Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 18:37, курсовая работа
Целью данной работы является разработка путей совершенствования деятельности предприятия на основе формирования и развития инновационного потенциала, а также расчет эффективности мероприятий по реализации этих целей.
Введение 4
1 Инновационная деятельность в странах с развитой рыночной экономикой 6
2 Состояние и перспективы развития инновационной деятельности в Республике Беларусь 17
3 Основные направления совершенствования инновационной деятельности на предприятиях Республики Беларусь 25
Заключение 33
Список использованных источников 34
Приложение
Содержание
Приложение
Научно-технический прогресс, признанный во всем мире в качестве важнейшего фактора экономического развития, все чаще и в западной, и в отечественной литературе связывается с понятием инновационного процесса. Это, как справедливо отметил американский экономист Джеймс Брайт, единственный в своем роде процесс, объединяющий науку, технику, экономику, предпринимательство и управление. Он состоит в получении новшества и простирается от зарождения идеи до ее коммерческой реализации, охватывая таким образом весь комплекс отношений: производства, обмена, потребления.
В условиях рыночной экономики успешное функционирование автотранспортных предприятий во многом обусловлено эффективной работой инновационного механизма их развития. Исследование хозяйственной практики свидетельствует о том, что значение инновационной деятельности для автотранспортных предприятий в современных условиях постоянно возрастает. В тоже время, статистические данные последних лет подтверждают тот факт, что автотранспортные предприятия испытывают серьезный кризис в инновационной сфере. Согласно данным Министерства статистики и анализа Республики Беларусь, инновационно-активными в 2008 г. были признаны 318 организаций (менее 0,1% от общего числа организаций). Наибольшим уровнем инновационной активности характеризуются субъекты малого предпринимательства – 47,2%. Если не предпринимать активных мер по преодолению кризиса в инновационной сфере, как со стороны государства, так и со стороны руководства самих предприятий, то неблагоприятные последствия в ближайшем будущем будут еще более значительными.
Актуальность темы курсовой работы заключается, прежде всего, в оценке возможностей развития инновационного потенциала на предприятии, что является основной предпосылкой в создание конкурентных преимуществ на рынке. При этом, чем быстрее осуществляется инновационный процесс, тем большая вероятность успешной деятельности.
Объектом исследования работы является инновационная деятельность предприятий.
Предмет исследования – инновационный потенциал предприятий и его влияние на эффективность инновационной деятельности.
Целью данной работы является разработка путей совершенствования деятельности предприятия на основе формирования и развития инновационного потенциала, а также расчет эффективности мероприятий по реализации этих целей.
Процесс формирования инновационного
потенциала должен опираться на комплексный
технико-экономический и
Следует отметить недостаточную разработанность проблем, связанных с формированием и использованием рациональных методов организации инновационной деятельности, обеспечивающих повышение ее эффективности. Существующие подходы к решению данной проблемы, как правило, носят разнонаправленный характер и представляют собой рекомендации по решению отдельных вопросов, связанных с эффективностью инновационной деятельности. Сложившаяся ситуация во многом обусловлена сложностью и многогранностью проблем инновационной сферы деятельности автотранспортных предприятий. Поэтому в данной работе мы постараемся изучить ситуацию в мире и Беларуси на данный момент и определить возможные пути её улучшения, так же постараемся найти ответ на вопрос: «Инновации в Беларуси – эффективно или нет?»
Место и роль инновационной политики в структуре государственного регулирования экономики определяются особенностями инновационного процесса как объекта управления. Он в большей степени, чем другие элементы НТП, связан с товарно-денежными отношениями, с последующими всеми стадиями его реализации. Это обстоятельство вполне убедительно проявляется в условиях регулируемой рыночной экономики капиталистических стран. Основная масса инновационных процессов реализуется здесь частными компаниями разного уровня и масштаба, и такие процессы выступают, понятно, не как самостоятельная цель, а как средство лучшего решения производственных и коммерческих задач компании, добивающейся высокой прибыльности. В этих обстоятельствах инновация изначально нацелена на практический коммерческий результат. Сама идея, дающая ей толчок, имеет меркантильное содержание: это уже не результат "чистой науки", полученный университетским ученым в свободном, ничем не ограниченном творческом поиске. В практической направленности инновационной идеи и состоит ее притягательная сила для капиталистических компаний.
В условиях глобализации
рыночных отношений, постоянно возрастает
роль НТП в обеспечении
В 70-х годах ХХ века в ведущих промышленно развитых странах были приняты законы, которые стимулировали как государственную деятельность, так и деятельность предпринимателей, направленную на развитие профессионального и интеллектуального потенциала рабочей силы. Так, в Японии была внедрена система "постоянных маленьких улучшений", названная Кайзен. Она направлена на систематическое развитие потенциала предприятий с целью достижения более высоких стандартов жизнедеятельности фирмы и личности. В США широкое звучание приобрела система сбалансированных показателей, позволяющая находить потенциальные возможности развития фирмы и использовать их для инновационного прорыва.
Государственная инновационная политика в промышленно развитых странах направлена на создание благоприятного экономического климата для осуществления инновационных процессов и является, очевидно, связующим звеном между сферой "чистой" (академической) науки и задачами производства. В целом роль государства в области поддержки инноваций можно свести, никак не претендуя на полноту перечисления, к следующим моментам:
Меры воздействия государства в области инноваций можно подразделить на прямые и косвенные. Соотношение их определяется экономической ситуацией в стране и избранной в связи с этим концепцией государственного регулирования - с упором на рынок или на централизованное воздействие. Как правило, в период экономического спада характерно преобладание "кейнсианского" подхода к государственной экономической политике, предполагающего чрезвычайно активное вмешательство государства в экономическую жизнь общества; в период подъема экономики берет верх философия консерватизма, отдающего предпочтение игре рыночных сил.
В настоящее время экономисты по степени активности вмешательства государства в экономику выделяют три группы стран:
Прямые методы государственного регулирования инновационных процессов осуществляются преимущественно в двух формах: административно-ведомственной и программно-целевой.
Административно-ведомственная форма проявляется в виде прямого дотационного финансирования, осуществляемого в соответствии со специальными законами, принимаемыми с целью непосредственного содействия инновациям. Так, в США в 1980 г. был принят закон Стивенсона-Вайдлера "О технологических нововведениях", предусматривающий ряд мер стимулирования промышленных инноваций:
Ярким примером дотационного государственного финансирования может служить открытие в США в 1985 г. института промышленной технологии при Мичиганском университете. На организацию этого института местными и федеральными властями было выделено 17 млн. долл. Основная его задача - разработка и опытная эксплуатация гибких интегрированных производственных систем и других средств автоматизации производства. Всего из 133 млрд. долл., расходуемых в США на НИОКР в 1988 г. на долю федерального правительства приходилась почти половина - 49,3%.
Программно-целевая форма государственного регулирования инноваций предполагает конкретное финансирование последних посредством государственных целевых программ поддержки нововведений, в том числе и в малых наукоемких фирмах; создается система государственных контрактов на приобретение тех или иных товаров и услуг, фирмам предоставляются кредитные льготы для осуществления нововведений и т.д. Контрактное финансирование представляет собой один из элементов распространенной в настоящее время системы контрактных отношений – договоров между заказчиками и подрядчиками (в данном случае государство выступает в роли заказчика-потребителя НИОКР - например, в аэрокосмической области, - а фирма-исполнитель НИОКР является подрядчиком). В договоре четко предусматриваются сроки завершения работ, конкретное разделение труда между исполнителями, характер материального вознаграждения. Строго оговариваются взаимные обязательства и экономические санкции. В США таким образом финансируются 77% федеральных затрат на НИОКР.
Только наличие развитой инновационной инфраструктуры обеспечивает реализацию основных этапов инновационного процесса от первых идей и научно-технических разработок до создания новых продуктов (услуг, технологий), привлекательных для инвесторов, производителей и потребителей с последующим их освоением в производстве и успешным продвижением на рынок. Инновационная инфраструктура обеспечивает всестороннюю поддержку научно-технической деятельности и включает: технологические инкубаторы, технопарки, информационные сети, экспертные и консультационные бюро, патентные службы, институты финансовой поддержки, развитый фондовый рынок, система страхования рисков и другие специализированные организации. В мировой практике такие структуры объединяются в национальные и международные инновационные сети, например, "Европейская сеть деловых инновационных центров" (The European Business & Innovation Centers Network – EBN (*1)) осуществляет поддержку и развитие инновационной деятельности в малом и среднем предпринимательстве в странах Европейского Союза. Как некоммерческая организация, EBN была основана в 1984 г. по инициативе Европейской Комиссии и ныне объединяет 160 "Деловых инновационных центров" (Business & Innovation Centers - B.I.C.s.) и 70 ассоциированных членов. В рамках EBN активно взаимодействуют инкубаторы, технопарки, инновационные и технологические центры, исследовательские институты, информационные системы (Euro Info Centres – EIC (*2) ), центры трансферта технологий (Innovation Relay Centres – IRC (*3) ) и др. организации.
Значительная часть отраслевых инноваций в рыночной экономике реализуется за счет частного капитала, готового идти на осознанный риск в целях получения сверхнормативной прибыли. Однако, базисные инновации межотраслевого характера, имеющие стратегическое значение для дальнейшего социально-экономического развития страны требуют крупных государственных капиталовложений. Реализация любых инновационных проектов связана с множеством рисков, поэтому огромное значение имеет четкая государственная техническая политика, выраженная в системе мер правового регулирования и стимулирования научно-технической активности во всех сферах и секторах экономической деятельности. Инновационная политика предполагает разработку долговременной стратегии НТП, с указанием важнейших приоритетов, разработкой и реализацией целевых программ, обеспечивающих ускоренное развитие национальной экономики и повышение её международной конкурентоспособности. Такая политика предусматривает создание законодательных основ поддержки инновационной активности и защиты интеллектуальной собственности, обеспечивает условия для формирования инновационной инфраструктуры, способствующей освоению и распространению нововведений на всех уровнях реальной экономической деятельности.
Информация о работе Инновационная деятельность в странах с развитой рыночной экономикой