меры воздействия государства  в области инноваций можно  подразделить на прямые и косвенные. Соотношение их  определяется экономической  ситуацией  в стране и избранной в связи с этим концепцией государственного  регулирования - с упором на рынок или на  централизованное  воздействие.  Как правило,  в период экономического спада характерно преобладание "кейнсианского"  подхода к  государственной  экономической  политике,   предполагающего   чрезвычайно активное вмешательство государства в экономическую жизнь общества; в  период подъема   экономики   берет   верх   философия   консерватизма,    отдающего предпочтение игре рыночных сил.

В настоящее  время  экономисты  по  степени  активности  вмешательства государства в экономику выделяют три группы стран:

  • в первой  возобладала  концепция  необходимости  активного  вмешательства государства в управление экономикой (Япония и  Франция);
  • вторая характеризуется преобладающим упором на рыночные  отношения  (США,  Великобритания);
  • третья придерживается "промежуточного" варианта в  экономической,  в  том  числе и инновационной, политике. Государственное регулирование сочетается  с низкой  степенью  централизации государственного аппарата, используются  косвенные методы воздействия при развитой системе согласования  интересов  правительства и бизнеса.

Прямые методы государственного регулирования  инновационных  процессов осуществляются преимущественно в двух формах:  административно-ведомственной и программно-целевой.

Административно-ведомственная  форма  проявляется   в   виде   прямого дотационного финансирования, осуществляемого в соответствии со  специальными законами, принимаемыми с  целью   непосредственного  содействия  инновациям. Так,  в  США  в  1980   г.   был   принят   закон   Стивенсона-Вайдлера   "О технологических  нововведениях", предусматривающий  ряд  мер  стимулирования промышленных инноваций:

  • создания для их  изучения  и  стимулирования  специальных  организаций  в рамках аппарата исполнительной власти;
  • оказание содействия в обмене научным   и   техническим  персоналом  между   университетами, промышленностью и федеральными лабораториями;
  • поощрение частных лиц и корпораций, вносящих  большой  вклад  в  развитие   науки и техники.

Ярким  примером  дотационного  государственного  финансирования  может служить открытие в США в  1985  г.  института  промышленной  технологии  при Мичиганском  университете.  На  организацию  этого  института   местными   и федеральными властями было выделено 17 млн.  долл.  Основная  его  задача  - разработка и опытная эксплуатация  гибких  интегрированных  производственных систем и других средств  автоматизации  производства.  Всего  из  133  млрд. долл.,  расходуемых  в  США  на  НИОКР  в  1988  г.  на  долю   федерального правительства приходилась почти половина - 49,3%.

Программно-целевая  форма  государственного  регулирования   инноваций предполагает     конкретное     финансирование     последних     посредством государственных целевых программ поддержки нововведений, в  том  числе  и  в малых наукоемких фирмах;  создается система  государственных  контрактов  на приобретение тех или иных товаров и услуг, фирмам предоставляются  кредитные льготы для осуществления нововведений  и  т.д.  Контрактное   финансирование представляет собой один из  элементов  распространенной  в  настоящее  время системы контрактных  отношений – договоров между заказчиками и  подрядчиками (в данном случае государство выступает в роли заказчика-потребителя НИОКР  - например, в аэрокосмической области, - а  фирма-исполнитель  НИОКР  является подрядчиком). В договоре четко  предусматриваются  сроки  завершения  работ, конкретное разделение  труда  между  исполнителями,  характер  материального вознаграждения. Строго оговариваются взаимные обязательства и  экономические санкции. В США таким образом финансируются 77% федеральных затрат на НИОКР.

Только наличие развитой инновационной инфраструктуры обеспечивает реализацию основных этапов инновационного процесса от первых идей и научно-технических разработок до создания новых продуктов (услуг, технологий), привлекательных для инвесторов, производителей и потребителей с последующим их освоением в производстве и успешным продвижением на рынок. Инновационная инфраструктура обеспечивает всестороннюю поддержку научно-технической деятельности и включает: технологические инкубаторы, технопарки, информационные сети, экспертные и консультационные бюро, патентные службы, институты финансовой поддержки, развитый фондовый рынок, система страхования рисков и другие специализированные организации. В мировой практике такие структуры объединяются в национальные и международные инновационные сети, например, "Европейская сеть деловых инновационных центров" (The European Business & Innovation Centers Network – EBN (*1)) осуществляет поддержку и развитие инновационной деятельности в малом и среднем предпринимательстве в странах Европейского Союза. Как некоммерческая организация, EBN была основана в 1984 г. по инициативе Европейской Комиссии и ныне объединяет 160 "Деловых инновационных центров" (Business & Innovation Centers - B.I.C.s.) и 70 ассоциированных членов. В рамках EBN активно взаимодействуют инкубаторы, технопарки, инновационные и технологические центры, исследовательские институты, информационные системы (Euro Info Centres – EIC (*2) ), центры трансферта технологий (Innovation Relay Centres – IRC (*3) ) и др. организации.

Значительная часть  отраслевых инноваций в рыночной экономике реализуется за счет частного капитала, готового идти на осознанный риск в целях получения сверхнормативной прибыли. Однако, базисные инновации межотраслевого характера, имеющие стратегическое значение для дальнейшего социально-экономического развития страны требуют крупных государственных капиталовложений. Реализация любых инновационных проектов связана с множеством рисков, поэтому огромное значение имеет четкая государственная техническая политика, выраженная в системе мер правового регулирования и стимулирования научно-технической активности во всех сферах и секторах экономической деятельности. Инновационная политика предполагает разработку долговременной стратегии НТП, с указанием важнейших приоритетов, разработкой и реализацией целевых программ, обеспечивающих ускоренное развитие национальной экономики и повышение её международной конкурентоспособности. Такая политика предусматривает создание законодательных основ поддержки инновационной активности и защиты интеллектуальной собственности, обеспечивает условия для формирования инновационной инфраструктуры, способствующей освоению и распространению нововведений на всех уровнях реальной экономической деятельности.

Информация о работе Инновационная деятельность в странах с развитой рыночной экономикой