Инновационная деятельность предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 14:46, курсовая работа

Описание работы

Формирование инновационной политики промышленного предприятия, адекватной современным экономическим условиям, является важнейшей задачей достижения конкурентных преимуществ в долгосрочной перспективе и повышения эффективности промышленного производства.

В современных условиях инновации становятся фактором, способным существенно влиять на формирование национальной конкурентоспособности. Полноценное использование инноваций для национального развития возможно только при условии целенаправленной инновационной политики, проводимой как ТНК, так и на государственном уровне. Эта задача особенно актуальна для России, обладающей значительным инновационным потенциалом, который используется явно недостаточно, в частности, в связи с отсутствием адекватной национальной инновационной политики.

Содержание

Содержание 2

Теоретический раздел 3

Введение 3

1. Понятие, сущность и виды инноваций 5

2. Инновационная политика в реализации инновационного развития предприятия 11

3. Государственное регулирование инвестиционной деятельности в РФ 18

Заключение 26

Список использованной литературы 28

Практическая часть 29

Расчет технико-экономических показателей деятельности предприятия 30

1. Расчет производственной мощности и резервов её использования 30

2. Расчет затрат на производство (отчетный год) 31

2.1. Расчет потребности и стоимости сырья и основных материалов 31

2.2. Расчет потребности и стоимости вспомогательных материалов 31

2.3. Расчет потребности и стоимости теплоэнергии и электроэнергии 31

2.4. Расчет фонда заработной платы производственных рабочих 31

2.5. Расчет себестоимости и цены продукции (отчетный год) 32

2.6. Производственная программа предприятия 34

3. Расчет показателей планируемого года 34

4. Основные показатели производственно-хозяйственной деятельности предприятия 3

Работа содержит 1 файл

Курсовая работка!=).doc

— 486.50 Кб (Скачать)

     Таблица 1

     Классификация инноваций по различным признакам

    Вид инновации Характеристика
    По  широте воздействия инноваци
    национальные 

    - отраслевые 

    - локальные

    Характерны  для определенных стран, национальностей

    Имеют практическую значимость и новизну  в определенной отрасли

    Инновации в конкретной сфере (например, в производстве)

    По  сфере деятельности
    - экологические 
     
     
     

    - технико-технологические 
     
     
     
     
     

    - экономические 
     
     
     
     
     

    - организационные 
     
     
     
     
     
     

    - управленческие 
     
     
     
     
     
     
     
     

    - социальные 
     
     
     

    проявляются в более эффективных способах использования природных ресурсов и уменьшения вредного воздействия  на окружающую среду 

    приводят  на рынке к созданию новых или  улучшенных промышленных продуктов  и обеспечивающих коммерческое использование  новых и улучшенных производственных процессов и оборудования 

    Вызывают  перемены в формах организации производства и управления им, обращении произведенных продуктов, ценового, финансово-кредитного, денежного механизмов и способствующих повышению эффективности воспроизводства 

    это процессы освоения новых форм и методов  организации и регламентации  производства и труда, а также  инновации, предполагающие изменения соотношения сфер влияния (как по вертикали, так и по горизонтали) структурных подразделений, социальных групп или отдельных лиц; 

    целенаправленное  изменение состава функций, организационных  структур, технологии и организации процесса управления, методов работы аппарата управления, ориентированное на замену элементов системы управления (или всей системы в целом) с целью ускорения, облегчения или улучшения решения поставленных перед предприятием задач 

    проявляются в форме активизации человеческого фактора путем разработки и внедрения системы усовершенствования кадровой политики; системы профессиональной подготовки и усовершенствования работников; системы социально-профессиональной адаптации вновь принятых на работу лиц; системы вознаграждения и оценки результатов труда. Это также улучшение социально-бытовых условий жизни работников, условий безопасности и гигиены труда, культурная деятельность, организация свободного времени

    Технологические инновации делятся на:
    Продуктовые 
     

    Процессные

    позволяют создавать  новые товары для их производительного  и непроизводительного использования

    позволяют использовать новые технологические  процессы для производства как традиционных, так и нестандартных процессов

    По  уровню новизны: или в зависимости от глубины вносимых изменений
    Радикальные или базисные 
     

    Улучшающие 
     
     
     

    Псевдоинновации или модификационные (частные).

    Относятся к  принципиально новым продуктам, направлены на освоение новых поколений  техники (технологии) и технологических  укладов

    Касаются  значительного усовершенствования существующих продуктов, способствуют распространению и дифференциации поколений техники и укладов  с учетом специфических требований разных сфер их применения 

    Несущественное  видоизменение продуктов и технологических процессов: эстетическое (цвет, декор и т.п.), техническое, не оказывающее заметного влияния на параметры и свойство изделия

    По  распространенности
    - единичные 

    - диффузные 

    Единичные случаи изобретений, часто не столь масштабно  значимые

    распространение уже однажды освоенного новшества в новых условиях или на новых объектах внедрения. Именно благодаря диффузии происходит переход от единичного внедрения новшества к инновациям в масштабе всей экономики.

 

     Инновации направлены на удовлетворение определенных общественных потребностей, но вместе с тем необходимое повышение эффективности использования отдельных ресурсов или повышение эффективности отдельных производственных подразделений, либо повышение эффективности предприятия в целом в результате внедрения новшества и получения нововведения происходит далеко не всегда. На конечный успех инновации, выражающийся в получении экономического эффекта от функционирования предприятия, влияет совокупность разных факторов (экономических, юридических, технических, рыночных и др.), воздействие которых чрезвычайно сложно спрогнозировать. Таким образом, можно утверждать, что инновация – это новшество, внедренное в деятельность предприятия с целью повышения его эффективности на основе лучшего удовлетворения определенной общественной потребности. При этом следует отметить, что под эффективностью следует понимать определенный экономический, производственный, социальный, экологический и иной результат, ожидаемый от внедрения новшества. 

2. Инновационная политика в реализации инновационного развития предприятия 

     Необходимость внедрения инновационных проектов требует от предприятий формирования инновационной политики, позволяющей  согласовывать интересы всех участников инновационного процесса, которая должна отвечать следующим требованиям[9,c.20]:

  • по отношению к потребителям - обеспечение высокой чувствительности к состоянию и изменению рыночной ситуации;
  • по отношению к конкурентам - ориентация на активные действия;
  • по отношению к участникам инновационного процесса - соблюдение баланса интересов предприятия, региона, государства и работника;
  • по отношению в человеку - обеспечение социальной направленности в деятельности и её результатов. Это: производство экологически чистой продукции, ужесточение экологических стандартов, защита прав потребителей, создание комфортных условий труда, раскрытие потенциала каждого сотрудника.

     Под инновационной политикой понимают основополагающую линию поведения, действий, систем мер в области  инновационного развития предприятия  в соответствии с поставленной целью и стратегий.

     В любой организации следует различать  внешнюю и внутреннюю инновационную  политику. Внешняя инновационная  политика представляет собой общую  линию поведения организации  на рынке, ведущая к повышению  уровня её развития и определяющая приоритетные инновационные проекты. Она определяется внешней средой, потребностями рынка и внутренним потенциалом организации. Внутренняя инновационная политика является процессом регулирования поведения персонала, нацеленного на инновационный тип развития. Она определяется системой менеджмента организации. В целом, инновационная политика является руководством по выбору приоритетных направлений инновационного процесса, разработке и исполнению инновационных планов и проектов, формированию инновационно активных отношений между сотрудниками в организации [7,c.156].

     Инновационная политика обеспечивает интеграцию всех структур (НИОКР, маркетинг, финансы) для  осуществления эффективного процесса внедрения новшеств.

     Главная задача – это достижение поставленных на более высоком уровне управления целей и реализация стратегии.

     Основная  цель инновационной политики промышленного  предприятия состоит в создании условий, обеспечивающих инновационное  саморазвитие компании, повышение эффективности  производства и рост конкурентоспособности в долгосрочной перспективе за счёт внедрения инноваций. Задачи инновационной политики заключаются в: обосновании приоритетов и направлений инновационного развития; грамотной организации инновационных процессов, обеспечивающих эффективное взаимодействие всех субъектов инновационной деятельности; оценке инновационного потенциала предприятия; активизации инновационной деятельности; выборе и реализации инновационных проектов, оказывающих влияние на повышение конкурентоспособности; разработке сценариев инновационного развития; концентрации ресурсов на приоритетных направлениях инновационной политики; реализации других мероприятий.

     К основным принципам инновационной  политики следует отнести: соответствие требованиям рынка, доминирование  стратегических параметров, комплексность, непрерывность, адаптивность, поисковую активность, много вариантность, эффективность и учёт неопределённости.

     Политику  развития промышленного предприятия  можно разделить на инновационную  и не инновационную. По характеру развития инновационную политику делят на: политику НИОКР и политику внедрения и адаптации нововведений. Политика НИОКР связана с проведением предприятием исследований и разработок (лицензионная, политика параллельной разработки, исследовательского лидерства, опережающей наукоёмкости, следования жизненному циклу). Политика адаптации нововведений относится к системе обновления производства и вывода продуктов на рынки (политика поддержки продуктового ряда, ретро нововведений, продуктовой имитации, технологического трансферта, вертикального заимствования, стадийного преодоления, процессной имитации, следования за рынком, технологической связанности, радикального опережения, выжидания лидера, сохранения технологических позиций). Инновационная политика промышленного предприятия представляет собой совокупность принципов, целей, задач, экономических, правовых и организационных мероприятий, форм, механизмов и методов управления, направленных на достижение долгосрочных стратегических ориентиров инновационного развития для повышения конкурентоспособности и роста эффективности промышленного производства.

     Для реализации эффективной инновационной  политики следует ответить на вопрос: чем обусловлена восприимчивость  предприятия к инновациям?

     Проанализировав различные типологии, автор диссертации разработал системную классификацию факторов, определяющих инновационную активность промышленного предприятия (рис. 3).

     Данная  классификация учитывает следующие  реалии инновационного развития: комплексное  воздействие на организацию внутренних и внешних факторов; концепцию М. Портера, предполагающую переход от стадии «факторы производства» и «инвестиции» к стадии «инновации»; появление разноотраслевых инноваций, сопровождающихся переходом от доминирующих технических к информационным нововведениям; возникновение инноваций на основе менеджмента знаний.

 

     

     Рис.3 Система факторов инновационного развития предприятия [12] 

     Среди главных факторов, сдерживающих инновационную  деятельность промышленных предприятий, выделяют нехватку собственных денежных средств. Второе и третье место делят между собой высокая стоимость нововведений и недостаток финансовой поддержки со стороны государства. Четвертое место стабильно приходится на низкий инновационный потенциал, а пятое занимает высокий экономический риск.

     Как мы уже отметили, инновационная политика хозяйствующего субъекта (предприятия) представляет собой совокупность направлений и методов воздействия хозяйствующего механизма на производство новых видов продукта и технологий.

     Целью инновационной политики предприятия является разработка непосредственно инновационного проекта, в котором необходимо обосновать его экономическую целесообразность. А поскольку инновации предполагают вложение инвестиций, то разработка инновационной политики осуществляется в соответствии с Методическими рекомендациями по разработке инвестиционной политики предприятия, утвержденными приказом Минэкономики России от 1 октября 1997 г. № 118.

     Однако  прежде чем приступить к разработке инновационной политики Вашего предприятия  проанализируйте следующие факторы: состояние рынка, в том числе финансового рынка в целом и по его звеньям; место предприятия на рынке, объем реализации товаров (работ, услуг), их качество, цена, действия конкурентов; экономическое положение предприятия, его финансовое состояние; сочетание собственных и чужих ресурсов Вашего предприятия. К чужим ресурсам относятся: привлеченные средства (кредиторская задолженность, полученные авансы), заемный капитал (кредит, займы), арендованные основные средства, имущество, полученное по договору лизинга; льготы, получаемые от государства (если таковые есть); условия страхования и получения гарантий от некоммерческих рисков.

     Разработка  инновационной политики предприятия  представляет собой достаточно сложный  процесс, который включает в себя три основных аспекта [9, c.29]:

     1. Выбор направления инновационной политики. На данном этапе задача состоит в том, чтобы проанализировать варианты возможной будущей обстановки на рынке и спрогнозировать возможные цели в будущем. Здесь сложность заключается в том, что здесь в большей степени придется опираться на собственную интуицию, основанную на жизненном опыте. После этого необходимо сформировать идеи в альтернативные цели, которые предполагается реализовать.

     Существуют  и более точные методы прогноза и  отбора целей, т.е. методы выбора инновационной политики как таковой. Они будут рассмотрены нами ниже.

     2. Стратегическое планирование инноваций. На этом этапе необхолимо разработать варианты альтернативных путей и средств достижения выбранных на предыдущем этапе целей. Затем путем сравнения и оценки необходимо отбросить все лишние варианты и выработать окончательную стратегию. Эта стратегия должна описывать общее направление поиска и развития нововведения, способы достижения цели инновации, а также ее технико-экономическое обоснование. Таким образом, конечным результатом стратегического планирования является создание непосредственно инновационного проекта.

     3. Оперативное планирование инновации. Здесь инновационный проект разбивается на отдельные этапы. В составе полученных этапов необходимо запланировать отдельные мероприятия, целью которых является реализация разработанной стратегии. Каждое мероприятие определяет сроки начала и окончания конкретной работы, количество исполнителей, необходимый объем ресурсов и т.д. Таким образом, в результате оперативного планирования разрабатывается подробный последовательный план действий по осуществлению инновации.

     Как мы уже говорили, существует несколько  методов выбора направления инновационной  политики[4, c.57]:

     1. Метод написания сценариев. Данный метод заключается в подготовке детального плана осуществления инновации. Собственно говоря, сценарий – это логическая и правдоподобная возможная ситуация в инновациях в будущем, а сама цель написания сценария состоит в освещении этой самой ситуации. Для начала необходимо подобрать коллектив для составления сценария будущего развития процессов и выявления их возможных последствий. Далее необходимо сформировать специальные вопросы, которые помогут определить и проанализировать будущую ситуацию, и свести их в таблицу для наглядного представления полученных ситуаций. Либо можно создать сценарий в процессе игры с правилами, имитирующими реальную ситуацию, и записать ходы различных игроков. Полученный анализ будущей ситуации позволит определить и сформулировать цели и разработать инновационную политику для их достижения. Достоинством данного метода является то, что специалист, занимающийся разработкой инновационной политики, изучает возможную будущую ситуацию на рынке и выявляет те детали и процессы, которые в ином случае легко мог бы упустить.

Информация о работе Инновационная деятельность предприятия