Инновационная деятельность предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 14:46, курсовая работа

Описание работы

Формирование инновационной политики промышленного предприятия, адекватной современным экономическим условиям, является важнейшей задачей достижения конкурентных преимуществ в долгосрочной перспективе и повышения эффективности промышленного производства.

В современных условиях инновации становятся фактором, способным существенно влиять на формирование национальной конкурентоспособности. Полноценное использование инноваций для национального развития возможно только при условии целенаправленной инновационной политики, проводимой как ТНК, так и на государственном уровне. Эта задача особенно актуальна для России, обладающей значительным инновационным потенциалом, который используется явно недостаточно, в частности, в связи с отсутствием адекватной национальной инновационной политики.

Содержание

Содержание 2

Теоретический раздел 3

Введение 3

1. Понятие, сущность и виды инноваций 5

2. Инновационная политика в реализации инновационного развития предприятия 11

3. Государственное регулирование инвестиционной деятельности в РФ 18

Заключение 26

Список использованной литературы 28

Практическая часть 29

Расчет технико-экономических показателей деятельности предприятия 30

1. Расчет производственной мощности и резервов её использования 30

2. Расчет затрат на производство (отчетный год) 31

2.1. Расчет потребности и стоимости сырья и основных материалов 31

2.2. Расчет потребности и стоимости вспомогательных материалов 31

2.3. Расчет потребности и стоимости теплоэнергии и электроэнергии 31

2.4. Расчет фонда заработной платы производственных рабочих 31

2.5. Расчет себестоимости и цены продукции (отчетный год) 32

2.6. Производственная программа предприятия 34

3. Расчет показателей планируемого года 34

4. Основные показатели производственно-хозяйственной деятельности предприятия 3

Работа содержит 1 файл

Курсовая работка!=).doc

— 486.50 Кб (Скачать)

     2. Метод игр. Игра представляет собой особый вид моделирования ситуации с любым числом участников, каждый из которых играет некую роль, отведенную ему сценарием, и подчиняется набору определенных правил.

     Для принятия инновационных решений  используются стратегические игры, в  т.ч. деловые. Стратегические игры –  это конфликтные игры, в которых  конфликтная ситуация возникает  при столкновении интересов двух и более участников экономической  системы. Здесь система поведения – стратегия – участников игры в той или иной конфликтной ситуации, а также эффективность принимаемых ими решений зависит от образа действия других участников. Деловые игры являются разновидностью стратегических. Они подразумевают имитацию группой лиц хозяйственной деятельности. Деловая игра проводится в несколько этапов, после каждого из которых первоначальная ситуация под воздействием принятых решений претерпевает изменения.

     В процессе игры прорабатываются различные  ситуации, а затем на основе полученных результатов определяется программа дальнейших действий, т.е. разрабатывается инновационная политика.

     3. Метод Дельфи. Представляет собой метод прогноза возможных будущих событий, при котором проводится индивидуальный опрос экспертов с использованием анкет для выяснения их мнения. В данном случае необходимо обеспечить экспертов необходимой информацией и исключить непосредственное общение между членами группы, что исключает действие психологических факторов: нежелание публично высказываться, личные антипатии, внимание к мнениям определенных лиц и т.д. Опрос экспертов производится с помощью опросных листов в несколько туров, результаты анкетирования обрабатываются и доводятся до сведения экспертов, что позволяет им учесть обстоятельства, которыми они ранее пренебрегали. При проведении каждого последующего тура участникам опроса предлагают дополнительные вопросы, а также просят пересмотреть свои первоначальные оценки. В итоге это приводит к сужению диапазона оценок.

     Далее составляется сценарий, который описывает общее мнение экспертов о предыстории проблемы, ее текущем состоянии и прогнозах на перспективу. Результат сценария – формулировка основной цели, которая служит основанием для составления так называемого «дерева целей». Построение «дерева целей» не только обеспечивает увязку и согласование целей плана в качественном отношении, но и дает возможность провести некоторую количественную оценку их важности. 

3. Государственное регулирование инвестиционной деятельности в РФ 

     В настоящее время большое внимание уделяется вопросам инвестиционной политики как на макро -, так и на микроуровне. Государственная инвестиционная политика предусматривает создание реальной возможности и условий для инвестирования, активное участие государства на инвестиционном рынке стимулирует его развитие.

     Государственное регулирование инвестиционной деятельности осуществляется путем про ведения  инвестиционной политики, направленной на социально-экономическое и научно-техническое  развитие РФ, обеспечивается государственными органами управления РФ, республик в составе РФ, органами местного самоуправления в пределах их компетенции

     Инвестиционная  политика государства – это совокупность мероприятий, проводимых государством по управлению инвестиционной деятельностью  с целью создания оптимальных условий для активизации инвестиционного процесса [6, c.72].

     Основной  целью инвестиционной политики государства  является создание благоприятных условий  для развития инвестиционного процесса.

     Основными задачами государственной инвестиционной политики являются:

  1. поддержка (стимулирование) отдельных отраслей экономики.
  2. обеспечение сбалансированного развития отраслей хозяйствования и экспортного производства.
  3. достижение конкурентоспособной отечественной продукции.
  4. реализация социальных и экологических программ (развитие здравоохранение, образования, ЖКХ, охрана окружающей среды).
  5. регулирование занятости населения.
  6. обеспечение обороноспособности и безопасности государства.

     Государственное регулирование инвестирования направлено на обеспечение максимальной эффективности инвестиционных вложений.

     Государство для выполнения своих функций  регулирования экономики использует как экономические (косвенные), так  и административные (прямые) методы воздействия на инвестиционную деятельность и экономику страны путем издания и корректировки соответствующих законодательных актов и постановлений, а также путем проведения определенной экономической, в том числе и инвестиционной, политики.

     В условиях рыночных отношений выделяют прямые и косвенные методы государственного регулирования инвестиционной деятельности. К таким средствам можно отнести государственную регистрацию субъектов предпринимательской деятельности, лицензирование, установление квот на экспорт и импорт, управление государственными предприятиями и государственной собственностью, распорядительные процедуры и др. Прямое экономическое воздействие заключается в инвестировании в отдельные территории, отрасли, предприятия, которые по роду своей деятельности не могут выдержать жесткую конкуренцию рынка. Например, в наукоемких отраслях экономики велик риск вложения инвестиций, инвестиционный процесс протекает с интервалами, при этом проекты считаются долгосрочными и дорогостоящими.

     Рассмотрим  более подробно некоторые стороны  прямого метода государственного регулирования инвестиционной деятельности.

     Формы деятельности органов государственной  власти в области прямого регулирования  инвестиций заключаются в следующем [16]:

     1) выделение средств на капитальные вложения из государственного бюджета;

     2) на практике в качестве прямого регулирующего воздействия на инвестирование считается предоставление финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, субвенций, бюджетных ссуд на развитие отдельных регионов, отраслей, производств;

     3) государственное воздействие на инвестирование выражается и путем проведения кредитной политики, политики ценообразования, амортизационной политики;

     4) разработка (формирования) и реализация федеральных программ;

     5) разработка и проведение единой государственной научно-технической политики;

     6) стимулирование инвестиционной активности с помощью налогов, налоговых льгот, норм амортизации и ее индексации, регулирования учетной ставки банковского кредита.

     Важным  методом прямого государственного регулирования инвестиционной деятельности является контроль за соблюдением государственных норм и стандартов, обязательных для всех предприятий и организаций, независимо от формы собственности.

     Методом государственного регулирования инвестиционной деятельности является экспертиза инвестиционных проектов. Порядок государственной экспертизы и утверждения инвестиционных проектов устанавливается Правительством России.

     Государственные инвестиции направлены на решение стратегических задач государственной политики и зачастую не носят коммерческого  характера, поэтому существует мнение их невысокой экономической эффективности. Эффективность государственных инвестиций необходимо рассматривать в масштабе страны из-за их направленности на устойчивый экономический рост и социальный прогресс общества. России необходимо создать механизм обеспечения эффективности использования государственных инвестиций [14, c.34].

     Косвенные методы государственного регулирования  предполагают только экономические  средства воздействия на инвестиционные процессы. К ним относятся инструменты  бюджетной, налоговой, денежно-кредитной политики. На субъекты инвестиционного процесса они оказывают опосредованное воздействие, стимулируя их к определенным действиям, направленным на решения задач государственной инвестиционной политики.

     В настоящее время действует целый ряд федеральных целевых программ. Первые федеральные целевые программы появились в 1993 году, их число с каждым годом увеличивалось. Это привело к тому, что объем необходимых инвестиций значительно превысил имеющиеся у государства ресурсы на их осуществление. По отдельным программам финансирование составляло лишь мизерную часть от декларируемого объема вложений. В настоящее время система мер государственной инвестиционной политики направлена на выделение приоритетных направлений использования инвестиций, исключающее распыление государственных средств.

     Особое  внимание сейчас уделяется национальным проектам. Они осуществляются в соответствии с приоритетами развития страны, под  контролем ее президента, в более  короткий период времени, чем требуется  на реализацию федеральных целевых программ. Помимо этого учитывается принцип проектного финансирования с помощью специально созданной структуры, на основе сквозного планирования, отчетности и контроля.

     Масштабные  инвестиции в рамках национальных проектов необходимо направлять на развитие потенциальных преимуществ российской экономики, на создание новых продуктов, аналогов которых нет на мировом рынке, на повышение конкурентоспособности существующих предприятий на обеспечение достойных условий жизни и труда населения.

     Эффективность государственной инвестиционной политики зависит не только от общего объема инвестиций, а от того, в какие  именно отрасли были направлены инвестиционные потоки. Таким образом, инвестиционная политика государства должна обеспечить системный подход к управлению инвестиционной деятельностью, создавая оптимальные условия для активизации инвестиционного процесса.

     Благоприятные условия для развития инвестиционной деятельности создаются государством путем [16]:

  • совершенствования системы налогов, механизма начисления амортизации и использования амортизационных отчислений;
  • установления субъектам инвестиционной деятельности специальных налоговых режимов, не носящих индивидуального характера;
  • защиты интересов инвесторов;
  • предоставления субъектам инвестиционной деятельности льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, не противоречащих законодательству Российской Федерации;
  • расширения использования средств населения и иных внебюджетных источников финансирования жилищного строительства и строительства объектов социально-культурного на-
  • создания и развития сети информационно-аналитических центров, осуществляющих регулярное проведение рейтингов и публикацию рейтинговых оценок субъектов инвестиционной деятельности;
  • принятия антимонопольных мер;
  • расширения возможностей использования залогов при осуществлении кредитования;
  • развития финансового лизинга в Российской Федерации;
  • проведения переоценки основных фондов в соответствии с темпами инфляции;
  • создания возможностей формирования субъектами инвестиционной деятельности собственных инвестиционных фондов.

     Для успешного развития инвестиционной сферы необходимо формирование четкой стратегии инвестиционного развития региона на долгосрочную перспективу. Отсутствие такой стратегии приводит к тому, что руководящие органы при определении направлений и пропорций распределения бюджетных средств, привлечении и размещении инвестиций, выборе приоритетных инвестиционных проектов не имеют надежного механизма, позволяющего оценить принятое решение с учетом перспектив развития региона, обеспечения его комплексного развития, организации действия всех его подсистем, наиболее эффективного использования инвестиционного потенциала.

     Механизм  государственного регулирования инвестиционных процессов представляет собой совокупность инструментов и методов воздействия государства на инвестиционную политику субъектов хозяйствования.

     Условно государственные инструменты инвестиционной политики можно подразделить на три  группы: макроэкономические, микроэкономические и институциональные [10, c.326].

Информация о работе Инновационная деятельность предприятия