Инновации и научно-технический прогресс

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 13:23, реферат

Описание работы

Решающим средством повышения эффективности общественного производства, совершенствования структуры экономики, обеспечения экономического роста и решения социальных задач является научно-технический прогресс (НТП).

Работа содержит 1 файл

План реферата.docx

— 50.08 Кб (Скачать)

Министерство  сельского хозяйства и продовольствия  Республики Беларусь 

Учреждение  образования «Гродненский государственный  аграрный университет» 
 

Кафедра экономики  АПК 
 
 

                              РЕФЕРАТ

 

На тему: «Инновации и научно - технический  прогресс».

 
 
 
 

                                                             Выполнила: студентка 3 курса 1 группы

                                                             экономического факультета

                                                             Мазуркевич Оксана Ришардовна

 
 
 

Гродно, 2009

1. Научно-технический  прогресс и инновационная  политика.

Решающим  средством повышения эффективности  общественного производства, совершенствования  структуры экономики, обеспечения  экономического роста и решения  социальных задач является научно-технический  прогресс (НТП).

Научно-технический  прогресс - это непрерывный процесс приобретения и накопления научных знаний об окружающем мире и на их основе совершенствование действующих, создание и внедрение прогрессивных средств и предметов труда, технологических процессов и форм организации производства.

НТП рассматривается  как цикл ”наука - производство”, включающий в себя ряд стадий:

фундаментальные исследования. Цель этой стадии - получить новые знания о закономерностях развития природы и общества, на основе которых выявляются новые пути прогресса техники, экономики, организации производства. В результате фундаментальных исследований появляются гипотезы, теории. Продукты труда исследователей, результаты деятельности коллективов и исполнителей фундаментальных исследований отражаются в авторских свидетельствах на открытие, изобретение, в монографиях, статьях, учебниках, учебных пособиях, отчетах, предложениях. Они используются для дальнейшего развития самой науки, подготовки специалистов с высшим образованием, кандидатов и докторов наук, в прикладном плане - для дальнейшего развития идей и предложений на стадии прикладных исследований с целью определения возможности овеществления получаемых результатов. Фундаментальные исследования проводятся силами и средствами институтов Академии наук и государственными университетами, отраслевыми научно-исследовательскими институтами и вузами страны;

поисковые исследования. Это исследования по выбору идей, представляющих интерес общества на современном этапе его развития, т.е. выявляются технико-экономические возможности и конкретные пути практического применения в соответствующих областях экономики принципиально новых для них способов и средств производства продукции. Конечные результаты этих работ имеют вполне конкретный характер и выдаются в виде отчетов, технической документации, макетов экспериментальных и опытных образцов;

прикладные  исследования. На этой стадии проводятся теоретические и экспериментальные исследования, появляется информация о возможностях создания новой техники, технологии и продукта, создается схема конкретного образца изделия;

опытно-конструкторские  работы. Изготавливается опытный образец или установка для производства новой продукции, подготавливается соответствующая документация;

освоение  и внедрение в  производство. Технология производства нового изделия приспосабливается к условиям предприятия. Проводятся проектные, строительно-монтажные и пусконаладочные работы.

Каждая стадия характеризуется специфическими задачами, особым подходом к их решению, определенным составом и уровнем квалификации участников, выбором определенных средств  и предметов труда, материальными  и финансовыми ресурсами, различными формами объединения исполнителей и управления их деятельностью.

С понятием НТП тесно связано понятие  научно-технического потенциала.

Научно-технический  потенциал представляет собой совокупность научно-технических кадров, материальных, финансовых, информационных и иных ресурсов, необходим для создания и реализации достижений НТП в народное хозяйство. Он является одним из объектов государственного регулирования, а следовательно, прогнозирования и планирования. Государство выступает как институт, финансирующий, организующий и управляющий его развитием.

Структурная перестройка экономики, ориентированная  на использование интеллектуальных ресурсов и развитие высокотехнологичных  производств в противовес материало- и энергоемким производствам, предполагает создание условий для непрерывного обновления технологий и продукции, роста образовательного уровня населения  и совершенствования управления путем нововведений (инноваций), основанных на новейших научных знаниях.

В широком  смысле под инновациями понимают новые технологии, виды услуг, продукции, новые организационно-технические решения производственного, административного, финансового и иного характера.

По существу, смысл всей экономической реформы  состоит в создании условий для  повышения восприимчивости экономики  к инновациям, развития инновационного предпринимательства и обеспечения  экономического роста за счет использования  достижений науки и техники. Это обуславливает необходимость активизации инновационной деятельности.

Инновационная деятельность - это деятельность по разработке и освоению результатов исследований, повышающих эффективность способов и средств осуществления конкретных процессов, в том числе освоение производства новой продукции и технологий.

Инновационная сфера охватывает, во-первых, непосредственно сам объект инноваций; во-вторых, ее субъекты - предпринимателей, а также систему, обеспечивающую продвижение инноваций до стадии их реализации (управление, инфраструктура, финансовая и инвестиционная поддержка).

С целью  активизации инновационной деятельности разрабатывается инновационная  политика, представляющая совокупность принципов и мероприятий, обеспечивающих создание благоприятного инновационного климата в стране. Инновационная  политика является составной частью социально-экономической политики. Она должна объединять общими задачами науку, технику, производство, потребление, финансовую систему, образование и  должна быть ориентирована на использование  интеллектуальных ресурсов, развитие высокотехнологичных производств  и приоритеты экономики.

Обычно выделяют три главных объективных источника  образования приоритетов.

Нарастающая ограниченность производственных ресурсов и возникновение на этой основе проблем  текущей и предвидимой несбалансированности в народном хозяйстве. Чем больше ограничен какой-либо вид ресурса, тем в большей мере научно-технический  прогресс должен быть сконцентрирован  на экономии и замещении данного  вида ресурса.

Формирование  ”точек роста”, т.е. создание и внедрение  новейших технологий, организационно-технических  мероприятий, которые позволяют  обеспечить достижение более высоких  результатов развития за минимальный  промежуток времени.

Устранение  или уменьшение степени воздействия  социальных ограничений, связанных  со здоровьем, условиями труда и  быта человека, необходимость поддержания  экологического равновесия.

Конкретные  направления приоритетности также  классифицируются по отдельным группам, в том числе:

научно-технические  приоритеты высшего порядка. Основным критерием их отбора является соответствие конкретным целям развития общества в ближайшей и более отдаленной перспективе;

отдельные инновационные проекты, которые  связаны с решением задач, как  правило, краткосрочного характера, но имеющие большую актуальность для  отрасли, субъектов хозяйствования;

важнейшие виды импорта технологий, т.е. использование  политики заимствования важнейших  технологических разработок или  закупки предприятий ”под ключ”. Основное требование состоит в том, чтобы обеспечивалась быстрая окупаемость  расходуемых валютных средств и  достигался ”прорыв” по конкретному  направлению НТП.

Среди приоритетных направлений инновационной деятельности, например, в Беларуси выделяются: ресурсосберегающие технологии, новые материалы и  источники энергии; повышение конкурентоспособности  продукции машиностроения и радиоэлектроники, расширение экспорта и занятие новых  ниш мирового рынка; импортозамещение производства; информатика; телекоммуникации и связь; энергетика и транспорт; переработка и хранение сельскохозяйственной продукции; охрана окружающей среды.

Ориентация  научно-технического прогресса на производственные потребности дополняется селекцией  отдельных направлений развития науки и техники в соответствии с их предполагаемой эффективностью, включая сроки получения эффекта. Ввиду различной степени зрелости отдельных технических решений  и экономической окупаемости  последовательность их реализации согласовывается  с реальными финансовыми и  другими возможностями.

Инновационная политика базируется на таких важнейших  принципах, как:

признание модели инновационного развития экономики  в качестве приоритетной;

создание  государством экономико-правовых условий  и экономических механизмов, обеспечивающих превращение инноваций в существенный фактор экономического роста;

максимальное  использование рыночных механизмов активизации инновационной деятельности и предпринимательства, создание равных стимулов для всех субъектов хозяйствования независимо от форм собственности;

эффективное развитие и использование собственного научно-технического потенциала и его  реформирование в соответствии с  целями экономической политики;

оптимальное сочетание интересов разработчиков, производителей продукции и инвесторов, признание объектов интеллектуальной собственности в качестве источника  доходов.

Реализация  этих принципов требует проведения экспертизы и формирования законодательства с точки зрения наиболее эффективного стимулирования инновационной деятельности и обеспечения развития инновационных  процессов в основных сферах промышленности, сельского хозяйства и социального  комплекса.

Эффективное инновационное развитие предполагает широкий выбор инновационных  идей и проектов.

Источниками идей могут быть исследования и разработки республики, достижения мировой науки  и технологий, привлекаемые путем  закупки лицензий, приобретения или  лизинга технологического оборудования (долгосрочной аренды машин, оборудования, сооружений или выдача оборудования напрокат), ”ноу-хау” (технические  знания, опыт, документация), передача которых оговаривается при заключении лицензионных договоров и других соглашений.

Преимущества  в реализации идей должны получать те из них, которые в конкретных условиях обеспечивают наилучший результат  с наименьшими затратами. Важным является формирование инфраструктуры нововведений, способствующей продвижению  инноваций на рынок.

В Беларуси, например, намечается развитие системы  страхования инновационных проектов, информационной системы о передовых  технологиях и состоянии их рынков, венчурных проектов, квалифицированного инжиниринга, консалтинга и аудита. Предусматривается обеспечение  защиты прав на результаты интеллектуального  труда, развитие малого научно-инновационного предпринимательства, т.е. благоприятных  экономических, правовых, организационных и других условий для возникновения новых фирм, занятых созданием и коммерциализацией научно-технических нововведений.

Должен быть создан соответствующий уровень  стандартизации, метрологии и сертификации, эффективной патентной системы, обеспечивающей защиту прав на результаты интеллектуального труда.

Механизм  реализации инновационных направлений  предполагает также использование  различного рода регуляторов: льготного  налогообложения в научной сфере, субсидирования, льготного долгосрочного  кредитования разработчиков и потребителей научно-технической продукции, увеличение затрат на НИОКР, стимулирования труда  научных работников, осуществления  подготовки кадров. Намечается развитие научно-технического сотрудничества с  зарубежными странами.

Информация о работе Инновации и научно-технический прогресс